kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Теоретические основы разработки управленческого решения

Нажмите, чтобы узнать подробности

В докладе представлены основыне теоритические основы управленческого решения

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Теоретические основы разработки управленческого решения»














Доклад


«Теоретические основы разработки управленческого решения».















Эффективность управления зависит от комплексного применения многих факторов и не в последнюю очередь от процедуры принимаемых решений и их практического воплощения в жизнь. Но для того, чтобы управленческое решение было действенным и эффективным, нужно соблюсти определенные методологические основы.

Разработка управленческих решений является важным процессом, связывающим основные функции управления: планирование, организацию, мотивацию, контроль. Именно решения, принимаемые руководителями любой организации, определяют не только эффективность ее деятельности, но и возможность устойчивого развития, выживаемость в быстро изменяющемся мире.

Принятие эффективных решений - одно из наиболее важных условий эффективного существования и развития организации.

Важность процесса принятия решений была осознана человечеством одновременно с началом его сознательной коллективной деятельности.

Поэтому вслед за возникновением и развитием теории управления возникла и развивалась теория принятия решений.

Современная наука об управлении, а вместе с ней и теория принятия управленческих решений возникли после того, как появились организации в современном понимании.

Актуальность темы заключается в том, что любому руководству необходимо принимать обоснованные и продуманные управленческие решения, особенно в условиях риска, чтобы его предприятие не обанкротилось.

Разработка управленческих решений является важным процессом, связывающим основные функции управления: планирование, организацию, мотивацию, контроль. Именно решения, принимаемые руководителями любой организации, определяют не только эффективность ее деятельности, но и возможность устойчивого развития, выживаемость в быстро изменяющемся мире.

Принятие эффективных решений - одно из наиболее важных условий эффективного существования и развития организации.

Важность процесса принятия решений была осознана человечеством одновременно с началом его сознательной коллективной деятельности.

Поэтому вслед за возникновением и развитием теории управления возникла и развивалась теория принятия решений [3, c. 281].

Современная наука об управлении, а вместе с ней и теория принятия управленческих решений возникли после того, как появились организации в современном понимании.

Решение - это выбор альтернативы. Ежедневно мы принимаем сотни решений, даже не задумываясь, каким образом это делаем. Дело в том, что цена таких решений, как правило, невысока, да и цену эту определяет сам субъект, их принявший. Конечно, существует ряд проблем, касающихся отношений между людьми, здоровья, семейного бюджета, неудачное решение которых может повлечь далеко идущие последствия, но это скорее исключение, чем правило.

Каждая управленческая функция связана с несколькими общими, жизненно важными решениями, требующими претворения в жизнь.

Управленческое решение - это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью (выбор альтернативы, осуществлённый руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации). Принятие решений является основой управления.

Управленческое решение – это важнейший вид труда управленческого персонала, состоящий из целенаправленных, взаимосвязанных, обладающих логической последовательностью действий, обеспечивающих достижение задач управления.

Цель управленческого решения - обеспечение движения к поставленным перед организацией задачам. Поэтому наиболее эффективным организационным решением явится выбор, который будет на самом деле реализован и внесет наибольший вклад в достижение конечной цели.

Процесс принятия решений представляет собой постоянную и весьма ответственную часть работы руководителя. Принятие решений пронизывает все действия руководителей от разработки цели до ее осуществления. Последствия от принятых решений могут затрагивать не только интересы отдельного человека или группы людей, но и всего общества – например, когда по вине предприятий случаются экологические катастрофы. В связи с этим суть принимаемого решения должна быть тщательно продумана. Управленческие решения могут принимать разные формы:

Форма разработки (указ, закон, приказ, распоряжение, контракт),

Форма реализации (убеждение, разъяснение, деловая беседа).

У любого управленческого решения есть некая предпосылка:

Необходимость осуществить действие,

Потребность в ликвидации проблемы,

Желание уменьшить актуальность проблемы.

Все многообразие принимаемых управленческих решений можно классифицировать по разным основаниям:

  1. По субъекту управления:

  • Государственные,

  • Относящиеся к предприятиям,

  • Общественных организаций,

  1. По сроку действия и целям:

  • Стратегические,

  • Тактические,

  • Оперативные,

  1. По степени жесткости:

  • Директивные,

  • Рекомендательные,

  • Ориентирующие,

  1. По функциональной ориентации:

  • Организационные,

  • Плановые,

  • Координирующие,

  • Контролирующие,

  • Регулирующие,

  1. По способу выработки и утверждения:

  • Коллегиальные,

  • Единоличные,

  1. По степени определенности информации, доступной лицу, принимающему решения:

  • Принимаемые в условиях полной определенности,

  • Принимаемые в условиях определенности (в стохастическом смысле),

  • Принимаемые в условиях неопределенности,

  1. По масштабу решаемых проблем:

  • Узкоспециализированные,

  • Частные,

  • Общие,

  1. По сфере реализации:

  • Технические,

  • Технологические,

  • Административные,

  • Экономические,

  • Социальные,

  1. По применяемому подходу:

  • Интуитивные – такие решения, которые базируются на ощущении их правильности. Принимающее решение лицо не анализирует проблему и альтернативы, а исходит только из личных ощущений. Вероятность принятия оптимального решения мала, но в некоторых случаях такой подход является единственным возможным,

  • Основанные на суждении. Базой выступает опыт и знания принимающего решение лица. Такие решения принимаются быстро и не требуют затрат на проведение исследований, но их эффективность значительно зависит от квалификации менеджера,

  • Рациональные – основой принятия таких решений является объективный аналитический процесс. Самые надежные, но самые долгие решения.

  1. В зависимости от базиса, положенного в основу принятия решения, различают: 

  • интуитивные решения - это выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен. Лицо, принимающее решение, не занимается при этом сознательным взвешиванием «за» и «против» по каждой альтернативе и не нуждается даже в понимании ситуации;

  • решения, основанные на суждениях - это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом;

  • рациональные решения – главное различие между решениями рациональным и основанным на суждении заключается в том, что первое не зависит от прошлого опыта. Рациональное решение обосновывается с помощью объективного аналитического процесса.

Основными критериями, отличающими управленческие решения являются:

1. Цели. Субъект управления (будь то индивид или группа) принимает решение исходя не из своих собственных потребностей, а в целях решения проблем конкретной организации.

2. Последствия. Частный выбор индивида сказывается на его собственной жизни и может повлиять на немногих близких ему людей. Менеджер, особенно высокого ранга, выбирает направление действий не только для себя, но и для организации в целом и её работников, и его решения могут существенно повлиять на жизнь многих людей. Если организация велика и влиятельна, решения её руководителей могут серьёзно отразиться на социально - экономической ситуации целых регионов. Например, решение закрыть нерентабельное предприятие компании может существенно повысить уровень безработицы.

3. Разделение труда. Если в частной жизни человек, принимая решение, как правило, сам его и выполняет, то в организации существует определённое разделение труда: одни работники (менеджеры) заняты решением возникающих проблем и принятием решений, а другие (исполнители) - реализацией уже принятых решений.

4. Профессионализм. В частной жизни каждый человек самостоятельно принимает решения в силу своего интеллекта и опыта. В управлении организацией принятие решений - гораздо более сложный, ответственный и формализованный процесс, требующий профессиональной подготовки. Далеко не каждый сотрудник организации, а только обладающий определёнными профессиональными знаниями и навыками наделяется полномочиями самостоятельно принимать определённые решения.

Необходимо помнить, что управленческие решения являются первопричиной как процветания, так и убыточности фирм, их банкротства. Распространенными ошибками при этом могут быть следующие [2, c. 209]:

- принятие решений под влиянием эмоций;

- игнорирование системного и комплексного подходов (учета действия многообразных факторов);

- выбор стратегического решения из множества альтернатив;

- принятие решения без учета возможности риска и предупреждения его последствий;

-поспешность, недостаточно глубокая экономическая проработка принятого варианта действий;

- использование неполной и недостоверной информации, ложных предпосылок, принимая желаемое за действительное;

- решение, принятое на основе компромисса не по соображениям его истинного достоинства, а для примирения различных точек зрения и др.

Принятие управленческих решений представляет собой процесс, включающий выполнение нескольких процедур или этапов: оценка проблемной ситуации, постановка цели, разработка возможных альтернатив, выбор оптимального варианта решения проблемы, организация и контроль исполнения принятого решения.

Оценка проблемной ситуации. На данном этапе процесса принятия решений выявляется сложившаяся хозяйственная ситуация, которую необходимо изменить. Проблема формируется на основе сбора и глубокого анализа исходной информации о состоянии объекта и внешней среды. При этом оценивается место и роль данного объекта среди аналогичных. Данный этап характеризуется: тремя признаками: описанием ситуации (проблемы), определением фактора времени, требующегося на принятие решения, установлением размера необходимых материальных, трудовых, финансовых ресурсов.

Постановка цели выражает желаемое достижимое состояние объекта управления. На данном этапе в зависимости от сложности ситуации и проблемы цель может быть дезагрегирована на подцели и задачи. На практике используется широкий диапазон ранжирования целей: от простого их перечня до построения «дерева целей». Следует при этом учитывать, что цели должны отвечать определенным требованиям: конкретности, реальности, контролируемости, т.е. они должны четко описывать состояние, которое должен достигнуть объект, быть выполнимыми, устанавливать промежуточные количественные результаты для поэтапного контроля за ходом реализации целей.

Разработка возможных альтернатив. Как правило, для выхода из сложившейся ситуации возможно использование различных способов и средств. Чем больше вариантов решения проблемы разрабатывается, тем больше шанс выбора наилучшего из них. Однако это неизбежно связано с дополнительными трудозатратами на поиск и анализ проектов решений, а также воздействием фактора времени. На данном этапе могут широко использоваться экономико-математические методы, факторный анализ, современная вычислительная техника [1, c. 198].

Для руководителя крайне важно ориентироваться в особенностях и возможностях использования конкретных методов для решения тех или иных задач. Выбор методов зависит от ряда факторов. В частности, надо установить: формализуема ли задача для возможности применения экономико-математических методов? Указанные методы могут использоваться для решения задач по определению оптимальных размеров поставляемых партий товаров и сроков их реализации, для разработки оптимальных путей и маршрутов доставки товаров, рационального использования ресурсов и т.д.

Далее многое зависит от наличия требуемых специалистов в организации, технических средств (ПК) и др.

Необходимо разбираться в характере проблем, чтобы устанавливать, индивидуального или коллективного решения они требуют. В этом случае руководствуются общим правилом: коллективные решения принимаются по важным вопросам, касающимся коллективной деятельности, а индивидуальные - относительно работы отдельных лиц.

В отечественной и зарубежной управленческой практике последних лет характерным является более широкое распространение коллективных решений. Это объясняется, с одной стороны, развитием процессов демократизации управления, с другой - сложностью решаемых проблем. Все большее значение приобретают задачи, которые вследствие многообразия критериев и аспектов (технических, торговых, финансовых, экологических, правовых и др.) не могут однозначно решаться количественными методами. В подобных случаях для их решения формируются специальные группы экспертов из наиболее квалифицированных специалистов.

Существует множество методов, с помощью которых может быть принято управленческое решение. Вот некоторые из них.

Декомпозиция. Представление сложной проблемы, как совокупности простых вопросов.

Диагностика. Поиск в проблеме наиболее важных деталей, которые решаются в первую очередь. Используется при ограниченных ресурсах.

Выбор оптимального варианта решения. Чем сложнее проблема, тем ответственнее выбор решения. Поэтому данный этап предполагает сопоставление ожидаемого экономического и социального эффекта по разработанным альтернативам. Учитывается и воздействие внешней среды, в частности влияние неуправляемых факторов на результаты принятого решения, оценивается степень возможного риска. Действие фактора неопределенности при принятии решений связывается с уровнем управления и длительным периодом их реализации. Так, чем выше уровень управления, и продолжительнее временной период, тем больше факторов являются управляемыми.

Реализация решения может привести к результатам, не отвечающим поставленной цели. Поэтому на данном этапе выделяются альтернативы, непосредственно связанные с достижением цели и удовлетворяющие определенным ограничениям. В качестве критерия оценки решения может выступать эффективность, фактор времени, ограничениями - степень риска.

Организация и контроль исполнения решений. Процедура принятия управленческого решения завершается реальным его исполнением. Данный этап находится за пределами составления плана действий, но имеет важное значение в практическом достижении поставленной цели. С одной стороны, реализация решений может быть сорвана либо задержана из-за неподготовленности к их выполнению трудового коллектива или отдельных работников. С другой стороны, благодаря инициативе исполнителей может быть получен дополнительный положительный экономический или социальный эффект. Этапы выработки решения и его реализацию объединяет совокупность обеспечивающих мер, которая включает передачу информации о принятом решении, разработку механизма его практического осуществления (планирования, регулирования, стимулирования).

Текущий контроль за реализацией принятого решения позволяет своевременно внести необходимые коррективы при условии появления существенных отклонений. Причины последних тщательно анализируются и учитываются в дальнейшем для совершенствования процесса принятия решений.

Вывод. Разработка управленческих решений является важным процессом, связывающим основные функции управления: планирование, организацию, мотивацию, контроль. Именно решения, принимаемые руководителями любой организации, определяют не только эффективность ее деятельности, но и возможность устойчивого развития, выживаемость в быстро изменяющемся мире.

Принятие эффективных решений - одно из наиболее важных условий эффективного существования и развития организации.

Управленческое решение - это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью (выбор альтернативы, осуществлённый руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации). Принятие решений является основой управления [5, c. 195].

Необходимо помнить, что управленческие решения являются первопричиной как процветания, так и убыточности фирм, их банкротства.

Принятие управленческих решений представляет собой процесс, включающий выполнение нескольких процедур или этапов: оценка проблемной ситуации, постановка цели, разработка возможных альтернатив, выбор оптимального варианта решения проблемы, организация и контроль исполнения принятого решения.

Таким образом, управленческие решения как определенная команда к действию выступают в виде продукта управленческого труда. Как процесс на завершающем этапе они объединяют деятельность субъекта и объекта управления, которая в целом отражается на результатах работы всего трудового коллектива.
























Список использованных источников

  1. Основы менеджмента. Учебное пособие - 4-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К`», 2009. –176 с.

  2. Ременников В.Б. Разработка управленческого решения: Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2010.

  3. Смирнов Э.А. Управленческие решения. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 264 с. (серия Вопрос - ответ)

  4. https://spravochnick.ru/menedzhment/upravlencheskoe_reshenie/ .


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Директору

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Теоретические основы разработки управленческого решения

Автор: Сакиянова Ксения Владимировна

Дата: 31.05.2021

Номер свидетельства: 582067

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ. На тему: «Анализ кризисных тенденций в деятельности производственного предприятии.(введение) "
    ["seo_title"] => string(121) "diplomnyi-proiekt-na-tiemu-analiz-krizisnykh-tiendientsii-v-dieiatiel-nosti-proizvodstviennogho-priedpriiatii-vviedieniie"
    ["file_id"] => string(6) "141050"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418052245"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(282) "Методическая разработка практического занятия  по дисциплине ОХРАНА ТРУДА  Тема занятия: Оформление акта о несчастном случае на производстве по форме Н-1"
    ["seo_title"] => string(153) "mietodichieskaiarazrabotkapraktichieskoghozaniatiiapodistsiplinieokhranatrudatiemazaniatiiaoformlieniieaktaonieschastnomsluchaienaproizvodstviepoformien1"
    ["file_id"] => string(6) "259495"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448781000"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) "Школа молодого учителя "
    ["seo_title"] => string(27) "shkola-molodogho-uchitielia"
    ["file_id"] => string(6) "141682"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418148609"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "КАБИНЕТ БИОЛОГИИ КАК СРЕДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА "
    ["seo_title"] => string(57) "kabiniet-biologii-kak-srieda-obrazovatiel-nogo-protsiessa"
    ["file_id"] => string(6) "127422"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415300093"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства