Роль отца в семье была определена веками. Отцовский авторитет всегда был незыблемым. Существуют вечные понятия: мать - это хранительница очага, а отец - надежный крепкий защитник. Женщина создает уют в доме, теплую семейную обстановку, а мужчина - добытчик. Отец всегда служил источником авторитета, порядка, дисциплины и уверенности. Давайте поговорим о роли отца в современной семье.
Родители – это первый социальный образец, на который ребенок ориентирован и на основе которого он овладевает формами и содержанием человеческих отношений. Жизненный успех человека во многом определяется тем опытом, который осваивает ребенок в семье с помощью матери и отца. От того, как ребенок воспринимает своего отца, будет зависеть его отношение к окружающему миру, будет строиться его восприятие себя - как части этого мира.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Роль отца в жизни ребёнка»
Роль отца в жизни ребёнка.
Папы разными бывают: Тот молчит, а тот кричит, Тот, бывает, напевает, тот у телека торчит, Тот, бывает, обнимает теплотою сильных рук, Тот, бывает, забывает, что он сыну лучший друг. Папы разными бывают… И, когда проходят дни, Сыновья их вырастают точка в точку, как они. (О. Бундур
Роль отца в семье была определена веками. Отцовский авторитет всегда был незыблемым. Существуют вечные понятия: мать - это хранительница очага, а отец - надежный крепкий защитник. Женщина создает уют в доме, теплую семейную обстановку, а мужчина - добытчик. Отец всегда служил источником авторитета, порядка, дисциплины и уверенности. Давайте поговорим о роли отца в современной семье.
Родители – это первый социальный образец, на который ребенок ориентирован и на основе которого он овладевает формами и содержанием человеческих отношений. Жизненный успех человека во многом определяется тем опытом, который осваивает ребенок в семье с помощью матери и отца. От того, как ребенок воспринимает своего отца, будет зависеть его отношение к окружающему миру, будет строиться его восприятие себя - как части этого мира. Привитие сугубо мужских форм поведения происходит не только через обучение ребенка каким-либо умениям или демонстрацию ему образца поведения, но и с помощью прямой трансляции системы жизненных ценностей и взглядов на жизнь от отца к сыну. Особую роль здесь играют беседы отца и сына по широкому кругу проблем - как общечеловеческих, «философских» , так и затрагивающих сферу собственно мужских интересов (принятие решений и действия в сложных жизненных ситуациях, организация досуга, отношение к противоположному полу, сексуальная жизнь и т. д.).
Самостоятельно мальчику, растущему мужчине, очень сложно принять решение о том, какая модель поступка отражает собственно мужские черты. В этом случае отец задает наиболее действенный пример, в сравнении с которым или на него ориентируясь, сын будет определять свое собственное поведение.
Нельзя не сказать ещё об одной особенности. В проявлениях родительской любви отцы отличаются от матерей - материнская и отцовская любовь имеют различную природу. Мать любит своего ребенка, безусловно, и безоговорочно. А вот любовь отца нужно еще заслужить – своим поведением, успехами и достижениями. Проще говоря – папина любовь предметна.Отец традиционно связывает свою любовь с успехами и достижениями ребенка. Тем самым буквально с первых лет жизни отец демонстрирует и прививает ребенку ценностное отношение к себе, к миру, к жизненной ситуации.Особенно ярко это проявляется в процессе воспитания мальчика. Знакомя своего сына с системой ценностей, отец вводит его в мир социальных отношений, где оценка человеком самого себя, своих успехов и достижений во многом формируется под воздействием оценок окружающих. По сути дела, исходя из оценочного подхода к сыну, его мнениям, решениям, поступкам, отец осознанно или неосознанно учит мальчика видеть самого себя и свои действия со стороны, соотнося их с определенной системой социальных оценок, с критериями приемлемости тех или иных поступков в конкретной ситуации.
Только под непосредственным руководством отца, видя перед собой наглядный образец мужского подхода к решению жизненных проблем, мальчик сможет сформироваться и реализоваться как мужчина - в соответствии с ожиданиями общества.
Еще одна чрезвычайно важная функция отца - организация сексуального воспитания мальчика. Отец для сына является первичным источником если не прямой, то косвенной информации о взаимоотношениях полов. Именно в семье, наблюдая за отношениями отца и матери, мальчик приобретает первый опыт отношения к противоположному полу. Отец здесь выступает образцом мужского поведения, который на первых порах будет неосознанно копироваться сыном практически во всех ситуациях, связанных с общением с противоположным полом. Нормальное развитие половой идентификации вообще, возможно лишь при условии активного участия отца в жизни мальчика. Отсутствие отца как примера мужского полоролевого поведения может иметь далеко идущие последствия для мальчика, начиная от проблем установления отношений с представительницами противоположного пола до сексуальной дезориентации и сексуальных проблем.
Отличается подход родителей к наказаниям детей. Отцовские наказания бывают строже и длительнее материнских, отец реже идет на уступки или смягчение принятых решений о наказании. В этом, кстати говоря, проявляются и меньшая психологическая гибкость, и больший консерватизм отцов. Однако, как это ни парадоксально, подобные методы воздействия отца воспринимаются сыновьями более лояльно, чем, если бы они исходили от матери. Возможно, на каком-то интуитивном уровне мальчики понимают необходимость таких наказаний. Отцовская строгость нужна мальчику - так он получает первые уроки взаимодействия с мужским сообществом, где часто правят законы, не отягощенные излишней гуманностью. Поэтому строгость отцовских наказаний бывает оправдана. Однако здесь важно разделять строгость, жесткость воспитательных воздействий и жестокость.
Наверное, главным отличием жесткости в наказаниях от жестокости будет являться уважение к личности сына. Наказание, связанное с унижением личности, никогда не достигнет воспитательной цели, никогда не приведет к положительному результату и ничем не может быть оправдано.Ведь такое наказание - это просто издевательство. В этом смысле даже физическое наказание, проведенное без унижения, будет иметь больший положительный эффект по сравнению с какой-либо желчной насмешкой над сыном. Поэтому в следующей фразе запятую каждый из вас поставит самостоятельно.
Жалеть нельзя наказывать.
Хотелось бы сказать несколько слов о результатах исследования, которое провела наша психологическая служба. По результатам опроса мы получили:
образ отца в восприятии детей имеет позитивную направленность, они характеризуют своего папу как доброго, веселого, любящего пошутить, отзывчивого человека. Высказывания детей об отце: «папа очень веселый и добрый человек», «мне в нем нравится характер», «мой отец добрый» встречаются практически в каждой работе. Даже тогда, когда дети отмечали об отце, что он «много пьёт», «с мамой ругается», «работает не на престижной работе», «мало бывает дома», они всё равно писали что любят его.
Практически 100% детей отмечают, что отцовское эмоциональное отношение к детям имеет позитивную направленность, несмотря на то, что мало времени проводят вместе, не живут вместе.
Особо хочется отметить группу детей, где дети не знают своего отца, отношение сохраняется к нему положительное, хотя с явной долей обиды.
«Думаю, что ты хороший человек, иначе в кого я такая…», «в глубине души я очень тебя люблю, хоть ты нас и бросил…» Вот некоторые высказывания детей:
«Люблю отца, скучаю по нему, не хватает его».
«Часто вспоминаю его».
«Любил отца больше, чем маму».
«Я его люблю таким, какой он есть».
«Я тебе помогала, все делала, а ты всё равно ушёл. Скучаю по нему, люблю папу».
33% детей выделили некоторые значимые роли мужчины-отца в семье: воспитательные, хозяйственно-бытовые. Есть высказывания о том, что:
«папа в семье самый главный, потому, что он кормит всю семью»
«Он нам всем помогает и очень нам нужен»
«Главное для отца, чтобы семья была сыта и одета»
«ты делаешь всё, что бы ни в чём не нуждались».
78% – это наибольшее количество детей, которые положительно высказались о совместном времяпрепровождении с отцом (игры, прогулки, совместный труд, хобби, помощь и проверка уроков, соблюдение здорового образа жизни, закаливание, бег, ранний подъем, формировании мужских качеств).
56% детей преимущественно давали деятельностные характеристики взаимодействия с отцом: «Отец учил меня коммунизму», «Вместе машины ремонтировали, гулял со мной», «Играем по вечерам», «Папа помогает мне во всем, о чем я его попрошу», «С братом ходил на рыбалку, играл», «Отец никогда не оставлял меня, смешил, играл, помогал в учебе».
87% охарактеризовали эмоциональные контакты с отцом. Дети отмечали:
«С папой весело и радостно».
«Он говорит: слез не показывать».
«Нравилось ходить с ним гулять, кататься».
«Играть с ним нравилось».
«Просто быть с тобой»
67% детей высказывали свои ожидания от отца, каким они хотели бы его видеть, что хотели бы пожелать отцу. Так, например, дети говорили: «Хочу быть всегда с ним», «Меня огорчает, когда он болеет или не в своем настроении», «Я не хотела бы в нем ничего менять», «Хочу пожелать ему здоровья, успехов в работе и в жизни», «Хотела бы, чтобы был отец, но чтобы он не пил и не курил, был добрым», «Хотел бы жить с отцом, хотел бы, чтобы он не пил, работал на нормальной, престижной работе», «Люблю тебя больше жизни».
Так ли важен отец?
Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что роли и функции отца в воспитании мальчика сводятся к двум основным обязанностям, имеющим чрезвычайно важное значение для будущей жизни мальчика.
Отец вводит ребенка в мир социальных отношений, учит его адекватно воспринимать и оценивать себя и других, способствует становлению сына как представителя мужской субкультуры. Все это определяет личностное и социальное развитие мальчика.
Отец помогает сыну в осознании себя как мужчины, что предопределяет нормальное психическое развитие мальчика и предотвращает проблемы в сфере взаимоотношений полов.
Неучастие мужчины в выполнении этих важнейших функций может послужить источником самых разнообразных проблем в жизни мальчика:
он может стать изгоем в среде сверстников, приобретя ярлык «маменькиного сынка», только потому, что у него перед глазами не было примера мужского поведения, мужского способа решения жизненных проблем;
мальчик может стать предметом насмешек по причине незнания каких-либо реалий мужской субкультуры;
его общение с представительницами противоположного пола также может быть отягощено большим количеством проблем в связи с неумением завязывать контакты и выстраивать систему взаимоотношений.
Корни всех этих затруднений обычно лежат в том, что в соответствующие моменты развития сына отец не уделил необходимого внимания его воспитанию, посчитал ненужной простую искреннюю беседу с сыном либо, что чаще всего случается, на это просто не хватило времени. В современном мире отцы семейств часто видят свой долг в обеспечении материального благополучия семьи - и это ни в коей мере нельзя считать неверным. Проблема заключается в том, что только этим роль отца в семье, тем более - в воспитании мальчика, не ограничивается. Недостаток материальных средств воспринимается очень болезненно, но отсутствие отцовского воспитания может иметь просто катастрофические последствия для будущей жизни детей. Именно поэтому при всех трудностях и невзгодах любящий отец должен помнить, что счастье его ребёнка зависит не столько от тех материальных средств, которые отец в него вложил, сколько от того, насколько эффективно он, отец, справлялся со своими воспитательными функциями.
Ласкает малыша отец, играет, забавляет. Что жизнь готовит малышу? Отец, увы, не знает. Какие трудности судьба на путь ему положит? Не знает… Но подготовить к ним он сына уже может!