Тема. Урок мудрости. Работа с текстом « Кусок хлеба».
Тема. Урок мудрости. Работа с текстом « Кусок хлеба».
Развитие речи. 9 класс школы глухих.
Тема. Урок мудрости. Работа с текстом « Кусок хлеба».
Цель - способствовать полноценному восприятию текста обучающимися;
- умению понимать авторскую позицию;
- правильно понимать мотивы поступков героев;
- способствовать средствами литературы развитию личности ребенка, воспитанию его нравственных идеалов;
- развивать воображение школьников;
- формировать навыки работы с текстом: умение осмысленно воспринимать прочитанное, составлять вопросы по тексту и отвечать на них; высказывать своё отношение к поступкам героев; корригировать произношение учащихся.
Тип урока. Урок комплексного применения знаний и умений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема. Урок мудрости. Работа с текстом « Кусок хлеба».»
21.05.2018
Развитие речи. 9 класс школы глухих.
Тема. Урок мудрости. Работа с текстом « Кусок хлеба».
Цель - способствовать полноценному восприятию текста обучающимися;
- умению понимать авторскую позицию;
- правильно понимать мотивы поступков героев;
- способствовать средствами литературы развитию личности ребенка, воспитанию его нравственных идеалов;
- развивать воображение школьников;
- формировать навыки работы с текстом: умение осмысленно воспринимать прочитанное, составлять вопросы по тексту и отвечать на них; высказывать своё отношение к поступкам героев; корригировать произношение учащихся.
Тип урока. Урок комплексного применения знаний и умений.
Ход урока.
1. Психологический настрой. Упражнение « Хорошо – плохо».
На доске вразброс размещены вопросы для закрепления знаний о тексте. Обучающиеся по очереди выходят к доске, выбирают вопрос и отвечают на него. В случае правильного ответа вопрос вытирается. Приём проводится до тех пор, пока все ответы получены и доска становится чистой.
Вопросы:
- Что такое текст?
- Назвать признаки текста.
- Назвать типы текстов.
- Назвать стили речи.
- Какие части речи больше используются в тексте-описании?
- Какой план текста – повествования?
- Назвать структуру текста – рассуждения.
- В каком тексте часто используются сложноподчинённые предложения причины, цели?
3. Сообщение темы урока.
- Будем работать с текстом « Кусок хлеба».
1) Прочитать текст.
2) Определить тип текста.
3) Определить стиль речи в тексте.
4) Определить главную мысль.
Кусок хлеба
На обочине тротуара лежал кусок хлеба. С аппетитной корочкой, с румяным нежным изломом. Казалось, хлеб ещё дышит тёплым ароматом печи.
Может, выронил его торопившийся на завод рабочий, может, бросил раскапризничавшийся карапуз – кто знает. Бойкий городской воробей нацелился отведать свежего хлебца и бочком, бочком запрыгал к нему, но откуда-то появились огромные пыльные сапоги, и воробью пришлось отлететь подальше. Потом через хлеб перешагнули туфельки на тоненьких, как два карандаша, каблучках, чуть не зацепив, прошаркали старушечьи чувяки. Шли и шли по тротуару люди…
Чей-то небольшой, хорошо начищенный ботинок поддел хлеб носком – и полетел он, как футбольный мяч, крутясь в пыли, на самую середину дороги.
Плотный веснушчатый мальчишка в спортивной курточке рассмеялся довольно – удар что надо! Кусок хлеба полетел как раз туда, куда он метил.
— Грех!. . Грех-то!. . Большой грех! – раздалось возле.
Мальчишка оглянулся. Недалеко стоял старик. Дряхлый старик, морщинистый, продублённый солнцем и годами. Поглядел старик налево, поглядел направо: не видать ли где машины. И мелкими шажками засеменил на середину дороги. Нагнулся, кряхтя, поднял хлеб, сдул с него пыль и бережно понёс к ближайшему газону:
— Пусть хоть птички поклюют!
Положил на траву, а сам не отходит. Стоит. Задумался. О чём? (186 сл.)
(По А. Нуйкину)
- О чем говорится в тексте?
-Найдите, как автор описывает хлеб.
- объясните, как вы поняли слова: КАРАПУЗ, ЧУВЯКИ, ПРОДУБЛЁННЫЙ СТАРИК.
4. А сейчас будем работать над текстом. Используем приём « Мудрое дерево». ( Дерево нарисовано на доске. У ребят на партах лежат вырезанные листики).
Приём « Мудрое дерево».
Ученики составляют вопросы к тексту, записывают на листочках и прикрепляют магнитами к дереву на доске. Затем ученики по очереди выходят к доске, «срывают» листик и отвечают на записанный на нем вопрос.
- Ребята, почему рассказ назван « Кусок хлеба»?
- А почему хлеб называют святым?
- Назовите профессии, которые принимают участие в изготовлении хлеба.
- Как отнёсся веснушчатый мальчишка к их труду?
- Какой совет вы дали бы ему, если бы встретили?
5 Рефлексия « Мудрый совет».
6. Как вы оцените свою работу на уроке?( Оценивание работы учащихся).