Усвоение понятий «символика», «сиктерӳллӗ», «йӗпкӗн», «вырӑсла тӗрӗ»; Умение выполнять базовые стежки «сиктерӳллӗ», «йӗпкӗн», «вырӑсла тӗрӗ».
тапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1.Мотивация к учебной деятель- ности | Проверяют готовность учащихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность; создает эмоциональный настрой на работу на уроке; приветствует учеников. | Приветствуют учителя и выполняют самооценку готовности к уроку. | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: осознают познавательную задачу. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками, самостоятельно) необходимые действия, операции. Коммуникативные: обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей. |
2.Актуализация и постановка цели | Организует актуализацию знаний учащихся через подводящий диалог. Создают учебную проблему, организуют работу по формулированию темы, целей урока. Учитель чувашского языка: «Вы уже увидели, как оформлен кабинет, и чтобы узнать, о чём мы будем говорить сегодня, нужно заполнить кроссворд (слайд 1) (для этого нужно ответить на 10 вопросов. Правильно, мы сегодня будем говорить о чувашской вышивке. Вы узнаете ответы на многие вопросы. Почему чувашская вышивка это знаковое письмо? Что такое символика? Также ознакомимся с некоторыми швами чувашской вышивки. Итак, тема нашего урока «Чувашская вышивка». | Отвечают на вопросы учителя, высказывают свое мнение. Слушают, вспоминают, Отвечают. Заполняют кроссворд(приложение 1). . | Л. Формировать адекватную самооценку. Формировать учебно-познавательный интерес к изучаемому материалу. П. Систематизировать знания по теме «Родственные связи», «инструменты для вышивания на чувашском языке». Строить логические рассуждения. Систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках. К. Выражать свои мысли, слушать собеседника, формулировать ответы на вопросы. Р. Определять цель урока |
3. Первичное усвоение новых знаний | Учитель чувашского языка устанавливает преемственность связей прежних и новых знаний и помогает применять их в новых ситуациях. «Ачасем, Чӑваш ҫӗршывӗ ҫинчен П.Хусанкай каланӑ сӑмахсене аса илер-ха, кам пӗлет? ( Ребята, что же говорил П.Хусанкай о Чувашской Земле? Давайте вспомним). Чӑваш Республикин пӗрремӗш президенчӗ вара çапла каланӑ (Так говорил первый президент Чувашской Республики Н.В.Федоров (слайд 2). Чӑваш халӑхне çутта кӑларакан, И.Я.Яковлев чӑваш тӗрри çинчен çапларах каланӑ ( о чувашской вышивке просветитель чувашского народа И.Я.Яковлев говорил так (слайд 3), на слайде также видите высказывание народного поэта Чувашии Порфирия Афанасьева. Учитель технологии: «Вышивка - национальная гордость чувашского народа. Изучать историю, прошлое родного края, хранить память о деяниях предков - это наш долг. И мы должны знать на лицо, кто изучает, хранит, передает это богатство». Знакомит с чувашскими вышивальщицами (слайд, 4,5,6,7) | Один ученик рассказывает стихотворение П.Хусанкая : «Знаете ли Вы страну такую… У которого сто тысяч песен И сто тысяч вышивок цветет?...» Ученики хором читают со слайдов вслух (приложение 2), высказывают свои мнения. Знакомятся с чувашскими вышивальщицами (приложение3) | Личностные: проявляют интерес к работе, приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. Познавательные:выполняют излагают полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи; Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: принимают позицию собеседника, понимая позицию другого. |
4.Систематизация знаний. Сбор материалов для работы. | Учитель технологии рассказывает, что такое «символика», показывает слайды (слайд 8, 9), отмечает, что вышивание — самый массовый вид декоративно-прикладного искусства в Чувашии. Учитель чувашского языка: «Считалось, что ничто не расскажет о девушке правдивее, чем сами ее работы. Поэтому родители жениха при выборе ему невесты всегда смотрели на вышивку претенденток. Судили так: «Аккуратные стежки — рукодельница опрятная, трудолюбивая. Значит и женой будет хорошей». Учитель технологии спрашивает у учеников, какие цвета преобладают в чувашских вышивках, напоминает основные цвета чувашской вышивки, рассказывает значения этих цветов в вышивках. Учитель технологии: «Узор проще нарисовать на листе в клетку и перенести на ткань» (слайд 10). Учитель знакомит с готовыми изделиям (слайд 11). Учитель технологии спрашивает у девочек, какие основные правила работы они знают. Учитель технологии знакомит со швами «сиктерӳллӗ», «йӗпкӗн», «вырӑсла тӗрӗ» (слайд 12,13). Учитель чувашского языка: «Ачасем, чӑваш тӗрри илемлӗ, илемлӗ вӑл хӑçан кӑна? (Девочки, чувашская вышивка красива, красива она только…когда?)» Как же поется в песне? (минус песни) | Внимательно слушают (приложение 4). Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Рассматривают вышитые изделия ( прил. 5). Рассказывают основные правила работы при вышивании. Знакомятся со швами «сиктерӳллӗ», «йӗпкӗн», «вырӑсла тӗрӗ» (приложение 6) Девочки поют песню «Илемлӗ, илемлӗ…» | Личностные: формируют ценностное отношение к совместной познавательной деятельности и к полученным результатам. Познавательные: получают необходимую информацию. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
5. Применение знаний и умений в новой ситуации. Практическая работа (роспись матрёшки) | Учитель технологии создает атмосферу творчества, эмоционального восприятия произведений народного, ставит задачу и помогает в её выполнении. Чувашская вышивка – дело трудное, кропотливое, но благодарное. Сейчас мы попробуете самостоятельно вышивать эти три шва по образцу (руководит учитель технологии.) Кто не успел, доделает дома. | Вышивают три шва чувашской вышивки, используя полученные знания. | Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе. Познавательные: приобретают умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки; анализируют выбор действия для достижения планируемого результата. Осознают возникающие трудности, ищут причины и пути их преодоления. Коммуникативные: задают вопросы, слушают, сотрудничают в совместном решении задачи. |
6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Ставит задачу, объясняет, как её решить. Найти узоры, где использованы эти три шва «сиктерӳллӗ», «йӗпкӗн», «вырӑсла тӗрӗ». | Слушают, записывают | |
7.Рефлексия | -Какие трудности у вас появились в процессе работы? Как вы их преодолевали? -Дайте оценку своей работе: зеленая карточка – вы сможете определить и самостоятельно, без образца, вышить данные швы, красная карточка – неуверенность в своих силах. | Оценивают свои знания, отвечают на вопросы | Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования. Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний, умений, навыков и операционных действий. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения и причины затруднений. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют и аргументируют свою позицию. |