Просмотр содержимого документа
«Беседа "Природа Урала" для детей 5-7 лет»
Беседа «Природа Урала»
Цель: Расширять представления детей о природе родного края, воспитывать патриотические чувства, побуждать детей восхищаться красотой родной природы.
Задачи:
Формировать дифференцированные представления о своём крае как части России, географическом положении и природном богатстве Урала.
Воспитывать чувство признательности и любви к родному краю, гордость за свой родной уральский край.
Формировать навыки самостоятельного применения полученных знаний в различных видах творческой, предметно-продуктивной, коммуникативной деятельности.
Способствовать проявлению бережного отношения к природным богатствам Урала.
Воспитывать эстетические чувства, учить восхищаться красотой и многообразием родной природы.
Предварительная работа:
- экскурсия в музей, познавательное занятие на тему «Животные и растения родного края».
- рассматривание иллюстраций «Животные и птицы уральского леса», «Родной край», «Наш город раньше и теперь», «Лекарственные растения родного края».
- рассматривание макета «Природа Урала».
- чтение стихов и рассказов об Урале, беседы по их содержанию.
- разучивание пословиц, загадок о природе и животных.
- выставка сказов уральского писателя П.П.Бажова.
- рисование «Уральский лес», «Путешествие по сказам П.П.Бажова».
- лепка «Дары леса» (ягоды, грибы), «Животные нашего леса»
- аппликация «С какого дерева листок», «Лекарственные растения родного края»
- ручной труд – «Птицы» (техника оригами)
- пение песен об Урале, родном крае.
- разучивание хороводов.
ХОД БЕСЕДЫ
Воспитатель: Дети, внимательно посмотрите на эти картинки. В них «спрятались» какие-то буквы. Найдите их составьте из них слово.
Воспитатель выставляет картинки со «спрятанными» буквами. Дети находят в изображениях букву «У» (уши зайца), «Р» (ромашка), «А» (крыша дома), «Л» (гора) и составляют из этих букв слово «Урал».
Воспитатель: Так называется наш родной край. Сегодня мы о нём побеседуем. С творчеством какого уральского писателя вы недавно познакомились?
Дети: с творчеством Павла Петровича Бажова.
Воспитатель: Какие сказы П.П.Бажова вы помните?
Дети: «Серебряное копытце», «Огневушка-поскакушка», «Малахитовая шкатулка», «Голубая змейка» и другие.
Воспитатель: Послушайте отрывок и попытайтесь определить, из какого он сказа.
Включает аудиозапись отрывка сказа «Хозяйка медной горы»
Воспитатель: Вы узнали сказ?
Дети: Медной горы хозяйка.
Воспитатель: Правильно! Хозяйка медной горы прислала вам письмо, давайте его прочитаем.
Дети вместе с воспитателем читают письмо.
«Здравствуйте, люди добрые! Рассыпала я свои бусы малахитовые, волшебные, а собрать их не просто. Чтобы сделать это, нужно ответить на вопросы мудрёные. Помогите мне пожалуйста».
Воспитатель: В конверте бусины лежат, надо их на ниточку надеть. После каждого правильного ответа буду прикреплять бусины на ниточку. Вы готовы помочь хозяйке медной горы?
Дети: Готовы помочь, собрать малахитовые бусы.
Воспитатель: Что издавна называли каменным поясом России?
Дети: Уральские горы.
Воспитатель: Чем славится земля Уральская?
Дети: Полезными ископаемыми: железо, руда.
Воспитатель: Как назывался город Екатеринбург в то время, когда ваши родители были маленькими?
Дети: Свердловск.
Воспитатель: Какое животное изображено на гербе Свердловской области?
Дети: Белый соболь.
Воспитатель: Каких ещё животных, обитающих в уральских лесах вы знаете?
Воспитатель: Давайте изобразим их с помощью голоса и движений.
Под аудиозапись «Звуки природы» дети изображают диких животных.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, смогут ли эти животные жить на Крайнем Севере? А на Юге России?
Дети: Нет, на Севере им будет холодно, а на Юге слишком жарко.
Воспитатель: Ведь животные приспосабливаются к среде своего обитания и без привычных условий могут погибнуть.
У меня для вас новое задание Хозяйка Медной горы. Определите по картинкам обитателей Уральского леса, Крайнего Севера и Юга России. Для этого давайте разделимся на три команды. Одна собирает животных Урала, вторая – Крайнего Севера, третья – Юга России.
Воспитатель предлагает детям перемешанные картинки: лиса, бурый и белый медведи, заяц, ёж, морж, тюлень, лось, змея, северный олень, волк, песец, кабан, полярная сова. Пеликан, ящерица, змея и другие животные.
Дети рассказывают, кто живёт в их климатической зоне.
Воспитатель: Молодцы, ребята справились с трудным заданием Хозяйки Медной горя.
Лес – это большой дом для всего живого. У каждого животного в лесу есть свой домик. Давайте расселим животных в их жилища, это будет следующее задание.
ИГРА «У КОГО КАКОЙ ДОМ»
На столе макет леса с изображением жилища лесных обитателей.
Воспитатель: Ребята,
вы должны правильно расположить картинки с изображением животных и насекомых.
Дети подбирают картинки: медведя - в берлогу, волка - в логово, бобра - в бобровую хатку, муравья - в муравейник и т.д.
Воспитатель: Зимой в лесу всё покрыто белым, пушистым снегом. Пробежал заяц – оставил следы. Отгадайте, чьи следы изображены на листе бумаги.
ИГРА «ЧЬИ СЛЕДЫ»
Воспитатель показывает ватман, на котором изображены следы разных животных и птиц. Дети отгадывают и называют: лисьи, медвежьи, птичьи, мышиные, волчьи и др.
Воспитатель: А что наступает после зимы?
Дети: Весна.
Воспитатель: Правильно, весна. Весной у лесных жителей появляется потомство. Назовите, у кого кто?
Дети называют, а воспитатель показывает иллюстрации: у лисы – лисята, у зайчихи – зайчата, у белки – бельчата, у медведицы – медвежата и т.д.
Воспитатель: Весной из тёплых стран к нам прилетают разные птицы, давайте отгадаем про них загадки.
Воспитатель загадывает загадки про птиц.
Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад-вперёд по пашне вскачь,
А зовётся птица …...
(Грач)
Нам в хозяйстве помогает
И охотно заселяет
Деревянный свой дворец
Тёмно-бронзовый …..
(Скворец)
Воспитатель: Каких ещё птиц вы знаете?
Дети: Воробьи, синицы, вороны, дятел, кукушка, голуби и другие.
Воспитатель: Вот как много животных, птиц, насекомых водится в наших лесах. Молодцы, ребята. Много про животных знаете. Ответили на вопросы Хозяйки Медной горы. Какое дерево называют символом Урала?
Дети: Рябину.
Воспитатель: Вспомните, какие деревья ещё растут на Урале.
Воспитатель: Помогите Хозяйке Медной горы определить с какого дерева листочек.
ИГРА «С КАКОГО ДЕРЕВА ЛИСТОК»
Воспитатель предлагает рассмотреть картинки листьев и определить названия деревьев – дуб, берёза, клён, рябина, осина, тополь.
Воспитатель: Что такое смешанный лес
Дети: Лес, в котором есть хвойные и лиственные деревья. Называют смешанным
Воспитатель: Какие хвойные деревья вы знаете?
Дети: Ель, сосна, пихта, лиственница.
Воспитатель: Но в лесу растут не только деревья, Что ещё дарит лес людям и животным.
Дети: Грибы, ягоды.
Воспитатель: Назовите, какие ягоды растут в лесу на Урале?
Дети: Черника, земляника, клюква, малина, брусника и другие.
Воспитатель: А какие грибы вы знаете?
Дети: Белый гриб, опята, лисички, подосиновики, подберёзовики, сыроежки и другие.
Воспитатель: Помогите выбрать съедобные грибы в корзинку.
ИГРА «СОБЕРИ ГРИБЫ»
Дети, показывая картинки съедобных грибов размещают их в корзинке.
Воспитатель: Молодцы! И с этим заданием справились. А сейчас приглашаю вас в хоровод «На родной Уральской стороне выросла рябина на горе».
Дети водят хоровод.
Воспитатель: Богат Уральский лес животными и птицами, деревьями и травами. Вставайте в круг поиграем в игру.
«ЧТО В ЛЕСУ РАСТЁТ, КТО В ЛЕСУ ЖИВЁТ»
Воспитатель задаёт вопрос: «Что в лесу растёт?» - и бросает мяч одному из детей. Ребёнок называет растение (ель, сосна, грибы, ягоды и т.д.) и бросает мяч другому игроку. Воспитатель снова задаёт вопрос: «Кто в лесу живёт?» - и бросает мяч ребёнку. Дети отвечают: «волк, медведь, заяц и т.д.»
Воспитатель: Вы правильно ответили на все вопросы Хозяйки Медной горы и собрали малахитовые бусы.
У меня для вас игра. На картинки посмотрите, звуки первые найдите.
Дети по очереди называют предметы, изображённые на картинках. Определяют первые звуки в словах «Ива», «Радуга», «Аист», «Нитки», «Дом», «Озеро» и получают листы бумаги с буквами, обозначающими эти звуки.
Воспитатель: Раз, два, повернись!
Буквы, в слово соберитесь!
Дети выстраиваются в ряд так, чтобы из букв, которые они держат в руках, получилось слово «Родина».
Воспитатель: Как вы думаете, что такое Родина?
Дети: Родина – место, где мы родились. Родина, значит родная, как мать и отец.
Воспитатель: Родина у каждого человека одна. Русский народ придумал очень много красивых пословиц о Родине, любви к ней, её защите, давайте вспомним их.
Дети читают пословицы о родном крае, о Родине.
«На чужой стороне и весна не красна»
«Где родился, там и пригодился»
«Человек без Родины, что соловей без песни»
«На чужой сторонушке, рад своей воронушке»
«Родная сторона – мать, а чужая – мачеха»
Воспитатель: Ребята, мы сегодня помогли собрать малахитовые бусы Хозяйке Медной горы, ответили на все её мудрёные вопросы об Урале, Уральском лесе. Давайте подарим ей стихотворение А. Татьяничевой «Гордое имя – Урал»