Цель: Обобщение знаний детей об окружающем мире в форме проведения экологической викторины, опираясь на знания, полученные в разных видах деятельности. Сформировать представление о неразрывной связи человека с природой.
Задачи: Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края, способствовать формированию у детей навыков разумного поведения в природе.
Просмотр содержимого документа
«Экологическая квест – игра «С любовью к природе»»
МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 188» г. Иваново
Экологическая квест – игра
«С любовью к природе»
Составила воспитатель Козлова Е. В.
2023 год
Цель: Обобщение знаний детей об окружающем мире в форме проведения экологической викторины, опираясь на знания, полученные в разных видах деятельности. Сформировать представление о неразрывной связи человека с природой.
Задачи: Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края, способствовать формированию у детей навыков разумного поведения в природе.
Воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, любовь к родной природе, желание её защищать.
Необходимый материал: письмо от Феи, картинки-предметы (фонарик, палатка, дрова, спички, котелок, удочка, игрушки, соска); кегли, плоскостные фигуры круга, фонограмма – пение птиц, презентация (лист – дерево); карточки с изображением правил поведения в лесу.
Предварительная работа: чтение рассказов; рассматривание иллюстраций с изображением животных, птиц, растительности родного края, экскурсия в городской парк
Ход игры
Воспитатель:
Кто -то бросил мне в оконце, посмотрите, письмецо.
Может, это лучик солнца, что щекочет мне лицо ?
Может, это воробьишко, пролетая, обронил ?
Может, кот письмо как мышку, на окошко заманил.
( Е. Карганова )
Воспитатель: Ребята, от кого пришло письмо ?
Тогда надо постараться загадку отгадать.
Загадка
Что бы сосны, липы, ели Не болели, зеленели, Что бы новые леса Поднимались в небеса, Их под звон и гомон птичий Охраняет, кто?
Дети: Лесничий.
Воспитатель:
Правильно. Письмо пришло от лесничего деда Матвея. ( читает письмо )
Дорогие ребята!
Скоро день рождения леса, я знаю от лесных обитателей, что вы его большие друзья.
Да вот беда случилась, птицы перестали петь, животные куда-то пропали.
А лес как будто заколдован. Помогите мне, спасите лес.
Воспитатель:
- Ну что, ребята, сможем мы помочь лесовичку узнать, что произошло в лесу?
Я предлагаю вам необычную игру, в которую мы ещё не играли. Игра будет называться «С любовью к природе».
- Тогда мы с вами разделимся на две команды. Посмотрим, чья команда правильно и быстро выполнит все задания, проявит находчивость, смекалку.
За каждый правильный ответ команда получает листик. После проведения викторины подсчитаем количество листиков в ваших букетах и определим победителя.
Но сначала послушайте стихотворение:
- Когда ты идёшь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Смотри, - «почему» меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей.
Вопрос за вопросом. И так целый день.
Пойдём-ка, дружок, по тропинке лесной,
Ответы искать на поляне самой.
1. Игра «Вопросы – ответы»
1 команда –
Солнце, воздух, вода, лес, горы, животные – это …? (природа)
Какие птицы охоться ночью ? ( Сова )
Кто в лесу спит зимой? (медведь)
В какое время года распускаются листья? (весной)
Какое растение может обжечь? ( крапива)-
Как зайцы готовятся к зиме? (меняют шубку)
2 команда -
Растения живые или неживые? (живые)
Сколько ног у жука ? ( 8 )
Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (скворечник)
Кто является санитаром леса из птиц? (дятел)
Как растения пьют воду? (через корешки)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы много знаете о природе. И я предлагаю вам пойти в поход. Но прежде, чем отправимся в поход, давайте соберём необходимые вещи.
2. Игра «Собери рюкзак»
На магнитной доске две картинки, на которых изображены два больших рюкзака. На столе дети выбирают нужные иллюстрации с предметами, необходимыми в походе ( фонарик, палатка, дрова, спички, котелок, удочка, игрушки, соска, … ) и прикрепляют к рюкзаку.
Воспитатель: Замечательно! Ну вот, вы знаете, какие предметы необходимо брать с собой в лес. Теперь можем отправляться в путь.
3. Игра Ловкие – быстрые»
Пройти змейкой и не сбить ни одной кегли
Прыжки « с кочки на кочку» ( на полу расположены плоскостные фигуры круга)
4. Черный ящик: В черном ящике сосновые шишки, семена клена, орехи, жолуди и т. д. и изображения деревьев.
Игра называется «Детки на ветке»
Вопрос: Где детки этой ветки ?
5. На экране появляется весенний лес, деревья без листьев.
Воспитатель: Ребята, вот мы с вами и попали в лес, но посмотрите, что это? Деревья стоят без листьев, они спят. Чтобы их разбудить, вы должны определить и назвать с какого дерева листок.
Презентация «Найди дерево по листочку»
На экране появляется изображение листочка. Дети определяют, называют с какого дерева листок. Если правильно, появляется названное дерево. Команды отвечают поочерёдно.
- Вот и ожил наш лес. Прислушайтесь, что вы слышите? ( ответы детей – поют птицы)
Дети. 1.Не мусорить! 2.Не шуметь!3. Не рвать растения!4. Не топтать их!5. Не ловить птиц и насекомых!6. Не разорять жилища животных!)
Воспитатель:
Вижу, что вы много знаете о природе, а вот как вы к ней относитесь и знаете ли, как нужно вести себя в лесу?
6. Воспитатель: отгадайте загадку:
Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не человек
( Береза )
Вопрос: сказать как можно больше красивых слов о березе. ( красивая, белая, стройная, кудрявая, белоствольная ).
Ведущий: Да, конечно же, это поют птицы! Давайте послушаем и отгадаем, какие птицы поют? ( прослушивание фонограммы – пение птиц ).
- Молодцы, и с этим заданием вы справились. А сейчас мы немного отдохнем, Давайте поиграем в игру «Ворона-воробей».
5. Подвижная игра «Ворона-воробей».
Ведущий: Конкурс загадок.
Ребята, у нас в лесу пропали животные, для того чтобы их вернуть нам нужно отгадать загадки.
У меня роскошный хвост,
А характер мой непрост —
Я коварна и хитра.
Глубоко моя нора. (Лиса)
Я оранжевый зверек,
Шубка тёплая, как грелка,
Хвостик мягкий, как пушок,
Я — старательная …
(Белка)
Серый я, живу в лесу,
Знаю рыжую лису.
Песню грустную тяну,
Громко вою на луну
(Волк)
2 команда
1. Стройный, быстрый,
Рога ветвисты.
Пасётся весь день
Кто же это? (олень)
2. Он всю зиму в шубе спал,
Лапу сосал,
А проснувшись, стал реветь,
Этот зверь – лесной … (медведь)
3. Кто зимой холодной
Бродит в лесу злой, голодный (волк)
Конкурс «жалобная книга природы»
Жалоба 1
Грустно и одиноко мне в лесу. Совсем одна я осталась. А ведь вокруг меня когда-то росли десять ёлочек-красавиц. Но однажды появились в лесу люди с топорами, вырубили под самый корешок и увезли… И нет теперь этих стройных ёлочек… А какие славные были!.. Как жаль! Как же быть?
Почитаем второе письмо.- От кого? (от синиц и снегирей).Читаю: Жалоба синиц и снегирей. С одной стороны нам, синицам и снегирям, грех жаловаться: зимних столовых у нас немало. Дети вовремя об этом позаботились. Спасибо им! Но вот меню их очень однообразное: замёрзшая каша, хлебные крошки. Да не всегда нам достаётся: то ветром его сдует, то снегом занесёт, а то и вовсе положить его забудут. - Да, что-то письма все невеселые. Как же быть? (ответы детей)- Кормушки по-другому зимняя столовая.
Дети: Надо сделать кормушки, не забывать класть в них корм, надо знать, чем питаются птицы, что им необходимо, чтобы пережить зиму.- Верно, иначе птицы погибнут.- Назовите зимующих птиц. (Воробей, снегирь, синица, дятел, щегол, ворона, клест, свиристель.)
Воспитатель:Ребята, есть мы не будем соблюдать правила поведения в лесу, то мы можем нанести вред окружающей природе. Давайте вспомним правила поведения в лесу.
- Молодцы, ребята, посмотрите, наш лес ожил, и все животные и птицы вернулись. Лесовичок нам говорит: «Спасибо» и приглашает вас в гости, а ещё он вам прислал корзинку с яблоками. А теперь давайте посчитаем сколько листиков набрала каждая команда и определим победителя.
Список литературы
1. Короткова Н.А. «Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду»
2. Саморукова П.Г. «Методика ознакомления детей с природой в детском саду»