Просмотр содержимого документа
«Формы методической работы с начинающими педагогами в дошкольном образовательном учреждении»
Формы методической работы с начинающими педагогами в дошкольном образовательном учреждении
Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности. Вместе с тем при постижении азов профессиональной деятельности у многих начинающих педагогов возникают те или иные трудности. В практической деятельности дошкольных учреждений нередки случаи, когда в должность воспитателя вступает человек, имеющий педагогическое образование по другой специальности – социальный педагог и др. такой педагог особенно нуждается в методической поддержке со стороны коллег.
Проблеме профессионального становления начинающего педагога в сфере дошкольного образования посвящены научные исследования К.Ю. Белой, М.С. Гвоздевой, Л.М. Денякиной, Н.Н. Лященко, Л.В. Поздняк, П.И. Третьякова, Л.И. Фалюшиной и др. В своих исследованиях авторы выделяют следующие периоды становления молодого педагога:
І этап – 1-й год работы: самый сложный период как для новичка, так и для помогающих ему адаптироваться коллег.
ІІ этап – 2–3-й годы работы: процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе, снискание авторитета среди детей, родителей, коллег. Педагог изучает опыт работы коллег своего учреждения и других ДОУ, повышает свое профессиональное мастерство, посещая открытые городские мероприятия: методические объединения воспитателей, отчеты и т. д. Все интересные идеи, методы и приемы по рекомендации старшего воспитателя фиксирует в "Творческой тетради". На этом этапе старший воспитатель предлагает определить методическую тему, над которой молодой педагог будет работать более углубленно. Активно привлекается к показу занятий на уровне детского сада.
ІІІ этап – 4–5-й годы работы: складывается система работы, имеются собственные разработки. Педагог внедряет в свою работу новые технологии.
ІV этап – 6-й год работы: происходят совершенствование, саморазвитие, обобщение своего опыта работы.
Разнообразные формы работы с молодым специалистом способствуют развитию у него познавательного интереса к профессии, активному освоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывают положительное влияние на рост его профессиональной значимости.
Для того, чтобы помочь молодым педагогам адаптироваться в коллективе, сделать так, чтобы они не разочаровались в выбранном пути, в ДОУ был разработан проект семинара-практикума “Академия дошкольных наук”.
Цель семинара-практикума “Академия дошкольных наук”: формирование профессиональной деятельности молодого специалиста.
Задачи семинара-практикума “Академия дошкольных наук”:
1. Помочь молодому специалисту адаптироваться в новом коллективе.
2. Создать условия для выявления профессиональной ориентации.
3. Способствовать формированию профессиональных умений, накоплению опыта, поиску лучших методов и приемов работы с детьми.
4. Помочь начинающим педагогам в формировании своего стиля в работе.
5. Способствовать развитию творческих способностей в самостоятельной педагогической деятельности.
Предполагаемый результат:
К окончанию реализации проекта молодые педагоги адаптируются в новом коллективе, закрепят и отработают на практике усвоенные в период обучения содержание и методы педагогического сопровождения развития детей, взаимодействия родителей и педагогов ДОУ.
Срок реализации проекта: 3 года.Поскольку именно в течении первых трех лет педагогической деятельности начинающие педагоги особенно нуждаются в методической поддержке.
В организации работы семинара-практикума “Академия дошкольных наук” выделяются следующие направления: адаптационная работа, психологическая поддержка, мотивация самообразования, организация профессиональной коммуникации, актуализация профессиональных знаний.
Адаптационная работа включает в себя знакомство с образовательным учреждением, представление начинающего педагога коллективу на педагогическом совете; анкетирование (выявление затруднений в работе на начало года); закрепление учителя-наставника за молодым специалистом.
Для того, чтобы привлечь интерес педагогов к участию в работе семинара-практикума, используются различные приемы и способы вовлечения педагогов в процесс повышения квалификации:
- педагогическое проектирование;
- решение педагогических ситуаций;
- активно-игровые методы;
- индивидуальное и микрогрупповое исследование;
- профессиональные конкурсы;
- документальный анализ;
- написание творческих работ;
- ведение аналитического дневника;
- дискуссионный способ;
- часы заинтересованного информационного обмена;
- посещение уроков и мероприятий, проводимых коллегами, с последующим анализом;
- совместная с наставником работа по подготовке уроков и педагогических мероприятий;
- разработка и реализация индивидуальных и парных профессиональных программ.