Просмотр содержимого документа
«Игровое занятие по экологии "рыбка зовёт на помощь!"»
Рыбка зовет на помощь! Игровое занятие по экологии для детей 5—6 лет
Воспитатель: Ребята! Сегодня я расскажу вам одну интересную сказку — новую сказку «О Золотой Рыбке». А вот и наш герой! (Воспитатель достает куклу.) Давайте с ним познакомимся. (Кукла голосом воспитателя спрашивает у каждого ребенка: «Здравствуй! Как тебя зовут?») А нашего героя, ребята, зовут Человек. Просто человек. А теперь слушайте сказку.
«Жил на свете Человек. Жил он на краю леса, в маленькой бревенчатой избушке. На зверей охотился, рыбу ловил, воздухом свежим дышал, воду родниковую пил. Вот однажды ловил Человек рыбу в реке. Долго у воды сидел, а рыба все не клюет. Вдруг чувствует Человек, крючок кто-то в глубину тянет. Вытянул он удочку и глазам своим не поверил…» Как вы думаете, кто ему на удочку попался? (Дети высказывают свои предположения.) «Смотрит Человек — перед ним Золотая Рыбка. Человек как воды в рот набрал: ничего сказать не может от удивления. Говорит ему Рыбка: «Ты — Человек. Значит, будешь требовать, чтобы я желания твои исполнила. Загадывай свои желания. А за это ты меня, как водится, отпустишь в реку». «Ладно! — говорит Человек. — Раз уж так заведено, исполни мои желания. А я тебя отпущу». Ребята! Как вы думаете, какое желание попросил Человек исполнить? (Дети высказывают свои предположения.) «Надоело мне жить в деревянной избушке, — говорит Человек, — хочу дом каменный с электричеством и отоплением». Ничего не ответила Рыбка, выскользнула из рук Человека, только хвостиком вильнула. Вернулся Человек к своей избушке, а на ее месте дом каменный стоит. (Воспитатель укрепляет на фланелеграфе картинку с изображением каменного дома.) Деревьев и цветов вокруг поубавилось, зато столбы с проводами появились». Как вы думаете, понравилось это Человеку? (Дети высказывают свои предположения.) «Вот о какой жизни я мечтал! Внутри дома мебель расставлена. Из крана вода течет». Реже стал Человек по лесу гулять. А потом решил: «Зачем это я пешком ходить буду, если машину можно у Рыбки попросить?» Исполнила Рыбка и второе желание Человека. Появилась у него машина. Ходит он вокруг нее, запахом бензина наслаждается, в реке ее моет. Не сидится Человеку на месте. Понастроил он дорог, чтобы на машине ездить. Скоро множество лесных тропок в асфальтовые шоссе превратились. Но все Человеку мало. Снова пришел на берег реки Рыбку беспокоить: «Сделай так, — приказывает, — чтобы на месте лесов зеленых поля бескрайние раскинулись: хочу богатым стать». Исчез лес. На его месте картошка растет, пшеница колосится. Вдруг, откуда ни возьмись, налетели на поля букашки вредные. Так и норовят весь урожай съесть. Испугался Человек, стал их всякими ядами травить. Всех извел, а вместе с ними — других насекомых и птиц. Так и живет: на машине разъезжает, урожай собирает; на закаты внимания не обращает, воду родниковую не пьет. Чувствует Человек, что хочется ему еще чего-то новенького. И надумал он завод приобрести, который много денег приносит. (Воспитатель выставляет на фланелеграфе новую картинку — с изображением завода.) Опять пришел Человек к Золотой Рыбке. «Будет тебе завод, — ответила ему Золотая Рыбка, — но помни: это твое последнее желание». Возвратился Человек, видит — завод огромный работает. Из труб дым идет, грязная вода в реку льется. Чихнул Человек с непривычки, закашлялся от дыма. Но заснул в этот день счастливым». И вы закройте глазки и попробуйте представить, что за сон снился в ту ночь Человеку. (Дети закрывают глаза. В это время воспитатель выставляет картинки, изображающие загрязненную воду, и меняет Золотую Рыбку на другую.) А утром проснулся Человек, поглядел в окно — вокруг дым, копоть, дышать нечем. Побежал к крану воды попить, а из крана грязная вода идет и пахнет неприятно. Побежал он к речке — земля вокруг дымом окутана, в реке мусор плавает, ни одного цветочка не видать. — Что же я наделал? — думает. Стал он кликать Золотую Рыбку. Долго звал. Но никто ему не откликнулся». Как вы думаете, что стало с Рыбкой? (Дети высказывают свои предположения.) Да, ребята, заболела Золотая Рыбка. Погубил Человек природу, уничтожил все живое вокруг. И Рыбка утратила свою волшебную силу. Теперь она, ребята, обратилась к нам: спасти природу. Хотите помочь Рыбке? (Ответы детей.) Что ж! Давайте попробуем! Кто пройдет через эти волшебные ворота, тот превратится в волшебника.
Проводится подвижная игра «Волшебные ворота», помогающая детям войти в образ волшебников. Ну, вот мы с вами и волшебники. Теперь вы можете творить чудеса. А поможет нам в этом профессор Водичкин. Давайте заглянем к нему в лабораторию. Воспитатель с детьми переходят в другое помещение. На столах приготовлено все необходимое для опытов с водой. Воспитатель и дети: Здравствуйте, профессор Водичкин! Профессор Водичкин: Здравствуйте, ребята! Зачем пожаловали? Дети: Мы хотим помочь Рыбке и спасти природу от гибели. Профессор Водичкин: Хорошо! Я вам помогу! Но прежде мне нужно узнать, что вам известно о воде. Дети читают стихотворение Н. Рыжовой «Волшебная вода». Первый ребенок: Вы слыхали о воде? Говорят, она везде! Второй ребенок: В луже, в море, в океане И в водопроводном кране, Третий ребенок: На плите у вас кипит, Паром чайника шипит, Четвертый ребенок: Растворяет сахар в чае, Мы ее не замечаем. Пятый ребенок: Без нее нам не умыться, Не наесться, не напиться. Профессор Водичкин: Смею вам я доложить, Без нее нам не прожить. Шестой ребенок: Вы в пруду ее найдете И в сыром лесном болоте! Седьмой ребенок: Путешествует всегда Наша спутница вода! Профессор Водичкин: Молодцы! Давайте-ка вспомним свойства воды и проверим их на опытах. Проходите в мою лабораторию, за рабочие столы. Дети занимают рабочие места, самостоятельно проводят и объясняют опыты, устанавливают свойства воды:
1. Вода течет. 2. Вода разливается. 3. Вода не имеет формы. 4. Вода не имеет запаха. 5. Вода не имеет вкуса. 6. Вода прозрачная. 7. Вода не имеет цвета. 8. В воде есть жизнь.
Профессор Водичкин: Теперь я вижу: вы многое знаете и способны на чудеса. А волшебной палочкой я наделю вас еще большей силой. Берегите природу! Любите ее! Охраняйте! В добрый путь, друзья! Воспитатель: Нас ждет длинная дорога назад, через лес. (Дети с педагогом идут в экологическую комнату.) Ой, ребята, что же мы с вами видим в нашем лесу? Дети: В лесу стоит машина! (Дети указывают на игрушечную машину среди игрушечных деревьев.) Воспитатель: Должна ли здесь стоять машина? Дети: Она должна стоять в гараже. Выхлопные газы могут отравить лес, воду. (Дети ставят машину в гараж, сложенный из кубиков.) Воспитатель: Ребята! Посмотрите, какая чудная полянка! Давайте присядем на пенечки и отдохнем на ней. Кажется, кроме нас, здесь еще кто-то отдыхает? Дети: Это туристы! Воспитатель: Что же они делают? Дети читают стихотворение С. Михалкова «Полянка». Первый ребенок: Тут сидят и там сидят: Загорают и едят, Отдыхают, как хотят, Сотни взрослых и ребят! Второй ребенок: Но на солнечной полянке Тут и там пустые банки. И, как будто нам назло, Даже битое стекло! Воспитатель: Разве можно так себя вести? Какие правила поведения в лесу и у речки вы знаете? (Ответы детей.) Какие же мы сегодня молодцы: все правила вспомнили! Ребята! Вы заметили, что в нашем лесу чего-то не хватает? Дети: Не слышно пения птиц! Воспитатель: Но мы же с вами волшебники! Давайте вернем птиц в лес! Дети: — Милые птички, услышьте нас, отзовитесь! — Услышьте нас, насекомые: бабочки и жуки! — Мы пришли, чтобы спасти вас! Бабочка-коробочка, Полети на облачко, Там твои детки В березовой ветке. Улитка, улитка, Высунь рожки, Дадим тебе лепешки, Каши горшок, Хлеба ворошок. Звучит фонограмма «Пение птиц». Воспитатель: Вы — настоящие волшебники! Давайте закроем глазки и насладимся пением птиц. Релаксационная пауза. Лес без песни не бывает, Всюду птицы распевают! Как красиво стало в нашем волшебном лесу! Как вам это удалось? Дети: Мы очистили воздух, воду, лес, чтобы всем животным и растениям жилось хорошо. Воспитатель: А сейчас нам пора возвращаться из волшебного леса: Рыбка нас заждалась. Дети подходят к «волшебным воротам». Воспитатель: Вот и «волшебные ворота». Помните, мы проходили через них и превращались в волшебников. А теперь давайте снова станем дружными и веселыми ребятами! Дети снова проходят через ворота. Воспитатель (показывает детям новые картинки на фланелеграфе): Ребята! Посмотрите внимательно на лес, в котором живет человек, на речку, на рыбу. Что с ними стало? Мы их спасли. Правда, только в сказке. В жизни такое чудо сотворить намного сложнее. Чтобы оно произошло, вы должны научиться любить, беречь и охранять природу. А чтобы люди не забывали о правилах поведения в природе, мы с вами нарисуем экологические плакаты и развесим их в детском саду.