Использование мнемотаблиц в обучении связному рассказыванию детей старшего дошкольного возраста
Использование мнемотаблиц в обучении связному рассказыванию детей старшего дошкольного возраста
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью, которая подразумевает развитие умения рассказывать, зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование мнемотаблиц в обучении связному рассказыванию детей старшего дошкольного возраста»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию №118
Консультацию для педагогов
«Использование мнемотаблиц в обучении связному рассказыванию детей старшего дошкольного возраста».
Подготовила:
Петрова Н.Н. воспитатель
Комсомольск – на Амуре
2015 г
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью, которая подразумевает развитие умения рассказывать, зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.
Рассказ – это самостоятельное развернутое изложение ребенком определенного содержания. В методике традиционно термином «рассказ» принято обозначать самостоятельно созданные детьми монологи разного типа (описание, повествование, рассуждение или по другому контаминация). Здесь допускается (с лингвистической точки зрения) терминологическая неточность, поскольку рассказом мы можем назвать только повествование.
Виды рассказывания:
1. Рассказывание по игрушкам и рассказывание по картинам – игрушки, предметы и картины служат прекрасным материалом для обучения разным типам высказываний.
В рассказывании по игрушкам и картинам дети учатся отбирать предметно-логическое содержание для описаний и повествований, приобретают умения выстраивать композицию, связывать части в единый текст, избирательно пользоваться языковыми средствами.
2. Творческие рассказы – это рассказы о вымышленных событиях. Под творческим рассказыванием в методике понимают деятельность, результатом которой является придумывание детьми сказок, реалистических рассказов с самостоятельно созданными образами, ситуациями, логически построенными, обличенными в определенную словесную форму.
- В рассказывании по серии сюжетных картинок, по игрушкам ребенок учится составлять повествовательные рассказы: указывать место и время действия, развивать сюжет, соблюдать композицию и последовательность изложения, а в рассказах по одной картине – придумывать предшествующие и последующие события.
- Из личного опыта (только при систематической работе). Дети могут составлять небольшие рассказы сначала с опорой на картинку или игрушку, а затем и без опоры на наглядный материал.
Основные задачи по обучению рассказыванию в старшем дошкольном возрасте:
1. Научить детей самостоятельно, целенаправленно составлять рассказ, соблюдая его композиционную целостность и художественную выразительность.
2. Развивать творческую продуктивность.
3. Формировать умения совершенствовать новый вариант рассказа.
4. Формировать интерес к творческому рассказыванию в игровой деятельности.
5. Развивать оценочное суждение о качестве своих рассказов и рассказов товарищей.
Приемы, используемые при составлении рассказов (по программе И. А. Белоус) :
- Образец педагога (должен ребенок повторить, не выдумывая) ;
- По плану педагога (3 – 4 вопроса) ;
- Коллективное составление рассказа;
- Составление рассказа по частям;
- Вопросы, указания, упражнения (на грамматику) ;
- Демонстрация наглядного материала;
- Оценка рассказывания
- Для детей старшего возраста при составлении рассказов в качестве дидактического материала используются таблицы-схемы, в которых заложена определенная информация. Эти схемы являются планом, который помогает детям наиболее полно, логично и связно составить рассказ или пересказать текст. В схему включаются такие характеристики как цвет, форма, размер, материал, из которого предмет изготовлен.
Использование моделей в старшем дошкольном возрасте служит своеобразным зрительным планом для создания монологов, и помогают детям выстраивать:
- строение рассказов;
- последовательность рассказов;
- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Составные части схем отражают не только основные свойства объектов (цвет, форма, величина, материал, но и действия с объектами, части объекта.
Мнемотаблицы при составлении рассказов описательных о временах года.
Наступила весна. У весны 3 месяца: март, апрель, май. Весной ярко светит солнце и сильно пригревает. Тает снег, кругом лужи, бегут ручьи. Идет теплый весенний дождь. На деревьях набухают почки и распускаются клейкие листочки. Появляется первая травка. Прямо из-под снега расцветают подснежники – первые вестники весны. Просыпаются насекомые. Из теплых мест возвращаются перелетные птицы.
Воспроизводится в дальнейшем материал мнемотаблицы по памяти.
Вывод: Использование схем, моделей, мнемотаблиц при составлении рассказов облегчает овладение связной речью, делает рассказы более последовательными, точными, яркими, насыщенными.
Приёмы обучения рассказыванию детей дошкольного возраста
Каждый ребёнок в детском саду должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Обучение рассказыванию способствует развитию мышления, установлению причинно – следственных связей и воспитанию чувств.
Какие же требования предъявляются к качеству любого рассказа детей?
Во – первых, рассказ должен быть связным и понятным слушателям
Во – вторых, рассказ, особенно у детей старшей группы, должен быть коротким. Важна лаконичная передача наиболее характерного и важного.
В – третьих, рассказ должен быть самостоятельным, в полном смысле монологом, т. е. не прерываться.
Чтобы облегчить детям составление рассказов по плану, рекомендуется коллективный разбор плана.
Л. Н. Ефименкова рекомендует использовать картинные планы для составления некоторых видов рассказов, например, о природе. Т. А. Ткаченко использует наглядные планы в виде «опорных сигналов» - схематичных изображений, которыми педагог иллюстрирует каждый пункт плана. Такая опора на наглядность облегчает детям задачу последовательного изложения текста, что особенно важно для детей с нарушенными вниманием и памятью, которых в речевых группах бывает большинство.
Выбор вида моделирования зависит от возраста детей, уровня обученности, учёта сложности материала.
В дошкольном возрасте в основном задействован только один вид памяти – вербальный. Опорные схемы– это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.
При этом учитывается основное назначение моделей - облегчить ребенку познание, открыть доступ к скрытым, непосредственно не воспринимаемым свойствам, качествам вещей, их связям. Эти скрытые свойства и связи весьма существенны для познаваемого объекта. В результате знания ребенка поднимаются на более высокий уровень обобщения, приближаются к понятиям. Необходимо учитывать, что использование моделей возможно
при условии сформированности у дошкольников умений анализировать, сравнивать, обобщать, абстрагироваться от несущественных признаков при познании предмета. Освоение модели сопряжено с активными познавательными обследовательскими действиями, со способностью к замещению предметов посредством условных знаков, символов.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста широко используются модели, схемы – модели, коллажи. И практически такая работа не проводится с детьми младшего дошкольного возраста. Срабатывает принцип наглядности, который предполагает демонстрацию ярких, образных, реалистических изображений предметов.
Ознакомление с моделями и обучение детей с помощью моделей можно начинать уже с младшего возраста. Когда малыши уже хорошо различают на картинках знакомые предметы, находят по просьбе взрослого, называют их, можно переходить и к знакомству с моделями. Тем более что развитие и обучение ребенка не стоит на месте, а продвигается вперед.
Следовательно, актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми состоит в том, что:
Для детей дошкольного возраста характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к образовательной деятельности. Использование наглядного моделирования помогает решить эту проблему;
Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью;
Применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания, воспроизводить скрытые свойства объектов
В коррекционно-развивающем обучении с детьми с особыми возможностями здоровья мы так же используем наглядные модели, они помогают целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный словарь, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умения использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы.
Речь как высшая психическая функция, являющаяся одной из составляющих интеллектуальной деятельности, и язык как основное средство осуществления речевой деятельности и реализации процессов мышления, уже достаточно давно являются предметом особого внимания. Неполноценная по тем или иным причинам речевая деятельность оказывает негативное влияние на формирование психической сферы ребенка и становление его личностных качеств.
Речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами. Специальное обучение должно осуществляться с помощью комплексной программы логопедического воздействия включающей не только развитие компонентов речевой системы, но и направленной на коррекцию психических функций.