Просмотр содержимого документа
«Достижения педагога»
Подборка игр и упражнений
по методике Монтессори
Составила: Воспитатель МБДОУ ДС №31
Татлыбаева Ф.Ф.
Сортировка по цвету
1 – вариант
Цель: Развитие цветового восприятия, закрепление в речи названий цветов, развитие мелкой моторики.
Материал: Помпоны разных цветов, набор стаканов таких же цветов, поддон.
Ход игры: Демонстрируем детям корзинку с помпонами разного цвета. Просим навести порядок и разложить разноцветные шарики в стаканчик подходящего цвета. После того как навели порядок, проговариваем названия цветов- здесь все желтые, здесь зеленые, и.т.д.
2 – вариант
Цель: Тренировка концентрации внимания, развитие мелкой моторики пальцев рук, координация глаз и рук.
Материал: лоток, разноцветные помпоны набор стаканов таких же цветов, зажим.
Ход игры: покажите малышу, как можно брать зажимом разноцветные помпоны и раскладывать их по цвету в отдельные контейнеры.
Возраст — в эту игру можно начинать играть приблизительно с 1 года и 6 месяцев.
Сортировка по размеру.
Цель: Развитие цветового восприятия, развитие умения различать предметы по размеру, развитие моторики.
Материал: Большие и маленькие разноцветные помпоны, коробки тех же цветов разного размера, лоток.
Ход игры: Демонстрируем детям лоток с разноцветными помпонами. Обращаем внимание на то, что все шарики разного размера. Просим сложить все маленькие в маленькие коробочки такого же цвета, большие- в большие коробки. После того как порядок наведен, просим показать маленькие коробки, большие, уточняем цвет, проговариваем. Для детей постарше, у которых уже хорошо сформированы представления о размерах можно усложнить задачу- сортируем на 3 группы- большие, маленькие и средние. Возраст — в эту игру можно начинать играть приблизительно с 1 года и 6 месяцев.
Нанизывание бус разного цвета.
Цель: Умения различать цвета, форму, величину предметов, чередовать их по качеству; развивать тонкую моторику пальцев рук (точность и координированность движений), глазомер, усидчивость, старательность, эстетическое восприятие и другое.
Материал: бусы одинаковой формы, размера и двух цветов, шнуры или леска. Ход игры: Предложите ребенку поочередно нанизывать бусинки (красный, зеленый, красный, зеленый и т. д.). Далее предлагаете бусы других цветовых сочетаний.
Разноцветные палочки
Цель. Учить детей различать основные цвета, упражнять в раскладывании палочек по коробкам соответствующего цвета, развивать зрительное восприятие, мелкую моторику.
Материал:Деревянные палочки, окрашенные в четыре основных цвета, коробочки аналогичных цветов, дополненные изображениями животных.
Ход игры.
Воспитатель расставляет на столе коробочки четырех цветов и показывает разноцветные палочки, которые рассыпал мишка. Детям – участникам предлагается разложить все палочки по коробкам своего цвета. Воспитатель рассматривает палочки, обращая внимание детей на то, что цвет палочки и коробки совпадают (такой же). Затем дети выполняют задание.
Выигрывает тот ребенок, который первым отберет палочки своего цвета и правильно назовет его.
Постепенно количество палочек увеличивается.
Нанизывание бус разной величины.
Цель: учить детей чередовать предметы по величине.
Материал:Используется набор из 10 бусинок: 5 штук диаметром 2 см и 5 штук диаметром 1 см, шнуры или леска.
Ход игры: Предложите ребенку нанизывать бусинки поочередно: большую, маленькую и т. д. Оказывайте помощь ребенку в нанизывании бусинок, их закреплении, правильном чередовании. Повторяйте словесно порядок чередования: "Сначала большая, потом маленькая, снова большая и маленькая".
Выбери пуговки
Цель: воспитывать умение группировать предметы по величине.
Материал: 2 коробочки, большая и маленькая, пуговицы разные по величине (большие и маленькие).
Ход игры: воспитатель вместе с детьми раскладывает пуговицы на группы: самые большие, большие, маленькие и т.д. рассматривая размеры пуговиц, сравнивать, прикладывает пуговку к пуговке. Взрослый активизирует речь детей.
Найди домик
Цель: воспитывать умение различать предметы по величине.
Материал: изготовленные из картона домики разной величины, изготовленные из картона котята разной величины.
Ход игры: воспитатель рассказывает детям что котята заблудились и не могут найти свой дом. Педагог предлагает детям помочь котятам, найти каждому свой дом.
Учимся набирать и пересыпать маленькой ложкой
Цель: Тренировка концентрации внимания, развитие мелкой моторики пальцев рук, координация глаз и рук.
Материал:2 миски, маленькая ложка, большие бобы ( макароны или аналогичные бобовые).
Ход игры: покажите малышу, как можно зачерпывать бобы маленькой ложкой и пересыпать их в другую емкость. Возраст — в эту игру можно начинать играть приблизительно с 1 года и 2 месяцев.
Учимся зачерпывать половником
Цель: Тренировка концентрации внимания, развитие мелкой моторики пальцев рук, координация глаз и рук.
Материал:2 миски, половник, большие бобы (через какое-то время, когда малыш научится аккуратно переносить крупные бобовые из одной тары в другую, можно их заменить на более мелкие бобовые, как например, чечевица или крупы – гречка, рис).
Ход игры: покажите малышу, как можно при помощи половника зачерпывать бобовые и переносить в пустую тару.
Возраст — в эту игру можно начинать играть приблизительно с 1 года и 6 месяцев.
Учимся открывать и закрывать банки
Цель: Тренировка координация глаз и рук, двигательные навыки, координация внимания.
Ход игры: покажите малышу, как можно отвинчивать крышку из – под банки и как завинчивать.
Подбери крышку к коробочке
Цель: подбор предметов по образцу.
Материал: коробочки разных форм (круглая, четырехугольная, прямоугольная, треугольная) и соответствующие им крышки.
Ход игры: воспитатель, держа руку ребенка, его пальчиком обводит форму отверстия коробки. Затем показывает предмет (крышку), сопровождая действие словом. На глазах у детей опускает предмет (крышку) в соответствующее отверстие. После этого предлагает детям это задание.
Больше и меньше
Цель: развитие мелкой моторики рук, физическое развитие ребенка, зрительной координации, аккуратность, ловкость.
Материал: бутылочки, пузырьки, банки с крышками разного размера.
Ход игры: Отвинтите крышки и пробки с нескольких бутылочек разных размеров. Покажите ребенку, как подбираются и завинчиваются крышки вновь. Предложите малышу проделать эти же процедуры с его собственными бутылками и пузырьками. Внимательно наблюдайте за его занятием.
Наматывание тесьмы на катушку.
Цель: Развивать сосредоточенность, координацию движений руки зрительный контроль.
Материал: Катушки большие, окрашенные в разные цвета, к ним привязываются веревочки 70см. или игры с «занимательной коробочкой».
Ход игры: Воспитатель обращается к детям «Посмотрите, дети, что это такое? (показывает катушку). Если дети не называют предмет, то объясняет. Это катушка (желательно иметь катушки большие, разных цветов), а к ней привязана веревочка. Сейчас я буду наматывать веревочку на катушку. Одной рукой держу катушку, а другой наматываю; надо намотать всю веревочку до конца (веревочку вращает вокруг катушки от себя). А теперь размотаю веревочку. Берет конец шнурка и вращает его вокруг катушки к себе. Теперь попробуйте намотать веревочку сами». (Каждому ребенку дать катушку.) Дети наматывают веревочку 2-3 раза.
Учимся складывать салфетки
Цель: тренировка пальцев рук.
Материал: салфетка.
Ход игры: покажите малышу, как можно складывать салфетки (показать несколько способов складывания). Обратить внимания малыша на форму салфетки. Сложить ее в виде прямоугольника, квадрата, треугольника и т.д.
Возраст – в эту игру можно начинать играть приблизительно с 1 года и 6 месяцев.
Знакомимся с тканью
Цель: Тренировка концентрации внимания, развитие мелкой моторики пальцев рук, координация движения.
Материал: коробка с тканями (разные по фактуре, плотности и цвету).
Ход игры: Ребёнок подбирает пару каждому материалу, дальнейшая работа идёт с завязанными глазами.
Рисуем на манке
Цель: учить выполнять рисунки на манке, развивать фантазию и воображение ребенка, память и координация его движений, мелкую моторику рук.
Материал: поднос, крупа манки
Ход игры: Насыпаем на поднос манку тонким слоем. И рисуем круг, солнышко, дорожки и т.д. пальцем, рукой, кистью, палочками и любыми другими предметами. Можно не только рисовать, но и дорисовывать: дождик у тучки, лучики у солнышка, недостающую линию треугольника и т.д.