Просмотр содержимого документа
«Экологическая викторина «Природа Мордовии» для детей старшего дошкольного возраста»
Экологическая викторина «Природа Мордовии» для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: обобщение знаний детей о растительном и животном мире Мордовии, воспитании любви к родной природе.
Задачи:
Образовательные: систематизировать знания детей о природе Мордовии: животном и растительном мире республики;
формировать целостное представление о живой и неживой природе; обучать дошкольников способам познания окружающего мира.
Воспитательные: воспитывать чувство любви к своей малой родине, гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом, развивать чувство любви к объектам природы;
закрепить умение работать в команде.
Развивающие: развивать познавательный интерес к миру природы;
развивать умение сравнивать, воспитывать в детях умение логически
мыслить, правильно формируя выводы.
Речевые: развивать связную речь и активный словарь.
Оборудование: картинки с изображением животных, птиц, деревьев, эмблемы командам, мяч, фишки, песочные часы, «гнездо», яичко, ёжик – игрушка для театрализации, аудиозапись с голосами птиц, обитающих в Мордовии, раскраски.
Ход викторины:
Воспитатель: Милый край! Мордовия родная! Здесь раздолье рек, лесов, полей. Для меня нет лучше края, Он мне всех дороже и милей! Дорогие ребята, приглашаю вас на викторину о природе нашего края.
Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен удивительный мир природы нашей Мордовии. Где бы вы ни были: в лесу, на лугу, на берегу реки – повсюду вас окружают загадки и таинства природы. Сегодня мы попытаемся открыть несколько страничек этого мира, проведем с вами викторину «Природа Мордовии». В викторине примут участие две команды.
Первая команда – «Солнышко», вторая команда – «Радуга».
Сегодня вы должны показать свои знания, навыки и умения, вас ждут сложные конкурсы и интересные. За каждый правильный ответ команда будет получать фишку. Итак, готовы? Тогда начнём!
1- ый конкурс «Разминка»:
Представляет собой блицопрос. За одну минуту (песочные часы) нужно
ответить на как можно большее число вопросов.
Вопросы для команды «Солнышко»: 1. Каким словом называют птиц, которые улетают в тёплые края? (перелётные) 2. Когда листва с деревьев опадает? (осенью)
3. Как назвать детеныша лошади? (жеребенок) 4. Какая птица лечит деревья? (дятел)
5. У какого дерева белый ствол? (у березы) 6. Назовите детенышей курицы (цыплята)
Вопросы для команды «Радуга»:
1. На каком дереве растут желуди? (на дубе)
2. Ворона, скворец, воробей, ласточка – кто это? (птицы)
3. Как назвать детеныша коровы? (теленок)
4. У какого зверя рыжая шубка? (у белки, лисы)
5. У какой птицы красная грудка? (у снегиря)
6. Когда земляника поспевает? (летом)
2- ой конкурс «Кто (Что) лишний? ».
На доске картинки с изображениями для первой команды: берёза, ель, клён и пальма, а для второй команды: лиса, ёж, заяц, медведь и тигр. Дети должны выбрать лишнюю картинку и объяснить.
Наши команды - Mолодцы!
Экологический тренинг «Угадай, чей голос? ».
Дети поочерёдно называют птиц (звучат голоса кукушки, вороны, соловья, дятла, совы) Физкультминутка. П/игра «Птички в гнёздышках» 3-ий конкурс «Загадки о природе».
• Припрятала орешки
И сушит сыроежки -
Зимой в её дупле Что хочешь на столе. (белка)
• Хвост пушистый,
Мех золотистый.
В лесу живет,
В деревне кур крадет. (лиса)
• Кто зимой холодной,
Ходит злой, голодный? (волк)
• Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой,
Всё равно ты будешь мой. (дятел)
4-ый конкурс «Птичья столовая» Нужно вспомнить, какие птицы прилетают зимой на кормушку и разместить их изображение на панно. Воспитатель: как назвать одним словом птиц, которых вы выбрали? (зимующие) Картинки каких птиц остались на столе? Как их назвать одним словом? (перелётные) 5- ый конкурс театральный. Проводятся небольшие инсценировки (домашнее задание) на тему: «Как вести себя на природе» 1-ая ситуация (для команды «Солнышко»)
Гуляли две девочки по лесу весенним утром. – Ой, посмотри, что я нашла. Гнёздышко! - Да в нём яичко! - Может, возьмём его домой, и у нас будет птенец. – Мы будем заботиться о нём. Воспитатель: Девочки взяли яичко домой. Правильно поступили девочки? Дети: Неправильно. Птенец погибнет, ему нужно материнское тепло.
2-ая ситуация (для команды «Радуга»)
Мальчик шёл по лесной тропинке, увидел ёжика и решил его взять домой.
Воспитатель: Правильно поступил мальчик?
Дети: Неправильно. Диких животных нельзя брать домой, они в неволе могут погибнуть.
Игра с мячом для всех участников: «Назови быстро»
Белобокая птица. (Сорока)
Какое растение может нас обжечь? (Крапива) Новогоднее дерево. (Елка)
Время года, когда просыпается природа. (Весна)
Кто является санитаром леса из животных? (Волк)
Как называется домашний родственник зайца? (Кролик)
Как называется жилище медведя? (Берлога)
Делают ли запасы еды зайцы? (Нет)
Кто является санитаром леса из птиц? (Дятел)
Как называется зверь, строящий на реках плотины? (Бобер)
Воспитатель: Вот наша викторина подошла к концу, давайте посчитаем количество фишек, заработанных командами, и подведём итоги нашей экологической викторины. (Победила дружба.)
Воспитатель: Вот так в дружбе должны жить все люди не только на нашей малой родине - Мордовии, но и на всей нашей Земле, в дружбе с растениями, животными, которые тоже живут на нашей планете.
В завершении викторины под мелодию песни В. Шаинского «Улыбка» детям в подарок вручаются раскраски по теме «ПРИРОДА МОРДОВИИ»