СОЗДАНИЕ КОЛЛАБОРАТИВНОЙ СРЕДЫ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ
СОЗДАНИЕ КОЛЛАБОРАТИВНОЙ СРЕДЫ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ
Время, в которое мы живем, удивительное. Это время новых открытий, чрезвычайно быстрого развития науки и техники, это век информации. Невозможно предугадать тот объем знаний, которым должен владеть человек в современном мире. На современном этапе развития казахстанской системы образования исключительное значение приобретает проблема формирования в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан, удовлетворения его потребности в получении образования, обеспечивающего успех и социальную адаптацию в быстро меняющемся мире [5] И основная задача учителя не в передаче набора знаний, а в том, чтобы заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, саморегуляции, самовоспитания, критического мышления и метасознания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
ГУ «Школа-лицей №1 отдела образования акимата города Костаная»
РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН
Мақала авторларының пікірінше, ынтымақтастық ортаны ұжымның кәсіби іс-әрекетінде эвалюация негізінде құру педагогикалық қауымдастық алдында тұрған міндеттерді шешуде табыстылықты қалыптастырады, мұғалімдерде педагогикалық іс-әрекетті белсендірудегі мотивацияны, ал оқушыларда –түйінді құзіреттіліктерді қалыптастыруға ықпал етеді.
Авторы статьи считают, что создание коллаборативной среды на основе эвалюации профессиональной деятельности коллектива будет способствовать успешному решению задач, стоящих перед педагогической общественностью, формированию у учителей мотивации к высокопродуктивной педагогической деятельности, у учащихся – ключевых компетенции.
The authors of the article consider that creation of коллаборативной environment on the basis of эвалюации of professional activity of collective will assist the successful decision of tasks standing before pedagogical public, to forming for the teachers of motivation to highly productive pedagogical activity, at students - key to the competense.
Время, в которое мы живем, удивительное. Это время новых открытий, чрезвычайно быстрого развития науки и техники, это век информации. Невозможно предугадать тот объем знаний, которым должен владеть человек в современном мире. На современном этапе развития казахстанской системы образования исключительное значение приобретает проблема формирования в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан, удовлетворения его потребности в получении образования, обеспечивающего успех и социальную адаптацию в быстро меняющемся мире [5] И основная задача учителя не в передаче набора знаний, а в том, чтобы заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, саморегуляции, самовоспитания, критического мышления и метасознания. А с этим непосредственно связано развитие функциональной грамотности, результатом которого является овладение обучающимися и предметными компетенциями в рамках учебной программы и системой ключевых компетенций, а именно: управленческими, информационными, коммуникативными, социальными, личностными, гражданскими, технологическими. [5] Для того, чтобы выработать у учащегося вышеназванные компетенции, учитель, прежде всего, сам должен обладать ими. Для этого необходимо сформировать особую культуру школы, которая рождается из наличных возможностей образовательного сообщества, инновационных усилий творческого меньшинства, учителей-лидеров при разумном сопротивлении традиционалистски настроенного большинства. И это возможно при создании условий для сотрудничества, которое является принципиально диалогическим образованием.
Динамичность происходящих в современном мире изменений не может не отразиться на системе образования в целом, и на каждом субъекте образовательного процесса, в частности. И в процессе внесения изменений кто-то является ведущим, кто-то ведомым, а кто-то и барьером, цель «преодоления» которого – не убрать с пути, а понять в чем причина, убедить в необходимости, научить учиться, научить познавать себя и мир, позиционировать себя как центра малой «вселенной», ответственного за себя и «за тех, кого приручаем». Самое гениальное, самое уникальное так и останется на бумаге, если не будет тех, кто это будет осуществлять.
Обучаясь по Программам уровневых курсов повышения квалификации педагогических кадров Республики Казахстан, мы осознали, что «построение взаимовыгодных, доброжелательных отношений и популяризация профессиональных знаний являются ключевыми задачами лидерства» [9,c.154]. И сегодня мы стараемся довести до своих коллег идею того, что отношения в коллективе должны складываться взаимовыгодно, доброжелательно, что профессиональное обучение способствует обогащению и на личностном, и профессиональном уровне и что это окажет положительное влияние на формирование высокой культуры школы в целом.
В процессе мониторинга эффективности управления качеством образования школы, проведенного в 2013-2014 учебном году, были изучены школьная культура и ее составляющие. Результаты позволили проанализировать ресурсы как кадровые и ученические, так и материальные, которые дают возможности и открывают перспективы не только для успешного функционирования, но и для развития всего коллектива с целью овладения и активного внедрения идей Программы, разработанной совместно АОО «Назарбаев интеллектуальные школы» и Кембриджским университетом. В результате формальных и неформальных встреч сертифицированных учителей и администрации школы-лицея выработалась траектория движения в данном направлении. «Школьное руководство играет ключевую роль в повышении результативности школы посредством оказания воздействия на повышение мотивации и профессиональных возможностей учителей, а также на климат и атмосферу, в которой они работают и обучаются» [9, с.162]. Из пяти параметров работы руководства, направленных на успеваемость учеников (по Робинсону), содействие и непосредственное участие в обучении и развитии учителей имеет величину эффекта 84%.[9, с.162]. Грамотно организованные директором и сертифицированными учителями в течение учебного года процессы коучинга и менторинга способствовали не только ознакомлению с новыми подходами в преподавании и обучении, но и дали возможность для переосмысления процесса самообразования. Многие педагоги рассматривают процесс самообразования как изучение передового педагогического опыта, при этом не учитывая свой опыт, свои проблемы, не проводя рефлексию собственной деятельности и учебно-воспитательного процесса своего класса. Создание среды педагогического сотрудничества и коллаборативного обучения направлено на организацию исследовательской и творческой деятельности, развитию критического мышления как учеников, так и учителей, формированию педагогической рефлексии. Решению данной проблемы способствовала организация Летнего Университета, под руководством директора школы-лицея №1 Шариповой С.С. Деятельность Летнего Университета определялась задачами, поставленными перед ней, а именно: создание условий для профессионального развития педагогов, повышение профессиональной компетенции учителей, обогащение знаний в области применения семи модулей Программы, обеспечение обмена опытом в рамках сетевого сообщества. В течение работы Летнего Университета сертифицированные педагоги и директор школы провели коучинги по следующим темам «Оценивание в учебном процессе», «Метапознание и обучение тому, как учиться», «Обучение талантливых и одаренных детей», «Внедрение Lesson Study в образовательный процесс школы», «Обучение критическому мышлению», «Школьная культура». Особенностью данных занятий было то, что в течение учебного года сертифицированные учителя и директор проводили исследование в действии по обозначенным проблемам и на коучинге использовали данные результатов. И слушатели проявляли живой интерес, так как многие непосредственно или опосредовано были участниками данных мероприятий. Деятельность Летнего Университета не ограничилась школой-лицеем. В его работе наряду с учителями данной школы активное участие приняли сертифицированные педагоги из других организаций образования - директор ЦПМ Онищенко Е.А., заведующая кафедрой педагогики Костанайского государственного педагогического института Утегенова Б.М, эксперт-оценщик, директор средней школы №10, учителя из гимназии им.А.М.Горького, школы-гимназии №5 «А», средней школы №11, средней школы №23, основной общеобразовательной школы №14, а также коллеги из Мендыкаринского района, г.Житикара, г.Лисаковска, г.Рудного, которые получили помощь и поддержку по вопросам оценивания в обучении.
Организовывая инновационную деятельность, занимаясь исследовательской практикой, внедряя новые подходы в обучении и преподавании, надо всегда помнить слова В.А. Сухомлинского, который писал: «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться». Это подтверждается и результатами научных исследований, которые говорят, что на первом месте из пятидесяти двух факторов, влияющих на продуктивность, можно сказать, эффективность и качество процесса обучения и преподавания, стоит учебная мотивация, и величина ее влияния составляет 95% [7, с.84]. Для поддержания высокой учебной мотивации отдельных учащихся и повышению ее у основного контингента школьников необходимо создание атмосферы творческого сотрудничества и профессиональной толерантности, что в свою очередь будет способствовать формированию у учителей мотивации к высокопродуктивной педагогической деятельности. Однако нельзя не учитывать тот факт, что в системе образования учитель часто выступает в роли объекта контроля на различных уровнях. Если вопрос об учительской мотивации является делом долга и чести, то вопрос внутришкольного контроля, целью которого на деле является «найти и выставить на вид» или «изучить и обобщить чей-то опыт», заставляет «нервничать» учителей, «прятать свои проблемы». Руководство школы-лицея №1, рассматривая внутришкольный контроль как одну «из важнейших управленческих функций, которая непосредственно связана с функцией анализа и целеполагания» [2], изучает вопросы учебно-воспитательного процесса с точки зрения эвалюации. Результаты которой «носят рекомендательный характер, а процесс всегда предполагает диалог сопричастных лиц, основным в эвалюации является установка на поддержку и понимание» [6]. А это в свою очередь является основополагающим для создания коллаборативной среды
Современная педагогика переживает бурный период переосмысления подходов, отказа от некоторых устоявшихся традиций и стереотипов. Сегодня нельзя не быть «думающим» учителем. Необходимо ставить перед собой вопросы, на которые ориентирует А.А.Бизяева в своем пособии «Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия»: «Каков я как учитель? Что я сейчас делаю и почему именно так? Почему я получил такой результат, а не иной? Как воспринимают и понимают меня ученики? Почему я так расстроился (обрадовался, смутился, рассердился)? Действительно ли я понимаю своих учеников? Понимают ли они меня?...» [1]
Действительно, только думающий учитель способен увидеть и понять, что как прежде сегодня работать нельзя: время требует изменений. И следовательно «только такой – думающий, рефлексивный учитель может решать профессиональные задачи, в которых не может быть шаблона: задачи развития личности подрастающего человека» [1] И такие учителя должны стать основой рефлексивного коллектива, деятельность которого возможна в коллаборативной среде, среде творчества, взаимоподдержки, взаимопонимания, толерантности.
Процесс обучения и преподавания – процесс бесконечный, В современном мире успешность человека определяет его умением учиться. И этому мы должны научиться сами и учить своих учеников в школе, чтобы они могли быть конкурентоспособными в мировом экономическом и политическом пространстве.
Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой. М.: Центр «Педагогический поиск», 1997.
Куренкова Ю.В. Инновационные образовательные результаты в педагогической практике // Педагогическая диагностика. Научно-практический журнал №1. 2012. С.71 - 80
Левит М.В. Как сделать хорошую школу?! М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.
Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы
Пальмова Е.А.Эвалюация как неотъемлемая составляющая современного образования. - http://cyberleninka.ru/article/n/evalyuatsiya-kak-neotemlemaya-sostavlyayuschaya-sovremennogo-obrazovaniya (10.09.20140
Подласый И.П. Продуктивная педагогика: Книга для учителя. М.: Народное образование, 2003.
Рахимбаева И.Э. Мониторинг эффективности управления качеством образования школы // Педагогическая диагностика. Научно-практический журнал №5. 2010. С.3 - 11
Руководство для учителя. Первый (продвинутый) уровень. Второе издание. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012