Просмотр содержимого документа
«Игровое занятие по экологии "рыбка зовёт на помощь!"»
Конспект занятия по экологии в подготовительной группе на тему «Рыбка зовет на помощь»
Мария Гура Конспект занятия по экологии в подготовительной группе на тему «Рыбка зовет на помощь»
Цель:
Формировать у детей представления о правилах экологической культуры, поведения в природе.
Задачи:
1. Учить детей оценивать поступки окружающих в созданной обстановке.
2. Развивать у детей кругозор, познавательный интерес, внимание, сопереживание, ответственность.
3. Продолжать учить любить и охранять все живое на земле, дарить другим добро и радость своими делами и поступками.
4. Обогащать и развивать словарный запас детей.
Предварительная работа:
Разучивание стихотворений о природе; наблюдения; экологические игры: «Что было бы, если из леса исчезли.», «Что мы знаем о воде?», «Следопыты», «Живая и неживая природа»; решали познавательные и проблемные вопросы о растениях, проведение экспериментов с воздухом, водой; рассматривание иллюстраций о лесе.
Словарь:
Выхлопные газы, электричество, отопление, яд.
Оборудование:
Иллюстрации: деревянная избушка; каменный дом; завод с дымящими трубами; лес с птицами и чистой рекой; лес загрязненный с дорогами и грязной рекой;
2 рыбки – одна золотая, а другая простая; старичок – лесовичок;
Дети стоят в круге и произносят слова приветствия:
«Здравствуй небо голубое!
Здравствуй солнце золотое!
Здравствуйте мои друзья,
Очень рад вас видеть я!»
2. Воспитатель: Ребята! Сегодня я расскажу вам одну новую сказку «О Золотой рыбке».
«Жил на свете человек. Жил он на краю леса, в маленькой бревенчатой избушке (показ иллюстрации). На зверей охотился, рыбу ловил, дышал чистым воздухом, пил чистую воду.
Вот однажды ловил человек рыбу в реке. Долго сидел он у воды, а рыба все не клюет. Вдруг, чувствует человек, крючок кто-то в глубину тянет. Вытянул он удочку и не поверил….»
Как вы думаете, кто ему на удочку попался?
Дети: рыбка, щука, золотая рыбка.
Воспитатель: «Смотрит человек – перед ним Золотая рыбка. Говорит ему рыбка: Ты человек – и сейчас будешь требовать, чтобы я исполнила твои желания. Ну, загадывай, но за исполнение твоих желаний ты меня отпустишь в реку. Ладно! – говорит человек, исполни мои желания, а я тебя отпущу»
Ребята, как вы думаете, какое желание попросил исполнить человек?
Дети: машину, деньги, квартиру, дом.
Воспитатель: «Надоело мне жить в деревянной избушке – говорит человек, - хочу дом каменный, с электричеством и отоплением. Ничего не ответила рыбка, выскользнула из рук и только хвостиком вильнула.
Вернулся человек к своей избушке, а на её месте дом каменный стоит (выставляется иллюстрация с изображением каменного дома). Деревьев и цветов вокруг стало меньше, зато столбы с проводами появились»
Как вы думаете, понравилось это человеку?
Дети: Да, ему очень понравился красивый дом.
Воспитатель: «Вот о какой жизни я мечтал! – думает человек. А внутри дома мебель расставлена. Из крана вода течет. Реже стал человек по лесу гулять. А потом решил: «Зачем это я буду пешком ходить, если у рыбки машину можно попросить?» Исполнила рыбка и второе желание человека. Появилась у него машина. Ходит он вокруг неё, запахом бензина наслаждается, в реке её моет. Понастроил он в лесу дорог, чтобы на машине ездить. Лесные тропки превратились в асфальтовые дороги. Но всё человеку мало. Снова пошел он к рыбке: «Сделай так, чтобы на месте лесов зелёных раскинулись бескрайние поля – хочу богатым стать!». Исчез лес, на его месте картошка растёт. Вдруг, налетели на поля вредные букашки – хотят весь урожай съесть. Испугался человек, стал их всякими ядами травить. Всех потравил, а вместе сними и разных полезных насекомых и птиц потравил.
Захотелось человеку еще что-то новенького. И надумал он завод приобрести, который много денег приносит (выставляется изображение завода). Опять пришёл человек к Золотой рыбке. «Будет тебе завод, - ответила ему рыбка, - но помни: это твоё последнее желание». Возвратился человек, видит – завод огромный работает. Из труб дым идёт, грязная вода в речку льётся. Чихнул человек с непривычки, закашлял от дыма. Но заснул в этот день счастливым».
И вы ребята, закройте глаза и попробуйте представить, что за сон приснился человеку в ту ночь.
(Дети закрывают глаза, а воспитатель меняет картинку чистого леса на загрязнённый, Золотую рыбку - на простую.)
Ребята, что за сон приснился человеку?
Дети: Как он стал богатым, много денег, машин.
Воспитатель: «А утром проснулся человек, поглядел в окно – вокруг дым, дышать нечем. Побежал к крану воды попить – а из крана грязная вода течёт и пахнет неприятно. Побежал он к речке – в речке мусор плавает, вода грязная. Вокруг ни одного цветочка не видать, птиц не слышно, солнышка не видно.
Что я наделал? – думает человек. Стал он звать Золотую рыбку, долго звал, но никто ему не откликнулся».
Ребята, Что натворил человек? Как вы думаете, что стало с рыбкой?
Дети: Человек вырубил лес, отравил птиц. Рыбка заболела, потому что вода в реке стала грязной, в реку набросали мусора.
Воспитатель: Да, ребята, Золотая рыбка заболела, погубил человек природу, уничтожил все живое вокруг, и рыбка утратила свою волшебную силу.
Теперь она обратилась к нам за помощью: спасти природу. Поможем рыбке?
Давайте попробуем. Здесь есть волшебная речка, кто сможет через неё пройти, тот превратится в волшебника.
3.«Волшебная река» - физ. минутка
- Вот течёт волшебная река.
Нас зовёт на добрые дела.
(потягивание и дыхание носом)
Через речку все мы перейдём,
В мир волшебный попадём.
(переходят речку по камушкам)
Рыбке мы в беде поможем,
И природу мы спасём!
4. Воспитатель: Ну, вот мы с вами и превратились в волшебников. Закройте глазки, и скажите, что вы сейчас чувствуете?
Дети: Мы всё можем.
Воспитатель: Да ребята, но всё - таки, чтобы творить чудеса нам нужна помощь. А поможет нам в этом наш добрый Старичок – лесовичок.
Давайте заглянем к нему.
Старичок – лесовичок: Здравствуйте ребята!
Дети: Здравствуйте, старичок - лесовичок!
Старичок – лесовичок: Зачем пожаловали ко мне?
Дети: Мы очень хотим помочь Золотой рыбке и спасти природу.
Старичок – лесовичок: Очень хорошо! Я вам помогу, но для начала мне очень хочется узнать, что вам известно о воздухе, деревьях и воде. Если ответите на все вопросы, то я подарю вам волшебную палочку. Приготовьтесь отвечать.
- Скажите, что такое воздух?
Дети: Воздух – это то, чем мы дышим. Он находиться всюду, вокруг нас.
С-л: Можно ли увидеть воздух?
Дети: Воздух нельзя увидеть, он прозрачный.
С-л: Что произойдет с воздухом, если не будет деревьев?
Дети: Деревья очень нужны, они очищают воздух. Если их не будет, то воздух станет грязным, дышать будет тяжело, и все будут болеть.
С-л: Молодцы ребята! С первым заданием вы справились.
Теперь следующее задание.
- Назовите мне живую и неживую природу.
Дети: Живая природа – это растения, человек, птицы и животные.
Неживая природа – это солнце, воздух, вода, камни, снег, облака.
С-л: Кому нужны деревья в лесу?
Дети: Птицам, животным, насекомым.
С-л: Кто вредит деревьям, а кто помогает?
Дети: Вредят насекомые - вредители, человек – ломает, рубит, царапает на коре.
Помогают – птицы, поедают насекомых- вредителей.
С-л: И с этим заданием справились, молодцы. Приступим к следующему.
- Для чего нам нужна вода?
Дети: Вода нужна, чтобы пить, стирать, поливать растения, мыться, мыть посуду…
Дети: Воду надо беречь, экономить, зря не лить, не бросать в реки мусор.
С-л: Теперь я вижу, вы много знаете, и способны на чудеса. Я дарю вам волшебную палочку.
Берегите природу! Любите её! Охраняйте!
В добрый путь друзья!
Воспитатель: Ну, ребята, нам пора в дорогу. А дорога наша будет лежать через лес. Ребята, посмотрите, машина в лесу стоит. Должна ли в лесу стоять машина? Дети: Нет, машина должна стоять в гараже, выхлопные газы могут отравить растения, насекомых, воду. (убирают машину)
Воспитатель: Посмотрите, какая чудесная полянка, давайте отдохнем. Ребята, что это на полянке валяется (бутылки, бумага) и кто это все набросал?
Дети: Туристы.
Воспитатель: Давайте все это соберём (убирают). Разве можно себя так вести в лесу?
Дети: Нет, в лесу нельзя мусорить, нельзя шуметь – можно распугать животных птиц и насекомых, ломать ветки деревьев, рвать цветы, бросать мусор.
Воспитатель: Молодцы, вспомнили все правила поведения в лесу. Но в нашем лесу что-то очень тихо, кого-то не хватает. Кого?
Дети: Птиц и их пения.
Воспитатель: Но мы же с вами волшебники, давайте вернём птиц в лес.
Дети: Милые птички, бабочки и жучки - услышьте нас. Вернитесь, вас больше никто не обидит (звучит фонограмма «Пение птиц»).
Воспитатель: Мы настоящие волшебники. Давайте закроем глазки и послушаем пение птиц (релаксационная пауза).
Как красиво в нашем волшебном лесу. Как нам это удалось, ребята?
Дети: Очистили воду, воздух, лес, чтоб всем животным и птицам жилось хорошо.
5. Воспитатель: А сейчас нам пора возвращаться из леса.
Рыбка нас заждалась.
Вот наша волшебная речка, мы её перейдём и станем дружными и добрыми ребятами. (дети проходят через речку, а воспитатель в это время меняет иллюстрации: ставит – чистый красивый лес и золотую рыбку)
Воспитатель: Ребята! Посмотрите внимательно на лес, в котором живёт человек, на речку, рыбку! Что с ними стало?
Дети: Рыбка опять стала волшебной – Золотой, мы ей помогли, спасли лес и речку, вернули птиц и насекомых.
Воспитатель: Да, ребята! Мы их спасли, правда только в сказке. В жизни такое чудо сотворить намного сложнее. Чтобы оно произошло, вы должны научиться любить, беречь и охранять природу.
И наше занятие мы закончим стихотворением:
«Есть одна планета – сад в этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят, птиц скликая перелётных!
Лишь на ней одной увидишь – ландыши в траве зелёной,