упражняться в подборе слов с противоположным значением;
упражняться в подборе новых форм слов;
вырабатывать умение отвечать на вопросы полными ответами;
закреплять навыки чтения.
коррекционно-развивающие
корригировать внимание;
развивать мыслительную деятельность;
развивать фонематическое восприятие;
развивать зрительное восприятие;
развивать слухоречевую память;
развивать связную устную речь.
воспитательные
прививать интерес к логопедическим занятиям;
воспитывать доброжелательность.
Ход занятия.
Организационный момент. СЛАЙД
Эмоциональный настрой. Скажите, пожалуйста, какое настроение возьмёте с собой на занятие? Тогда улыбнитесь друг другу. Я вижу, что у вас всё в порядке и можно начинать.
Введение в тему.
Определение темы занятия.
Игра на формирование звукового анализа. (доска)
Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Прочитай по первым буквам», и узнаем тему нашего занятия. Называем предмет, какой первый звук? Хорошо, ребята, а теперь назовём слово.
Правильно тема нашего занятия «Весна». СЛАЙД
Мотивация.
Ребята, от того как человек выражает свои мысли, зависит то, как на него реагируют окружающие. Если у человека грамотная, правильная речь, то его приятно слушать, его быстрее понимают.
Сообщение цели.
Цели нашего занятия – развивать и совершенствовать речевую деятельность.
Сегодня на занятии мы с вами повторим и обобщим представления об этом замечательном времени года «Весна» и о её составляющих. Для этого вам необходимо настроиться и вспомнить все, что вы знаете о весне.
Основная часть.
Стадия вызова. Составление кластера.
- Упражнение «Исключи лишнее». (доска)
А теперь, ребята, внимание на доску. Посмотрите внимательно, прочитайте слова, хорошо подумайте, и отберите только те слова-предметы, которые имеют связь с этим временем года. Какие предметы оставим, а какие уберём?
Правильно, молодцы! Составление кластера. (доска)
Стадия осмысления.
Сейчас мы с вами выясним, как все эти предметы и явления связаны с весной.
НЕБО
- Упражнение в подборе слов-признаков. КАРТОЧКИ
Задание: Внимательно прочитайте слова и подчеркните только те слова-признаки, которые больше всего подходят для описания весеннего неба.
Индивидуально.
Какие слова подчеркнули, прочитаем.
- Упражнение «Продолжи предложение». СЛАЙД
Продолжим предложение
Небо весной …
Скажи полным ответом. Повтори.
Следующее составляющее весны – солнце. СЛАЙД
СОЛНЦЕ
- Игра «Скажи наоборот».
Поиграем в игру, которая называется «Скажи наоборот».
Фронтально с мячом.
Скажу я слово ВЫСОКОЕ, вы отвечайте НИЗКОЕ.
Скажу я слово ДАЛЁКОЕ, вы отвечайте БЛИЗКОЕ.
Понятно вам задание? Тогда внимание!
Холодное – горячее
Тёмное – светлое
Низкое – высокое
Тусклое – яркое
Грубое – ласковое
Так какое же солнце весной? Скажите.
- Составление предложения устно.
Составим предложение.
Полным ответом. Повтори.
Следующее составляющее – деревья.
ДЕРЕВЬЯ КАРТИНКА (доска)
Давайте вспомним, как называются части дерева. Внимание на картинку.
Хорошо, ребята. На ветках дерева весной сразу листья появляются?
Правильно, сначала почки.
- Упражнение в составлении предложения из слов вразбивку. КАРТОЧКИ
Прочитаем предложение про птиц, поставив слова в нужную форму.
С юг прилетает перелётный птица.
Прочитаем предложения, которые у вас получились.
ЖИВОТНЫЕ
Про кого мы дальше будем говорить? Правильно про животных.
- Игра «Он – Она». Фронтальная работа.
И у меня для вас игра под названьем «Он – она».
Отвечаем чётко и громко.
Он ёж, она – ежиха,
Он заяц, она – зайчиха.
Он лось, она – лосиха.
Он козёл, она – коза.
Ну, конечно же, коза.
За повтор игры все за?!
Он лис, она – лисица.
Он волк, она – волчица.
Он бобёр, она – бобриха.
Он кенгуру, она – кенгуру.
Не кенгуриха, а кенгуру
Пора заканчивать игру!
А почему кенгуру, потому, что это слово имеет сразу и женский и мужской род и не изменяется по падежам.
- Составление предложений по сюжетной картинке. СЛАЙД
А теперь, ребята, расскажем, что происходит с животными весной.
Составьте устно предложения по картинке.
(Просыпаются, ищут пищу, появляются детёныши) Хорошо. Молодцы!
ЛЮДИ
- Упражнение «Так бывает или нет?» СЛАЙД
Сейчас, ребята, внимание на экран. Скажите, так бывает или нет? Что же делают люди весной?
Хорошо, ребята.
V. Итог занятия.
РЕФЛЕКСИЯ
- Чтение предложений. КАРТОЧКИ
Пора подвести итог нашего занятия.
Прочитаем предложения о весне.
Небо весной чистое, безоблачное.
Солнце весной яркое, ласковое.
На деревьях набухли почки.
С юга возвращаются птицы.
Просыпаются животные.
Люди готовятся к весенним работам.
Хочу сказать вам ребята, что вы сегодня очень хорошо работали на занятии. Все были внимательными, правильно мыслили, были активными, сообразительными и давали полные ответы. МОЛОДЦЫ СЛАЙД