Разработка открытого занятия по курсу коррекционное занятие «Развитие психомоторики и сенсорных процессов».
1 класс
на тему: «Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды».
Разработала и провела:
педагог-психолог Оюн А. Ч.
2016 год
Открытое занятие по развитию психомоторики и сенсорных процессов
Тема: Различение музыкальных звуков от звуков окружающей среды.
Цель: Обогатить представление детей о звуках окружающей среды и о музыкальных звуках.
Задачи:
Развивать музыкально-слуховые представления, связанные с различением и воспроизведением, слуховое восприятие, мелкую моторику, произвольное внимание, коррекция слухового восприятия на основе узнавания и различения;
Воспитывать у детей коммуникативные навыки.
Оборудование: магнитофон, аудиозапись звучания детских музыкальных инструментов; набор картинок с изображением детских музыкальных инструментов, ширма, разрезные картинки, шкатулка, изображение «Карлсона».
Ход занятия:
I. Организационный момент.
II. Вводная часть.
Словарь: маракас, бубен, ксилофон.
Введение в тему.
- Ребята, у нас сегодня будет открытое занятие, к нам в гости пришли учителя, они посмотрят, как мы занимаемся на занятиях. А также мы отправимся с вами в мир волшебных звуков. С нами в путешествие полетит наш любимый Карлсон. Давайте послушаем, как звучит тишина, хоть кажется нам, что она не слышна.
Дети слушают тишину.
- Что вы слышите?
Дети говорят, что они услышали.
- Вам было бы интересно жить в мире, где нет ни одного звука?
III. Основная часть.
1. Работа по теме. Тематические игры и упражнения.
-Нас окружает много звуков: шум автомобилей, голоса людей и животных, звуки работающих приборов и механизмов, музыкальные звуки и т. д. И сейчас, ребята, я вам загадаю загадки из моей волшебной шкатулки. Вы будете слушать, и отгадывать звучащие предметы.
2.Игра «Отгадай, что звучит».
(Дети садятся на стулья перед ширмой. Учитель достает из шкатулки различные звучащие предметы, а дети стараются отгадать звук предмета (стеклянного стакана, железной крышки от кастрюли, деревянных кубиков, шуршание бумажкой, переливание воды)
3. Работа со слайдами. Путешествие в мир звуков.
Показ слайда № 1«Улица»
Слушание записи «Шум улицы»
- Как здесь шумно, куда это мы с вами попали? (на улицу)
- Послушайте, какой транспорт едет по проезжей части дороги?
Показ слайдов № 2, № 3 «Грузовой и легковой транспорт»
Слушание записи «Звуки движущегося транспорта»
- Чем отличается звук большой машины от маленькой? (по динамике звучания)
Слушание записи «Шум дождя»
Показ слайда № 4 «Дождь»
- Давайте, ребята, покажем, как капает дождик.
Слушание записи «Шелест листьев»
Показ слайда № 5 «Осенние листья».
- Шуршат осенние кусты,
Шуршат на дереве листы.
Показ слайда № 6 «Зима»
Слушание записи «Вьюга. Метель»
- Что вы ребята услышали?
Показ слайда № 7 «Метель»
- Метель гудит, в трубе шумит.
Очень страшно одному,
А метель все «У-у» да У-у».
- Давайте с помощью голоса изобразим завывание вьюги (внесение схемы)
-Отправляемся на прогулку в лес.
Показ слайда № 8 «Лес»
- Послушайте, кто издает звук в лесу?
Слушание записи «Дятел. Звук по дереву»
Показ слайда № 9 «Дятел на дереве»
- Давайте поможем дятлу разослать телеграммы птицам в теплые страны. Эта телеграмма состоит из долгих и коротких звуков.
- Давайте озвучим весеннюю телеграмму с помощью музыкальных инструментов.
- Только есть еще другие: не шуршащие, не стуки – музыкальные есть звуки.
В любом музыкальном инструменте что-нибудь дрожит, поэтому он звучит. Послушайте и скажите, звук, какого музыкального инструмента вы слышите?
4. Какой музыкальный инструмент звучит?
Цель: различение звучания музыкальных инструментов.
Содержание: дети садятся за стол. Перед каждым участником – набор картинок с изображением детских музыкальных инструментов. Детям предлагается прослушать аудиозапись звучания одного из них, а затем показать и назвать нужную картинку.
IV. Физминутка. Релаксация
V. Работа с разрезными картинками.
Собрать разрезные картинки с изображением музыкальных инструментов.
VI. Заключительная часть.
- Сегодня, ребята, вы услышали очень много разных звуков. Давайте вспомним, какие звуки вы слышали? А что вам больше всего понравилось на занятии? Какое задание было трудным для вас? Ребята, вы сегодня были очень внимательны, все старались и задания выполняли правильно.