Просмотр содержимого документа
«Игра для детей старшего дошкольного возраста "Лакомка"»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Сюжетно – ролевой игры «Лакомка»
Разработала:
ГБОУ СОШ «ОЦ «Южный город»
структурного подразделения
«Детский сад «Лукоморье»
м.р. Волжский, мкр. «Южный город»
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………3
Подготовка к игре……………………………………………………….5
Ход игры …………………………………………………………………8
Литература ………………………………………………………………10
Пояснительная записка
Сюжетно – ролевая игра имеет, важное значение для развития ребёнка.
В ней дети отображают жизнь и труд взрослых людей. Играя, дети относятся к своему воображаемому труду, игрушкам и товарищам по игре так, как в действительной жизни относятся к своему труду и друг к другу взрослые. Именно в ролевой игре ребёнок в особых, создаваемых им игровых условиях, самостоятельно воспроизводит общественные и трудовые функции взрослых. Сюжетно - ролевая игра, в которой дошкольники воспроизводят жизнь взрослых,- своеобразная форма участия их в жизни взрослых.
Представленный конспект сюжетно – ролевой игры «Лакомка» – является авторской разработкой, построенный в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:
• Принцип непрерывности (сюжетно ролевая игра была построена на основе предыдущей деятельности и совместных действий воспитателя и детей);
• Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес);
• Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям);
• Принцип психологической комфортности.
Цель: закрепить знания детей о производстве хлебобулочных изделий.
Задачи: Побуждать детей более широко и творчески использовать в играх знания о хлебе . Использовать игру для формирования разнообразных интересов и способностей детей. Способствовать сознательному отношению к соблюдению правил ролевого взаимодействия, направляя внимание на качество исполняемых ролей, их социальную значимость. Закреплять навыки культурного поведения в общественных местах, транспорте. Продолжать развивать самостоятельность в создании игровой среды, в соблюдении правил и норм поведения в игре. Продолжать работу по обогащению обществоведческого словаря детей. Развивать диалогическую речь. Воспитывать доброжелательность между детьми, умение учитывать желания товарищей. Развивать инициативу, организаторские и творческие способности детей.
Задачи руководства:
1. Закреплять и обогащать знания детей о производстве хлебобулочных изделий.
а) Расширять представление детей о труде взрослых, работающих в пекарнях:
2.Формировать умение творчески развивать сюжет на основе полученных знаний;
а) Формировать умение детей делиться на группы в соответствии с сюжетом игры и, по окончании заданного игрового действия, снова объединяться в единый коллектив;
б) Развивать умение согласовывать тему игры, распределять роли, договариваться о последовательности совместных действий;
в) Обогащать содержание и диапазон сюжетов, учить усложнять сюжет с помощью расширения состава участников и ролей;
3. Развивать умение самостоятельно решать конфликты, возникающие в ходе игры, соотносить свои желания с интересами других людей;
а) Закреплять правила поведения в общественных местах, уважительно относиться к окружающим людям;
б) Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре, в соответствии с нормами этикета (доброжелательный тон, сдержанность жестов);
ЗадачиОбразовательные: Учить задавать и отвечать на вопросы, активизировать память и внимание детей. Обогащать словарный запас, представления о путешествиях и профессиях, которые связаны с ними.
Воспитательные: Воспитывать интерес к коллективным играм, умение планировать, осуществлять и завершать начатое.
Предварительная работа:экскурсия на хлебокомбинат. Беседа о профессиях работников хлебокомбината: директор, пекарь, оператор, контролер, грузчик, шофер. Рассматривание репродукции картины «Рожь» Шишкина, иллюстраций из серии «Уборка урожая». Лепка из солѐного теста хлебобулочных изделий. Составление алгоритмов по производству хлебобулочных изделий. Выполнение аппликации «Пицца». Изготовление бейджей с названиями профессий.
Рассматривание ассортимента хлебного и кондитерского отделов магазина, покупка хлебобулочных изделий.
Показ иллюстративного материала, изображающего пекаря на производстве,
Беседа с детьми по содержанию рассмотренных картинок, лепка булочекиз соленого теста,
рисование торта.
Беседы о труде пекарей, о работе в пекарне.
- Дать образцы социального поведения
Здороваться при встрече с работниками пекарне
Не кричать в пекарне
-Дать образцы ролевых диалогов, образцы вхождения в роль: с опорой на атрибуты (изменение внешнего облика); путем вживания в роль (мимика, жесты);
-Ввести игровую атрибутику и предметы – заместители; вождение машины.
-Дать образец использования игровой среды (испечь булочки)
- Ввести в игру разнообразные события
Перспективный план подготовки к игре «Лакомка»
Сюжеты
Роли
Атрибуты
Игровые действия
Речевые обороты
Пекарня
Директор мини- пекарни
Папка, ручка
Организует работу сотрудников пекарни. Обеспечивает распределение готовой продукции. Занимается вопросами закупки сырья для изготовления хлеба. Контролирует качество работы сотрудников.
Выпекает хлебобулочные изделия разных сортов и разного размера; группирует готовую продукцию по сортам и размерам.
Здравствуйте.
Вы подготовили все ингредиенты для…
Мне нужна мука, изюм…
Замечательные булочки получаются…
Какой аромат…
Пекарня
Оператор
Очки, одежда
Следит за работой транспортера, по которому подаются изделия, подсчитывает их количество.
Здравствуйте.
Все хорош о работа идет полным ходом.
Сколько получилось хлеба….
Пекарня
Контролер
Папка
Определяет ассортимент, качество и количество хлебобулочных изделий, контролирует правильность их раскладки, проверяет готовность изделий
Доброе утро.
Какой сегодня пышный хлеб….
Наши покупатели будут рады….
Мне кажется, сегодня булочки получились еще вкуснее….
Поездка на машине
Шоферы
Руль
Развозят хлебобулочные изделия по магазинам, предварительно определив их количество и размеры.
Здравствуйте.
Я готов развозить хлеб и булочки.
Машина готова….
Сегодня у меня будет много рейсов, наш хлеб быстро раскупают…
В пекарне
Грузчики
Телега
Грузят готовый товар в машины со склад
Добрый день.
Я погрузил все хлебобулочные изделия….
Мы готовы ехать…
Ход игры:
I – введение в игровую ситуацию.
Утром дети видят в мини пекарне «Лакомка», что все полки пустые и висит табличка «Пекарня закрыта. Хлеба и хлебобулочных изделий не будет»
II - ситуация затруднения.
Воспитатель: Как вы думаете, почему закрыли пекарню? (мука закончилась, нет пекаря.,сломалось оборудование...)
Воспитатель: Как нам узнать, что случилось? (позвонить, спросить...)
Воспитатель: Кому можем позвонить? (директору пекарни) У кого ещё можно спросить? (у любого работника этой пекарни)
Если директора нет, педагог звонит по телефону.
Воспитатель: Директор говорит, что пекарня закрылась, муку закупать негде ,оборудование старое. Как нам быть, чем мы можем помочь? (поможем построить новую, организуем свой мукомольный завод...)
III – игровая деятельность детей (разворачивание сюжета)
Дети начинают разрозненно действовать, цели не достигают.
Дети: Мы не знаем, как. У нас не получается.
Воспитатель: Что нужно для того, чтобы пекарня заработала? (построить, организовать производство,..)
Сначала идёт сюжетно-ролевая игра с математическим содержанием «Строители», а затем – «мини»;
Воспитатель: пекарня готова. За работу! Нужно успеть приготовить хлеб и булочки
У детей опять не получается слаженных действий. Воспитатель спрашивает, почему? (не умеем, не знаем, как…) Интересуется, нужна ли помощь.
Воспитатель: Кто работает в мини-пекарни?
Дети называют, воспитатель помогает наводящими вопросами типа: - кто принимает заказы?
- кто распределяет работу?
- кто выдаёт продукты со склада?
- кто изготавливает печёт?
- кто украшает?
- кто упаковывает продукцию?
- кто развозит заказы, привозит продукты на склад?
Либо профессии можно называть и вводить по мере развития сюжета.
Воспитатель: Кто будет шофёром?
Поезжай за продуктами.
Ребёнок не знает, какие продукты везти.
Воспитатель: Как узнать, какие продукты нужны? (спросить у пекаря, посмотреть рецепт...)
Воспитатель: Где взять рецепты?
Пекарь составляют рецепты булочек, приклеивая на карточки детали (геометрические фигуры разной формы, величины и цвета) в задуманной ИМИ последовательности – внешний вид булочки, хлеба целиком. Дают названия изделиям. Для лёгкости подсчёта ингредиентов, наклеивают детали, а напротив цифру, обозначающую её количество.
Воспитатель: Оператор даёт контролеру накладную (карточка, где подсчитано количество деталей для нескольких булочек, либо карточки разной сложности могут быть заготовлены заранее), тот едет за продуктами. Контролер принимает по накладной, проверяет, размещает в определённые места на складе (может быть схема размещения)
.Контролёр проверяет соответствие надписи на упаковке её составу.
Затем шофёр и экспедитор принимают товар по накладным и везут заказы клиентам.
Окончание игры.
Звучит голос директора мини пекарни, который извещает об окончании рабочего дня. Он благодарит работников за свой труд.
Оценка игры
По окончании деятельности детей воспитатель предлагает обсудить всем вместе, как прошла игра. Воспитатель спрашивает, что вызвало у детей особый интерес, кем бы они хотели работать. Обсуждают, кто лучше справился с ролью.
Далее воспитатель дает собственную оценку игре: дети действовали в соответствии с ролью, дружелюбно относились друг к другу во время игры.
Литература
1. Либерман А., Репина О. «Как организовать способность создавать игровой сюжет» дошкольное воспитание – 11.2008.
2. Косолапова Н. «Формируем личность ребенка в игре» дошкольное воспитание - 7.2008.