Просмотр содержимого документа
«.Беседа «Как белка, заяц и лось проводят зиму в лесу»»
.Беседа «Как белка, заяц и лось проводят зиму в лесу»
Цель: Формировать у детей представление о жизни животных в лесу, их приспособленность к зимнему периоду.
2. Опыт. Как маскируются животные.
Цель: выяснить как, маскируются животные.
Развивающая среда: картины: «Лоси в лесу», «Зайцы в зимнем лесу», «Белки спасаются от куницы», игрушка зайчик, контурное изображение сосны, зимнего дерева, ели, куста, четырехэтажного дома, маленькие картинки с изображением белки, зайца, лося; модель маскировки. Листы белой бумаги, желтые мелки, красный прозрачный пластик, ковролин, веревочки-липучки.
Содержание:
Воспитатель показывает детям игрушечного зайца, говорит, что он не захотел жить в магазине на полке, решил уйти в настоящий лес. Предлагает ребятам помочь ему: показать картины и рассказать, как живые звери живут в лесу зимой. Поочередно выставляются картины с белкой, зайцем и лосем. Дети берут в руки зайчика и рассказывают, что они видят на картинах и что знают о животных.
Воспитатель прикрепляет на ковролин дом (слева) и деревья (справа), протягивает веревочки, разделяющие этажи. Выставляет изображения животных и обсуждает их приспособительные особенности.
Белка - живет на самых высоких этажах(3-й -4-й), но может спуститься и вниз.
Вопросы:
Чем питается белка на деревьях?
Что ей помогает ловко передвигаться по деревьям?
Где устраивает свое гнездо?
Что ей помогает спасаться от врагов?
Что защищает от холода?
Лось – наземное животное.
Вопросы:
1.На каком этаже обитает лось?
2.С какого этажа добывает корм в зимнее время?
3. Что ему в этом помогает?
4. Как лось защищается от врагов?
Заяц – наземное животное, полностью живет на нижнем этаже леса.
Вопросы:
1.Чем питается заяц зимой?
2. Что ему в этом помогает?
3. Как он спасается от врагов?
4. Что помогает ему выдерживать холода?
Воспитатель обращается к игрушечному зайчику:
- Ты теперь знаешь, как в лесу непросто жить. Все животные леса приспособлены к трудным зимним условиям. Зайцу надо обязательно иметь острые зубы, быстрые ноги, шерсть без окраса. Ты совсем не такой. Наверно, тебе не стоит идти в лес. Оставайся лучше жить у наших детей. Они будут играть с тобой, и заботиться о себе.
Физкультминутка
(дети согласовывают движения с текстом)
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так,
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Вот так, вот так,
Надо лапочки погреть.
Зайку кто-то напугал,
Зайчик – прыг – и ускакал.
Вот так, вот так,
Прыг-скок, прыг-скок,
Шустрый зайчик ускакал.
Воспитатель демонстрирует модель маскировки, ставя по очереди условные фигурки белки и зайца. Демонстрирует их то на пестрой, то на белой части модели.
Подводит детей к выводу: маскировочная окраска зверька делает его незаметным, если он находится на фоне, который по цвету совпадает с его окраской. При этом зверек должен быть неподвижен (замереть на месте).
Затем желтым мелком дети рисуют птичку на белой бумаге. Накрывают картинку красным пластиком.
Что видим? – птичка исчезла!
Почему? – как желтая птичка, так и красный пластик отражает цвет, который затем попадает нам в глаза. Красный цвет не чистый, он содержит в себе желтый. Этот желтый сливается с желтым на картинке, и глаз не в состояние отделить один цвет от другого.
Животные часто меняют окраску, сливаясь с цветом окружающего пейзажа, что помогает им защититься от хищников. Глаза хищника не могут отличить цвет его возможной жертвы от цвета окружающего пейзажа.
Воспитатель просит назвать детей примеры маскировочной окраски животных.