Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по истории в 9-Б классе по теме: «Жизнь и быт советских людей в 70 – начале 80 гг. ХХ века»»
Конспект урока по истории, 9 класс
Тема урока: Жизнь и быт советских людей в 70 – начале 80 гг. ХХ века.
Цель: Формирование представлений у обучающихся о жизни и быте советских людей в 70 – начале 80 гг. XX века
Задачи:
Образовательные:
- дать знания о том, какие изменения появились в жизни и быте советского человека; на конкретных примерах показать, что нового появилось в техническом оснащении городского быта и за счет чего это было достигнуто;
Коррекционно-развивающие: - коррекция и развитие мышления через выявление причин появления неравенства между советскими людьми;
- коррекция внимания путём работы с текстом (учить извлекать новые знания из прочитанного текста), иллюстрациями;
- развитие познавательных способностей в ходе беседы.;
- коррекция устной речи через чтение, постановку выводов;
- развитие и коррекция мышления (наглядно-образного мышления – за счёт работы с наглядными пособиями при формировании понятий; словесно-логического мышления – при установлении причинно-следственных связей).
Методы организации познавательной деятельности: словесные (беседа, рассказ), наглядные (метод демонстрации).
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Основные знания: Достижения науки и техники в быту у советских людей; неравенство в советском обществе
Основные термины и понятия: Магнитола, проигрыватель.
Оборудование и материалы: ноутбук, телевизор, презентация, видеозапись, текст учебника.
Основная литература: Бгажнокова И. М., Смирнова Л. В. История Отечества. 9 класс (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями). – М.: Просвещение. (Электронное издание).
Дополнительная литература: Пузанов Б,П, Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М. История России: учеб. Для 9 кл. специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005.
Ход урока.
I. Подготовительный этап
Организационный момент. Нэн.
- Здравствуйте, ребята и наши уважаемые гости! Я вас приветствую на уроке истории. Тихо и спокойно присаживайтесь на свои места, следите за осанкой. (Дети приветствуют учителя, присаживаются на свои места)
Проверка готовности к уроку.
- Внимательно посмотрите на парту. Все ль на месте, все ль в порядке: Дневник, пенал и тетрадка?
- Ребята, всё у вас в порядке? Всё на месте? Хорошо!
- А сейчас, давайте посмотрим, друг на друга и улыбнёмся, и пожелаем мысленно удачи.
- Пожелали? Молодцы!
Мотивация к учебной деятельности.
- Для чего вы приходите на урок истории? (Ответы: чтобы получить новые знания; чтобы узнать о жизни прошлых поколений)
- Вспомните слова великого русского ученого Михаила Ломоносова: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет… будущего».
- Чтобы получить новые знания на уроке, что вы должны для этого делать? (Ответы: внимательно слушать, не отвлекаться, не мешать работать своим товарищам)
- Верно, для получения знаний нужно внимательно слушать учителя, не отвлекаться на посторонние предметы. Чтобы работа была плодотворной, нужно активно отвечать на вопросы. Только такой ученик может получить оценку «5». (Обучающиеся внимательно слушают учителя)
Проверка домашнего задания.
- О чем говорили на прошлом уроке? (На прошлом уроке говорили о советской культуре и интеллигенции в годы «застоя»)
- Кто такие инакомыслящие или диссиденты? (Представители творческой интеллигенции и ученых, открыто критикующие советскую власть)
-Как поступало правительство с теми, кто их критиковал? (Тех, кто критиковал советское правительство, арестовывали и высылали из страны)
- Что такое самиздат? (Так назывались в 70-е годы не официальные издания диссидентов)
- Кто такой бард? (Это поэт и музыкант, сам исполняющий свои песни)
- Назовите одного из выдающихся бардов того времени. (Одним из выдающихся бардов того времени был Владимир Высоцкий)
Актуализация знаний, объявление новой темы.
Вводное слово учителя.
- В годы правления Л.И. Брежнева начался период «застоя» в экономике и политической жизни страны. Все это оказало огромное влияние на жизнь и быт советских людей. Оказывали влияние на жизнь и быт людей и достижения советской науки и техники.
- Сегодня на уроке мы с вами поговорим о том, как жили люди в 70-80 годы XX века. Откройте тетради и запишите дату и тему урока. Тема урока: «Жизнь и быт советских людей в 70 – начале 80 гг. ХХ века». (Слайд 2) Вспоминаем орфографический режим: у кого тетрадь в клетку отступаем от предыдущей работы 4 клетки, в 5-ой пишем; у кого тетрадь в линию отступаем 2 строчки, на 3-й пишем. (открывают тетради, записывают дату и тему урока)
II. Основной этап
Изучение нового материала.
При изучении новой темы нам сегодня встретятся новые выражения - магнитола, проигрыватель.
Словарная работа: (Слайд 3)
Магнитола – радиоприёмник со встроенным в него магнитофоном и проигрывателем для пластинок
Проигрыватель – аппарат для прослушивания пластинок с записями музыки
(Запись в тетрадь)
Рассказ учителя.
- В 60-е годы Хрущев начал жилищное строительство. В годы правления Брежнева строительство жилых домов продолжилось. Миллионы людей переезжали в новые отдельные квартиры. Это было большим послевоенным достижением. Люди в свои новые квартиры покупали мебель, швейные и стиральные машины, телевизоры, холодильники. В стране возросло их производство. Конечно, на всё население страны этих товаров не хватало, поэтому их распределяли по предприятиям и организациям. А уже руководство предприятий и организаций распределяло эти дефицитные товары между своими сотрудниками. (Слайд 4-7)
В 70-е годы в нашей стране появились первые цветные телевизоры. Стоил цветной телевизор в два раза дороже, чем черно-белый. Поэтому многие не могли себе позволить его купить. (Слайд 8)
Кроме радиоприемников, советская промышленность стала выпускать магнитофоны и магнитолы. Магнитофоны в семьях были большой редкостью. (Слайд 9-10)
Чаще всего музыка записывалась на пластинки. Для прослушивания пластинок существовал специальный аппарат — проигрыватель. Сначала пластинки представляли собой большой и тяжелый диск из специальной пластмассы. В середине 70-х годов появились легкие гибкие пластинки. Затем на смену им постепенно пришел магнитофон. На магнитофоне запись музыки производилась на магнитную ленту. (Слайд 11)
В стране началось массовое производство автомобилей. Московский автомобильный завод (АЗЛК) выпускал автомобиль «Москвич». На Украине производили самый маленький и дешевый автомобиль того времени «Запорожец». Но более престижными были автомобили «Жигули» и «Волга».
Если советская семья покупала автомобиль, значит она жила в достатке. Автомобиль был самым дорогим и дефицитным товаром в 70—80-е годы. Продавались автомобили по записи на производстве. Это была своеобразная очередь. Многие по нескольку лет ждали своей очереди, чтобы приобрести автомобиль. (Слайд 12-13)Поэтому покупка автомобиля была настоящим праздником.
- А о том, какие праздники отмечали советские люди, нам расскажет Казаков Стас.
Сообщение ученика. (Слайд 14)
- В СССР было несколько официальных праздников. 7 ноября праздновали день Октябрьской революции. 1 мая — Международный день солидарности трудящихся. 8 марта — Международный женский день. 9 мая — День Победы. В ночь на 1 января встречали Новый год.
Все праздники, кроме Нового года, начинали отмечать с торжественного заседания. На этом заседании высшие партийные и государственные деятели читали доклады с поздравлениями.
Затем на Красной площади в Москве устраивались праздничные демонстрации трудящихся, выступления физкультурников. Такие же демонстрации трудящихся устраивали и на центральных площадях других городов страны. На демонстрации людей посылали руководители предприятий. Люди выходили с огромными букетами цветов, сделанных из бумаги, с красными флагами, воздушными шарами и портретами партийных руководителей.
Вечером в день праздника устраивались народные гулянья. Города и поселки украшали красными флагами. Во время гулянья на улицах продавали воздушные шары, мороженое, конфеты и сладкие булочки.
Перед праздником на предприятиях сотрудникам выдавали праздничные наборы продуктов: рыбные консервы, тушенку, мясо, рыбу, колбасу и сыр. Правда, наборы эти доставались не всем.
Самыми любимыми праздниками советских людей были День Победы и Новый год. На Новый год люди наряжали ёлку и дома с родными и друзьями встречали новогодний праздник. День Победы являлся настоящим днем памяти для всех советских людей. Ведь почти в каждой советской семье были люди, которые воевали, или погибли на фронте, или в плену. В этот день вспоминали всех, кто своим мужеством и героизмом на фронте и в тылу помогал добыть эту великую победу. На День Победы в Москве обязательно проходил военный парад. По Красной площади шли войска и военная техника: танки, артиллерийские орудия, ракеты. Так правительство демонстрировало военное могущество державы.
Первичное закрепление нового материала
Фронтальная беседа.
1) Какие товары пользовались спросом у советских людей?
2) Какие товары были большой редкостью в продаже?
3) Каждая ли семья могла себе купить автомобиль?
4) Какие трудности были с приобретением автомобиля?
5) Какие праздники были самыми любимыми у советских людей?
Физкультминутка. (Слайд 15)
- Заработная плата в стране увеличилась. В среднем она составляла от 120 до 200 рублей в месяц. Ученые, профессора и творческая интеллигенция получали в несколько раз больше, чем рабочие или простые служащие. Но наиболее состоятельными людьми в советском обществе были продавцы магазинов.
Работа с текстом учебника
- Сейчас работая самостоятельно с текстом учебника вам нужно ответить на вопрос:
- Как обстояли в стране дела с продуктовыми и промышленными товарами?
(Работают с текстом учебника) (Индивидуальное чтение вслух с Ростиславом)
- Все ли граждане Советского Союза жили одинаково? (Нет, не все жители страны жили одинаково. Правительственные работники жили лучше – для них были открыты специальные магазины, ателье, проще было съездить в санаторий. Лучшая мебель, телевизоры, автомобили, холодильники продавались в магазинах для партийных работников. У простых рабочих не было возможности все это купить т.к. в магазинах не было нужных товаров) (Слайд 17)
Закрепление
- Ребята, о чем говорили сегодня на уроке? (Сегодня на уроке мы говорили о жизни и быте советских людей в 70 – 80 годы XX века)
- Сравнивая жизни простых людей и партийных работников какой мы можем сделать вывод?
- Что в стране появилось неравенство.
- Правильно, в 1970-1980 гг. в советском обществе стало появляться неравенство. Одни получали высокую заработную плату, другие жили гораздо хуже.
- А сейчас, ребята, давайте посмотрим небольшой фильм о жизни людей того времени, ненадолго посетим столицы союзных республик. (Просмотр фильма)