Цель: Ознакомить детей со свойствами воды: прозрачность, не имеет вкуса и запаха, вода растворитель, вода обладает памятью.
Задачи: Образовательные: Развивать навыки проведения лабораторных опытов: закреплять умение работать с прозрачной стеклянной посудой, стеклянными стаканчиками, палочками. Учить детей работать с незнакомыми растворами, соблюдать при этом необходимые меры безопасности. Развивающие: Активизация и обогащение словаря детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия. Воспитательные: Воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а также отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту.
Оборудование: иллюстрации на тему «Вода», колбы, вода, молоко, сахар, мелкие игрушки, стаканы с питьевой водой, гуашь голубая , листы бумаги.
Ход занятия: Часть 1. Вводная. Воспитатель: Для того чтобы узнать, о чем сегодня пойдет речь на нашем занятии - отгадайте загадку:
Если руки наши в ваксе, Если на нос сели кляксы. Кто тогда нам первый друг, Снимет грязь с лица и с рук. Без чего не может мама Ни готовить, ни стирать, Без чего, мы скажем прямо, Человеку умирать? Чтобы лился дождик с неба, Чтобы росли колосья хлеба, Чтобы плыли корабли, Чтобы варились кисели Чтобы не было беды – Жить нельзя нам без… (Воды)
Сегодня мы поговорим о воде. Мы вспомним, что знаем. Узнаем новое, будем рассуждать, играть. Где в природе мы можем увидеть каплю воды? Ответы детей: В луже, в речке, в кране и т.д. (На доске иллюстрации различных водоемов).
Часть 2. Игра «Мама Тучка». Воспитатель: Давайте представим, что я – мама Тучка, а вы - мои детки. Делайте все, что я скажу: - Капельки, вам пора отправляться в путь. Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали… (Дети прыгают). Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками. («Капельки» составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой рекой. («Ручейки» соединяются в одну цепочку). Плывут капельки к большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой океан. (Дети перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу). Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. (Дети разбегаются и рассаживаются на стульчиках вокруг воспитателя).
Воспитатель: Где встречается капелька воды? Ответы детей: в капельке дождя, в ручейке, реке, океане… Воспитатель: А что же такое вода? Какими свойствами она обладает? Чтобы выяснить это мы пройдем в нашу лабораторию.
Часть 3. Основная. Исследование «Волшебная вода»
Воспитатель: Запомните правила поведения в лаборатории: - Не шумите – этим вы мешаете другим. - Аккуратно обращайтесь с посудой. Помните, что стекло может биться и им легко порезаться. - Слушайте воспитателя. - Внимательно следите за результатами опыта. - Закончив наблюдение, постарайтесь сделать вывод. (Дети проходят к рабочим столам. На столах - колбы, вода, молоко, сахар, мелкие игрушки, стаканы с питьевой водой)
Исследование: Воспитатель опускает в стакан с молоком игрушку. Видна ли игрушка? Ответы детей: нет. Воспитатель: Опустите в стакан с водой свои игрушки. Хорошо ли вам видны игрушки? Ответы детей: видны хорошо. Вывод: одно из свойств воды – прозрачность. Воспитатель: Если у воды вкус? Попробуйте воду. Ответы детей: вода без вкуса. Воспитатель: Пахнет ли вода чем – ни будь? Ответы детей: нет. Вывод: вода не имеет ни вкуса, ни запаха. Воспитатель: Опустите в воду кусочек сахара. Что с ним происходит? Ответы детей: сахар растворяется. Воспитатель: Где в жизни мы это можем наблюдать? Ответы детей: например за завтраком, когда мы кладем кусочек сахара в чай, сахар растворяется и чай становится сладким. Вывод: еще одно свойство воды – в ней можно растворять различные вещества. Вода – растворитель.
Воспитатель: Вода обладает памятью. Об этом говорят ученые всего мира. Вода способна запоминать свет и звук, слова и даже мысли. От того, как мы будем относиться друг к другу, зависит наше здоровье, наше настроение, наша жизнь.
Чтение отрывков из сказок «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Дюймовочка».
Воспитатель: Что произошло с Иванушкой? Ответы детей: Напился из копытца заколдованной воды. Ведьма передала плохую мысль воде. Воспитатель: почему вырос в горшочке цветочек и появилась Дюймовочка? Ответы детей: добрая Волшебница дала семечко. Женщина с любовью заботилась, поливала, ухаживала за семечком. Вот и появилась хорошенькая девочка – Дюймовочка!
Вывод: от хорошей мысли – добро, от плохой – зло.
Итог эксперимента: вода – одно из самых удивительных веществ. Она обладает многими свойствами: прозрачность, не имеет вкуса и запаха, является растворителем, обладает памятью.
Часть 4. Заключительная. Творческая работа.
Дети выполняют работу по рисованию на тему «Вода» на листах бумаги с нанесением свечки рисунка капельки. Закрашивая лист бумаги голубой гуашью , появляются капельки воды. Воспитатель: Такой рисунок могут нарисовать только добрые дети с доброй улыбкой. Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь, пожелайте друг другу добра. |