В последнее время словосочетание – модернизация образования, стало как никогда популярным. С тех пор, как в России были приняты федеральные государственные стандарты, от педагогов требуют применения большего разнообразия технологий в своей работе. Многие годы дошкольное образование было ориентировано на обеспечение познавательного развития детей. Педагоги привыкли к тому, что детей нужно все время целенаправленно воспитывать и развивать. А вот играя с детьми и занимая позицию партнера, специально развивать и воспитывать невозможно. Сегодня перед педагогами стоит иная задача – пробудить в ребенке интерес к учебе, научить его учиться, развить в ребенке инициативу, (творческую, коммуникативную, познавательную), т.е. развитие личности в целом. Введение ФГОС ДО связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе. Вопрос: как это сделать? И как сделать так, чтобы ребенку было комфортно в создаваемых условиях для успешного развития детей?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Игровые технологии»
Игровые технологии в развитии детей в соответствии с ФГОС ДО
В последнее время словосочетание – модернизация образования, стало как никогда популярным. С тех пор, как в России были приняты федеральные государственные стандарты, от педагогов требуют применения большего разнообразия технологий в своей работе. Многие годы дошкольное образование было ориентировано на обеспечение познавательного развития детей. Педагоги привыкли к тому, что детей нужно все время целенаправленно воспитывать и развивать. А вот играя с детьми и занимая позицию партнера, специально развивать и воспитывать невозможно. Сегодня перед педагогами стоит иная задача – пробудить в ребенке интерес к учебе, научить его учиться, развить в ребенке инициативу, (творческую, коммуникативную, познавательную), т.е. развитие личности в целом. Введение ФГОС ДО связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе. Вопрос: как это сделать? И как сделать так, чтобы ребенку было комфортно в создаваемых условиях для успешного развития детей?
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Это технологии, основанные на идеях педагогического сопровождения. Особенность педагогического сопровождения игровой деятельностью детей заключается в том, что, взаимодействуя с детьми, педагог гибко меняет свою позицию в зависимости от степени проявления самостоятельности и творчества детей, активно сотрудничает с ними.
Педагогическая технология-это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов,
способов, приемов организации образовательного пространства, воспитательных средств; она есть организованно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном пространстве, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.
Игровые технологии — в соответствии с ФГОС ДО являются фундаментом всего дошкольного образования. В свете ФГОС (федеральных государственных образовательных стандартов) личность ребенка выводится на первый план, и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре.
Игровые технологии строятся как целостное образование, охватывающее определенную часть образовательного пространства и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. Игры включаются последовательно.
Игра - ведущий вид деятельности ребенка. В игре он развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Игра является полигоном для социальных проб детей, т. е. тех испытаний, которые выбираются детьми для самопроверки и в процессе которых ими осваиваются способы решения возникающих в процессе игры проблем межличностных отношений. В игре создается базис для образовательной деятельности. Поэтому важнейшей задачей педагогической практики является оптимизация и организация в ДОУ специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольника.
Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилам. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы игровые технологии, разрабатываемые для развития дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания.
Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя. Педагогу необходимо развивать у себя умение быть игроком, партнером ребенка по игре. Это качество называется игровой позицией воспитателя. Игровая позиция основывается на общих принципах игры (прежде всего – самоценности, внеутилитарности, добровольности, игровом равенстве.) и предполагает овладение внутри игровым языком, выраженным в слове, жесте, мимике, пластике. Игровая позиция, требует от воспитателя, способности на время превратится в ребенка, действовать по тем законам, по которым живут и действуют играющие дети.
Помните, обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным.
Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать эмпатией, доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Воспитатель в игре становится организатором, помощником, координатором деятельности. Он может советовать, предлагать, выдвигать предложения, вообще быть полноценным участником игры. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества с взрослым. При таком взаимодействии, у детей формируются предпосылки самостоятельной, познавательной и исследовательской деятельности, в дальнейшем дети уже самостоятельно планируют, организовывают, осуществляют поиск, добиваясь качественного результата, делают выводы.
Но педагог должен понимать, он только лишь помощник на пути становления самостоятельности ребенка, и помощь не должна заключаться в назидании и выполнении за ребенка определенных действий.
Помощь может выражаться в форме предложений: «А что если мы попробуем…?»
С помощью игровых технологий развиваются мотивация, психические процессы, а также и творческие способности ребенка. В том числе, речь идет о развитии творческого мышления и воображения. Использование игровых приемов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях, требующих выбора решения из ряда альтернатив, у детей формируется гибкое, оригинальное мышление. Например, на занятиях по ознакомлению детей с художественной литературой (совместный пересказ художественных произведений или сочинение новых сказок, историй) воспитанники получают опыт, который позволит им играть затем в игры - придумки, игры – фантазирования.
Комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к школе. С точки зрения формирования мотивационной и эмоционально-волевой готовности к школе, каждая игровая ситуация общения дошкольника с взрослыми, с другими детьми является для ребенка "школой сотрудничества”. В которой он учится и радоваться успеху сверстника, и спокойно переносить свои неудачи. Регулировать свое поведение в соответствии с социальными требованиями, одинаково успешно организовывать подгрупповые и групповые формы сотрудничества. Проблемы формирования интеллектуальной готовности к школе решают игры, направленные на развитие психических процессов, а также специальные игры, которые развивают у малыша элементарные математические представления, знакомят его со звуковым анализом слова, готовят руку к овладению письмом.
Таким образом, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Однако существует аспект их использования, который направлен на повышение качества педагогического процесса через решение ситуативных проблем, возникающих в ходе его осуществления. Воспитатель перед детьми ставит проблему «У нас в группе новая машина для нее нужно построить гараж. Для строительства гаража много материала (дерево, пластмасс, картонные коробки) из какого материала будет прочный гараж, устойчивый, надежный?» Таким образом, воспитатель, помимо проблемы, определил то самое пространство возможностей, в котором будет происходить исследовательский поиск. Далее уместно обсудить с детьми: «Как действовать?» определив, таким образом, план действий. Дети самостоятельно апробируют, несколько материалов испытывают их на прочность и устойчивость, выбирая оптимальный вариант, и учатся делать свои первые выводы.
Благодаря этому игровые технологии оказываются одним из механизмов регулирования качества образования в детском саду.
Игровая терапия помогает детям приобрести различные способности, управлять своим поведением, легче переносить запреты, дети становятся более гибкими в общении и менее застенчивыми, легче вступают в сотрудничество, более «пристойно» выражают гнев, избавляются от страха. Педагог даёт возможность каждому ребенку подумать, попытаться самостоятельно, либо в паре с товарищем найти выход из затруднительного положения. Современные игровые технологии должны направлять совместную деятельность на динамичное прохождение, в каждой ее части должны использоваться игровые проблемные приёмы, способствующие к активизации детей, побуждающие к желанию действовать.
Ребенок, играя, стремится к самоутверждению, заниматься не по воле взрослого, а по собственному желанию, под воздействием привлекших его внимание игровых материалов.
В таком подходе к организации детской деятельности уже заложен механизм развития ответственности за результат. В ребенке пробуждаются силы, способствующие как можно лучшему осуществлению задуманного.