kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок вн. чтения "Красота родного края в стихах донских поэтов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

план урока по вн. чтению для учащихся с ОВЗ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок вн. чтения "Красота родного края в стихах донских поэтов"»

Урок внеклассного чтения «Красота родного края в стихах донских поэтов».

Цель урока:

Приобщение учащихся к духовной культуре Донского края, поэтическому наследию Дона;

Развитие творческих способностей, интонационной стороны устной речи, развитие слухового и зрительного восприятия;

Задачи урока:

1. Образовательные:

• совершенствовать умения в выразительности чтения стихотворений и умения находить средства и приёмы лирического произведения;

2. Развивающие:

• развивать речь, виды речевой деятельности: слушания, чтения, говорения;

• обогащать словарный запас .

3. Воспитательные:

Воспитывать в себе интерес к чтению, чуткое отношение к красоте родной природы, к своей Родине через поэзию и искусство.



Формы работы на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Словарь: Донщина- неформально называют Ростовскую область

Оформление: книжная выставка; фотографии пейзажей; презентация с музыкальным сопровождением, стихи.

Ход урока

  1. Подготовка к уроку.

Эмоциональный настрой:

Быстро встали, улыбнулись, выше-выше подтянулись.

Ну-ка плечи распрямите, поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь, рук коленями коснитесь.

Рука об руку потрите, друг на руга посмотрите.

А теперь тихонько сели, все работать захотели.

Любование природой есть следствие любви к ней,

а любовь к родной природе – один из вернейших признаков любви к своей стране.

К. Паустовский



Сегодня у нас урок внеклассного чтения и тема урока «Красота родного края в стихах донских поэтов».

Мы с вами прочтем, послушаем, посмотрим, как поэты и фотохудожники в своих произведениях выражают любовь к донской земле, продолжим знакомство с творчеством донских поэтов.

Вступительное слово учителя:

  1. Родина, Родной край. Эти слова очень дороги каждому человеку. Родина у нас с вами одна – Россия. Но у каждого из нас есть и малая Родина – место, где ты живешь, где ты родился, сделал первые шаги. Наша, ребята, с вами малая Родина – это, Ростовская область, которая занимает географическое место на территории нашей страны и духовное в нашем сердце.

Изображение карты Ростовской области

Показать границы, найти на карте наш г. Пролетарск.

А почему край наш зовут Донским?

  1. Реке Дон посвящено много стихов и песен, в которых авторы воспевают красоту, просторы нашего края.

Звучит песня «Дон, мой Дон» (1мин. 22сек.)

Родина, родной край….

- что для вас значат эти слова? (Ответы учащихся)

3. Вы должны были подготовить д/з, стихи донских поэтов.

Хворост М.

«Донской край»

Я родом из Донского края.

На свете нет прекрасней рая.

Простор степей, простор песков

И хлебных желтых колосков.

Великий и могучий Дон,

Он с Волгой нежной обручен.

Прекрасный здесь живет народ.

Казаки - мир его зовет.

Казак – опора всей России.

Он воевал всегда красиво.

Гордится им святая Русь,

Гордятся все, и я горжусь.

Попов И.Н.

Кутровская Д.

В просторах России-матушки

Так много морей и рек!

Красивей всех – Дон-батюшка,

Он в сердце моем навек!

Куда бы судьба не забросила,

Тропинка за мной следит.

По этой тропинке узенькой

Домой я вернусь хоть на миг.

Губарева В.



Избасаров В.

В родной степи шумят моря и реки,

Цветут сады, колышутся поля.

Очаровала ты меня навеки,

Моя донщина, родина моя.

И. Федоров


– Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, с гордостью рассказывает он о красоте и богатстве своего родного края? В этом – выражение глубокой любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое.


Кирин А.

Родная, родная, земля ты Донская,
Чем дольше живу, тем сильнее люблю.
От неба до речки, от края до края
Я снова и снова тебе повторю.

Люблю я дождинок косых паутинки.
Люблю всплеск воды у притихшей реки,
Люблю облаков синеватых картинки
И степь я люблю, всем словам вопреки!

Земля - это все. Это наше начало,
Всем сердцем мы с детства привязаны к ней.
Земля - колыбель у родного причала,
Чем дольше живу, тем люблю все сильней!

Раиса Верич- Попова


Убийвовк К.

Красота Донского края

Прекрасна жизнь в донских краях
В при донье на лугах, степях...
Прекрасен Дон... прекрасны и озёра
Прекрасны на полях пшеничные здесь зёрна...
А если лебеди живут

Без страха по озеру плывут...
Знать жизнь прекрасна на Дону!


Мы только что прослушали, как поэты-земляки выражают свою любовь к Родине, донской земле в стихах. А что же вдохновляет их, помогает им увидеть все то прекрасное, что окружает, и перенести это на бумагу.

Родная природа всегда являлась источником вдохновения для поэтов и художников. Все радует вокруг: высокое небо, гомон птиц, запах родной земли, появление разных цветов. Природа хороша в любое время года: весной, летом, осенью, зимой.

4. На доске фотографии просторов нашего края в разное время года, а перед вами небольшие стихотворения, в каждом говориться о конкретном времени года, ваша задача - определить к какому изображению относится ваше стихотворение. Подготовьтесь, к выразительному чтению.

Лежит под снегом серая земля!
Буд - то приукраситься решилась.
Прикрылись снегом речки и поля!
Пришла зима и все преобразилось!

Опять весна в степи шагает,
Растет пырей, чабрец, бурьян,

И стрепет на току взлетает,

И розов утренний туман.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Подуй ветер длинный – с Дона
Во все стороны и дни,
И лицо ополосни
Зеленью студеных кленов,
Августом запорошенных,
До озноба уплотненных, -
Листья на сердце плесни!

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------


Осень придёт - превратит зелень в золото.

Осень придёт - ты мне станешь нужней.

Сердце сожмется, как будто проколото

долгими иглами серых дождей.


Осень в багрянец одела листву,
Гроздья рябины скатились в траву.
Скоро уже, как туман над рекой,
Тихо опуститься белый покой…

Объясните свой выбор.

ФИЗМИНУТКА для глаз

Выполним несколько упражнений. Чтобы ваши глазки отдохнули.

Да, полна красок и разнообразна природа нашего края. И поэты не боятся смешивать эти краски в своих произведениях.

5. Хочу познакомить вас с одной из них. Нестерова Елена Васильевна (1938-1986), родилась и проживала в г. Ростове – на – Дону. Работала методистом в Ростовской областной научной библиотеке имени К. Маркса. Начала писать стихи в 1960 г. Публиковалась во многих журналах: «Дон», «Юность», «Огонек» и др.. Некоторые ее стихи положены на музыку. Награждена орденом «Знака почета». К сожалению погибла при неизвестных обстоятельствах в 1986 году.

Послушайте стихотворение Нестеровой Елены Васильевны

Цветные ветры 
Над речкой вижу белый ветер. 
Он превратился в облака. 
Он так стремителен и светел. 
Его дорога высока.

Вот берег. Ветер там зеленый. 
На всех лугах его следы. 
Он влился в радостные кроны, 
Ворвался в спелые сады.

А в поле выйду — ветер красный 
С восходом крепко сплавлен он. 
Он заглушит любые краски, 
Весь к небу только обращен.

Трепещет синь от напряженья, 
Навстречу солнцу поднята. 
И ветры — вечное движенье — 
В себя вмещают все цвета.

О чем говорится в стихотворении? Почему стихотворение так названо? Приведите примеры, с чем автор сравнивает цвет ветра?

6.Но свои тайны природа раскрывает только чуткому, внимательному человеку. Вслушайтесь! Всмотритесь! И вы заметите красоту родной земли.

Внимательно рассмотрите изображение, мысленно почувствуйте легкий холодок на своем лице. Коснитесь ручья, ощутите запах морозного утра. Представьте себя поэтом-писателем. Какие слова, словосочетания можно подобрать к данному пейзажу. Давайте вместе попробуем дать описание природе. Какое время года на изображении? (дети по очереди подбирают предложения к описанию)

Зима- снежная, белая, волшебная, морозная, красивая…

ФИЗМИНУТКА

Из-за парт мы выйдем дружно, но шуметь совсем не нужно.

Встали прямо, ноги вместе, поворот кругом на месте.

Хлопнем пару раз в ладошки и потопаем немножко.

А теперь представим, детки, будто руки наши- ветки.

Покачаем ими дружно, словно ветер дует южный.

Ветер стих. Вздохнули дружно. Нам урок продолжить нужно.

Подровнялись, тихо сели. И на доску посмотрели.


7. На многие стихи о Донском крае были написаны песни.

Закройте глаза, внимательно прослушайте песню. Какие чувства, эмоции вызвало у вас услышанное? Включите воображение. Какие картины встают перед вами?

Звучит песня «Край родной»



8. (работа в парах по группам обучаемости)

У вас на столах лежат фотографии, с изображениями просторов нашего края. Глядя на картину и используя слова для справок, составьте пожалуйста несколько предложений.

Хворост, Кирин

Зимний пейзаж, белая перина, погода, солнечные лучи, загадочность.

Убийвовк, Кутровская

Слова для справок: Гармония природы, растет, на картине, речушка, вдоль берега, камыш, лазурное небо, пробиваются, лучи солнца, горизонт разбивает.

Избасаров

На картине большую часть занимает ______ . В поле стоит кобыла с ______. Вдали можно разглядеть_____. По полю разбросаны огненные _______.

Слова для справок: жеребенком, речку, тюльпаны, поле.

Дети зачитывают свои рассказы.

9. Учитель подводит итог урока.

Сегодня на уроке вы познакомились с творчеством донских поэтов о нашем крае, чьи стихи полны любви к донской земле, и пытались представить себе место, которое они описывают и себя в том месте.

Рефлексия

- Достигли ли мы, поставленных в начале урока, целей?

- Считаете ли вы, что наша работа была плодотворной?

- Попробуйте оценить себя и своих товарищей.

Молодцы, хорошо работали на уроке. Если у вас возникло желание продолжить знакомство с творчеством донских писателей, представляю вам книжную выставку. Подобранные мной сборники рассказов и стихов наших земляков будут вам интересны. А на память о нашем уроке я хочу подарить вам закладки для книг.

И в заключение не могу не привести слова Виталия Закруткина, нашего земляка: “Край родной! Прославленный в песнях Дон. Песчаные его закоски, тополевые леса и вербы на берегах. Крутые яры правобережья, с которых далеко видны уплывающие баржи, теплоходы, быстрокрылые корабли. Возделанные человеком поля, пышные сады, виноградники. Где бы я ни был, душа моя тянется к тебе, любимая земля, и я счастлив тем, что живу здесь”.

А народная мудрость гласит: «Где родился-там и пригодился». Любите свой край, берегите все то, что вас окружает, чтобы сохранить эту красоту для будущих поколений.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Урок вн. чтения "Красота родного края в стихах донских поэтов"

Автор: Гребенникова Юлия Юрьевна

Дата: 29.08.2018

Номер свидетельства: 476651

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(42) "Летопись Донского края"
    ["seo_title"] => string(24) "lietopis_donskogho_kraia"
    ["file_id"] => string(6) "433525"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1508506103"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства