Методические рекомендации по формированию представлений и знаний о комнатных растениях
Методические рекомендации по формированию представлений и знаний о комнатных растениях
Данный дидактический материал можно использовать в классах "Особый ребёнок". Дидактическая игра наиболее доступный материал для успешного овладения знаниями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по формированию представлений и знаний о комнатных растениях»
Дидактические игры.
Формирование у детей знаний об обобщающих понятиях «растения, «комнатные растения» целесообразно осуществлять в процессе дидактических игр.
«Четвертый лишний»
Педагог предлагает детям три изображения растений + одно изображение животного; три изображения комнатных растений в цветочных горшках + одно изображение грунтового растения и т.п. Нужно исключить лишнее изображение.
«Наведи порядок»
На наборном полотне (или у каждого ученика на столе) в беспорядке находятся рисунки двух групп предметов.
Педагог предлагает детям поделить рисунки на группы, определив при этом количество групп, какие это группы и в какую сторону надо поставить рисунки каждой группы. Например: «Разложите рисунки на две группы - растения и животные, слева поставьте (положите) рисунки, которые относятся к растениям, справа- к животным»
«Найди пару»
«Посмотри и запомни»
Педагог предлагает детям посмотреть на стол и запомнить расположенные там растения или рисунки растений на наборном полотне. Потом дети отворачиваются от стола и называют растения, которые они запомнили. Называть может один ученик, а остальные его дополняют при необходимости, или каждый ребенок называет по одному растению.
3»Что исчезло» Дети закрывают глаза. Педагог либо один из ребят убирают одно-два растения или их изображения. Дети открывают глаза и называют, какое растение исчезло.
«Что исчезло»
Педагог либо один из ребят убирает одно-два растения или их изображения. Дети открывают глаза и называют, какое растение исчезло.
4.«Что изменилось
Дети закрывают глаза, педагог меняет растения местами или добавляет одно -два растения. Дети открывают глаза и называют какие произошли изменения.
5.«Цепочка»
Ученик называет одно растение, другой ученик повторяет это слово и добавляет свое -тоже название комнатного растения и т. .«Кто 6.«Кто больше назовет комнатных растений»
Можно проводить как соревнование между отдельными детьми и между группами детей (например, между рядами, бригадами, между мальчиками и девочками).
«Найди ошибку»
Педагог предлагает детям внимательно послушать, как он или другой сказочный персонаж (например Буратино) будут называть комнатные растения или их изображения. При этом намеренно допускаются ошибки в виде неправильного называния растения (например, бегонию называют кактусом). Вместо называния можно использовать таблички с надписями. Дети должны найти ошибки и исправить их.
Кроме того, знания детей о названиях комнатных растений формируются и закрепляются в процессе:
Экскурсий (экскурсия может проводиться как специально организованное мероприятие, а можно также предложить детям называть встречающиеся растения, когда они идут в столовую, спальню);
Целесообразно, чтобы возле уже знакомых растений в помещении находились таблички с их названиями.
Знания о названиях комнатных растений, а также о частях комнатных, их характерных признаках закрепляются с помощью упражнений:
_Найди все цветущие растения.
- У каких из этих растений ярко- красные цветы? А белые? А розовые?
У каких растений большие одиночные цветы? У каких много маленьких?
У какого растения пахнут не только цветы, но и листья? (У герани)
У какого растения самые большие листья? А самые маленькие?
У какого растения лист одет в рубашку? (У фикуса)
У какого растения кончик молодого листа завернут, как улитка? (У папоротника)
Также с помощью рисования, подвижных аппликаций и дидактических игр, которые описаны ниже.
«Один-много»:
К растению с одним цветком необходимо подобрать изображение или найти растение, у которого много цветков.
«Большие-маленькие»
К растению у которого большие листья (цветы), необходимо подобрать контрастное растение с маленькими листьями (цветками)
«Что забыл нарисовать художник?»
Формируя у детей умение описывать растения, педагог вначале описывает их сам, определяя тем самым алгоритм описания, его образец
Затем дети учатся описывать растение, отвечая на вопросы педагога. Первоначально вопросы задаются к каждому признаку каждой части растения (например: «Сколько цветков у этого растения? Какого они цвета?, Какой величины? Имеют ли запах? Затем вопросы принимают более общий характер (например Какие цветки у этого растения?
Ученику предлагается самостоятельно описать растение:
По образцу описания, данному педагогом
По плану, схеме, системе вопросов .
В случае необходимости педагог оказывает помощь, направляя внимание ученика на конкретный признак растения, либо приглашает к высказываниям других детей….
Целесообразно предложить детям нарисовать растение или сложить аппликацию из готовых деталей, без наклеивания.
«Угадай по описанию».
.1Педагог описывает растение, а дети должны угадать и назвать растение. Затем вместо педагога составлять описания-загадки учатся дети.
2. Педагог определяет только количество групп, на которые надо поделить рисунки, не называя их. После выполнения дети рассказывают, почему одни рисунки разместили вместе слева, а другие выделили в отдельную группу справа.
3Ученикам предлагается самостоятельно поделить имеющиеся рисунки на группы, без определения педагогом групп и их количества.
4.Среди рисунков двух групп предметов находится один рисунок третьей группы, Дети не должны отнести его ни к одной из групп.
«Что где растет?»
Детям раздаются рисунки растений, характеризующиеся разным местом произрастания. Ученики должны разместить свои растения или в коробке с рисунками (например дом, цветник, лес) или под соответствующими рисунками (либо надписями) на доске.
«Не ошибись»
1.Педагог предлагает детям выбрать из набора рисунков только те, которые относятся к растениям (к комнатным растениям).
2.Педагог называет слова (или показывает изображения и предлагает детям хлопать в ладоши, когда произносится название (или изображения) растения (комнатного растения).
Знакомство детей с конкретными комнатными растениями начинают с растений, растущих в их классе (группе, спальне). Необходимо позаботиться о наличии в помещениях растений разных видов
Начинать знакомство с комнатными растениями лучше ярко цветущих или с растений, имеющий необычный вид, либо название (например, Щучий хвост -сансевьера).
Знания детей о названиях комнатных растений (используются живые растения и их изображения) формируются и закрепляются в процессе упражнений:
Показ детьми называемых педагогом растений либо их изображений (например: «Покажи герань»
Называние детьми предъявляемых им растений или их изображений (например: «Назови это растение, «, «Как называется это растение?, «Какое растение показала Катя?»
Нахождение в группе растений одинаковых (Например, «Найди такое же растение», «Поищи, есть ли еще герань в нашем классе»)
Расположение соответствующего изображения рядом с растением.
Расположение надписей надписей возле соответствующего растения либо его изображения.