ЦЕЛЬ: развитие и гармонизация эмоциональной, когнитивной сфер учащихся.
Задачи:
формировать ритмическую активность манипуляции рук и общей моторики; развивать тактильные, слуховые и зрительные анализаторы;
развивать внимание, умение слушать, ориентации в пространстве, мышление, речь.
Ход занятия.
1.Организационный момент
Добрый день. Я рада приветствовать вас этим замечательным весенним днем! Давайте поприветствуем друг друга. Когда я скажу слова: «Добрый день...», помашем, друг другу руками и улыбнемся.
1. Вступительная беседа.
Заканчивается учебный год, вы все устали и сегодня мы выполним несколько упражнений и заданий, которые улучшают мыслительную деятельность. Способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма. В ходе систематических занятий улучшается память, концентрация внимания, мышление.
2. Упражнение-растяжка «Тряпичная кукла и солдат».
Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. Дети попеременно бывают то солдатом, то куклой, до тех пор, пока вы не почувствуете, что они уже вполне расслабились.
3. Дыхательное упражнение «Свеча».
Исходное положение – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха (время выполнения 3-4 мин.).
Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Движения совершаются в медленном темпе вправо-влево, вверх-вниз по 6 раз.
5. Телесные упражнения:
1) «Кулак- ребро- ладонь»
2) «Ухо-нос». Детям предлагают левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот».
6. «Зеркальное рисование». Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру.
Начните рисовать одновременно обеими руками.
7. Упражнения на развитие внимания.
1) Найди и вычеркни по порядку следующие буквы: А, В, Ч, Э, Щ, О, Ф.
2) Закрась квадратики с буквами У, М, В. С помощью оставшихся букв, прочитай и запиши название сказки.
3) Графический диктант «Змейка».
Отступи 3 клетки сверху и 4 клетки с слева, поставь точку и начинай рисовать.
8. Упражнения на развитие мышления.
Упражнение на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.
1) Найди лишнее слово и зачеркни его.
1. Старый, дряхлый, маленький, ветхий.
2. Храбрый, злой, смелый, отважный.
3. Яблоко, слива, огурец, груша.
4. Молоко, творог, сметана, хлеб.
5. Час, минута, лето, секунда.
6. Ложка, тарелка, кастрюля, сумка.
7. Платье, свитер, шапка, рубашка.
8. Мыло, метла, паста зубная, шампунь.
9. Береза, дуб, сосна, земляника.
10. Книга, телевизор, радио, магнитофон.
2) Упражнение на развитие гибкости ума.
Напиши как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие: