Формировать правильное представление о семье, семейных отношениях, познакомить с семейными традициями;
Развивать у обучающихся коммуникативные функции: внимание, мышление, память, речь;
Формировать дружеские отношения в семье, уважение к членам семьи.
Уровневые цели:
Репродуктивный: запомнить, что такое «семья», «семейные традиции»
Конструктивный: иметь представление о семье, знать семейные традиции.
Творческий: иметь представление о семье, семейных отношениях, знать семейные традиции.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: распечатки текстов; листы формата А3 для составления цветка; ДЗ – нарисовать древо семьи, цветная бумага, карандаши, ножницы, клей, ребус, карточки для работы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Семья. Семейные традиции».»
Тема: «Семья. Семейные традиции».
Цели:
Формировать правильное представление о семье, семейных отношениях, познакомить с семейными традициями;
Развивать у обучающихся коммуникативные функции: внимание, мышление, память, речь;
Формировать дружеские отношения в семье, уважение к членам семьи.
Уровневые цели:
Репродуктивный: запомнить, что такое «семья», «семейные традиции»
Конструктивный: иметь представление о семье, знать семейные традиции.
Творческий: иметь представление о семье, семейных отношениях, знать семейные традиции.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: распечатки текстов; листы формата А3 для составления цветка; ДЗ – нарисовать древо семьи, цветная бумага, карандаши, ножницы, клей, ребус, карточки для работы.
Ход урока:
п/п
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
1
Организационный этап.
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.
Эмоциональный настрой на урок:
-Рано утром я встаю, бога я благодарю,
Солнцу, ветру улыбаюсь
И при этом, не стесняясь,
Слово «Здравствуй» говорю,
С кем встречаюсь по утру.
Всем здоровья я желаю,
Никого не обижаю.
Хватит места на земле
Людям всем, животным, мне.
Чтоб земля моя цвела,
Я желаю всем добра!
Коррекционное задание на развитие памяти и мышления:
- Ребята, какой сейчас месяц? (апрель)
- а апрель это, какое время года сейчас? (весна)
- а по счету с начала года, он какой? (четвертый)
- а сейчас начало, середина или конец месяца? (начало)
Приветствие учителя.
Выполняют коррекционное задание.
2
Подготовка к основному этапу.
Мотивация: Сегодня мы с вами на протяжении всего занятия будем узнавать много нового и интересного, казалось бы, о том, что давно для нас стало привычным, повседневным, но в тоже время необходимым в нашей жизни. Поэтому я прошу вас сегодня быть не просто слушателями, а принимать активное участие в обсуждении вопросов, высказывать свою точку зрения.
-Ребята, посмотрите на доску, давайте отгадаем ребусы, где зашифрована тема нашего урока.
(7Я, ЯЯЯЯЯЯЯ)
Дети: Это слово СЕМЬЯ.
Так о чем мы сегодня с вами будем говорить на занятии?
Дети: Мы сегодня будем говорить о семье.
Правильно.
Тема нашего урока: «Семья. Семейные традиции».
Актуализация: Сегодня мы поговорим с вами о семье, семейных традициях. Готовясь к занятию, вы получили ДЗ зарисовать на листе А4 «Древо своей семьи».
Отгадывают ребус, выводят тему урока.
Проверка творческого задания «Древо своей семьи».
3
Усвоение новых знаний и способов действий.
Двигательная физминутка.
Ребята, а что такое семья?
Семья – малая группа людей, основанная на браке или кровном родстве.
Крепкая семья основана на любви и уважении друг к другу, детям, старшему поколению.
Воспитание ребёнка начинается с отношений, которые царят в семье между родителями. В сознании детей откладываются их привычки, вкусы, предпочтения, так как поведение детей идёт по примеру копирования. Именно с семьи начинается и приобщение к культуре, ребёнок осваивает основы материальной и духовной культуры. В условиях семьи, формируются и человеческие формы поведения: дети воспитываются той семейной жизнью, которая складывается.
О нравственном здоровье семьи, ее духовных ценностях можно судить по установившимся в ней традициям.
Всем хорошо известны такие народные традиции, как Масленица.
Масленица – праздник, сохранившийся с древних времен. Это озорное и веселое прощание с зимой и встреча весны.
Пасха – христианский праздник. Главных традиций, связанных с Пасхой, выделяются крашение яиц и выпекание куличей
Многие народные традиции стали теперь семейными. А что же такое семейные традиции?
Семейные традиции – это принятые в семье правила, которые постоянно соблюдаются взрослыми и детьми.
Приобщить детей к семейным традициям можно на личном примере самих родителей. Но, к сожалению, многие молодые родители не знают, что такое традиции, какое они имеют значение в сохранении и укреплении семьи, какую помощь могут оказать в воспитании детей.
Повседневные традиции играют большую роль в укреплении семейных отношений и могут оказать большую помощь в воспитании детей. Молодожены должны понимать, почему у них происходят частенько ссоры: ведь в их семьях были разные традиции, и они оба считают, что только так, и никак иначе, должно быть в их новой семье.
Какие традиции живут в вашем доме? (отвечают ученики)
1. Это может быть запах пирогов по воскресеньям.
2. Сказка на ночь.
3. Яблочный пирог – традиционный десерт на праздничном столе.
4. Субботняя уборка, когда роли распределяются, кому ковры пылесосить, кому пыль вытирать, кому полы мыть. И после этого запах чистоты во всем доме.
5. Это вечер, когда все собирались к вечернему чаю и рассказывали друг другу о событиях дня.
Если в Вашей семье нет традиций, придумайте их. (размышляют)
Скажите, какие праздники вы празднуете в вашей семье?
- Новый год, 8 марта, Рождество, 23 февраля, День Победы и т.д.
Эти праздники общенародные, и в каждой семье они стали традицией.
Кроме общенародных праздников в жизни любой семьи есть события, которые отмечают по традиции: проводы в армию, свадьбы, получение паспорта, день рождения.
Отмечая праздники в семье, мы показываем детям образец своего отдыха и проведения досуга. Повзрослев, так же, как и мы будут отдыхать наши дети.
Досуг – это свободное от работы время (запись в тетрадь)
Кроме традиций вместе проводить праздники, вместе отдыхать (проводить досуг) в вашей семье могут присутствовать и повседневные традиции.
Это и ритуал встречи и проводов друг друга на работу и в школу, когда все присутствующие дома говорят тебе добрые слова напутствия;
Это и заботливое отношение друг к другу, когда кто-то приходит домой позже всех, то его на столе ждет разогретый ужин;
Это и умение считаться с желанием каждого: не включать музыку или телевизор, если кто-то готовит уроки или отдыхает;
Это и трудовая слаженность, когда каждый участвует в домашних делах по мере своих сил и возможностей.
Например: Отец с сыном занимаются тем, что требует физической силы – ходят в магазин, пылесосят, выбивают ковры. Девочки – наводят порядок в доме, поливают цветы.
Это и чтение книги ребёнку на ночь;
Вечерний чай, когда вся семья собирается вместе и рассказывает друг другу события дня, совместное обсуждение бюджета семьи – что покупать в первую очередь, какие дела необходимо делать, кто их будет делать.
Физминутка (все встали в круг)
Вы все любите отдыхать с семьей. А я вам предлагаю отдохнуть сейчас во время физминутки. Слушайте задания и выполняйте.
- Те, у кого есть старший брат, хлопните в ладоши
- У кого есть сестра или сестренка помашите над головой рукой
- Кто помогает дома близким, хлопните в ладоши
- У кого в семье живут домашние животные, поднимите руки вверх
- Хлопните те, кто очень любит свою семью
Работа в РТ, запись словарных слов: семья, семейные традиции, досуг.
Отдыхают
4
Первичная проверка понимания.
Физминутка для глаз.
Поразмышляем вместе. Работа в группах.
В каждой семье существуют разные традиции. Я вам дала не большие тексты, давайте, почитаем их и объясним, о какой семейной традиции здесь говорится.
Текст 1 – гостеприимство (Дронина Надя, Русанов Саша, Юминов Максим)
Текст 2 – отдых на природе (Ромаскевич Егор, Басалай Артем, Поратикова Тася)
Картинка 5- составление традиций по картинке, чем занята семья. (Карпова Анна, Бахилова Лена, Сибикин Костя, Новиков Миша)
Физминутка для глаз (тренажер)
Работа в парах:
1 п - Сибикин К, Новиков М. (карточки с картинками необходимо выбрать членов семьи)
2 п. - Карпова А, Бахилова Л. (карточки с картинками необходимо выбрать членов семьи)
3 п. - Ромаскевич Е, Басалай А (решить головоломку «кто живет в семье?» определить имена)
5п. - Юминов М., Поратикова Т. (решить головоломку, «какие родственные связи»)
Работа в группах.
1 гр- Дронина Н, Русанов С, Юминов М;
2 гр- Ромаскевич Е, Басалай А, Поратикова Т;
3 гр- Карпова А, Бахилова Л, Сибикин К, Новиков М.
Отдыхают
Работа в парах
5
Закрепление знаний и способов действий
Работа в группах. А кто из вас помогал маме или бабушке выращивать цветы? (ответы)
Я предлагаю вам сегодня вырастить цветок, но не обычный цветок, который растёт на клумбе, а «цветик-семицветик». Все вы, наверное, читали сказку «Цветик-семицветик».
В этой сказке девочка Женя пыталась стать счастливой с помощью цветика-семицветика. Скажите, когда она загадывала желания для себя, она была от этого счастлива? (нет) А когда она стала по-настоящему счастлива? (когда загадала желание не для себя, а чтобы помочь другому: чтобы мальчик Витя смог ходить) Так же и в семье: когда мы помогаем другим и заботимся о ближних, мы можем быть по-настоящему счастливы.
Сегодня мы с вами проведём эксперимент: представим, что вы создали новую семью. Сейчас вы разделитесь на группы по 5 человек – это будут «семьи». Вы хотите, чтобы ваша семья была счастливой, чтобы в ней царили любовь и мир? Ваша задача – подумать вместе, всей «семьёй», что нужно, чтобы ваша «семья» была счастлива. А поможет вам в этом «цветик-семицветик».
На листе цветной бумаги вам нужно обвести свою ладошку. Каждую ладошку вам нужно наклеить на большой лист бумаги вокруг сердечка, чтобы получились «лепестки» цветка. В каждый палец ладошки вы будете вписывать слова – ответы на задания. Важное условие игры: выращивать «цветик-семицветик» дружно всей «семьёй», советуясь друг с другом, помогая друг другу.
1 задание: «Фамилия».
Каждая семья имеет свою фамилию – Ивановы, Петровы, Матрёшкины. Каждой группе нужно придумать и вписать в сердечко фамилию вашей «семьи».
После выполнения задания 1 участник от команды озвучивает фамилию, которую придумали своей «семье».
2 задание: «Состав семьи».
Подумайте и распределите роли вашей семьи. На пальцах первой ладошки запишите состав своей семьи.
3 задание: «Любимые занятия».
У каждого члена семьи есть свои любимые занятия, увлечения, хобби. Напишите на пальцах второй ладошки, какие у вас есть увлечения, чем любят заниматься.
После выполнения задания 1 участник от команды озвучивает записанные ответы
4 задание: «Семейные традиции».
В каждой семье есть свои обычаи и традиции: вместе отмечать дни рождения, праздники. Запишите на пальцах третьей ладошки, какие традиции будут в семье. После выполнения задания 1 участник от команды озвучивает записанные ответы.
5 задание: «Ласковые слова».
Любое слово, будь оно доброе или, наоборот, злое, влияет на наше настроение и отношение к окружающим. В каждой семье есть особые, ласковые слова, которыми называют нас родители. Напишите на пальцах четвертой ладошки, какие добрые, ласковые слова говорят вам мама, папа, бабушка, дедушка.
После выполнения задания 1 участник от команды озвучивает записанные ответы.
6 задание: «Добрые дела».
Напишите на пальцах пятой ладошки, что каждый из вас может сделать, чтобы помочь другим, доставить своей семье радость.
После выполнения задания 1 участник от команды озвучивает записанные ответы.
Итак, ребята, каждая «семья» вырастила свой, не похожий на другие, «цветик-семицветик». Посмотрите, какая красота у нас получилась! Все вы молодцы, ребята!
Работа в группах, по 5 человек 2 группы получая задания, составляют цветик - семицветик.
6
Подведение итогов урока,
рефлекс
А завершить наш урок я хочу добрым и мудрым стихотворением:
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья! (М.Лангер)
Скажите, ребята, вам понравился урок?
Что вам особенно понравилось, запомнилось? (ответы детей)