3 | Актуализация знаний | - Как назвать одним словом то, что мы говорим, слышим, видим и пишем? - Какая бывает речь? - Что значит устная речь? - Что значит письменная речь? - Из чего состоит речь? | Речь. Устная и письменная. Из слов. |
4 | Повторение | - Молодцы. А из чего состоят все слова? - Какие бывают буквы. Гласные и согласные. В каком домике живут гласные буквы? - Согласные? - Молодцы! Давайте составим звуковою схему некоторых слов: Утро Буква Молодец - Давайте попробуем составить предложение с любым из этих слов. ………………………………………. - Помним, что буквы мы пишем, а звуки произносим и слышим. | Из букв. Ответы детей. Выполняют задание. Ответы детей. |
7 | Объяснение нового материала | - Рядом с нами живут невидимки. Каждый из вас постоянно общается с ними. Хотите познакомиться поближе? Хотя они невидимые, но их можно услышать. - Всё, что мы слышим, - это звуки. Они все разные, и мы их отличаем один от другого. - Нас окружает много звуков: шелест листьев, скрип двери, тиканье часов, звонок телефона, шуршание листьев под ногами ит. д. Это неречевые звуки. С их помощью не построишь слово. - Когда человек говорит, он тоже произносит и слышит звуки. Люди отличаются от животных тем, что они разговаривают. Вы узнаете голоса знакомых людей. Сейчас я говорю, и вы тоже слышите звуки. Это звуки человеческой речи – речевые звуки. Только звуки человеческой речи обладают волшебной силой: если они станут в определённом порядке, получится слово. - Я предлагаю вам побывать на ферме или на сельском дворе. - Сейчас мы побываем на сельском дворе. Угадайте, кто здесь живёт? (Учитель включает магнитофонную запись со звуками, которые издают животные: корова, собака, кот, петух, курица и т. д.) - Как, одним словом можно назвать эту группу предметов? - Чем отличаются домашние животные от диких? - Как вы различили животных? | Ответы детей Животные, звери. Ответы детей. По звукам. |
9 | Продолжение работы | Игра «Кто как подаёт голос?» - Сейчас вы попробуете подражать звукам, которые издают звери, птицы или предметы. Послушайте стихотворение и дополните его. Где-то собаки рычали. – Р-р-ррр. В стойле коровы мычали. – М-м-муууу. В комнате мухи жужжали. – Ж- ж –жж. Мимо машины бежали. – Др-др-др. Гудели от ветра все провода. – В-в-в-в. Капала в кухне из крана вода. – Кап-кап-кап. Перекликались в ночи поезда. – Чух –чух-чух. Ту-ту-ту. | Выполняют задание. |
10 | Закрепление материала | - Вы слышали разные звуки и по ним узнавали, какой предмет звучал. А чем мы слушаем? - Говорить умеет только человек. И все звуки, которые мы с вами произносим, даже изображая предметы или животных, называются «речевые звуки». - Подумайте, с помощью чего мы произносим звуки? - Рот – это домик звуков. В домике этом – Красные двери, Рядом с дверями – Белые звери. Красные двери это что? А что такое белые звери? - И ещё один орган нужен для правильного произношения звуков. Отгадайте, о чём идёт речь. Всегда во рту, да не проглотишь. - Итак, правильно произносить звуки речи нам помогают губы, зубы и язык. | Уши – это важный орган нашего тела. Чтобы произносить звуки, нам нужен рот. Это губы и зубы. Язык |