kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Деловая игра "Значение и использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка раскрывает значение здоровьесберегающих технологий в ДОУ. Мероприятие проводится в форме деловой игры.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Деловая игра "Значение и использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ"»

Значение и использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ.

(деловая игра)

Автор: Инструктор по ФК Мойсеенко В.А.


На время проведения деловой игры педагоги разбиваются на две команды.

Инструктор по физической культуре кратко говорит о здоровьесберегающих технологиях, проводимых в детском саду:

- физкультминутки,

- двигательная разминка,

- пальчиковые игры,

- логоритмика,

- дыхательные упражнения,

-массаж, ходьба по массажным дорожкам

- оздоровительные, лечебные игры,

- психогимнастика,

- гимнастика после дневного сна,

- упражнения для профилактики плоскостопия и формирования правильной осанки.

1 задание: Командам предлагается записать задачи физического воспитания.

Работа проводится таким образом:

-каждый педагог записывает задачи самостоятельно,

- задание анализирует вся команда, внося необходимые коррективы,

-Работа проводится 15 минут. После этого следует проверка, в которой участвуют все педагоги. В результате совместной работы педагогами формулируются задачи физического воспитания.

ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ:

Оздоровительные: охрана жизни и укрепление здоровья детей, содействие правильному физическому и психическому развитию детского организма, повышение умственной и физической работоспособности.

Развивающие: развитие движений, формирование двигательных навыков и физических качеств (ловкость, быстрота, сила, выносливость), формирование правильной осанки.

Образовательные: Обогащение знаний детей о своем организме, здоровье, о путях его укрепления, сохранения, ответственного отношения.

Воспитательные: воспитание положительных черт характера (смелость, решительность, настойчивость), нравственных качеств (доброжелательность, взаимопомощь), волевых качеств (сила воли, умение побеждать и проигрывать), формирование привычки к здоровому образу жизни, желание заниматься физическими упражнениями (в том числе не ради достижения успеха, а для собственного здоровья).

Затем педагогам предлагается сделать сообщение «О пальчиковой гимнастике и ее значении»:

Вывод: Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Выполняя пальцами различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, что способствует развитию внимания, мышления, памяти, благотворно влияет на развитие речи и готовит руку к письму. Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

Задание 2: Командам предлагается вспомнить 2-3 пальчиковые игры и продемонстрировать их (для всех возрастов).

Сообщение «Физкультминутки для дошкольников»

Вывод: Физкультминутки применяются с целью предупреждения утомления на занятиях, связанных с длительным сидением в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности детей на хорошем уровне.

Задание 3: Командам предлагается продемонстрировать физкультминутки: (математическую, игровую, цветную, физкультурную)

Сообщение «Дыхательная и звуковая гимнастика»

Вывод: От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и

умственная деятельность. Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность человека. Лёгкие являются не только органом дыхания, но и выделения, регуляции температуры тела.

Они так же принимают участие в выработке физиологически активных веществ, участвующих в процессе свёртывания крови, обмена белков, жиров и углеводов. Именно поэтому дыхательная гимнастика играет огромную роль в закаливании и оздоровлении детей.

Задание 4 Командам предлагается загадать друг другу загадки на спортивную тему. За правильный ответ дается очко.

Задание 5: Разгадывание кроссворда

(приложение № 5)

Сообщение «Виды массажа и его значение»

(точечный (профилактический, обезболивающий); самомассаж всех частей тела, ходьба и бег про массажным дорожкам (разным видам поверхностей), с использованием массажеров).

Вывод: Массаж благоприятно влияет на эмоциональное состояние детей, снижает заболеваемость, а также обогащает опыт детей упражнениями, для самостоятельных занятий с целью снятия утомления и напряжения.

Задание 6 Команды выполняют любой вид массажа.

Сообщение «Оздоровительные игры»

Вывод: В результате использование оздоровительных и лечебных игр, мы не только укрепляем здоровье детей, но и способствуем всестороннему гармоничному физическому и умственному развитию, формированию необходимых навыков координации движений, правильной осанки, ловкости и смелости.

Задание 7 Ведущий проводит 3-4 оздоровительной игры.

Команды должны определить цель игры (оздоровительный эффект)

В заключение игры можно подсчитать очки, набранные командами за задания.

«Скоморохи» (тонизирует весь организм, развивает икроножные мышцы, делает гибкой поясницу);

«Качалка» (укрепляет мышцы туловища и конечностей, мягкое воздействие на функции вестибулярного аппарата, координация движений);

«Обруч» (тренирует гибкость позвоночника, способствует концентрации внимания);

«Цапля» (тренирует вестибулярный аппарат, развивает способность концентрации внимания, поднимает настроение);

«Восточный официант» (развитие координации движений, равновесия, укрепление мышечного «корсета» позвоночника).


ВЫВОД: «Чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении». /З.И.Береснева/.

 Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении имеет огромное значение в процессе оптимизации двигательной активности, способствует разностороннему развитию, укреплению здоровья детей, овладению навыками самооздоровления.

Поэтому в ДОУ необходим поиск, изучение и внедрение эффективных технологий и методик оздоровления.



































Приложение № 1 «Пальчиковая гимнастика»

Движение пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающие воздействие. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали. Что игры с участием рук и пальцев (типа «Сорока-белобока» и др.) приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающе методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного пальца – положительно влияет на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.

В Китае популярны упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами. В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее воздействие оказывает перекатывание ладонями шестигранного карандаша.

Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая» и др. Многие видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающие воздействия. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов.

Считается, что упражнение «Браслет» (растирание запястья), «Мельница» (пальцы слегка сцеплены, большие пальцы изображают мельницу) улучшают лимфоток  (циркуляцию крови). Улучшение лимфотока способствует повышению иммунитета.

 Найдем «Точку труда». Сожмите руку в кулак, безымянный палец показывает ее положение. Упражнения на этой точке повышают работоспособность.

Упражнения со всей кистью «стряхнуть воду с рук» и др. помогают расслабиться.

Рекомендации по проведению: Упражнения выполняются в медленном темпе, (от 3до 5 раз) сначала одной, потом другой рукой, а в завершение – двумя руками вместе.

«Бобик» (младшая гр.), «Теремок» (средняя гр.), «Апельсин» (старшая гр.)

1.Бобик, Бобик, славный пес (вращение кулаком)

Белый лобик, черный нос (показать на лице)

Бобик, Бобик, лапу дай!     (вытянуть руку вперед)

Сядь на коврик и не лай!   (погрозить пальчиком)

2.Стоит в поле Теремок, на двери весит замок (пальцы рук соединены домиком)

Как же нам замок открыть и зверей туда впустить. (развести большие пальцы)

Это – зайчик, (указательный и средний – поднять, остальные сжать)                                                      

Это мышка, (пальцы сжаты в кулак, мизинец поднять вверх)

Это ежик, (ладони соединить, пальцы развести)

Это мишка (руки у головы, пальцы согнуты)

Стоит в поле теремок, он не низок, не высок (хлопать в ладони)

3.Мы делили апельсин (вращение кулаком)

Много нас, (развести пальцы)

 а он один (все пальцы в кулак, указательный вверх)

Эта долька для ежа (загибать пальцы, начиная с мизинца)

Эта долька для чижа

Эта долька для зайчат

Эта долька для бельчат

Эта долька для бобра

А для волка кожура (одна рука опущена вниз пальцы вместе, другая гладит сверху вниз)

Он сердит на нас беда (руки соединить у запястья, пальцы имитируют зубы)

Разбегайся, кто куда (пальцы «убегают»)


























Приложение № 2 «Физкультминутки для дошкольников»


Для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей необходим особый двигательный режим, отличающийся разнообразием форм физического воспитания. Одной из таких форм являются физкультурные минутки. Цель проведения физкультурной минутки – повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях, обеспечить кратковременный активный отдых для детей во время занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящейся в статическом состоянии; мышцы кистей рук. Умственное утомление распознается, прежде всего, по снижению внимания. В результате статического напряжения у ребенка сутулится спина, опускаются плечи, замедляется кровообращение. Что приводит к нарушению осанки, отрицательно сказывается на работе жизненно важных функций организма, в итоге негативно отражается на здоровье дошкольника. Физкультминутка как форма активного отдыха во время малоподвижных занятий применяется для детей всех возрастных групп.

Исходя из этого, для физкультурной минутки составляют комплекс, включающий в себя 3-4 простых упражнения для больших групп мышц (ног, рук, плечевого пояса, туловища), активизирующие дыхание и кровообращение. Выполняются они в течение 1,5-2 минут.

Для малышей предлагаются упражнения подражательно-имитационного характера – как птички пьют водичку, как капает дождик, падают листочки…

Продолжительность физкультурных пауз, в отличие от физкультурных минут, несколько дольше.  Кроме гимнастических упражнений в комплексы физкультурных пауз полезно включать малоподвижные игры, развлечения. Упражнения подбираются по тому же принципу, что и в физкультминутках, с той лишь разницей, что их количество увеличивается до 5-8.

И физические упражнения, и игры должны быть хорошо знакомы детям. Еженедельные комплексы физкультминуток обновляются, обогащаются новыми движениями, либо заменяются полностью. Выполнение упражнений физкультминуток с пособиями или дидактическим инвентарем повышает интерес к занятиям, улучшает качество их выполнения, способствует формированию правильной осанки.

Дети дошкольного возраста, выполняя упражнения, не умеют правильно сочетать движения с ритмом дыхания, часто задерживают дыхание. Стихотворные физкультминутки помогают решить эти проблемы.

На эффективность проведения физкультминуток влияет качество и глубоко продуманная предварительная работа педагога по подготовке необходимых пособий и инвентаря, которые помогут проводить комплекс живо, эмоционально, интересно. Музыкальное сопровождение (бубен, барабан, фортепиано, аудиозаписи) оставит неизгладимый след в памяти детей и будет способствовать наиболее яркому восприятию движений.

«Гармония в цвете – гармония в душе – гармония в движении - гармония в жизни» - известный постулат японских педагогов.

Мы попробуем добиться этой гармонии, грамотно используя разноцветные физкультминутки. У каждого цвета есть свои специфические свойства и сила. Плохих цветов не существует. Перед началом разноцветных физкультурных минуток эффективно использовать сюрпризный момент. Сначала дайте детям насладиться цветом, а потом предлагайте упражнения.

Красный цвет – цвет силы. Это цвет огня, жажды жизни, скорости. Красный цвет дает энергию, активизирует и возбуждает. Красный цвет может помочь активно преодолеть жизненные препятствия, повышает работоспособность и выносливость, улучшает настроение.

Оранжевый и мягкий персиковый оказывает благоприятное воздействие на замкнутых и недоверчивых детей.

Оранжевый способствует оптимизму, открытости, эмоциональной уравновешенности, доверию и чувству единения.

Желтый – тонизирующий цвет. Этот цвет полон радости и оптимизма. Желтый стимулирует интеллект и общительность. Он связан с умственными способностями, организованностью, вниманием к деталям, дисциплиной.

Зеленый цвет – цвет природы, вечного обновления и бессмертия.

Он вызывает чувство уравновешенности, гармонии, спокойствия и надежды, помогает рассеивать отрицательные эмоции. Эффективно действие зеленого при головных болях, утомлениях глаз и нарушениях зрения.

Голубой – это цвет эмоциональности, цвет общения. Голубые тона производят впечатления легкости, воздушности, чистоты. Голубой цвет успокаивает душу.

Это особенно важно для детей, страдающих страхами и навязчивыми идеями.

Он также уменьшает эмоциональную боль, противодействует жестокости и грубости.

Синий - цвет душевного покоя, он связан с самоанализом и самоуглублением.

Синий предполагает мягкость, терпение и самообладание. Как болеутоляющее средство действует сильнее голубого. Синий цвет очищает душу, вдохновляет на творчество, служит проводником в таинственный мир интуиции. Синий представляет собой силу разума, ясность мысли.

Коричневый – цвет земли. Это цвет защиты, цвет – защитник. Коричневый символизирует надежность и прочность. Позитивные качества коричневого цвета – это цельность, надежность, умеренность, уверенность в себе и здравый смысл.

Негативные свойства коричневого: разочарование, недовольство, депрессия, навязчивые идеи разрушения.

Белый – цвет очищения и божественности. Белый

Белый способен стать великим исцеляющим цветом. У многих народов белый воспринимается как символ жизни и добра.

Белый – созидание, черный – разрушение. Черный – это абсолютное поглощение всех цветов, это покой и тишина. Существуют так же серые, пестрые, серебряные и золотые физкультминутки, а также лесные, математические, физкультурные.

1. (красная) Наши красные цветки распускают лепестки.

(плавно поднять руки вверх)

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

(качание руками влево, вправо)

Наши красные цветки закрывают лепестки,

(присели, спрятались)

Головой качают (наклон головы вправо, влево)

Тихо засыпают (закрыть глаза).

2. (физкультурная) Крутим мельницу вперед, а потом наоборот.

(вращение руками вперед и назад)

Наклоняться будем все, будто прыгаем в бассейн.

(наклоны вперед, руки назад)

А потом прогнемся, хорошенько разомнемся.

(Наклоны назад, руки на пояс)

И попрыгать нам пора, мы не прыгали с утра.

(прыжки на месте)

Шаг на месте в заключенье. Это тоже упражненье.

(ходьба на месте)

Руки к верху потянули, вот как славно отдохнули.

(Руки вверх – вдох, руки опустить - выдох).

3. (игровая) П/И «Карусели» (ходьба и бег в разном темпе)

Еле, еле, еле, еле завертелись карусели,

А потом, кругом, кругом, все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише не спешите! Карусель остановите.

Раз, два, раз, два! Вот и кончилась игра!

4. (математическая) 1,2,3,4,5 – начинаем все считать.

Ты сначала посчитай, потом движенье выполняй.

Сколько на доске кружков – столько сделайте прыжков. (8)

Сколько раз ногою топну – над головой в ладоши хлопни. (7)

Сколько раз ударю в бубен – столько раз присядьте дружно. (5)

Сколько на поляне кленов – столько сделайте наклонов. (4)

Сколько там росло цветков – столько сделайте хлопков. (6)














Приложение № 3 «Дыхательная и звуковая гимнастика»


 От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и

умственная деятельность, например, частота дыхания и дыхание попеременно через правую и левую ноздрю влияют на функции мозга.

Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной

мускулатуры, улучшает местное кровообращение, предохраняет от

переохлаждения, сухости и инфицирования слизистой оболочки носа.

 Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность человека. Лёгкие являются не только органом дыхания, но и выделения, регуляции температуры тела.

Они так же принимают участие в выработке физиологически активных веществ, участвующих в процессе свёртывания крови, обмена белков, жиров и углеводов.

 В Китае в древности была разработана особая наука о целебных звуках, которые входят в резонанс с нашими внутренними органами и оказывают на них полезное воздействие. Звук «М» - действует на мозг, зрение, слух.

«Е» - на горло, «О» - на сердце, «У» - на живот, «А»- на руки и ноги, «Ш» («М»)- на организм в целом.

Нужно сделать глубокий вдох через нос, а затем выдох через рот, произнося при этом эти звуки. Вдох и выдох делать около 7 секунд. Всё упражнение от

5 до 10 минут. И чем чаще его делать, тем лучше.

  При выборе дыхательных упражнений для утренней гимнастики учитывается следующее:

  - эффективность каждого упражнения для закаливания и оздоровления детей в условиях ДУ;

  - доступная степень сложности упражнений для детей разного возраста.

  Чтобы эффективней решать задачи укрепления дыхательной мускулатуры детей с целью повышения их сопротивляемости к простудным заболеваниям, а также выносливости при физических нагрузках, мы включили её во все комплексы утренней гимнастики.

Из выше сказанного можно сделать вывод, какую огромную роль играет дыхательная гимнастика в закаливании и оздоровлении детей.













Приложение № 4 «Загадки»


Есть, ребята, у меня два серебряных коня.

Езжу сразу на обоих. Что за кони у меня?  (коньки)


Просыпаюсь утром рано вместе с солнышком румяным,

Заправляю сам кроватку, быстро делаю …  (зарядку)


Два березовых кола через лес несут меня.

 Кони эти рыжи, а зовут их …   (лыжи)


Силачом я стать хочу. Прихожу я к силачу:

- Расскажите вот о чем – как вы стали силачом?

Улыбнулся он в ответ: - Очень просто. Много лет ежедневно, встав с постели, поднимаю я …  (гантели)


Михаил играл в футбол и забил в ворота …   (гол)


Этот конь не ест овса, вместо ног два колеса,

 Сядь верхом и мчись на нем, только лучше правь рулем (велосипед)


- Не пойму, ребята, кто вы? Птицеловы? Рыболовы?

Что за невод во дворе? – Не мешал бы ты игре,

Ты бы лучше отошел, мы играем в …   (волейбол)


Все лето стояли, зимы ожидали.

Дождались поры – помчались с горы (санки)


Ударишь – не плачет.

Бросишь – поскачет (мячик)















Приложение № 5: Разгадывание кроссворда




А







З








Р




А


О






Ы

3 М



Н

5 Б

1 Д


В


И


Ж

Е


Н

И

Е

Ь






К

Т



Е

Г

Б






И

А





А







Н












И












Е

















По горизонтали: 1двигательная активность (одним словом)

По вертикале: 1-5 основные виды движений.

                           


1 В





3 С

И

Л

А


Ы




О


М




1 З

Д

О

Р

О

В

Ь

Е





Е




К


Л





Р




О


О





Ж




С


С





К




Т


Т





А




Ь


Ь




По горизонтали:1самое главное в жизни человека

                            3физическое качество

По вертикале: 1,3 волевые качества

                              2 физическое качество












Приложение № 6 «Виды массажа»


Немаловажное значение в оздоровительной работе имеет закаливание. Одним из эффективных элементов закаливания является массаж. Точечный массаж зародился около 5 тысяч лет назад на Дальнем Востоке. Тогда было установлено, что раздражение определенных зон кожного покрова, «жизненных» или, как сейчас говорят биологически активных точек, вызывает ответную реакцию на уровне определенного органа. Всего таких точек насчитывается около 700. но наиболее часто используются лишь 150. При надавливании на эти точки, как правило. Возникают болевые ощущения, ломота, распирание, онемение. Эта особенность служит критерием правильности нахождения точки при применении точечного массажа.

При точечном массаже массируются биологически активные точки, расположенные на различных участках тела человека. Воздействие на точку улучшает энергетический баланс организма. Стимулирует или наоборот успокаивает автономную нервную систему, регулирует питание тканей,

Снимает нервное и мышечное напряжение и боль. Методика проведения точечного массажа.

Перед массажем потрите руки, чтобы их согреть. Давление производится подушечками большого и среднего пальца, можно помогать и другими пальцами. Движение пальца может быть вращательным (по часовой стрелке) или вибрирующим. Длительность массажа каждой точки 3-5 минут.

 Массаж ушных раковин (аурикулярный массаж) и массаж носа полезен в частности для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний.

Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью. Повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

Самый простой способ точечного массажа – это катание по полу мяча, палки стопами ног; хождение по массажным дорожкам, использование массажеров для ног и спины. Эти упражнения положительно влияют на деятельность почти всех систем организма.

Эти упражнения не только для профилактики плоскостопия, в результате массажа ног укрепляются защитные силы организма, повышается сопротивляемость организма к простуде, мышцы меньше устают при нагрузке.

Массаж благоприятно влияет на эмоциональное состояние детей, снижает заболеваемость, а также обогащает опыт детей упражнениями, для самостоятельных занятий с целью снятия утомления и напряжения.

«Буратино рисует цветок, елочку, солнышко» (массаж шейных позвонков – наклоны, вращение головой).

«Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы…»  (массаж спины: движения пальцами на спине в соответствие с текстом).



Приложение № 7 «Оздоровительные игры»


Игры этой серии предназначены для профилактики утомления, вызванного интенсивными интеллектуальными нагрузками. Кроме релаксационной функции они выполняют коммуникативную, развлекательную и воспитательную функции. Физические и психические компоненты в оздоровительных играх тесно взаимосвязаны. Они укрепляют различные группы мышц, тренируют вестибулярный аппарат. Способствуют профилактики нарушения зрения и осанки. Непринужденность обстановки, свобода импровизации, возможность отступления от заданных правил, бесконечность вариаций, нацеленность педагога на создание у детей эмоционального подъема, отсутствие проигравших – все это создает у игроков состояние психологического комфорта.

Организация оздоровительных игр не требует специальной подготовки площадки или особого оборудования. Игры могут проводиться, как индивидуально, так и коллективно. Наблюдая за тем, как дети выполняют забавные игровые задания, можно в определенной степени оценить их уровень физической подготовленности, степень развитости физических качеств, уровень зрелости нервных процессов.

Наблюдения за детьми дадут достаточную информацию о необходимости и характере индивидуальной работы с ними.

Например, при проведении игры «Цапля» отчетливо видно у кого из детей нарушена функция статического равновесия.

По амплитуде круговых движений туловища при проведении игры «Обруч»

легко оценить гибкость позвоночника.

Длительность игр зависит от их содержания и может варьировать от одного до двух минут. Общая длительность игр -  в среднем составляет 4-6 минут.

Проводить игры можно как с музыкальным сопровождением, так и без него.

Но поскольку игровые задания строго ограничены по времени, требуется отчетливый резкий звуковой сигнал. Игры, не должны часто повторяться, чтобы дети не потеряли к ним интерес. Поэтому в «арсенале» педагога должно быть много игр. Особых возрастных требований к оздоровительным играм нет.

«Качалка» (Ребенок садиться на ковер, сгибает ноги в коленях и обхватывает их руками. Затем перекатывается в положение лежа на спине и делает несколько качательных движений на спине).

«Цапля» (Дети должны правую ногу согнуть в колене, развернуть её на 9* по отношению к левой и прижать ступню к бедру левой ноге, как можно выше. Руки на пояс, глаза закрыть. Необходимо простоять как можно дольше.)

«Обруч» (Дети должны делать круговые движения туловищем как можно быстрее, чтобы не упал обруч.)

«Восточный официант» (Ребенок должен принять правильную осанку, положить на голову кубик (мешочек, книгу) и идти вперед. Выигрывает тот, кто пройдет дольше всех и не уронит предмет. Можно ходить приставным шагом влево-вправо.












































Используемая литература:

1.Л.П.Савина Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. – Москва: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999г.

2. В.И. Ковалько Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток. Игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр (средняя, старшая, подготовительная группы). – Москва, ВАКО, 2005г.

3.В.Г.Алямовская «Профилактика психоэмоционального напряжения средствами физического воспитания Москва – 2000г.

4. М.А. Рунова «Двигательная активность ребенка в детском саду» Москва, Мозаика-Синтез-2000г.

5. А.С. Галанов «Игры, которые лечат» Москва, ТЦ «Сфера»,2001.

6. 3.Г.И.Погадаев «Физкульт-ура!» Москва, Школьная Пресса, 2003г.

7.Г.В.Меньшикова «Лучшие дыхательные гимнастики для вашего здоровья»

Москва АСТ; Санкт-Петербург Сова, 2007г.

8.З.И.Береснева и др.  Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ

- Москва, ТЦ Сфера, 2005г.

9.  В.В. Волина Занимательное азбук ведение: Кн. Для учителя. - Москва, Просвещение. 1991г.



































Использование здоровьесберегающих технологий в детском саду.



1. Значимость работы по сохранению и укреплению здоровья детей в ДОУ.

Жизнь в ХXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной   на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья детей. 

Здоровье – состояние физического и социального благополучия человека (по Уставу ВОЗ). Это – одна из высших человеческих ценностей, один из источников счастья, радости, залог оптимальной самореализации. От того, как прошли дошкольные годы, во многом зависит физическое и психическое здоровье человека на протяжении всей жизни. Важно сохранить здоровье ребенка в столь ответственный жизненный период, для чего необходима огромная, каждодневная работа в семье и дошкольном учреждении.

Название
технологии

Определение

Физкультурная
минутка

Динамическая пауза для профилактики переутомления на занятиях интеллектуального цикла.

Подвижные и спортивные игры

Это игры с правилами, где используются естественные движения, и достижение цели не требует высоких физических и психических напряжений.
Спортивные игры – игры, по которым проводятся соревнования.

 Пальчиковая
гимнастика

 Тренировка тонких движений пальцев кисти рук.

 Артикуляционная
гимнастика

 Упражнения для формирования правильного произношения: выработки полноценных движений губ, языка, челюсти.

 Бодрящая гимнастика

 Переход от сна к бодрствованию через движения. Поднятие настроения и мышечного тонуса детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений.

 Гимнастика для глаз

 Упражнения для снятия глазного напряжения.

 Дыхательная гимнастика

 Специальные упражнения, позволяющие очистить слизистую оболочку дыхательных путей, укрепить дыхательную мускулатуру, улучшить самочувствие ребенка.

 Стретчинг

 Специально разработанная система упражнений, направленная на совершенствование гибкости и подвижности в суставах и на укрепление этих суставов.

 Ритмопластика

Система физических упражнений, выполняемых под музыку, способствует развитию у детей мышечной свободы, выразительности, красоты, грациозности, ритмичности движений, музыкальности, чувство ритма и пластику.

Релаксация

Система расслабляющих упражнений, направленная на восстановление между процессами равновесия возбуждения и торможения и снижение двигательного беспокойства (дыхание, мышечное расслабление)

Технологии эстетической направленности

Эмоциональное благополучие ребенка. Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др.

Гимнастика ортопедическая

Система упражнений, направленная на профилактику нарушений осанки и плоскостопия.

 Гимнастика корригирующая

 Система индивидуальных заданий, направленных на развитие и коррекцию конкретных видов движений и мышц.

Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка - дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.


2. Современные здоровьесберегающие педагогические технологий в ДОУ.

Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.  Цель здоровьесберегающих образовательных технологий - обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

В настоящее время в дошкольных учреждениях чаще всего используют следующие здоровьесберегающие технологии:

технологии сохранения и стимулирования здоровья.

технологии обучения здоровому образу жизни.

коррекционные технологии.


Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Технологии обучения здоровому образу жизни

Название
технологии

Определение

Физкультурное
занятие

Организованная форма обучения. 2 раза в неделю в спортивном зале и 1раз на прогулке. 1 мл. гр.-10 мин. в группе, 2 мл. гр.- 15-20 мин., ср. гр. – 20-25 мин., ст. возраст – 25 – 30 мин.

 Занятия из серии «Здоровье»

Занятия по ознакомлению детей со своим организмом, создание предпосылок к заботе о собственном здоровье.

Самомассаж

Массаж, выполняемый собственноручно на своем теле (рук, ног)

Точечный массаж

Точечный массаж - это механическое воздействие пальцами рук на строго определённые участки тела.

 Коммуникативные игры.

 Игры, направленные на развитие коммуникативных навыков детей.

 Проблемно-игровые
игротренинги и игротерапия.

 Тренинг творческой психотехники (ТТП). Система игровых упражнений, которые тренируют способность быстро и активно концентрировать слуховое внимание и память, осязание, зрительное внимание и память, воображение и творческую фантазию.

Утренняя гимнастика 

 Рассматривается как важный элемент двигательного режима, средства для поднятия эмоционального тонуса детей. Обеспечивает полную раскованность в поведении, приподнятое эмоциональное состояние. В ней сосредоточен комплекс взаимодействий на разностороннее развитие детей: движение, музыка, ритм, эстетика окружающих пособий, общение, игра.

Коррекционные технологии

Название
технологии

Определение

Арттерапия

Оздоравливание психосферы средствами воздействия различных видов искусств (музыка, ИЗО)

 Технология музыкального воздействия.

Создание такого музыкального сопровождения, которое наиболее эффективно способствовало бы коррекции психофизического статуса детей, имеющих те или иные проблемы в развитии, в процессе их двигательно-игровой деятельности. 

 Сказкотерапия

 Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей

 Технологии воздействия цветом

 Как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач.

 Технологии коррекции поведения.

  • Игры с правилами

  • Игры – соревнования

  • Раскрепощающие психотехнические игры (спец. игровые упражнения, в которых содержится явная или скрытая формула поведения)

  • Психотехнические освобождающие игры (направленные на ослабление внутренней агрессии, приобретение эмоциональной и поведенческой стабильности)

  • Режиссерские игры (где ребенок самостоятельно распределяет все роли между игрушками)

  • Народные игры (обаяние игровых персонажей)

 Психогимнастика

 Это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). На занятиях психогимнастикой дети обучаются азбуке выражения эмоций – выразительными движениями. Основная цель – преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.

 Фонетическая ритмика

 Система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса). Занятия фонетической ритмикой помогут сформировать фонетически правильную речь.

Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий в конкретном ДОУ зависит от:

  • типа дошкольного учреждения;

  • конкретных условий дошкольного образовательного учреждения;    

  • организации здоровьесберегающей среды;

  • от программы, по которой работают педагоги;

  • продолжительности пребывания детей в ДОУ;

  • от показателей здоровья детей;

  • профессиональной компетентности педагогов.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

3. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в ДОУ.

Растить детей здоровыми, сильными - задача каждого дошкольного учреждения, поэтому в современных условиях особо актуальным является внедрение в работу ДОУ инновационных педагогических технологий. Использовать здоровьесберегающих педагогических технологий воспитатели
нашего детского сада стали с 2008-2009 учебного года.

Виды здоровьесберегающих технологий, используемых в ДОУ:

Технологии сохранения и стимулирования здоровья


Название
технологии

Особенности методики
проведения

Возрастная
категория

Физкультурная
минутка

В зависимости от вида занятия может включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой гимнастики, корригирующие упражнения и т.п. Проводится во время занятий по мере утомляемости детей. Продолжительность – 2-3 мин.

Все
группы

Подвижные и спортивные игры

Подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем проведения.
Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – с малой и средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. В ДОУ используются элементы спортивных игр.

Все группы

 

 

Со ст.гр

Пальчиковая
гимнастика


Проводится в любое удобное время. Рекомендуется всем детям, но особенно с речевыми проблемами.

Все группы

Артикуляционная
гимнастика

Рекомендуется проводить с детьми, начиная с 3-х лет. Результативна только при качественном ее выполнении.

С 3-х лет.

Дыхательная гимнастика

Проводится в разных формах физкультурно-оздоровительной работы.

Все группы

Релаксация

Используются релаксационные приемы как компонент заключительной части занятия

Все группы

Гимнастика ортопедическая

Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы. Проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы.

Все группы

Гимнастика корригирующая

Знание индивидуальных особенностей детей и методики обучения соответствующих движений.

Все группы






Технологии обучения здоровому образу жизни


Название
технологии

Особенности методики
проведения

Возрастная
категория

 Физкультурное
занятие

 Занятия проводятся в соответствии с требованиями программы. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение.

Все группы 

Занятия из серии «Здоровье»

Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития.

Со ст. гр.




Самомассаж

Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму. Проводится в разных формах физкультурно-оздоровительной работы.

Со 2 мл. гр.

Утренняя гимнастика

Формы проведения: подвижные игры, традиционная, с предметами, сюжетная.

Все возр. группы


Коррекционные технологии

Название
технологии

Особенности методики
проведения

Возрастная
категория

Технология музыкального воздействия.

Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. В различных формах воспитательно-образовательной работы:

Все гр.

Психогимнастика

Психогимнастические этюды как часть занятия

Со ст. гр.


Отдельные приемы этих технологий широко используются педагогами нашего дошкольного учреждения в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком.

Ежедневно с детьми проводим утреннюю гимнастику, которая способствует повышению функционального состояния и работоспособности организма, развитию моторики, формированию правильной осанки, предупреждению плоскостопия. Как правило, проводится традиционная гимнастика, которая включает в себя простые гимнастические упражнения с предметами или без них с обязательным введением дыхательных и корригирующих упражнений.

В течение дня используем различные виды здоровьесберегающих педагогических технологий.

Вовремя непосредственно образовательной деятельности проводим динамические паузы по мере утомляемости детей. С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно проводим пальчиковую гимнастику в любой удобный отрезок времени.

Обязательным оздоровительным моментом в работе является прогулка. Оптимизации двигательной активности детей на прогулке способствуют правильно подобранные и грамотно чередуемые игры и упражнения, которые дарят детям массу радостных эмоций и развивают у них ловкость, выносливость, координацию движений, а также способствуют расширению двигательного опыта детей, совершенствуют пространственную ориентировку и умение действовать совместно. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем их проведения.


4. Непосредственно образовательная деятельность – основная форма физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ

Основной организационной формой физкультурно-оздоровительной работы является непосредственно образовательная деятельность (НОД) по физической культуре. Именно она должна стать основным средством оздоровления детей и профилактики различных заболеваний.

Формы проведения НОД по физической культуре в нашем дошкольном учреждении разнообразны. Это – и игровая, и учебно-тренировочная, и сюжетно-игровая, и комплексная. Каждая из них имеет свою структуру. Параллельно с физическим развитием идёт обучение детей основам культуры здоровья. Валеологический материал органично включается в структуру НОД, способствуя расширению знаний детей о строении человека, влиянии физических упражнений на организм, о безопасности жизнедеятельности. Но обязательно любая НОД включает элементы здоровьесберегающих педагогических технологий: дыхательную и пальчиковую гимнастики, психогимнастика, упражнения для релаксации.


Дыхательные упражнения.

Целесообразность введения дыхательных упражнений, которые проводятся в увлекательной игровой форме, обусловлена тем, что в результате их использования осуществляется полноценный дренаж бронхов, очищается слизистая дыхательных путей, укрепляется дыхательная мускулатура в целом, тем самым осуществляется профилактика простудных заболеваний. Считается, что кроме кислородного питания с помощью дыхания происходит и энергетическая подпитка организма. Вместе с тем правильное дыхание регулирует состояние нервной системы человека, а тем более ребенка-дошкольника.


Пальчиковая гимнастика.

Использование в содержании НОД пальчиковой гимнастики обусловлено недостаточным развитием мелких групп мышц у дошкольников. В результате кисти рук детей приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Функции руки оказывают большое стимулирующее влияние на деятельность детского мозга, психику дошкольников. Поэтому, выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает руку ребенка к его дальнейшему обучению в школе. Пальчиковая гимнастика проводиться в рифмованной стихотворной форме и носит увлекательный характер. Дети с удовольствием запоминают и воспроизводят тексты гимнастики, развивая при этом не только речь, но и другие психические процессы (память, мышление, воображение).


Психогимнастика.

В содержание занятий включаем также псих гимнастические этюды и упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка. Их использование позволяет снижать у детей эмоциональное напряжение, в результате чего происходит коррекция эмоциональной сферы. Для детей данного возраста подбираются достаточно простые мимические и пантомимические упражнения, задания, направленные на развитие коммуникативных способностей, памяти, внимания, на выражение отдельных качеств и эмоций.


Релаксационные упражнения.

При использовании релаксационных приемов как компонента заключительной части НОД стараемся придерживаться постепенного перехода в состояние расслабления. Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов с образным названием. Дети выполняют расслабляющие упражнения, не просто подражая взрослому, а перевоплощаясь, входя в заданный образ. Большинство детей правильно воспринимают эти упражнения, хорошо расслабляются. Об этом позволяет судить внешний вид ребенка: спокойное выражение лица, ровное, ритмичное дыхание, вялые послушные руки, которые тяжело падают, у некоторых появление зевоты, сонливое состояние т.д.


5. Взаимосвязь с родителями.

Непременное условие успешной работы по здоровье сбережению и здоровье обогащению дошкольников - активное взаимодействие педагогов с родителями воспитанников. Детский сад и семья – вот две основные социальные структуры, которые главным образом определяют уровень здоровья ребенка. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое сообщество (дети – родители – педагоги).

Не отказываясь от старых, проверенных, традиционных форм, таких как собрания, консультации, стараемся использовать и нетрадиционные формы организации общения с родителями.

Активно привлекаем родителей к совместным мероприятиям с детьми: дни семейного отдыха, участие мам и пап в детских праздниках, где широко используем музыкальное сопровождение для повышения эмоционального настроя, подвижные игры, игры-эстафеты.

Чтобы ребенок понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться, следует решать эту задачу с самых ранних лет жизни ребенка, решать системно и сообща.

Если воспитатели и родители будут взаимодействовать, то мы можем добиться полноценных результатов, сохраним молодое поколение здоровым.


Выводы

Сохранение и укрепление здоровья воспитанников – основная задача дошкольных учреждений. В Концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья, отводится ведущее место. Подчеркивается важность создания условий, обеспечивающих и физическое, и психическое здоровье ребенка. На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней цивилизации, чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте, когда у ребенка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Кроме этого, именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребенка с семьей и воспитателем, чем в школьный период, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребенка, но и на членов его семьи.

Понимая государственную значимость работы по формированию, укреплению, сохранению здоровья своих воспитанников, коллектив нашего дошкольного образовательного учреждения активно работает по здоровьесбережению, оптимально используя материальные, интеллектуальные и творческие ресурсы учреждения.

Литература.

1. Авченко Н. Как физическое воспитание влияет на психическое развитие ребенка. - Ж - л «Здоровье дошкольника», 2009 г., №5, с. 18.
2. Борисова Е. Н. Система организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками. – Издание 2 - е, переработанное. – М.: Глобус; Волгоград: Панорама, 2009г. – 144 с.
3. Желобкович Е.Ф. Физкультурные занятия в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010 г. – 224с.
4. Кухлинская В. В. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в ДОУ. – Ж – л «Управление ДОУ»,
2007 г., с.84.
5. Пономарева С. А., Зарубина Т. Г. Системный подход к оздоровлению детей в ДОУ. – Ж – л «Инструктор по физкультуре», 2011 г., № 4, с. 24.
6. Савинова С. В. Как воспитать здорового ребенка. – Ж – л «Воспитатель ДОУ», 2011г., № 3, с. 7.
7. Хусаенова Г. М. Роль управления дошкольного образования в охране и укреплении здоровья детей. – Ж – л «Современный детский сад», 2010г., № 3, с. 28.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Деловая игра "Значение и использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ"

Автор: Мойсеенко Виктория Анатольевна

Дата: 05.11.2020

Номер свидетельства: 562548

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Проект "Школа за здоровый образ жизни" "
    ["seo_title"] => string(39) "proiekt-shkola-za-zdorovyi-obraz-zhizni"
    ["file_id"] => string(6) "168126"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1423192302"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства