kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

АРТ-терапия в работе родителями.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разговор с семьей, пожалуй, одна из самых деликатных сфер деятельности психолога. Отношения с близкими – зона особой уязвимости для любого человека.

Визит родителей к психологу является для многих «запрещенным», так как представляется угрожающим. Возникает страх некоего «разоблачения» перед психологом. Человеку  кажется опасным разрушить установившийся порядок взаимоотношений в семье, с ребенком, измениться самому.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«АРТ-терапия в работе родителями.»

АРТ-терапия в работе родителями.

Виды арт-терапии

  • Музыкотерапия

  • Имаготерапия

  • Куклотерапия

  • Библиотерапия

  • Изотерапия

Разговор с семьей, пожалуй, одна из самых деликатных сфер деятельности психолога. Отношения с близкими – зона особой уязвимости для любого человека.

Визит родителей к психологу является для многих «запрещенным», так как представляется угрожающим. Возникает страх некоего «разоблачения» перед психологом. Человеку кажется опасным разрушить установившийся порядок взаимоотношений в семье, с ребенком, измениться самому.

Основные направления психотерапии, связанные с живописью.

  1. Психоаналитическое направление. Возможность с помощью рисунка погрузиться в неосознаваемые проблемы и осознать их (К.-Г. Юнг)

  2. Психодинамическое направление. Рисунок имеет отношение к настоящей ситуации, средство решения проблем «здесь и сейчас». Поэтому необязательно обращаться к бессознательному. Конфликт можно отреагировать в настоящем (М. Наумбург).

  3. Гуманистическое направление. Решение проблем связано с поиском ресурсов, котрые есть у каждого человека. Через искусство человек может перестроить себя. (К. Роджерс, А. Маслоу).


Арт-терапия органично сочетает в себе 3 основные функции:

  • Диагностическая функция, которая позволяет проникнуть в суть переживаний клиента.

  • Компенсаторная функция. С ее помощью возможно приспособление организма к новым условиям. В случае, когда связи с миром нарушены, художественное творчество восстанавливает необходимый для каждого человека контакт и взаимодействие с реальностью.

  • Терапевтическая функция направлена на выявление ресурсов, необходимых для преодоления противоречий и отреагирования внутреннего конфликта.


Художественный образ становится посредником в общении родителя и психолога.

- рисунок дает меру защищенности, способствует налаживанию контактов между людьми независимо от возраста, уровня развития, образования.

- рисунок позволяет выразить на листе бумаги тот эмоциональный материал, который ранее был подавлен, тем самым развивая и усиливая внимание к чувствам.

- рисунок «сообщает» родителю о его переживаниях, о переживаниях его ребенка, точно аргументирует состояние, не «затушевывая» его словами.

- рисование удовлетворяет одну из главных потребностей человека – потребность в самовыражении.

Развитие мелкой моторики рук развивает и совершенствует наш мозг, когда мы находимся в возрасте малого ребёнка. Когда же мы вырастаем, активация мелкой моторики наших рук занимается уже другой работой — не обучением, а исцелением...

Даже у очень тяжёлых пациентов арт-терапия устраняет апатию и безынициативность, приводит к стойкой ремиссии, часто заменяя собой медикаментозное лечение. Что уж говорить о действии арт-терапии на здоровых людей!

Арт-терапия давно уже покинула кабинет медика-психотерапевта, а также врача-реабилитолога и вышла в самые широкие народные массы. Она и диагностирует состояние человека, и лечит, и приносит то глубокое позитивное «ощущение себя», которое мы называем «счастьем»... А всё потому, что арт-терапия удовлетворяет самую главную фундаментальную потребность человека — потребность в самоактуализации... Не секрет, что очень многие люди, проживая внешне вполне успешную жизнь, пренебрегают этой базовой потребностью, что вызывает хроническую неудовлетворённость своим бытием в мире, попросту — делает нас несчастливыми.


Но самые яркие результаты (видимые сразу же, и невооружённым глазом) арт-терапия даёт тогда, когда к ней прибегают в состоянии сильного стресса. Вот тут ей нет равных, среди прочих психотерапевтических методик.

Почему же? Дело в том, что творческая деятельность обладает уникальным свойством: она выносит на поверхность (лист бумаги, к примеру) всё потаённое, что мы не осознаём и что подспудно нас душит...

«Правополушарное» рисование, лепка и пр. обходит ловко цензуру нашего сознания, которое обычно не пропускает негативные мысли, подлинные переживания и вообще всё относящееся к глубоким бессознательным процессам. «Цензура сознания» не пропускает слова — но она бессильна перед образами, перед выбором цветовых пятен, перед каракулями...


Первая и главная заповедь арт-терапии

Вы должны навсегда забыть стеснительность, выражаемую словами типа: «Я не художник» или «Нарисованную мною корову легко спутать с собакой»! Задача «нарисовать красиво» вообще не ставится и даже противопоказана. Здесь перед нами стоит совсем иная задача: выплеснуть, вырисовать весь накопленный стресс, чтобы улучшить состояние своего здоровья.



Вторая заповедь арт-терапии

Рисунок (или скульптура или инсталляция) должны анализироваться в первую очередь самим автором, а не психотерапевтом. В случае, если Вы работаете одни, то о психотерапевте и его интерпретациях вообще не может идти речи. Почему так? Дело в том, что арт-терапия является так называемой «инсайт-ориентированной» методикой, то есть она нацелена на достижение инсайта. Что же это такое? По-русски психологи перевели слово «инсайт» как «АГА-Эффект». Это значит, что анализируя (то есть попросту — созерцая) своё творение, человек сам понимает кое-что такое о себе и своей проблеме, чего ни скажет ему, ни за какие деньги никакой, даже самый умудрённый практикой психотерапевт... Более того, считается, что пациент, ну почти ОБЯЗАН сам прийти к такому пониманию.

Это бывает не с первого раза и никогда сразу же после завершения рисунка. Но это бывает всегда. Поэтому созданный «шедевр» нужно откладывать в сторону и возвращаться к нему время от времени, рассматривая с разных ракурсов и в разном настроении.


Третья заповедь арт-терапии

В любом случае, даже если вы с трудом понимаете: чем и для чего Вы сейчас занимаетесь, даже если до инсайта Вам ещё далеко, — помните, что арт-терапия лечит уже по факту, по факту того, что Вы это делаете. Вы можете не понимать механизм, но после создания рисунка Вам уже станет легче. Помните об этом всегда.

Какие же существуют общие упражнения арт-терапии и рекомендации?


Рекомендации по арт-терапии

Во-первых, если Вас душит агрессия и другие очень негативные, разрушительные эмоции — Вам всегда стоит предпочесть — лепку. В этом случае рисунок будет Вас только раздражать, а вот лепка, наоборот — успокоит.

Во-вторых, всегда (особенно на первых порах) предпочитайте рисунок наклеиванию коллажей, вырезанных из журналов. Создание коллажей — это последняя, самая высшая и заключительная стадия арт-терапевтической работы, когда вся основная «чёрная работа» уже сделана и можно наслаждаться чистым созерцанием при минимуме творческих усилий. Начинают с рисунка.


В третьих, всегда имейте самый широкий выбор цветовой палитры — карандашей, красок или фломастеров. Однако, предпочитайте краски. Потому что кисть более пластична и свободна. Усилие нажима и строгость линии, которых требует карандаш, менее способствуют раскрепощению, особенно на первых порах.

В четвёртых, для создания рисунков не пользуйтесь линейкой, циркулем и прочими приспособлениями для получения более «красивого» изображения. Все арт-терапевтические рисунки нужно выполнять от руки.

В пятых, занимаясь арт-терапией, Вы можете создавать «программные» рисунки или же «невесть что». Если Вы хотите рисовать «программные рисунки», то воспользуйтесь традиционной тематикой проективных тестов. Проективные тесты основаны всё-таки на общечеловеческих архетипах.

Заново создавая такие традиционные архетипы как «дом», «дерево», «человек», Вы легче достигнете инсайта — то есть найдёте общий язык со своим бессознательным, поймёте исходящие от него сигналы.

Создавайте следующие тематические рисунки:

  1. Рисунок самого себя,

  2. Рисунок своей (можно воображаемой) семьи,

  3. Рисунок человека вообще,

  4. Рисунок «Дом, дерево, человек» (ДДЧ)


Упражнения арт-терапии с цветами

  1. Выберите (из богатой цветовой палитры) два цвета. Первый — тот, который Вам наиболее предпочтителен в данный момент. Второй — наименее предпочтительный. Нарисуйте на едином листе бумаги два рисунка, используя оба эти цвета.

  2. Выберите из цветовой палитры три цвета, которые по Вашему впечатлению составят красивую гармоничную композицию и нарисуйте с их помощью абстрактный или вполне конкретный рисунок.

  3. Выберите цвета, которые по вашему мнению выражают Вашу личность или Ваш характер и создайте с их помощью композицию.

  4. Выберите цвета, которые по Вашему ощущению «нейтрализуют» Ваши негативные переживания и используйте их в создании любого рисунка.


Упражнения арт-терапии с каракулями

  1. Нарисуйте сложный клубок линий, бессмысленно и свободно рисуя по поверхности листа. Постарайтесь «увидеть» в этих каракулях некий образ и развивайте этот образ уже осмысленно – используя те же краски (карандаш) и написание короткого рассказа (комментария).

  2. Заведите «дневник каракулей» в отдельном блокноте для рисования. Ведите его строго определённый промежуток времени. (Один рабочий день, неделя) Проследите изменения в этих каракулях. После окончания срока «эксперимента» напишите рассказ на основе этих каракулей.



Упражнения арт-терапии с чернильными пятнами

Эти упражнения арт-терапии продолжают и развивают идею знаменитого теста Роршаха, только вместо анализа готового стандартизированного стимульного материала Вы будете создавать свои собственные абстракции и анализировать их, что гораздо интересней!

Возьмите тушь, чернила, жидко разведённую гуашь и капните этим посредине плотного листа ватманской бумаги. Затем сложите бумагу пополам и прижмите сложенные части друг к другу, аккуратно разглаживая их. Разверние лист бумаги. Вы увидите очень красивый, симметричный абстрактный рисунок. Сделайте серию таких «пятен роршаха», используя разные цвета, а затем попытайтесь описать свои рисунки, дав каждому из них название и характеристику.


Упражнения арт-терапии с глиной, воском, тестом или пластилином

  1. «Вылепите свою проблему»

  2. «Поговорите» с ней, высказав ей всё, что хотите,

  3. трансформируйте её (можно очень грубо) в то, что захотите


Сделайте отпечаток своей руки, ступни, разных предметов

  1. Заготовьте много шариков разных размеров из любого пластичного материала

  2. Закрыв глаза, вылепите из этих шариков что угодно

Сделайте групповую композицию на заданную тему за короткий установленный срок времени.


Упражнение арт-терапии «Автопортрет в натуральную величину»

Это единственное упражнение арт-терапии, которое нельзя сделать в одиночку — Вам понадобится партнёр и ... очень большой лист бумаги.

Вы должны лечь на этот лист, чтобы партнёр мог обвести Вас по контуру Вашего тела.

После этого вы создаёте «Образ самого себя». Дорисовываете. Раскрашиваете так, чтобы объяснить своим рисунком: что же происходит внутри Вас, как по телу текут «энергетические токи», как чувствуют себя различные части Вашего тела, какого они цвета...

И в заключение об арт-терапии...

Арт-терапия применяется ко взрослым людям, для решения их «взрослых» проблем. Но будет очень неплохо, если Вы будете заниматься ею регулярно и со своими детьми - так Вы сможете отслеживать малейшие изменения в их эмоциональном состоянии, увидите их глубинные и неосознаваемые переживания себя и своего места в семье.

Мы перечислили только самый минимум арт-терапевтических методов самодиагностики и самоисцеления. Арт-терапия — это увлекательнейший мир, в котором вам предстоит совершить много самостоятельных открытий.

Рекомендуемая литература:

  1. Практикум по арт-терапии под редакцией А.И. Копытина

  2. Проективная психология. Беллак Л., Эбт Л. и др.



Практическая часть:

Аутентичные чувства

Учёные доказали, что у человека есть четыре истинных чувства - cтрах, радость, гнев и печаль, данные нам с рождения. Их ещё называют аутентичными. Аутентичные чувства — это природные, неискажённые чувства, которые являются естественной реакцией на ситуацию.



Упражнение «КРАНЫ ЧУВСТВ».

Цель: Помочь человеку осознать свои чувства, принять их и научиться понимать самого себя.

Инструкция: Учёные доказали, что у человека есть четыре истинных чувства - cтрах, радость, гнев и печаль, данные нам с рождения. Их ещё называют аутентичными. Аутентичные чувства — это природные, неискажённые чувства, которые являются естественной реакцией на ситуацию.

«Нарисуйте четыре крана. У каждого свое название «СТРАХ», «РАДОСТЬ», «ГНЕВ», «ПЕЧАЛЬ». Подумайте насколько «открыт» каждый из кранов. Может, где-то совсем перекрыт, где-то фонтан льется, где-то несколько капель…

Интерпретация: Многие люди запрещают себе испытывать те или иные чувства, количество воды, вытекающей из крана, показывает, насколько сильно у вас проявляются эти чувства. Один кран может быть совсем перекрыт, из другого льется фонтан, где-то может быть несколько капель.

Если где-то кран перекрыт, то в другом месте обязательно «прорвет». Позволяете ли вы себе испытывать все эти чувства?

В силу особенностей нашего воспитания мы не всегда позволяем себе чувствовать то, что на самом деле чувствуем. В первую очередь это касается таких социально не одобряемых эмоций, как гнев или удовольствие (особенно сексуальное). Не очень-то поощряется в современном обществе и печаль, а мужчины часто с детства усваивают, что им не положено испытывать страх или нежность.

Недозволенные эмоции мы начинаем прятать даже от самих себя, иначе говоря, подавлять. Поскольку они живут в теле, их подавление происходит тоже с помощью тела, для этого обычно приходится напрячь определенные группы мышц. Так возникают компенсаторные эмоции обида, раздражение, презрение, жалость. Обида обычно служит маскировкой для гнева, а под яростью всегда скрывается страх. Внутренний запрет на получение удовольствия часто оборачивается раздражительностью. Что касается жалости и презрения, то под их маской может прятаться как гнев, так и отвращение.

Редкую проблему можно решить логическим путем, а проблему в отношениях никогда. Большинство наших проблем так или иначе связаны со взаимоотношениями, а значит и с эмоциями, которые мы в них испытываем. Поэтому путь к преодолению трудностей лежит через понимание эмоций. Эмоции это ключ к любой проблеме.

Вместо того чтобы пытаться разрешить сложную ситуацию при помощи логики (что особенно любят делать мужчины), нужно задать себе простой вопрос: Что я сейчас чувствую?. Если это окажется компенсаторная эмоция обида или раздражение, нужно постараться найти под ней одну из подавленных базовых эмоций. Зная, какие их варианты скрываются под той или иной компенсаторной эмоцией, остается лишь прислушаться к ощущениям в теле, а потом расслабить напряженные мышцы и проявится ощущение подлинной эмоции.

Следующий шаг это ее осознание. Мало просто заметить, что я чувствую, например, гнев. Нужно понять, по отношению к кому, и, в связи с чем, я его чувствую. У каждой нашей эмоции всегда есть конкретный адресат и причина. Невероятно, но факт: как только мы осознаем, что именно чувствуем, к кому и по какому поводу сразу становится понятно, как решить проблему.





Рекомендации родителям:

Предполагается, что существуют определенные базовые эмоции человека, которые уже в раннем детстве начинает испытывать ребенок. Это - радость, или удовольствие, например, в моменты кормления грудью и удовлетворения желаний ребенка. Гнев, в ситуациях неудовлетворенности, когда ребенок еще не наелся, но мама начинает забирать у него грудь. Гнев позволяет человеку добиваться своего и отстаивать свои интересы в порой отнюдь не дружелюбном мире. Еще одна эмоция – страх, который возникает в ситуациях, когда ребенок остается один, и ему может угрожать реальная опасность, в силу того, что он беспомощен и целиком зависим от матери. И четвертая базовая эмоция – это печаль, возникающая в моменты утраты чего-то значимого. Итак, в данной модели мы имеем четыре базовые эмоции – это: радость, гнев, страх и печаль. Предполагается, что остальные эмоции человека являются более сложными и надстраиваются поверх этих базовых и имеют уже большую обусловленность социальной жизнью.

Теперь, имея представление об этой модели, вы можете попробовать немного исследовать, как эти эмоции проявляются в вашей жизни. Например, вы находитесь в трудной ситуации, и не можете понять, что с вами происходит, и как вы относитесь к этой ситуации. Остановитесь и задайте себе вопрос: «Что я чувствую?». Попробуйте примерить к себе эти четыре эмоции, спрашивая себя: «Чувствую ли я радость? Чувствую ли я гнев? Чувствую ли страх? Печаль?». Если почувствуете внутри себя какой-то отклик, то можете еще немного поизучать его. Например, вы обнаружили гнев, тогда попробуйте конкретизировать его: «А на что, собственно говоря, я гневаюсь? На кого? Чем я недоволен?». Постарайтесь максимально точно описать свои чувства. Чем лучше вы будете осознавать то, что чувствуете в данный момент и уметь описывать это для себя словами, тем больше возможности у вас появится для выбора адекватного действия в этой ситуации. Слова и описания переживаний дают возможность отделиться от своего состояния и посмотреть на него словно со стороны, не утопая и не погружаясь в гипноз собственных эмоций.

Вы и ваше состояние – не одно и то же.

Еще одним важным умением в вопросе контроля своих эмоций является умение растождествляться со своим состоянием. После того, как вы смогли осознать, какие эмоции переполняют вашу душу, следующим шагом может быть сознательное отделение своего Я от этих эмоций. Надо сказать, что уже само осознание и называние своих переживаний словами может выполнять эту функцию, но дополнительное сознательное действие может усиливать эффект. Как это сделать? Есть в одном из направлений психотерапии упражнение, которое я приведу в качестве примера.

Оно очень просто́. Например, вы осознаете все тот же гнев внутри себя. Понимаете, что злитесь на начальника за то, что он, по вашему мнению, несправедливо вас задел. В такой ситуации вы можете мысленно остановить то, что происходит внутри и сказать себе: «Мой гнев – это не я». Произнеся эти слова можно прислушаться к тому, что будет происходить внутри. Важно осознать, что ваше Я – действительно много больше этого гнева, и гнев является всего лишь временным состоянием. Подобное отделение своего Я от охватывающего душу состояния позволяет увидеть свою жизнь в большем масштабе, где работа занимает отнюдь не все пространство жизни, где есть семья, дом, друзья, и масса других чувств, забот, переживаний. Такое внесение гнева в контекст вашей жизни позволяет снизить степень его силы, и увеличить ваш сознательный контроль происходящего внутри вас.



Резюме

Даже самые простые упражнения могут быть очень полезны. Трудность часто заключается вовсе не в незнании секретных методов воздействия на себя, а в отсутствии воли для того, чтобы регулярно, словно гимнастику, день ото дня делать какие-то усилия над самим собой. Поэтому простая цепочка действий: осознать; распознать и различить; отделиться, - может лежать в основе длительных упражнений над собой. Зачастую работа с психологом-консультантом является тем катализатором, который ускоряет и облегчает этот процесс. Психолог может способствовать вам в том, чтобы лучше осознавать свои эмоциональные состояния, давать вам слова для описания своих чувств и переживаний, и помогать отделиться от своего состояния. Но можно этим заниматься и самостоятельно, к примеру, читая художественную литературу.



Упражнение «МОЁ НАСТРОЕНИЕ».

Инструкция для упражнения "Моё настроение": нарисуйте свое настроение - такое, какое оно есть прямо сейчас. Может быть, оно будет похоже на погоду, или на пейзаж, или это будет абстрактный рисунок. Дорисуйте образ до конца - чтобы он полностью отражал Ваше состояние.

Опишите своё настроение словами - какое оно? Детям можно задавать наводящие вопросы: грустное или веселое? От чего такое? Это ожидание чего-то или про прошедшие события? А какое настроение ты бы хотел?

Теперь измените этот рисунок так, чтобы он изображал то настроение, которое вы хотите для себя. Изменить нужно именно этот рисунок, не надо рисовать новый. Можно дорисовать новые детали или зарисовать его полностью, покрутить лист и увидеть с нового ракурса другую картину. Можно порезать и переклеить части в другом порядке, меняйте свое настроение любым способом! Главное - чтобы в итоге получилось именно такое настроение, которое бы вы хотели сохранить на долгое время (например, спокойное или радостное, нежное, или влюбленное...)

Рисовать нужно левой рукой (для правшей) и наоборот.

Понятно, что при рисовании левой рукой «правша» как бы раздвигает границы умений, открывает в себе новые чувства, становится более спонтанным. При этом высока вероятность проявления сильных переживаний, детских страхов, и наоборот, появления ярких творческих образов.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
АРТ-терапия в работе родителями.

Автор: Губина Елена Сергеевна

Дата: 09.06.2020

Номер свидетельства: 552960

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "«Арт-терапевтические технологии в работе с детьми младшего возраста» "
    ["seo_title"] => string(79) "art-tierapievtichieskiie-tiekhnologhii-v-rabotie-s-diet-mi-mladshiegho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "212886"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431948350"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(245) "Использование средств арттерапии в работе с детьми с особенностями психофизического развития. Программа "В стране волшебной чувств" "
    ["seo_title"] => string(145) "ispol-zovaniie-sriedstv-arttierapii-v-rabotie-s-diet-mi-s-osobiennostiami-psikhofizichieskogho-razvitiia-proghramma-v-stranie-volshiebnoi-chuvstv"
    ["file_id"] => string(6) "232121"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1442756034"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Статья на тему: "Метод куклотерапии в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи""
    ["seo_title"] => string(93) "statianatiemumietodkuklotierapiivkorriektsionnoirabotiesdietmiimieiushchiminarushieniiariechi"
    ["file_id"] => string(6) "288431"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454616988"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Задержка речи у ребенка (советы логопеда)"
    ["seo_title"] => string(48) "zadierzhka_riechi_u_riebienka_soviety_loghopieda"
    ["file_id"] => string(6) "345268"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1474560734"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(213) "Причины и мотивации девиантного поведения детей и подростков. Методы коррекции по средствам искусства. Арт-терапия."
    ["seo_title"] => string(127) "prichiny-i-motivatsii-dieviantnogho-poviedieniia-dietiei-i-podrostkov-mietody-korriektsii-po-sriedstvam-iskusstva-art-tierapiia"
    ["file_id"] => string(6) "279503"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1453233223"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства