Просмотр содержимого документа
«Коррекционное занятие для обучающихся с интеллектуальными нарушениями "Мир вокруг нас"»
Учитель истории Ивраева Наталья Владимировна_коррекционное занятие для обучающихся с умственной отсталостью
Тема: «Мир вокруг нас».
Продолжительность: 45 минут.
Так как дети с различными формами умственной отсталости быстро утомляются, то занятие проводится в течение 45 минут с 5-тиминутным перерывом в середине занятия (через 20-25 минут после начала).
Целью данного коррекционно-развивающего занятия для учащихся с умственной отсталостью является максимальное включение таких обучающихся в образовательный процесс, формирование доступных им видов деятельности (предметно-практической, игровой, элементарной учебной, трудовой, общения).
Задачи:
1.Образовательные:
- формирование базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью путем создания условий для экспериментирования с художественными инструментами;
- формирование учебного поведения.
2.Воспитательные:
- приобщение ребенка к социальному миру посредством развития представлений о себе в окружающем мире, воспитывать самостоятельность, инициативность, отзывчивость, доброту.
3.Развивающие:
- подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному и коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся;
- формирование умений выполнять задание от начала до конца в течение определенного периода времени;
- развивать и обогащать (корригировать) эмоционально-волевую сферу детей с помощью позитивных переживаний, развивать мыслительную деятельность, внимание, память, способствовать развитию связной речи, развивать мелкую мускулатуру рук, развивать чувство формы, цвета и ритма.
Формы и виды деятельности (методические приемы), применяемые в данном занятии:
творческая деятельность;
игровые технологии;
упражнения, способствующие сенсорному развитию (технология Марии Монтессори);
здоровьесберегающие технологии;
нетрадиционные методы изобразительной деятельности.
Методы:
1. Словесные методы (рассказ, беседа, объяснение).
2. Наглядные методы (демонстрация, показ действия) и практические методы (показ способа действия, алгоритма решения, практикум, упражнения).
3. Методы контроля и самоконтроля.
4. Методы формирования личностных результатов (методы воспитания).
5. Практические методы (показ способа действия, алгоритма решения, практикум, упражнения, тренинг и др.).
Формируемые УУД:
Личностные - формирование готовности ребенка к принятию им новой роли, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.
Коммуникативные - формирование способности вступать в коммуникацию с взрослыми и сверстниками в процессе обучения; умение слушать и слышать; умение выражать свои мысли.
Регулятивные – формирование умения успешно выполнять работу на любом занятии, уроке и любом этапе обучения; формирование умения составлять план действий, участвовать в диалоге. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.
Познавательные - умение выделять необходимую информацию, определять последовательность действий для решения поставленной задачи.
Ресурсы для проведения занятия (оборудование, демонстрационный и раздаточный материал):
предметные и сюжетные картинки собаки, кошки и других домашних животных (корова, бык, овечка, козочка, кролик или зайчик, курочка, петушок и др.);
цветной картон с нарисованным контуром яблока с «хвостиком»;
пластилин;
зерно овса, пшеницы, крупа гречки, риса, пшена;
клей;
клеевые кисти и кисти для красок;
ватные тампоны и диски;
акварельные краски;
разноцветные шнурки;
лекала ёлки с отверстиями, лекала геометрических фигур с отверстиями, которые соответствуют отверстиям на ёлке;
большой цветной макет репки, борода, платок, туфельки, нарядное платье для девочки, ушки собаки, кошки и мышки;
игрушки – мышка, кошка, собака, куколки в костюмах деда, бабки и внучки.
Используются следующие технические средства обучения:
компьютер с колонками;
проектор и мультимедийная доска.
ЭТАПЫ
СОДЕРЖАНИЕ
ПРИЕМЫ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
1.Организационный
Подготовка учащихся к работе на занятии:
- приветствие
- эмоциональный настрой
Беседа, опрос
Если имеются затруднения, педагог направляет их подсказками и наводящими вопросами, показывает картинки и различные игрушки
2.Этап усвоения и закрепления новых знаний
-Упражнение «Домашние животные».
Тема упражнения - «Кошка и собака». Цель: коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в соотнесении.
Детям предлагается по инструкции выделить и показать среди стоящих на столе игрушек заданную игрушку– кошку, а затем собаку.
Предлагаемая инструкция: покажи собаку карандашом; покажи кошку рукой. Затем дети рассматривают плоскостные изображения животных, прикрепленные на доске, узнают и выделяют заданных животных. По инструкции подкладывают к игрушке собаки и кошки соответствующее изображение с доски или подставляют под изображение кошки и собаки соответствующую игрушку.
Данное упражнение направлено на развитие зрительного восприятия.
- Упражнение «Аппликация из зерен в технике посыпания и вдавливания».
Цель: расширение запаса знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.
Детям предлагается изготовить изделие с помощью аппликации и пластилина – выдается лист цветного картона, на котором изображен контур яблока.
При изготовлении аппликации важно обращать внимание детей на изменчивость форм, цветов (спелый — не спелый фрукт, цвет в разное время роста и созревания), разное пространственное положение предметов и частей (яблоко висит, лежит). Занимаясь аппликацией, дети узнают разные материалы (бумага, крупа, клей), знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними. Все эти действия способствуют умственному развитию ребенка и развитию мелкой моторики рук.
Усвоение умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. Развивает познавательную сферу; художественное воображение и эстетический вкус; конструктивное мышление – во время работы ребенку необходимо из частей собрать целое; мелкую моторику и тактильные ощущения, так как помимо бумаги используются другие материалы: крупа, пластилин, клей, ватные тампоны и диски; помогает выучить цвета и формы. А также знакомит детей с понятием технология: чтобы получить результат, необходимо выполнить последовательность различных действий - смазать клеем бумагу, посыпать крупу, размазать пластилин, вдавить крупу в пластилин и тому подобное.
- Упражнение «Шнуровка» (по технологии Марии Монтессори)
Способствует сенсорному развитию ребенка. Цель: развитие внимания, памяти, усидчивости, мелкой моторики рук, подготовка руки к письму и способствие речевому развитию ребенка.
Суть: детям надо показать, что шнуровка бывает разная.
Сюжетная шнуровка – детям предлагается пришнуровать к елочке яркие новогодние игрушки. Елочные игрушки выполнены в форме геометрических фигур из разноцветного картона, как и сама елка, поэтому, наряжая елку, дети заодно учатся распознавать квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, ромб, звезду, овал и т.п.
Ребенок будет учиться накладывать мелкие предметы на более крупные так, чтобы дырочки на них совпадали, и плотно привязывать детали шнурком
- Фузкультминутка
Педагог предлагает детям немного отдохнуть
Дети выполняют действия под музыкальную песенку – образцы для движений задает педагог.
- Сюжетно – отобразительная игра «Репка».
Цель: развитие жизненного опыта, отношений между людьми в окружающей действительности; развитие предметно-практической деятельности через познание объекта, используя все анализаторы, вызывающие у детей необходимость оперировать различными предметами и игрушками, обыгрывать действия с ними.
Игра проводится с использованием музыкального сопровождения, что настраивает каждого ребенка на выполнение эмоционально насыщенных игровых действий. Также важным моментом в организации игр является использование игровой атрибутики – деталей костюмов, элементов декораций, фрагментов наглядных изображений. По просьбе педагога дети выполняют те или иные действия, с помощью взрослого дети объясняют свои действия. Во время проведения игры действия детей или персонажей по возможности должны сопровождаться речью, мимикой, жестами, которые придают им выразительный характер. В процессе организации данной сюжетно-отобразительной игры очень важно следить за тем, какие отношения складываются между детьми, предупреждать возникновение конфликтов (из-за игрушек, желаемой роли и т.п.). Очень важно в процессе игровой деятельности формировать у детей дружеские взаимоотношения, желание и умение помочь, уступить друг другу. При этом следует использовать характерную для этих детей способность к подражанию. Нужно многократно показывать им, как поступать в определённых ситуациях, каким образом выполнять необходимые действия. В результате систематически предъявляемых требований и повторного выполнения заданий вырабатываются положительные умения, позволяющие адаптироваться в обществе.
3.Этап подведения итогов занятия (мероприятия), анализ и оценка успешности достижения цели занятия (мероприятия)
Беседа с детьми о занятии, о том, что выполняли и чему научились на занятии, что хотели бы узнать на следующих занятиях и др.
Беседа, обсуждение, подведение итога занятия.
Рефлексия обучающихся в отношении успешности деятельности на
занятии.
Педагог выражает детям благодарность за активную и успешную работу на занятии.