Фольклор как средство экологического воспитания детей раннего возраста
Фольклор как средство экологического воспитания детей раннего возраста
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Встреча с природой помогает формировать у детей реалистические знания об окружающем мире, гуманное отношение к живым существам.
Воспитание экологической культуры – одно из важнейших направлений всестороннего развития личности ребенка.
Чтобы процесс познания был увлекательным,занимательным и поз- навательным, я использую в своей работе устное народное творчество как средство формирования экологических знаний.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Фольклор как средство экологического воспитания детей раннего возраста»
Доклад
«Фольклор как средство экологического воспитания детей раннего возраста»
Воспитатель: Бузикова Н.В.
Димитровград 2022г
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Встреча с природой помогает формировать у детей реалистические знания об окружающем мире, гуманное отношение к живым существам.
Воспитание экологической культуры – одно из важнейших направлений всестороннего развития личности ребенка.
Чтобы процесс познания был увлекательным,занимательным и поз- навательным, я использую в своей работе устное народное творчество как средство формирования экологических знаний.
Русские народные песенки, заклички, попевки, потешки,загадки, народные игры – это первый, самый доступный источник знаний и сведений об окружающем мире, это ключ к познанию окружающей среды.
Переоценить влияние фольклора на развитие ребенка практически невозможно.
Свою работу я начала с изучения методической литературы.
Изучив программы, передовой опыт работы, я пришла к выводу, что данная тема недостаточно разработана в литературе и в практике. Это и стало целью создания проекта «Фольклор как средство экологического воспитания детей раннего возраста».
ЗАДАЧИ:
-Создать предметно-развивающую среду в групповой комнате для
использования фольклора при формировании природоведческих пред
ставлений;
-Привлечь родителей к оснащению предметами и материалами,относя-
щимися к окружающей среде;
-Вызвать эмоциональный отклик и бережное отношение у детей
к природе через форльклор.
В начале учебного года я провела обследование уровня природо- ведческих представлений детей своей группы. Для этого я испол зовала методы: наблюдения, беседы, игровые ситуации.
Обследования, наблюдения показали, что у детей недостаточное представление о природе, явлениях природы; у некоторых детей не было интереса к природным представлениям.
В начале учебного года составила перспективный план работы с детьми на год;использовала материалы Николаевой СН,Ивановой НП
Фольклорный материал систематизировала по разработанной мною схеме
Составила план по взаимодействию с родителями. Подготовила консультации для родителей.
Вся работа с детьми раннего возраста имеет применение фоль – клора, начиная с периода адаптации детей к условиям детского сада, проведении режимных моментов, игр, прогулок, НОД.
В рамках моего проекта реализовала краткосрочный проект «Посади дерево». Дети с интересом и желание наблюдали за процессом саженца вишни. Предложило полить саженец из леечки и прочитала потешку: «Дети землю поливают
И цветочки рассцветают,
Ты попей водичку травка,
Зеленей, густей муравка»
У детей возникли радостные эмоции от благородного трудового процесса.
Наблюдая погоду, что она ясная, светит солнышко теплое, греет своими лучиками травку, жучков, цветочки сопровождаю потешкой - закличкой: «Свети, cвети солнышко
На зеленое полюшко,
На белую пшеницу, на чистую водицу,
На наш садочек, на аленький цветочек»
С помощью родителей была собрана художественная литература книжки с потешками. Родители оказали помощь в создании «Центра воды и песка».
В «Центре воды и песка» при эксперименально-исследовательской деятельности приговариваю: «Знаем, знаем – да-да-да, где тут плещется вода»; «Наши уточки с утра кря-кря-кря».
В театрализованном уголке используя пальчиковый театр, нас тольный театр кукол би-ба-бо, сюжетные игрушки, повторяем знакомые потешки, русские народные сказки.
В уголке речевого развития есть иллюстрации, картинки к по – тешкам, художественная литература.
В центре познавательного развития рассматривая иллюстрации с животными, птицами сопровождаю чтением потешек, песенок.
В центре физического развития при катании каталог с персона - жами животных, птиц закрепляю потешки.
В центре сенсорного развития имеются вкладыши с персонажами живтных,птиц, шнуровки с изображением животных,деревьев,фруктов.
У детей формируется доброжелательное, бережное, эмоциональное отношение к объектам, явлениям природы, дети легко запоминают текст и повторяют вместе с воспитателем.
После ознакомления детей с малыми формами фольклора можно отметить:
-дети понимали смысловое содержание потешки; адекватно на него
реагировали;
-возникала речевая активность детей (звукоподражание, повторение
слов);
-дети выражали чувство сопереживания с действиями персонажа;
-действенное соучастие ребенка, дети самостоятельно включались в игровое взаимодействие по ходу развертывающихся текстовых событий, например: попоить цыпляток из ведерок (у каждого ребенка должно быть маленькое ведерко); показать как цыплята ходят и клюют зернышки.
Особенно радуют успехи малоактивных детей– они стали эмоционально реагировать на потешки, повторять отдельные слова, использовать образные игрушки.
На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система работы по экологическому воспитанию детей раннего возраста средствами фольклора.
Мой опыт по данной теме позволяет сделать определенные выводы:
-расширились экологические представления детей раннего возраста;
-активизировалась речевая активность детей, обогатился словарный
запас;
-сформировалось бережное, эмоциональное отношение к природным
объектам;
-родители обучились использованию фольклора, как разнообразие