МБОУ «Калининская средняя общеобразовательная школа»
Конспект урока
Предмет: письмо и развитие речи
Класс: 4 класс VIII вида
Тема: «Раздельное написание предлога со словом, к которому оно относится. Употребление предлогов в речи »
Тип урока: повторение изученного материала.
Автор разработки:
Муравьёва Любовь Александровна,
первая квалификационная категория
учитель начальных классов
2017год
Содержание
Пояснительная записка ………………………3
2.Конспект урока ……………………...................4
3.Список литературы…………………………….11
4.Приложение …………………………………...12
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Автор: Муравьева Любовь Александровна - учитель начальных коррекционных классов, I категории,
Пермский край, Кунгурский район, село Калинино
МБОУ «Калининская СОШ».
Предмет: письмо и развитие речи, учебник А.К. Аксеновой, Н.Г. Галунчиковой «Русский язык 4 класс»
Название материала: «Раздельное написание предлога со словом, к которому оно относится. Употребление предлогов в речи ».
Уровень образования школьников: 4 класс VIII вида
Оборудование: мультимедиа проектор, экран, компьютер, доска.
Цели: Коррекционно-образовательные:
упражнять учащихся в раздельном написании предлогов со словами, к которым они относятся, уметь употреблять предлоги в своей речи;
Коррекционно-развивающие:
- развивать устную связную речь, используя слова с предлогами;
- развитие орфографической зоркости, целенаправленности в работе;
- развитие мелкой и общей моторики, фонематического слуха;
Коррекционно-воспитывающие:
- воспитывать интерес к уроку, мотивацию к учению;
Здоровьесберегающие:
- осуществлять профилактику утомления учащихся через выбор
разнообразных здоровьесберегающих технологий ( физкультминутки,
гимнастика для глаз), формирование основ ЗОЖ.
Как работать с презентацией: Смена слайдов и отдельных объектов происходит во время демонстрации, как по щелчку, так и автоматически. При желании каждый учитель может задать свой алгоритм показа презентации.
Тема урока: «Раздельное написание предлога со словом, к которому оно относится. Употребление предлогов в речи ».
Цели: Коррекционно-образовательные:
упражнять учащихся в раздельном написании предлогов со словами, к которым они относятся, уметь употреблять предлоги в своей речи;
Коррекционно-развивающие:
- развивать устную связную речь, используя слова с предлогами;
- развитие орфографической зоркости, целенаправленности в работе;
- развитие мелкой и общей моторики, фонематического слуха;
Коррекционно-воспитывающие:
- воспитывать интерес к уроку, мотивацию к учению;
Здоровьесберегающие:
- осуществлять профилактику утомления учащихся через выбор
разнообразных здоровьесберегающих технологий ( физкультминутки,
гимнастика для глаз), формирование основ ЗОЖ.
Ход урока
I. Организационный момент
Эмоциональный настрой на урок:
- Дети, вам тепло? (Да!)
- В классе светло? (Да!)
- Прозвенел уже звонок? (Да!)
- Уже закончился урок? (Нет!)
- Только начался урок? ( Да!)
- Хотите учиться? (Да!)
- Значит можно садиться!
I Словарно-орфографическая работа
1.Минутка чистописания. (слайд2)
-Перед вами таблица с буквами. Определите букву, которую будем писать. Она встречается чаще других (буква я)
а | я | б | я | ъ | э | у |
м | х | я | й | п | я | а |
я | е | н | к | я | л | я |
-Напишите строчку данной буквы.
-Определите порядок написания букв в данном ряду; Яяа, Яяб, Яяв, Яяг …
Продолжите данный ряд букв в указанной последовательности до конца строки.
-А теперь обменяйтесь тетрадями. Постарайтесь найти у соседа самую красивую букву и обведите её кружком.
2. Словарная работа (слайд 3)
-Сегодня на уроке мы познакомимся с новым словом из словаря. Каждую букву слова вы найдёте при помощи шифра.
ШИФР:1 4 3 2 4 3 2
| | | |
1 | м | и | у |
2 | ь | н | в |
3 | д | з | к |
4 | ф | е | о |
- Какое слово у вас получилось?
- Кто такой медведь?
-Как выглядит медведь?
-Каким медведь изображен в сказках? (глуповатый, неуклюжий, косолапый)
-На самом деле медведь – это умный, ловкий? очень сильный и хитрый зверь. Если он от кого-то убегает, то его очень трудно догнать. Когда он крадется к добыче, то ни одна веточка не хрустнет под его лапами.
-А что делает медведь зимой?
-Что означает слово медведь?
-Сколько в слове «медведь» букв, звуков?
-Как слово произносится?
-Как оно пишется?
-Запишите слово в тетрадь. Поставьте ударение. Подчеркните безударную гласную, согласную на конце. Поделите слово на слоги. Составьте предложение со словом «медведь».
3. Физминутка для глаз
-Я нарисую в воздухе перед вами различные вертикальные, горизонтальные и кривые линии, фигуры, которые вы должны отследить, опознать, нарисовать в воздухе, а затем в тетради.
II Сообщение темы и цели урока
-Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по лесу. Но не просто по лесу, а заглянем в лесную сказку а, что это за сказка вы узнаете, прочитав стихотворение (слайд 4)
Раз … осенний тёплый день
… лесной тропинке
Вышла Машенька гулять,
Взяв … собой корзинку.
Вот грибочков набрала
Вышла … опушку.
Видит Маша… чудеса!
…. ней избушка!
-Что это за сказка? (слайд 5)
-А всё ли вам понятно в этом стихотворении?
-Чего здесь не хватает?
-Вставьте пропущенные слова. Как они называются? (слайд 6)
- О каких словах мы будем говорить?
-Совершенно верно, мы продолжаем говорить о предлогах. Тема нашего урока предлоги и их написание с другими словами. (слайд 7)
III Изучение нового материала
1.Составление сочетаний с предлогами.
Зашла Машенька в избушку и видит… На большой-большой кровати с одеялами на вате спит медведь. Обрадовалась Маша, да как закричит :
«Поиграй со мной! Поиграй со мной!». Чтобы Маша не скучала, давайте позовём её с нами составлять сочетания с предлогами
Друзья, каток
(слайд 8)
Коза, дерево
(слайд 8)
Белка, ветка
(слайд 9)
Каша, тарелка
(слайд 9)
Маша, парта
(слайд 10)
Самовар, стол
(слайд 10)
-Запишите данные сочетания в тетрадь. Предлоги подчеркните.
-Придумайте и запишите с любыми двумя сочетаниями предложения, предлоги обведите кружком.
-Прочитайте свои предложения. Назовите предлоги
-Как вы написали предлоги? Почему? (между предлогом и словом можно вставить подходящее слово)
2. Физминутка
Медведь по лесу бродит, от дуба к дубу ходит. (Идти вразвалочку)
Находит в дуплах мёд и в рот к себе кладёт. («доставать» мёд рукой)
Облизывает лапу сластёна косолапый, (имитация движения)
А пчёлы налетают, медведя прогоняют. («отмахиваться» от пчёл)
А пчёлы жалят мишку: «Не ешь наш мёд, воришка». (слегка пощипать себя за нос и щёки)
Бредёт лесной дорогой медведь к себе в берлогу. (Идти вразвалочку)
Ложится, засыпает и пчёлок вспоминает. (руки под щеку, наклонить голову)
3.Задание на карточках “НАЙДИ ПРЕДЛОГИ”
Наша Машенька устала
Долго по лесу плутала.
Вы ребята не зевайте,
Своей гостье помогайте.
- Ребята, у вас у каждого лежат карточки. Подчеркните только предлоги.(Приложение 1)
Из дома, к морю, на машине,
У брата, с мамой, в магазине.
От школы, около буфета,
За поворотом, до рассвета,
Грибы под деревом искал,
А ты предлоги здесь узнал?
-Давайте проверим, правильно ли вы нашли предлоги. (слайд 11)
- Что такое предлог?
-Для чего нужен предлог? (Для связи слов в предложении.)
- Как пишутся предлоги со словами?
4. Викторина "Что могут предлоги"
- А теперь можно и поиграть.
Название какого хвойного дерева состоит из четырёх предлогов?
(С-о-с-на.) (слайд 12)
Название какого женского головного украшения включает в себя четыре предлога?
(Об-о-до-к.) (слайд 12)
Назовите вкусный и полезный фруктовый напиток из трёх предлогов.
(С-о-к.) (слайд 13)
Какие три предлога куры любят клевать?
(Про-с-о.) (слайд 13)
Какой знак препинания состоит из четырёх предлогов?
(В-о-про-с.) (слайд 14)
Без каких четырёх предлогов велосипедисты и водители в путь не отправляются?
(На-с-о-с.) (слайд 14)
5. Найдите ошибки.
Маша песенки поет.
Всех в лесу дружить зовет,
Даже рыбка золотая
К ней на шишку приплывет.
-И сейчас Маша приготовила нам задание. Прочитайте и найдите ошибки в стихотворении. (слайд15)
Стоят о лесе дремучем
Березы и дубы.
Плывут за небом тучи,
Внизу растут грибы!
Под лугом шмель кружится,
Довольный сам собой.
Поют перед ветками птицы,
И мы поем за тобой!
Исправьте их (слайд 16)
- А теперь запишите данное стихотворение в тетрадь.
IV Итог урока. (слайд 17)
Мы все Машу обожаем,
С нетерпеньем ожидаем
У экрана каждый вечер
С милой Машей новой встречи!
С Машей мы замечательно провели урок, а теперь ей пора отправляться домой.
-А мы вспомним, чем сегодня занимались на уроке?
- Что такое предлог?
-Какие вы знаете предлоги?
-Как пишутся предлоги с другими словами?
- Для чего служат предлоги?
Литература
Зубарева Л. В. «Коррекция письма на уроках. Практические и тренировочные задания и упражнения». Издательство «Учитель» 2006г.
Зубарева Л. В. «Коррекция письма на уроках. Задания и упражнения» Издательство «Учитель» 2009г.
Матвеева Е. М. «Русский язык. Поурочные планы» Издательство «Учитель» 2011г.
Мещерякова И. П. «Коррекция письменной речи. Разработки занятий» Издательство «Учитель» 2009г.
Приложение 1
Фамилия_____________________ Имя_______________________ Из дома, к морю, на машине, У брата, с мамой, в магазине. От школы, около буфета, За поворотом, до рассвета, Грибы под деревом искал, А ты предлоги здесь узнал? | Фамилия_____________________ Имя_______________________ Из дома, к морю, на машине, У брата, с мамой, в магазине. От школы, около буфета, За поворотом, до рассвета, Грибы под деревом искал, А ты предлоги здесь узнал? |
Фамилия_____________________ Имя_______________________ Из дома, к морю, на машине, У брата, с мамой, в магазине. От школы, около буфета, За поворотом, до рассвета, Грибы под деревом искал, А ты предлоги здесь узнал? | Фамилия_____________________ Имя_______________________ Из дома, к морю, на машине, У брата, с мамой, в магазине. От школы, около буфета, За поворотом, до рассвета, Грибы под деревом искал, А ты предлоги здесь узнал? |
16