Просмотр содержимого документа
«Урок вн. чтения "Красота родного края в стихах донских поэтов"»
Урок внеклассного чтения «Красота родного края в стихах донских поэтов».
Цель урока:
Приобщение учащихся к духовной культуре Донского края, поэтическому наследию Дона;
Развитие творческих способностей, интонационной стороны устной речи, развитие слухового и зрительного восприятия;
Задачи урока:
1. Образовательные:
• совершенствовать умения в выразительности чтения стихотворений и умения находить средства и приёмы лирического произведения;
2. Развивающие:
• развивать речь, виды речевой деятельности: слушания, чтения, говорения;
• обогащать словарный запас .
3. Воспитательные:
Воспитывать в себе интерес к чтению, чуткое отношение к красоте родной природы, к своей Родине через поэзию и искусство.
Формы работы на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Словарь: Донщина- неформально называют Ростовскую область
Оформление: книжная выставка; фотографии пейзажей; презентация с музыкальным сопровождением, стихи.
Ход урока
Подготовка к уроку.
Эмоциональный настрой:
Быстро встали, улыбнулись, выше-выше подтянулись.
Ну-ка плечи распрямите, поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь, рук коленями коснитесь.
Рука об руку потрите, друг на руга посмотрите.
А теперь тихонько сели, все работать захотели.
Любование природой есть следствие любви к ней,
а любовь к родной природе – один из вернейших признаков любви к своей стране.
К. Паустовский
Сегодня у нас урок внеклассного чтения и тема урока «Красота родного края в стихах донских поэтов».
Мы с вами прочтем, послушаем, посмотрим, как поэты и фотохудожники в своих произведениях выражают любовь к донской земле, продолжим знакомство с творчеством донских поэтов.
Вступительное слово учителя:
Родина, Родной край. Эти слова очень дороги каждому человеку. Родина у нас с вами одна – Россия. Но у каждого из нас есть и малая Родина – место, где ты живешь, где ты родился, сделал первые шаги. Наша, ребята, с вами малая Родина – это, Ростовская область, которая занимает географическое место на территории нашей страны и духовное в нашем сердце.
Изображение карты Ростовской области
Показать границы, найти на карте наш г. Пролетарск.
А почему край наш зовут Донским?
Реке Дон посвящено много стихов и песен, в которых авторы воспевают красоту, просторы нашего края.
Звучит песня «Дон, мой Дон» (1мин. 22сек.)
Родина, родной край….
- что для вас значат эти слова? (Ответы учащихся)
3. Вы должны были подготовить д/з, стихи донских поэтов.
Хворост М.
«Донской край»
Я родом из Донского края.
На свете нет прекрасней рая.
Простор степей, простор песков
И хлебных желтых колосков.
Великий и могучий Дон,
Он с Волгой нежной обручен.
Прекрасный здесь живет народ.
Казаки - мир его зовет.
Казак – опора всей России.
Он воевал всегда красиво.
Гордится им святая Русь,
Гордятся все, и я горжусь.
Попов И.Н.
Кутровская Д.
В просторах России-матушки
Так много морей и рек!
Красивей всех – Дон-батюшка,
Он в сердце моем навек!
Куда бы судьба не забросила,
Тропинка за мной следит.
По этой тропинке узенькой
Домой я вернусь хоть на миг.
Губарева В.
Избасаров В.
В родной степи шумят моря и реки,
Цветут сады, колышутся поля.
Очаровала ты меня навеки,
Моя донщина, родина моя.
И. Федоров
– Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, с гордостью рассказывает он о красоте и богатстве своего родного края? В этом – выражение глубокой любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое.
Кирин А.
Родная, родная, земля ты Донская, Чем дольше живу, тем сильнее люблю. От неба до речки, от края до края Я снова и снова тебе повторю.
Люблю я дождинок косых паутинки. Люблю всплеск воды у притихшей реки, Люблю облаков синеватых картинки И степь я люблю, всем словам вопреки!
Земля - это все. Это наше начало, Всем сердцем мы с детства привязаны к ней. Земля - колыбель у родного причала, Чем дольше живу, тем люблю все сильней!
Раиса Верич- Попова
Убийвовк К.
Красота Донского края
Прекрасна жизнь в донских краях В при донье на лугах, степях... Прекрасен Дон... прекрасны и озёра Прекрасны на полях пшеничные здесь зёрна... А если лебеди живут
Без страха по озеру плывут... Знать жизнь прекрасна на Дону!
Мы только что прослушали, как поэты-земляки выражают свою любовь к Родине, донской земле в стихах. А что же вдохновляет их, помогает им увидеть все то прекрасное, что окружает, и перенести это на бумагу.
Родная природа всегда являлась источником вдохновения для поэтов и художников. Все радует вокруг: высокое небо, гомон птиц, запах родной земли, появление разных цветов. Природа хороша в любое время года: весной, летом, осенью, зимой.
4. На доске фотографии просторов нашего края в разное время года, а перед вами небольшие стихотворения, в каждом говориться о конкретном времени года, ваша задача - определить к какому изображению относится ваше стихотворение. Подготовьтесь, к выразительному чтению.
Лежит под снегом серая земля! Буд - то приукраситься решилась. Прикрылись снегом речки и поля! Пришла зима и все преобразилось!
Опять весна в степи шагает, Растет пырей, чабрец, бурьян,
И стрепет на току взлетает,
И розов утренний туман.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Подуй ветер длинный – с Дона Во все стороны и дни, И лицо ополосни Зеленью студеных кленов, Августом запорошенных, До озноба уплотненных, - Листья на сердце плесни!
Осень в багрянец одела листву, Гроздья рябины скатились в траву. Скоро уже, как туман над рекой, Тихо опуститься белый покой…
Объясните свой выбор.
ФИЗМИНУТКА для глаз
Выполним несколько упражнений. Чтобы ваши глазки отдохнули.
Да, полна красок и разнообразна природа нашего края. И поэты не боятся смешивать эти краски в своих произведениях.
5. Хочу познакомить вас с одной из них. Нестерова Елена Васильевна (1938-1986), родилась и проживала в г. Ростове – на – Дону. Работала методистом в Ростовской областной научной библиотеке имени К. Маркса. Начала писать стихи в 1960 г. Публиковалась во многих журналах: «Дон», «Юность», «Огонек» и др.. Некоторые ее стихи положены на музыку. Награждена орденом «Знака почета». К сожалению погибла при неизвестных обстоятельствах в 1986 году.
Цветные ветры Над речкой вижу белый ветер. Он превратился в облака. Он так стремителен и светел. Его дорога высока.
Вот берег. Ветер там зеленый. На всех лугах его следы. Он влился в радостные кроны, Ворвался в спелые сады.
А в поле выйду — ветер красный С восходом крепко сплавлен он. Он заглушит любые краски, Весь к небу только обращен.
Трепещет синь от напряженья, Навстречу солнцу поднята. И ветры — вечное движенье — В себя вмещают все цвета.
О чем говорится в стихотворении? Почему стихотворение так названо? Приведите примеры, с чем автор сравнивает цвет ветра?
6.Но свои тайны природа раскрывает только чуткому, внимательному человеку. Вслушайтесь! Всмотритесь! И вы заметите красоту родной земли.
Внимательно рассмотрите изображение, мысленно почувствуйте легкий холодок на своем лице. Коснитесь ручья, ощутите запах морозного утра. Представьте себя поэтом-писателем. Какие слова, словосочетания можно подобрать к данному пейзажу. Давайте вместе попробуем дать описание природе. Какое время года на изображении? (дети по очереди подбирают предложения к описанию)
Зима- снежная, белая, волшебная, морозная, красивая…
ФИЗМИНУТКА
Из-за парт мы выйдем дружно, но шуметь совсем не нужно.
Встали прямо, ноги вместе, поворот кругом на месте.
Хлопнем пару раз в ладошки и потопаем немножко.
А теперь представим, детки, будто руки наши- ветки.
Покачаем ими дружно, словно ветер дует южный.
Ветер стих. Вздохнули дружно. Нам урок продолжить нужно.
Подровнялись, тихо сели. И на доску посмотрели.
7. На многие стихи о Донском крае были написаны песни.
Закройте глаза, внимательно прослушайте песню. Какие чувства, эмоции вызвало у вас услышанное? Включите воображение. Какие картины встают перед вами?
Звучит песня «Край родной»
8. (работа в парах по группам обучаемости)
У вас на столах лежат фотографии, с изображениями просторов нашего края. Глядя на картину и используя слова для справок, составьте пожалуйста несколько предложений.
Хворост, Кирин
Зимний пейзаж, белая перина, погода, солнечные лучи, загадочность.
Убийвовк, Кутровская
Слова для справок: Гармония природы, растет, на картине, речушка, вдоль берега, камыш, лазурное небо, пробиваются, лучи солнца, горизонт разбивает.
Избасаров
На картине большую часть занимает ______ . В поле стоит кобыла с ______. Вдали можно разглядеть_____. По полю разбросаны огненные _______.
Слова для справок: жеребенком, речку, тюльпаны, поле.
Дети зачитывают свои рассказы.
9. Учитель подводит итог урока.
Сегодня на уроке вы познакомились с творчеством донских поэтов о нашем крае, чьи стихи полны любви к донской земле, и пытались представить себе место, которое они описывают и себя в том месте.
Рефлексия
- Достигли ли мы, поставленных в начале урока, целей?
- Считаете ли вы, что наша работа была плодотворной?
- Попробуйте оценить себя и своих товарищей.
Молодцы, хорошо работали на уроке. Если у вас возникло желание продолжить знакомство с творчеством донских писателей, представляю вам книжную выставку. Подобранные мной сборники рассказов и стихов наших земляков будут вам интересны. А на память о нашем уроке я хочу подарить вам закладки для книг.
И в заключение не могу не привести слова Виталия Закруткина, нашего земляка: “Край родной! Прославленный в песнях Дон. Песчаные его закоски, тополевые леса и вербы на берегах. Крутые яры правобережья, с которых далеко видны уплывающие баржи, теплоходы, быстрокрылые корабли. Возделанные человеком поля, пышные сады, виноградники. Где бы я ни был, душа моя тянется к тебе, любимая земля, и я счастлив тем, что живу здесь”.
А народная мудрость гласит: «Где родился-там и пригодился». Любите свой край, берегите все то, что вас окружает, чтобы сохранить эту красоту для будущих поколений.