Просмотр содержимого документа
«Использование инновационных технологий в работе учителя - логопеда.»
Муниципальное автономное
дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида «Березка»
р.п. Чишмы муниципального района Чишминский район
Республики Башкортостан
Мастер - класс «Использование инновационных технологий в коррекционной работе с дошкольниками»
Подготовили:
учитель – логопед:
Лебедева Е.С.
Цель мастер-класса: создание информационного пространства для повышения уровня компетентности педагогов об инновационных технологиях в коррекционной работе с дошкольниками.
Задачи:
показать участникам мастер – класса инновационные технологии в коррекционной работе с дошкольниками.
организовать профессиональный диалог по вопросам использования инновационных технологий педагогами.
создать условия для профессионального общения, самореализации и творческого потенциала участников мастер - класса.
Мастер - класс адресован:
- воспитателям ДОУ и специалистам.
Содержание:
1.Теоретическая часть.
2.Практическая часть:
А) Обмен опытом педагогов и специалистов.
Б) Инновационная игровая технология «Мозартикотерапия».
3.Подведениие итогов.
Материал: раздаточный материал: набор карточек: по 9 штук для каждого со словами: («карась», «орел», «овца», «бегать», «плавать», «летать», «шерсть», «перья», «чешуя»), по листу белой бумаги и по 2 простых карандаша для каждого участника; памятки с кинезиологическими упражнениями; игровой набор мозарттерапии.
Ход мероприятия:
Уважаемые педагоги! Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от педагога умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределённости, уметь налаживать эффективные коммуникации с детьми и родителями и при этом оставаться нравственным.
Задача ФГОС ДО – обеспечить каждого воспитанника качественным современным
образованием, закрепить и повсеместно ввести в практику лучшие образовательные
модели, придать позитивный импульс модернизации образования. И для решения этой задачи, эффективной организации образовательного процесса в дошкольном учреждении необходима высокая профессиональная компетентность педагогов. Проходя через разные формы методической работы, воспитатели не только повышают профессиональный уровень, для них становится потребностью узнать что-то новое, научиться делать то, что они еще не умеют.
Одной из современных и эффективных форм методической работы, позволяющей отработать практические навыки по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания, является мастер – класс.
Уважаемые коллеги, тема сегодняшнего мероприятия «Использование инновационных технологий в коррекционной работе с дошкольниками».
Словесная игра «Я»
Я вопросы хочу вам задать, Ваше дело — отвечать, Выше руки поднимайте И кричите громко: «Я», Чтоб услышали друзья. Вопросы: Кто у нас хороший, красивый и пригожий? Кто с утра детей встречает и с улыбкой провожает? Кто не кричит, не срывается, лишь добрым словом управляется? Кто с родителями в контакте, обладает чувством такта? Кто из нас, людей приличных, меньше всех был на больничном? Кто на празднике задорен, чудно исполняет роли? Кто начальство обожает, а коллег всех уважает? А какой пенсионер молодежи даст пример? Кто со мной будет играть, настроенье улучшать?
Жизнь современного ребенка становится все разнообразнее и сложнее. И она требует не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Один из методов решения этих задач, который нас заинтересовал, является метод кинезиологии. Сегодня нам бы хотелось более подробно остановиться на нем
Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. И именно эти упражнения позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта.
Всем нам известно, что человеческий мозг состоит из двух полушариев. Обычно у человека одно из полушарий является доминирующим и это проявляется в различии способа переработки информации. Люди с доминирующим левым полушарием обладают логическим складом ума. А творческие личности – это люди с доминирующим правым полушарием.
Мы предлагаем вам прямо сейчас определить, какое полушарие доминирует именно у Вас.
Разложите карточки по 3 на 3 группы так, чтобы в каждой группе было что-то общее.
Оценка результатов:
Если Вы разложили карточки по 1 варианту, а именно:
1-я группа карточек – «карась», «орел», «овца».
2-я группа карточек – «бегать», «плавать», «летать».
3-я группа карточек – «шерсть», «перья», «чешуя».
То у вас преобладает логическое мышление, у вас мыслительный тип и доминирует левое полушарие.
Если Вы разложили карточки по 2 варианту, а именно:
1-я группа карточек – «карась», «плавать», «чешуя».
2-я группа карточек – «орел», «летать», «перья».
3-я группа карточек – «овца», «бегать», «шерсть».
То у вас образное мышление, у вас художественный тип и доминирует правое полушарие.
Какие результаты бы Вы не получили, никогда не поздно начать тренировать свой мозг, чтобы оба полушария головного мозга стали равноценно развиты. Так вот роль кинезиологии заключается в том, чтобы синхронизировать работу обоих полушариев, передавать информацию из одного полушария в другое.
Существует ряд кинезиологических упражнений, которые улучшают мыслительную деятельность, развивают межполушарное взаимодействие, мелкую моторику, память, внимание, речь, мышление.
Мы предлагаем Вам выполнить несколько простых, но действенных упражнений вместе с нами.
1 упражнение – «Кулак – ладонь».Обе руки лежат на столе или на коленях ладонями вниз, одна сжата в кулак. Одновременно кулак разжать, а другую ладонь сжать в кулак, поменять руки. Движения по мере усвоения можно ускорять, но следить за тем, чтобы сжатия - разжатия производились попеременно, не соскальзывая на одновременные.
Вот ладошка, вот кулак.
Всё быстрей делай так.
2 упражнениеназывается «Оладушки».Правая рука лежит на колене ладонью вниз, левая – на другом колене ладонью вверх. Одновременная смена: теперь правая – ладонью вверх, левая – ладонью вниз. По мере усвоения – движения ускорять.
Мы играли в ладушки – жарили оладушки.
Так пожарим, повернем – и опять играть начнем.
3упражнение – «Кулак – ребро – ладонь».Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола: выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. Количество повторений – по 8-10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении помогайте себе командами (кулак – ребро – ладонь), произнося их вслух или про себя.
Лягушка (кулак) хочет (ребро) в пруд (ладонь),
Лягушке (кулак) скучно (ребро) тут (ладонь).
4 упражнение - упражнение «Здравствуй» (Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками)
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю —
Всех я вас приветствую!
5 упражнение -«Ухо – нос»(Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот»)
Села на нос мне, на правое ухо –
Лезет назойливо черная муха.
Снова на нос, но на левое ухо-
Кыш, улетай от меня, Цокотуха!
Таких простых, но очень действенных упражнений очень много.
Мы подготовили для вас небольшие комплексы, в которых вы найдете некоторые кинезиологические упражнения, они помогут вам в вашей работе и пригодятся для вас самих.
4. Еще одной формой кенизиологических упражнений является зеркальное рисование. Это рисование двумя руками одновременно.
Над травой порхает ... бантик? Нет, наверно это фантик разноцветный от конфет? Знает кто из вас ответ? Ой, есть крылышки у чуда! Прилетело ты откуда? Тихо бабочка присела, отдохнула и взлетела. Так с цветочка на цветок я порхаю весь денёк. М. Блинникова
Обратите внимание на ваши рисунки. Надеемся, вы лишний раз убедились, что одно из полушарий у вас, все - таки, доминирует, так как вам не удалось добиться полной симметрии в рисунке. Постоянные занятия симметричным рисованием помогут вам. Рисуем обеими руками одновременно симметричные зеркальные рисунки – и у вас работают оба полушария гармонично!
Если Ваш ребенок отказывается писать, читать, заниматься рисованием, лепкой, обожают сидеть с планшетом, компьютером или перед телевизором – это не его вина. Просто когда нет энергии творчества, энергии самореализации, очень сложно что-то требовать от ребенка. Именно для получения этой энергии и нужны кинезиологические упражнения.
- И вот сегодня мы вам предлагаем новую игровую технологию «Мозартика».
5. Инновационная игровая технология «Мозартика»(автор П.Э. Руссавская)–это не просто развивающая игра, это очень простой и эффективный способ достичь через ведущий вид деятельности дошкольников, гармоничного развития личности ребенка.
«Мозартика» помогает ребенку узнать и освоить цвет, величину, форму, счет, анализ и синтез, моделирование. Данная методика последовательно развивает когнитивные процессы: восприятие, ощущение, память, речь, мышление и воображение. Дети с большим удовольствием создают совместные картины и сочиняют сказки и рассказы. Методика является диагностическим инструментарием, пособием для коррекционно-развивающей и психотерапевтической деятельностей. С помощью специально разработанной методологии, игровой процесс, с заложенными методами игротерапии, арт-терапии и психоанализа, позволяет определить эмоциональное состояние ребенка, выявить внутри-личностный конфликт, истинные причины возникающих проблем, получить представление о межличностных взаимоотношениях и вовремя оказать помощь.
Этапы терапии включают в себя ознакомление ребенка с игровым материалом, включение ребенка в игровой процесс, создание сюжета на игровом поле и наблюдение за сюжетом, рассказ ребенка о созданном сюжете и осмысление его по завершении игры, моделирование позитивных образов, проектирование новой жизненной ситуации на
основе созданного игрового сюжета.
Из-за того, что очень часто в наше работе нам приходится сталкиваться с детьми у которых низкий уровень развития вербального интеллекта, бедный словарный запас, слаборазвита рефлексия, им сложно формулировать свои мысли, часто они не могут описать ситуацию и затрудняются рассказать о себе, отказываются рисовать ссылаясь на не умение и не желание, боясь что-то сделать "не так". Мозартика позволяет создать точный образ, не прибегая к словам, независимо от художественных способностей и интереса к изобразительному искусству. Как говорится, часто руки знают, как решить загадку, с которой интеллект боролся напрасно.
Увлекательное пособие представляет собой набор разноцветных игровых полей разного размера, карточек с изображением геометрических фигур, картинок. Состоит из серии игр - «Витраж», «Усадьба», «Город», «Острова в океане», «Пустыня», «Космос».
Игровое пособие по методике «Мозарт-развитие» несложно подготовить педагогам вместе со своими детьми, необходимо только желание, интерес к процессу и… цветной картон, открытки, старые журналы, книги, ножницы.
Практическая значимость использования «Мозартики» заключается в повышении социально-коммуникативных навыков у дошкольников. Игра может быть использована любым педагогом и специалистом в ДОУ.
Предлагаем Вам познакомиться с этим замечательным творческим инструментом и надеемся, что мозартика станет вам помощником в вашей работе. (работа с педагогами)
6. И в конце нашей встречи хотелось бы рассказать вам притчу о морских звёздах, которая по своему смыслу очень близка нам с вами- педагогам.
(Человек шёл по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что- то с песка и бросал в море. Человек подошёл ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морских звёзд. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке - миллионы морских звёзд, берег буквально усеян ими на много километров.
- Зачем ты бросаешь этих морских звёзд в воду?- спросил человек, подходя ближе.
- Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнётся отлив, то погибнут, - ответил мальчик, не прекращая своего занятия.
- Но это просто глупо! – закричал человек.- Оглянись! Здесь миллионы морских звёзд, берег просто усеян ими! Твои попытки ничего не изменят!
Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил её в море и сказал: - Нет, мои попытки изменят очень многое… именно для этой звезды).
Давайте же стремиться помочь как можно большему количеству детей. Ведь это так важно каждому из них.
7. Подведение итога мастер – класса. Упражнение «Прощание» Инструкция: Мы (руки к груди) славно (руки в стороны), потрудились (кулак на кулак) Мы (руки к груди) многое (руки в стороны) узнали (руки к голове), Чуть-чуть (руки «щепоткой») добрее стали (руки к груди) И дружно (руки в замок) поиграли (хлопки руками).
8. Рефлексивное упражнение «Звезды» Если содержание мастер-класса было для вас полезным, поднимите свои звезды вверх, если нет — бросьте на пол.
Удачи вам, уважаемые коллеги в нелёгком, порой не всегда заметном, но таком необходимом труде!
Список использованной литературы
1. Болотова Н.П. Инновационные направления работы в педагогической деятельности. Актуальные проблемы образования в условиях его модернизации. Материалы Международной конференции. М. 2015.
2. Сиротюк, А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. А.Л. Сиротюк. — М.: ТЦ Сфера, 2001
3. Ястребова, А.В., Лазаренко, О.И. Занятия по формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей. А.В. Ястребова, О.И. Лазаренко.- М.: Аркти, 2014