Просмотр содержимого документа
«Деловая игра для педагогов ДОО на тему: «Воспитание духовно — Нравственной личности через приобщение к Народной культуре».»
Деловая игра для педагогов ДОО на тему: «Воспитание духовно — Нравственной личности через приобщение к Народной культуре».
«Изучайте прошлое,
если хотите предугадать настоящее»
Конфуций.
Эти слова древнекитайского философа Конфуция как нельзя лучше отражают суть самого воспитательного процесса: если хочешь воспитать у подрастающего поколения чувство любви к Родине, культуре, к своему народу начинай с изучения своей истории.
Теоретическая часть.
Сегодня материальные ценности превозносятся над духовными, поэтому у детей искажены представления о добре, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
В нравственном воспитании детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора и компьютера, с которых в жизнь ребёнка постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью и добротой.
В образовании детей дошкольного возраста большое внимание родители обращают на познавательное развитие, подготовку ребёнка к школе. Родители не жалеют на это времени и денег, а вот на совместные прогулки, чтение книг совместного времени не остаётся. Так кто же даст детям уроки нравственности? Кто научит их в первую очередь быть добрыми, чуткими, честными? Значит, нам педагогам, необходимо восполнить образовавшийся пробел в воспитании нравственных чувств у детей и привлечь к этому родителей.
Именно поэтому, стало очевидным, что в обществе необходимо возрождение культуры и духовности, что связано непосредственно с воспитанием и развитием ребёнка до школы.
Духовно-нравственное воспитание является важнейшим направлением воспитания, оказывающим определяющее влияние на все другие направления. Что будет заложено в душу ребёнка, проявится позднее, станет его жизнью. Важная роль в духовно-нравственном воспитании отводится детскому саду, так как дошкольный возраст– период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Поэтому в образовательном пространстве должны быть созданы все условия для наполнения внутреннего мира ребенка ценностным содержанием.
Исходя из этого, сегодня одной из главных задач дошкольного образования является не только вооружение обучающихся знаниями, но и формирование духовно-нравственной личности, патриотизма, чувство любви и преданности к своей Родине, культуре и своему народу.
Основой духовно-нравственного воспитания является культура семьи, общества и образовательного учреждения – той среды, в которой происходит развитие и становление, в которой живёт ребёнок.
- Что такое культура в вашем понимании?
Культура – это система ценностей, закреплённая в традициях. Она необходима для поиска высших ценностей и для удовлетворения духовных потребностей.
При этом теоретические основы духовно-нравственного воспитания современного дошкольника остаются недостаточно разработанными. Имеется ряд проблем:
• Потери связи младшего и старшего поколения.
• Навязывание чужой идеологии культуры других стран и народов (одежда, предметы быта, общение.).
• духовно-нравственное воспитание в большинстве случаев рассматривается как нравственное или религиозное; но такой подход несколько сужает область духовно-нравственного воспитания, которое, наряду с религиозным, включает аксиологическое, моральное, экологическое, полоролевое, не сводимые к религиозному.
• нет чётко определённых целей и задач духовно-нравственного воспитания в современных условиях;
• практически отсутствуют технологии духовно-нравственного воспитания.
• На современном этапе сказки и загадки присутствуют в воспитании ребенка лишь как элемент фольклора, а обрядная часть отсутствует вовсе, подтексты культуры незнакомы порой даже самому педагогу.
Основной целью духовно-нравственного воспитания является формирование нравственной личности, содействие духовному опыту и приобщение к ценностям русской традиционной культуры, включающей гуманность, культуру поведения. Основными задачами духовно-нравственного воспитания дошкольников являются:
(1)познание и прививание народной культуры и традиций;
(2)раскрытие духовной и нравственной одарённости ребёнка, его способностей и талантов;
(3)гармоничное, позитивное и гуманистическое развитие личности ребёнка; (4)формирование гражданского самосознания, доброжелательного отношения к окружающему миру и людям;
(5)одухотворение жизненного пространства ребёнка;
(6) защита и укрепление физического, психического и духовного здоровья ребёнка;
В содержание духовно-нравственного воспитания дошкольников включено и развитие личности, имеющей нравственные и духовные ориентиры:
духовный ориентир – уклонение от зла и выбор добра,
гуманистический ориентир – формирование положительного отношения к окружающему миру и людям, сочувствие и сострадание,
государственный ориентир – принцип, при котором воспитание осуществляется в соответствии с законодательством РФ.
Так что же такое духовно- нравственное воспитание?
Итак, в современных условиях духовно-нравственное воспитание следует понимать как приобщение дошкольников к культурным народным ценностям. Это процесс воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности дошкольников, на формирование способности к духовному саморазвитию.
Возникает вопрос, так как же воспитать ребёнка духовно и нравственно, какие формы работы для этого можно использовать?
Обращаясь к истокам русской народной культуры можно выделить несколько направлений: это устное народное творчество,театрализованная деятельность, художественное творчество и прикладное искусство.
• Художественное творчество и прикладное искусство:
Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Знакомство детей с различными видами декоративно-прикладного искусства, с содержанием народных праздников, обрядов, традиций, поверий и примет, связанных с праздниками; изучают и запоминают новые слова, характерные для речи народа. Детей можно включить в процесс изготовления народной игрушек из глины, соленого теста и их росписи. Этим самым дети приобретают трудовые навыки и навыки вообще работы с художественным материалом. Это воспитывает у них доброе отношение к окружающим, потребность делать людям приятное своими руками, получать радость от самого процесса дарения. Предметная среда окружает человека постоянно, она влияет на подсознание, позитивно и негативно формируя его чувства и эмоции, манеру поведения и общения. Значит, и декоративно-прикладное творчество вносит свою лепту в духовное развитие человека – через созидательную, эстетически значимую творческую деятельность
• Устное народное творчество.
Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.) Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их ценности и многообразии.
• Театрализованная деятельность.
Говоря о театральной деятельности можно сказать следующее- активно участвуя в праздничных действиях, проживая их эмоционально, коллективно, дошкольники приобщаются к различным сторонам общественной жизни, культуре, языку своего народа. В праздничных обрядах активно задействованы художественное слово, предмет, ритм, музыка; присутствует уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук, победы красоты и добра.
Какую же роль играет народная культура, и в частности, традиции, обычаи, обряды, фольклор в формировании личности современного дошкольника? Прежде всего следует сказать, что человек, не знающий истории своего народа, не способен понять культуру другого народа увидеть его самобытность и уникальность.
Русские народные традиции открывают огромные возможности для детей, давая им знания и опыт организации и саморегуляции своей деятельности. Они помогают выработать способность управлять собственными действиями, переживаниями состояниями, поступками в соответствии с интересами других людей, требованиями общественного долга. Мир народной культуры открывает детям нравственные ценности, традиции и обычаи каждой национальности по отдельности. Например, устное народное творчество, здесь мы можем найти присущие только народам ханты, манси, русским, татарам, башкирам, азербайджанцам, узбекам т. д. духовные ценности, тонкости, их философию, их твердую веру в справедливость и счастье. Поэтический мир каждого народа рождается из наблюдений за природой, представляет нам удивительные образы-вымыслы, отражающие национальный дух народов. Большое место в развитии духовно-нравственных качеств личности занимают народные праздники и традиции. В них формируется накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и с различными сторонами общественной жизни человека во всех их целостности и многообразии.
Народные традиции и культура – основа нравственного воспитания. Они выражают совокупность знаний, идеалов, духовного опыта народа на многовековом пути становления общества. На протяжении многотысячелетней истории развития русского народа, на основе народных традиций складывалось понимание духовности, почитание памяти предков, чувство коллективизма, любви к миру, природе. Богатое культурное духовное наследие нашего прошлого практически остается невостребованным. Молодое поколение на сегодняшний день имеет очень слабое представление о нравственной культуре народа, примерах из исторического прошлого нашей Родины.
Народные художественные традиции представляют собой огромное поле деятельности в работе с детьми, обладают большими воспитательными возможностями.
Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, шутку и т. д., но и «живые» наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т. д., которые дают основную учебную информацию в виде чувственных образов, а слово педагога помогает их формированию и воспроизведению. «Бытовая повседневность» чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины.
Для этого желательны посещения музеев, а также организация специальных помещений в детском саду: создание в группе «уголка погружения в культуру родного края». В уголке может быть представлена старинная домашняя утварь, изделия мастеров родного края, иллюстративный материал (открытки, фотографии, рисунки и др.) и прочее. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Через рассказ воспитателя, чтение познавательной литературы, рассматривание иллюстраций происходит первое знакомство детей с предметами старины. Взрослые помогают увидеть в произведениях народно-прикладного искусства, промысловой деятельности красоту и высокое мастерство их создателей, рассмотреть в музейных экспонатах «лицо» времени, почувствовать, как меняются со временем предметы быта, одежда.
Практическая часть.
1 задание: Определите, к какой возрастной группе относится данные программные задачи.
1-я мл. группа. Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т. п. Воспитывать элементарные навыки вежливого обращения: здороваться, прощаться, обращаться с просьбой спокойно, употребляя слова «спасибо» и «пожалуйста». Формировать умение спокойно вести себя в помещении и на улице: не шуметь, не бегать, выполнять просьбу взрослого. Воспитывать внимательное отношение и любовь к родителям и близким людям. Приучать детей не перебивать говорящего взрослого, формировать умение подождать, если взрослый занят.
2-я младшая группа. Продолжать формировать элементарные представления о том, что хорошо и что плохо. Обеспечивать условия для нравственного воспитания детей. Поощрять попытки пожалеть сверстника, обнять его, помочь. Создавать игровые ситуации, способствующие формированию внимательного, заботливого отношения к окружающим. Приучать детей общаться спокойно, без крика. Формировать доброжелательное отношение друг к другу, умение делиться с товарищем, опыт правильной оценки хороших и плохих поступков. Учить жить дружно, вместе пользоваться игрушками, книгами, помогать друг другу. Приучать детей к вежливости (учить здороваться, прощаться, благодарить за помощь).
Средняя группа. Способствовать формированию личностного отношения ребенка к соблюдению (и нарушению) моральных норм: взаимопомощи, сочувствия обиженному и несогласия с действиями обидчика; одобрения действий того, кто поступил справедливо, уступил по просьбе сверстника (разделил
кубики поровну).
Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми (рассказывать о том, чем хорош каждый воспитанник, помогать каждому ребенку как можно чаще убеждаться в том, что он хороший, что его любят и пр.).
Учить коллективным играм, правилам добрых взаимоотношений. Воспитывать скромность, отзывчивость, желание быть справедливым, сильным и смелым; учить испытывать чувство стыда за неблаговидный поступок.
Напоминать детям о необходимости здороваться, прощаться, называть работников дошкольного учреждения по имени и отчеству, не вмешиваться в разговор взрослых, вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу.
Старшая группа. Воспитывать уважительное отношение к окружающим.
Учить заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее. Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость.
Воспитывать скромность, умение проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания.
Формировать умение оценивать свои поступки и поступки сверстников.
Расширять представления о правилах поведения в общественных местах; об обязанностях в группе детского сада, дома.
Подготовительная группа. Воспитывать заботливое отношение к малышам,
пожилым людям; учить помогать им. Формировать такие качества, как
Обогащать словарь детей вежливыми словами (здравствуйте, до свидания, пожалуйста, извините, спасибо и т. д.). Побуждать к использованию в речи фольклора (пословицы, поговорки, потешки и др.). Показать значение родного языка в формировании основ нравственности.
Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру. Воспитывать уважительное отношение к окружающим. Формировать умение слушать собеседника, не перебивать без надобности. Формировать умение спокойно отстаивать свое мнение. Обогащать словарь формулами словесной вежливости (приветствие, прощание, просьбы, извинения). Расширять представления детей об их обязанностях, прежде всего в связи с подготовкой к школе. Формировать интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе.
2. Назовите, как можно больше нравственных качеств.
3. Дайте объяснение пословицам и подберите аналогичные по смыслу пословицы.
«Посади деда на печь, тебя внуки посадят»,
Почитай старших — сам стар будешь», «Старых почитай, молодых поучай», «Нет дружка против родного батюшки, нет подружки против матушки».
Кто без призора в колыбели, тот век не при деле.
Напряталась матка от деток — напрячутся и детки от матки.
От доброго дерева — добрый и плод.
При солнце тепло, при матери — добро.
Сердце матери лучше солнца греет.
От худого семени не будет доброго племени
От доброго дерева добрый и плод.
Каков корень, такого и семя.
Яблоко от яблоньки не далеко падает.
Что посеешь, то и пожнёшь.
4. Опиши героя сказки.
Подводя итог, отмечу, что традиции и обычаи – это тот неиссякаемый источник научного и обыденного знания, открытый и доступный каждому, кто стремится понять себя и других, духовный и социальный мир, в котором мы живем. И миссия педагога - помочь обучающемуся открыть этот живой родник духовности и нравственности, осознать и воспитать себя настоящим гражданином России.
Русское народное творчество не перестает восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов.
Знакомство детей с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью с самого раннего детства способствует духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников. И в будущем они обязательно сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в нашей стране.