приобщить к природе путем живописи, поэзии, музыки;
учить понимать природу, видеть ее красоту и беззащитность, относиться к ней бережно, с любовью и уважением.
Оборудование: весенние пейзажи русских художников; фотографии и рисунки перелетных птиц, презентация о весенних цветах, выставка детских рисунков о весенних месяцах, музыкальные записи Чайковского « Времена года»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Игровая программа "Весенний калейдоскоп"»
Государственное бюджетное учреждение
для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Петровский детский дом
Республики Башкортостан
Подготовила и провела
воспитатель 1 группы
Ашрафзянова Л.Л.
с.Петровское 2019 год
Тема: «Весенний калейдоскоп»
Форма проведения: интеллектуальная игра
Цель: уточнить и расширить знания детей об изменениях в природе весной;
Задачи: приобщить к природе путем живописи, поэзии , музыки;
учить понимать природу, видеть ее красоту и беззащитность, относиться к ней бережно, с любовью и уважением.
Оборудование: весенние пейзажи русских художников; фотографии и рисунки перелетных птиц, презентация о весенних цветах, выставка детских рисунков о весенних месяцах, музыкальные записи Чайковского « Времена года»
Ход мероприятия
Воспитатель :
Каждая пора года хороша по-своему. Сегодня мы будем говорить о самом чудесном времени года. Отгадайте, о каком:
Зеленоглаза, весела Девица-красавица. Нам в подарок принесла То, что всем понравится:
( в костюме Весны) Зелень - листьям, Нам - тепло, Волшебство, чтоб все цвело. Вслед ей прилетели птицы -
Песни петь все мастерицы. Догадались, кто она? Эта девица - ... (Весна)
2. Исполнение песни о весне.( хор)
Воспитатель : Весну с особенным волнением ждёт каждый человек. А. П. Чехов так выразил это чувство: “С земли ещё не сошёл снег, а в душу уже просится весна”.(слайд 1)
На классном часе мы совершим путешествие в мир красок и звуков весны. Жизнь природы изменчива, она полна интересных событий и собственного смысла, достойна того, чтобы о ней, дикой, было рассказано по-человечески, доброжелательно и красиво.
Пали морозы. Звенит капель. Земля скидывает с себя белые простыни снега и лежит влажная, тяжелая. Сырой и хмурый лес, вздрагивая от падения капель с ветвей, прислушивается к неумолчному рокоту талой воды. Природа просыпается. Послушайте, как просыпается природа.
3. Звучит запись птичьих голосов.
Весна начинается не сразу, и не враз она показывается во всей своей красе. Первый период – это ранняя весна. Её именуют предвесеньем.
Ещё метет ночами вьюга, Еще морозно поутру, Но по-весеннему упруго Березки гнутся на ветру. Зима умаялась, устала, Весна – красна идет во двор. Подходит время вербам талым Рядиться в праздничный убор
Воспитатель :
Отгадайте, какой месяц весну начинает:
Ручейки бегут быстрее, Светит солнышко теплее. Воробей погоде рад - Заглянул к нам месяц ... (Март)
Воспитатель :
Этот месяц начинает календарную весну.
- Ребята, знаете ли вы, с какими природными явлениями связано наступление весны? Отберите из предложенных явлений те, которые открывают весну.
Всем известно нам, конечно, Что ходить не может лёд, Но вчера на нашей речке Был, однако - ... (ледоход).
В Древнем Риме март был первым месяцем года и весны и посвящался он богу Марсу, покровителю полей и стад. В честь него месяц так и назвали.
4.Звучит романс С. Рахманинова “Весенние воды”
Воспитатель :
Весна угадывается не только по яркому солнцу и неумолчной капели, но и по прилету наших пернатых друзей.
- Весной пробуждается природа. А как весна поднимает настроение! Хочется жить, работать, радоваться и, кажется, что жизнь прекрасна.
Весна, весна кругом живет и дышит. Весна, весна шумит со всех сторон! Взлетел петух на самый гребень крыши. Да так поет, что слышит весь район Раскрыты окна. Веет теплый ветер. И легкий пар клубиться у реки. И шумно солнцу радуются дети, И думают о жизни старики
Раззвонив капелью ликующей О своем возвращенье домой, Из-за всех морей существующих Птиц приводит она за собой.
Воспитатель :
Какие птицы прилетают к нам весной первыми?
Всех перелётных птиц черней, Чистит пашню от червей. (Грач)
От самой ещё заставы, Из-за берёзовых тихих дач, Послышался окрик его картавый. И сразу весь город увидел: - Грач! Ах, ветка родная! Он дома, он дома! — И с лёта, Прокаркав привет детворе, Усталый, счастливый, Наш старый знакомый Садится на тополь на нашем дворе.
Воспитатель :
- О ком эта загадка?
На шесте - дворец, во дворце - певец. (Скворец)
Ждет гостей высокий клен - Дом на ветке укреплен. Краской выкрашена крыша, Есть крылечко для певцов... В синем небе щебет слышен. К нам летит семья скворцов. Мы сегодня встали рано, Ждали птиц еще вчера. Ходит по двору охрана, Гонит кошек со двора. Мы скворцам руками машем, Барабаним и поем: - Поживите в доме нашем! Хорошо вам будет в нем! Стали птицы приближаться, Долетели до двора, Не смогли мы удержаться, Хором крикнули: - Ура! Удивительное дело: Все семейство улетело.
Воспитатель :
- Отгадайте следующую загадку:
Гнездо свое он в поле вьет, Где тянутся растения. Его и песни и полет Вошли в стихотворения! Хочет – прямо полетит, Хочет – в воздухе висит, Камнем падает с высот И в полях поет, поет. (Жаворонок)
5. Композитор П.И. Чайковский очень любил русскую природу и посветил ей цикл пьес “Времена года”. Сейчас мы послушаем его пьесу про месяц март, которая называется “Песня жаворонка” (прослушивание записи).
- Что вы услышали? (пение жаворонка)
- Какое настроение передается мелодией? (В этой мелодии передаются различные оттенки весеннего настроения, то грустного, то радостного)
“Прощай, зима, здравствуй, весна!” - такие чувства, такие мысли вложил композитор Чайковский в свою музыку.
6. Выставка рисунков о месяце – март.
-Взгляните на ваши рисунки .Какие краски вы выбрали для изображения этого месяца?
7.Физминутка под музыку « Кукушка»
Воспитатель :
- По-настоящему весенним у нас бывает месяц, о котором говорится в загадке:
Мишка вылез из берлоги, Грязь и лужи на дороге, В небе жаворонка трель - В гости к нам пришел ... (апрель).
Идет синеглазый и солнечный, Идет нараспашку апрель, Идет по дороге проселочной И птицам дарует свирель.
- Родина слова “апрель” - Древний Рим. Оно означает “теплый”, “солнечный
8. Исполнение песни Ю.Энтина, Е. Крылатова, “Крылатые качели”
Воспитатель :
Тысячи цветов украшают землю, но первые подарки весны – наши скромные первоцветы, особенно волнуют тонким ароматом и восхищают своей нежной красотой.
9. Презентация о цветах ( Легенды о цветах)
Воспитатель :
Раннецветущие растения требуют нашей заботы и бережного отношения. Нельзя рвать эти цветы. Без них лес, луг станут беднее, а вместе с ними станем беднее и мы, так как лишимся их нежной красоты. Кроме того, некоторые из раннецветущих растений, такие как мать-и-мачеха, ландыш, являются лекарственными.
10 Выставка рисунков о месяце апреле
Воспитатель :
- Отгадайте, в каком месяце весна является во всей своей красе?
Сад примерил белый цвет, Соловей поет сонет, В зелень наш оделся край - Нас теплом встречает... (Май)
А сейчас мы узнаем, откуда произошло название месяца “май”.
Название пятого месяца года - май. Оно произошло от собственного имени Майя. Так в Древнем Риме звали богиню земли и плодородия.
11. Выставка рисунков о месяце мае
-Обратите внимание на ваши рисунки. Какие краски вы взяли, чтобы нарисовать весну в мае? (ответы детей)
12 - А теперь мы проведем игру “Продолжай - не зевай!” на знание пословиц и поговорок о весне.
(Дети по очереди говорят пословицы и поговорки о весне, которые они нашли к занятию)
Как не злись метелица, всё весной повевает.
Весною день упустишь, годом не вернешь.
Кто спит весною - плачет зимою.
Вода потекла, весну принесла.
Весна красна цветами, а осень снопами.
Весна днем красна.
Весной — ведро воды, ложка грязи; осенью — ложка воды, ведро грязи.
Прилетела бы чайка, а весна будет.
Весенний день год кормит.
Матушка – весна всем красна.
Солнце светит, солнце сияет – вся природа воскресает.
Готовь сани с весны, а колёса с осени.
Одна ласточка не делает весны.
Вода с гор потекла – весну принесла.
Весенний день – что ласковое слово.
Весна цветы рассыпает, зима снег простилает.
Весной часом отстанешь — днем не догонишь.
Наряди пень в весенний день, и пень хорош будет.
Весной дождь парит, осенью мочит.
Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сыта.
Весна – наши отец и мать, кто не посеет, не будет и собирать.
Ветер снег съедает.
14. Подведение итогов . Рефлексия.
- Какие же звуки весны вы сегодня слышали? (Шум ручьев, капели, пение птиц, гром.)
- Какие у весны запахи? (Оттаявшей земли, молодой травки, зеленых листьев, птичьих гнезд, почек.)
Путешествие на уроке подходит к концу. Спасибо за хорошую работу и помощь. Наше путешествие подошло к концу, но путешествие в мир природы не кончается. Вслушайтесь в песню весны, всмотритесь в ее краски - вы как будто выпьете волшебный напиток и поймете, о чем щебечут птицы, журчит ручей, тихонько шепчут первые листья березы. Слушайте и смотрите весну! И на основе своих наблюдений напишите сочинение на тему: “Весна, весна! И все ей радо…”.Самые хорошие сочинения прочитаем на уроке чтения.