Просмотр содержимого документа
«Игры со звуком "Р". Консультация для педагогов.»
ИГРЫ СО ЗВУКОМ «Р».
Мастер-класс для педагогов.
Звук [Р] является одним из самых дифференцированных, а поэтому и трудных звуков человеческой речи. В онтогенезе детской речи звуки [Р] и [Р’] появляются позже многих других согласных, в норме к 5-6 годам.
2. Правильное произношение звука Р:рот должен быть приоткрыт, зубы не сомкнуты. Кончик языка широкий и напряженный, поднят к альвеолам (бугорки за передними зубами). Края языка прижаты к верхним коренным зубам, спинка приподнята. Кроме правильного положения органов артикуляционного аппарата, нужна сильная воздушная струя, потому что при выдохе она направлена на кончик языка, в результате чего получается его вибрация и «рокочущий» звук.
3. Нарушения произношения звука р называют ротоцизмами или параротоцизмами.
Ротацизм:
Отсутствие звука. Звук лишён присущей ему артикуляции, о чём в речи свидетельствует удлинение смежного гласного.
Искажения звуков. велярный – язык не принимает участие в артикуляции, вибрирует мягкое нёбо. Произнесение напоминает французское [Р]; увулярный – вибрирует не язык, а увула (маленький язычок); носовой – слышится сочетание звуков [Н] и [Г]; боковой – слышится «хлюпающий» звук; щёчный – при выдохе раздуваются щеки; кучерский – вибрируют сомкнутые губы; двугубный – звук похож на английский [W]; одноударный – кончик языка не вибрирует, а только один раз ударяет по альвеолам.
4.Замены звука (параротацизмы) на другие звуки.
Недостатки произношения звука Р могут привести к проблемам при чтении и письме.
5. Чтобы научить ребенка говорить правильно, рекомендуется предварительно выяснить основную причину появления проблемы. Факторами, вызывающими неверное проговаривание, являются:
Патологический прикус. Сдвигание вперед верхней или нижней челюсти. В данном случае следует идти к стоматологу.
Нарушение дыхательной функции. Рычание производится посредством вибраций кончиком языка, упёршимся в нёбо рядом с верхними зубами. Вибрация осуществляется при выдыхании воздуха. Если выдох слабый, воздух не вибрирует, из-за чего правильное звучание невозможно.
Неправильное строение языковой уздечки. Для чёткого звучания необходимо, чтобы язык поднялся к верхним зубам. Если уздечка короткая, то это проблематично. Нормальная уздечка должна иметь длину 8 мм, а короткую либо удлиняют хирургически, либо развивают посредством упражнений.
Неразвитый речевой аппарат. Чтобы понять, что языковые, губные, челюстные мышцы у ребёнка слабые, родитель просит выполнить простые движения: сложить губы трубочкой, широко улыбнуться, сильно вытянуть язык, достать языком до уголков рта. Если с выполнением задания возникли проблемы, то лицевая мускулатура слаба. Нужна консультация невропатолога, так как дизартрия может быть следствием тяжёлых нервных патологий.
Нарушенный речевой слух. Дети начинают четко воспринимать фонемы на слух к 4 годам. Если есть слуховые проблемы, то в произносимых словах фонемы либо пропускаются, либо заменяются.
Поведенческие расстройства. Особенно трудно поставить звук «р» у детей с нарушениями поведения, например, синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Не меньше проблем с обучением произношению возникает у тонически расслабленных детей.
Нарушение фонематического и физического слуха
Подражание речи ближайшего окружения
Нарушения мышечного тонуса при дизартрии
Помощь каких специалистов может потребоваться? Если у ребенка причина дефекта речи − это укороченная подъязычная уздечка, то может потребоваться консультация хирурга. Но в современной логопедии решают эту проблему при помощи упражнений. И помощь хирурга нужна только тем, у кого слишком короткая уздечка. Из-за этого дефекта трудно поднимать язык, что является основой для произношения Р. Когда ребенок не говорит Р. Если неправильный прикус, логопед может посоветовать обратиться к ортодонту. Если сложное речевое нарушение (дизартрия, алалия), для активизации речевых процессов нужен специальный курс лечения, который подбирает невролог. А также консультация дефектолога, который сможет составить план коррекционной работы по развитию эмоционально-волевой сферы.
6. Р и Р`− это сложные звуки, поэтому прежде чем начинать их постановку необходимо сделать подготовительную работу. Подготовительные упражнения, которые можно разделить на 3 направления:
- упражнения, направленные на подъём языка;
- упражнения на формирование направленной воздушной струи;
- упражнения для выработки вибрации.
Проводят работу по формированию речевого дыхания, оно должно быть диафрагмальным. Вдох осуществляется через нос, выдох через рот.
7. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке. Артикуляционная гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения.
8. Развитие мелкой моторики
У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются недостатки в общей моторике. Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому развитие мелкой моторики должно занять прочное место в занятиях с ребенком. У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. И как следствие - может развиться дисграфия (нарушение письма). Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.
9. Развитие фонематического слуха
Умение сосредотачиваться на звуке – мы развиваем слуховое внимание.
Маленький ребенок не умеет сравнивать звуки, но его можно этому научить. Цель упражнений на развитие фонематического слуха - научить ребенка слушать и слышать.
Упражнение на развитие фонематического слуха
Упражнение «Услышь правильное слово»
Правильно-зеленый кружок, не правильно-красный
БАРАН ЛАКЕТА ПАРУС
БАГАН ЯКЕТА ПАЛУС
БАЛАН РАКЕТА ПАВУС
БАНАН ВАКЕТА ПАЙЮС
Упражнение «Угадай слова со звуком «р» (интерактивный стол)
«Отложи картинки с предметами на звук «р»
Все эти этапы были предворительной, но обязательной работой в постановке звука.
10. Постановка звука
11,12 Автоматизация.
Всех интересует, сколько по времени занимает выработка правильного произношения звука Р? В современной логопедии нет четких временных границ. Это касается работы с любой группой звуков. Все зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Поставить звук можно уже на первых занятиях (если была проведена подготовитель-ная работа), а этап автоматизации может занять достаточно продолжительное время.
Нарушение иннервации мышц речевого аппарата является большим препятствием на пути к правильной речи! Такие дети могут обладать хорошими познавательными способностями, но при этом быть моторно неловкими, астеничными, быстро истощае-мыми, рассеянными, гипервозбудимыми. Все эти особенности ЦНС препятствуют са-моконтролю и успешному овладению речью, даже при условии поставленных звуков и долгой логопедической коррекции! У ребенка, занимающимся с логопедом, часто возникает «кабинетная речь».
Кабинетная речь возникает, когда:
Не развит самоконтроль за собственной речью
Отсутствует мотивация на результат
Отсутствует лечения у невролога, физиотерапевта (при дизартрии)
Отсутствует ежедневная и слаженная работа педагогов и родителей.
Без домашних заданий – ребенок успевает все забыть, и каждый новый урок является повторением предыдущего.
Отсутствует контроль со стороны взрослого (педагог, родитель). Это когда ребенок неправильно произносит слова с уже поставленным звуком, а взрослый не обращает никакого внимание на это произношение или напоминает о них только во время домашних заданий (в других ситуациях нет контроля);
Недостаточно сформировано фонематического и слухового восприятия, как важнейших психических процессов в формировании навыка правильного звукопроизношения.
13. Логопед формирует первичные речевые навыки у детей. Воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки, используя артикуляционную гимнастику, игры на развитие моторики, дыхательные гимнастики (развитие воздушной струи), автоматизирует звуки в бездефектном речевом общении.
1 этапЛошадка
Описание игры: Детей воспитатель распределяет на три группы. Одна группа изображает наездников, две другие — лошадок. Дети, изображающие лошадок, берутся попарно за руки и с цоканьем ездят, управляемые наездником. По сигналу педагога наездник останавливает лошадок, говоря: тр-тр-тр... Потом дети меняются ролями.
Самолеты
Описание игры: Вариант 1. На одной стороне комнаты стоят стульчики. Впереди натянута гирлянда с флажками и устроена арка. Это аэродром. Летчики сидят на стульчиках, ожидая приказа. «Летчики к полету готовы?» — спрашивает педагог. Ребята отвечают: «Готовы!» — «Заводите моторы!» — говорит педагог. Д-д-д-дрр-рррр, — подражают дети звуку мотора и, вертя правой рукой, будто заводят мотор, летают по комнате. «Летчики, лети-те назад!» — зовет педагог. Постепенно, замедляя бег и умолкая, все возвращаются на аэродром и садятся на стульчики.
Вариант 2. Дети сидят на коврике (на аэродроме). Все они пилоты, и у всех самолеты приготовлены к стар-ту. Один ребенок (регулировщик) держит в руке флажки: красный, синий, зеленый. Он руководит движением. По взмаху зеленого флажка взлетает первый самолет. При этом ребенок, изображающий самолет, издает сначала звуки тдд, а затем дрр до тех пор, пока регулировщик держит зеленый флажок. Когда он опускает зеленый флажок, самолет приземляется со звуком тдд. Игра продолжается. Если ребенок после звука тдд не сумеет перейти на звук дрр, то его отправляют в ремонт к механику (педагогу), который с ним индивидуально занимается.
Цветные автомобили
Описание игры: Вдоль стены на стульях сидят дети. Они автомобили. Каждому из играющих дается обруч какого-либо цвета или бумажное кольцо. Это руль. Перед педагогом (или ведущим) на столе несколько цветных флажков. Он поднимает один из них. Дети, у которых руль такого же цвета, как и флажок педагога, бегут по комнате, подражая звуку мотора автомобиля: р-р-р. Когда педагог опустит флажок, дети останавливаются и по сигналу «Автомобили возвращаются» направляются шагом каждый в свой гараж (к своему стулу). Затем педагог поднимает флажок другого цвета, и игра возобновляется. Педагог может поднимать один, два или три флажка вместе, и тогда все автомобили выезжают из своих гаражей.
Будильник
Описание игры: Все дети ложатся спать (садятся на стульчики). Один ребенок — будильник. Педагог говорит, в котором часу надо детей разбудить, и начинает медленно считать. Когда он произносит назначенное для подъема время, будильник начинает трещать: р-р-ррр... Все дети встают.
2 этап Дополни слово
Ра, ра, ра – вот высокая гора.
Ра, ра, ра – мы ловим комара.
Ра, ра, ра – стоит летняя жара.
Ра, ра, ра – это наша детвора.
Ры, ры, ры – добежали до горы.
Угадай слово
Чик-чирик! Не робей!
Я весёлый…(воробей).
Шёл Егор через двор,
Нёс топор – чинить - … (забор).
«Как бы мне пошла корона!» -
Важно каркает …(ворона).
Ловко и красиво ввысь
Прыгает по веткам …(рысь).
Пришёл домой художник наш,
Он взял тетрадь и …(карандаш).
В день рождения Петрушке
Купили новые …(игрушки).
Мы купили вкусный груз –
Замечательный…(арбуз).
"Мы со слогами играем" Мы со слогами играем, Мы словечки получаем. Ры-ры-бы-бы, Получились рыбы. Ку-ку-ры-ры, Получились куры. Сы-сы-ры-ры, Получаются сыры. Ра-ра-ки-ки, Получились раки.
Магазин
Ход: на картинке изображен магазин, в котором морж продает предметы, в названиях которых есть звук Р (ватрушки, груши, виноград, гранаты и т.д.). в магазин пришел страус и сделал покупки. На второй картинке изображен магазин после покупок страуса. Задача ребенка назвать те предметы, которые купил страус.
Замени звук
Ход: воспитатель бросает мяч и называет слово, а задача ребенка заменить первый звук на звук Р и назвать новое слово (хобот-робот, пыжик-рыжик, нога-рога, мука-рука и т.д.).
Что можно приготовить из … (груши, граната, моркови..)?
Логопед: Наш грузовой поезд отправляется в путешествие, но перевозит грузы только такие, в названии которых есть звук (Р). Дети должны нарисовать предметы со звуком (Р)
object(ArrayObject)#873 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(255) "Консультация для родителей на тему "Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через игру на музыкальных инструментах."
["seo_title"] => string(80) "konsultatsiia_dlia_roditelei_na_temu_razvitie_muzykalnykh_sposobnostei_detei_dos"
["file_id"] => string(6) "529998"
["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
["date"] => string(10) "1575373474"
}
}