2.Актуализация знаний. | -К какой природе относятся эти предметы? (вывешиваются картинки) -По каким признакам определяют живые предметы? Физминутка: “Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише, Деревцо все выше, выше”. | (цветы –живая) (грибы – живая) (камень – неживая) (звери – живая) (звезда – неживая) (вода – неживая) (Живая природа — это всё, что отличается способностью расти, дышать, питаться и развиваться) Проводят физкультминутку. | Ф, И | Материал для доски |
4.Открытие новых знаний | -А что вы знаете о солнце? -Уже в древние времена люди понимали значение солнца, поклонялись солнцу. В его честь слагали песни, устраивали праздники. Сочиняли загадки, поговорки, заклички. Люди воспевали и в творчестве. А солнечные узоры использовали для украшения салфеток, игрушек, ими расписывали посуду. -Какие сказки и рассказы вы знаете про солнце? -Солнце даёт планете Земля свет и тепло. Летом много тепла и света. Люди носят лёгкую одежду, можно купаться и загорать. -Какую одежду мы носим летом? -Зимой мало тепла и света. Зимой холодно. Вся земля покрыта снегом. Реки замерзают, покрываются льдом. -Ребята, как вы думаете, для чего люди зимой носят тёплую одежду? -Какую одежду мы носим зимой? -А почему мы летом носим лёгкую одежду, а зимой теплую? -Ребята, посмотрите на картинке и определите, кто из детей гуляет зимой, а кто летом. -Как вы это определили? -Солнце – это большой, просто огромный горячий шар, вокруг которого вращается Земля. -Кто наблюдал ночью на небе звезды? -Солнце – это такая же звезда, как и другие звезды, но она находится намного ближе к Земле, поэтому ее лучи согревают нашу планету и освещают ее. Солнце не просто светит днем, оно создает день -Ребята, а велико ли солнце? -Если бы можно было поставить Солнце рядом с Землей, оно выглядело бы, как большой мяч и горошина. -А теперь я вам предлагаю послушать стихотворение Я. Акима и определить чем важно Солнце для растений, животных и для нас людей. Свети нам, солнышко, свети, Легко с тобой живется! И даже песенка в пути, Само собой поется. От нас за тучи – облака Не уходи, не надо! И лес, и поле, и река Теплу и солнцу рады… Напрасно пущена молва, Что солнце нас тревожит. Лягушка изредка – ква-ква- Погреться любит тоже… -Какую пользу Солнце приносит животным? -Любят солнечное тепло и насекомые и змеи и ящерицы. От него они становятся подвижнее, быстрее. И вообще солнечное тепло намного важнее животным чем, солнечный свет, потому что многие животные живут в пещерах, под землей и обходятся без света, а вот без тепла обойтись не могут. -А для растений чем важно Солнце? -Солнечный свет и тепло, нужен не только животным, но и растениям. Они растут, цветут и дают плоды и семена только в теплую погоду. Зимой растения спят. Если некоторые животные могут жить без солнечного света, то растения жить без него не могут, потому что Солнце помогает растениям питаться. -А как же Солнце влияет на человека? -Солнечный свет обладает целебной силой. Под воздействием солнечного света улучшается состояние здоровья. В человеческом организме вырабатывается витамин Д, который активно участвует в укреплении наших костей, зубов, ногтей. | Ответы детей. («Краденное солнце» Корней Чуковский, «Ветер и солнце» К.Д.Ушинский, «Кладовая солнца» Михаил Пришвин) Ответы детей. (Чтобы не замёрзнуть) Ответы детей. (Летом много тепла и света, а зимой – мало) (Девочка гуляет летом, а мальчик – зимой) (На девочке платье, а это лёгкая одежда, а на мальчике куртка, шапка, валенки, варежки – это тёплая одежда) Отвечают. Слушают стихотворение. Ответы детей. Ответы детей. Ответы детей. | Ф, И | Материал для доски. |
5. закрепление. | Физкультминутка Вот как солнышко встает, Выше, выше, выше. (Поднять руки вверх. Потянуться) К ночи солнышко зайдет Ниже, ниже, ниже. (Присесть на корточки. Руки опустить на пол) Хорошо, хорошо, Солнышко смеется. А под солнышком нам Весело живется. (Хлопать в ладоши. Улыбаться) 1. Игра «Дары Солнца» (прием «Ассоциативный куст») -На доске – большое солнышко. Назовите, что солнышко дарит земле. (Все названные детьми слова записать на лучиках солнца.) -А если бы вдруг произошла встреча с Солнцем, что бы оно могло рассказать о себе? Закройте глаза и представьте эту встречу. -Вот и у нас в классе Солнышко появилось, да не простое, а говорящее. Послушайте его рассказ и догадайтесь о каких природных явлениях рассказывает солнце. Солнце: встану я рано, распущу золотые косы. Поднимусь под облака. Выпью росу и туман, приласкаю животных, да и спать пойду во сине море. -Солнце рано встает, как это явление называется? -Что значит «спать пойдет во сине море»? 2. Дидактическая игра «Зачем нам нужно солнышко» «Я – цветок. Мне нужно солнышко…» «Я – лягушка. Мне нужно солнышко…» «Я – человек. Мне нужно солнышко… » -Мы много говорили о том, как хорошо, когда светит Солнце. А давайте представим что оно исчезло. Что тогда произойдет? -Жизни на земле не было бы, так как для того чтобы существовали растения, животные и люди, нужны свет и тепло. Все это нам дает Солнце. | Проводят физкультминутку. (Тепло, свет, энергию, красоту и т.д.) Ответы детей. Выполняют команду учителя. (восход) (закат) Ответы детей. Ответы детей. | Ф, и | Материалы для доски |