Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по чтению на тему: "В. Бианки «Декабрь»".»
Тема: В. Бианки «Декабрь», 6 класс.
Цель: создание условий для формирования у обучающихся с ОВЗ представления о зиме и её первом месяце - декабре на основе имеющихся знаний, а также на основе восприятия новых произведений искусства.
Задачи:
образовательная: познакомить с произведением В.Бианки «Декабрь», продолжить работу над совершенствованием навыков правильного осознанного чтения;
коррекционно – развивающая: развивать у детей творчество, воображение, ассоциативное, образное мышление, фантазию, окоммуникативную и информативную компетентность, пространственную ориентировку, обоняние
воспитательная: воспитывать положительную мотивацию к учению, любви к природе, способствовать формированию положительных привычек поведения.
Тип урока: урок изучения нового материала, урок – проект.
Проектные цели:
развитие связной устной речи;
умение творчески работать по теме проекта;
умение спрогнозировать свой продукт;
воспитание чувство ответственности за продукт проекта
Оборудование: учебник чтения для 6 класса, индивидуальный раздаточный материал с заданиями для практической работы, портрет В. Бианки, презентация для интерактивной доски, проектор, ноутбук, ароматизированные подушечки, файл с музыкальным произведением, конфеты.
Ход урока
Этапы
содержание
примечание
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть всех вас здоровыми и в хорошем настроении. Надеюсь, что это настроение останется с вами до конца урока.
Речевая гимнастика
1.
Р – Вначале урока подготовим себя к работе.
1. Упражнения на развитие дыхания «Снежинки».
- Откиньтесь на спинку стула. Положите руку на живот, сделайте носом вдох
так, чтобы вы почувствовали, что живот надувается шариком. А теперь сделайте через рот долгий выдох в сторону снежинок, чтобы живот сдулся. ( Выполняем 3 раза до исчезновения снежинок)
2. Артикуляционная гимнастика
- Прочитайте стих про себя.
- Прочитаем это стихотворение вслух (сначала слабочитающие ученики читают по одному, а затем класс читает хором) Слушайте друг друга, не спешите, четко проговаривайте все слова.
Белый снег. Белый мел.
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела.
Белой даже не была.
Слайд 1
Слайд 2
II. Проверка домашнего задания
А сейчас проверим домашнее задание.
- На прошлом уроке мы с вами знакомились с правилами приветствия, читая рассказ, который называется «Здравствуйте». Что означает слово? (будь здоров)
Сейчас я проверю, как вы были внимательны на прошлом уроке. Давайте решим тест и проверим ваши знания.
- Выходя к доске читаете вслух вопрос и варианты ответов. Правильный ответ произносите и отмечаете нажатием пальца.
- Вежливо поздороваться с друзьями, значит:
а) хлопнуть приятеля по плечу;
б) сказать «Привет» и улыбнуться;
в) громко крикнуть «Здорово».
- Вежливо поздороваться с девочкой значит:
а) дернуть ее за косичку;
б) пройти мимо не заметив;
в) кивнуть и сказать «здравствуй».
- Вежливо поздороваться со старшими значит:
а) сказать «Здравствуйте» и добавить имя и отчество человека;
б) пробежать мимо и буркнуть «Здрасьте»;
в) спокойно сказать «Привет».
-Ученица встречает в школе несколько учителей. Девочка кричит:
а) здравствуйте Анна Николаевна;
б) спокойно говорит всем «Здравствуйте».
-Как называют человека, который умеет пользоваться правилами приветствия? (культурный, вежливый, воспитанный)
- Молодцы. Не забывайте эти правила, пользуйтесь ими каждый день.
Слайд 3
Тест на интерактивной доске. Учащиеся выходят по одному
III. Подготовка к восприятию материала
(Погружение в проект)
- Ну, а сейчас мне хочется прочитать вам одно стихотворение, в котором поэт Георгий Ладонщиков тоже использует слово - приветствие. Послушайте его.
Белым снегом нас покрыло:
И деревья и дома.
Свищет ветер легкокрылый -
Здравствуй, зимушка-зима!
Вьется след замысловатый
От полянки до холма.
Это заяц напечатал -
Здравствуй, зимушка-зима!
Мы для птиц кормушки ставим,
Насыпаем в них корма,
И поют пичуги в стаях -
Здравствуй, зимушка-зима!
- Кого приветствует в своем стихотворении поэт?
- Как вы думаете, какое название у этого стихотворения? (Здравствуй, зимушка-зима!)
- Почему поэт здоровается с зимой? (Зима только начинается)
- -В каком месяце мы приветствуем зиму?
IV. Сообщение темы и целей урока
(Определение цели проекта, его названия)
- Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом «Декабрь». Откройте учебник на стр. 81.
- Кто его автор? – Виталий Валентинович Бианки, русский писатель (Портрет писателя на доске). Мы уже знакомы с этим писателем. Какие рассказы мы уже читали в этом году?
(мы в этом году прочитали его произведения: «Сентябрь», «Октябрь». В этих произведениях говорится о том, какое главное дело совершает природа в том или ином месяце)
- О В. Бианки небольшой рассказ нам подготовил Ш. Артем.
Виталий Валентинович Бианки (1894-1959)- известный русский писатель-натуралист, автор многих произведений для детей. Самой знаменитой книгой Бианки стала «Лесная газета». Все самое любопытное, самое необычное и самое обычное, что происходило в природе каждый месяц и день, попало на страницы «Лесной газеты».
Тридцать пять лет писал Бианки о лесе. Он написал такие книги, как «Лесные домишки», «Лесные разведчики», «Чей нос лучше», «Кто чем поёт» и др.
- Кто такой натуралист? (человек, который любит природу, наблюдает за жизнью животных, за изменениями в погоде)
- Я предлагаю сегодня и нам побыть в роли натуралистов и на основе наблюдений в ходе урока подготовить плакат – страничку о первом зимнем месяце на стенд для учеников младших классов, Мы не только соберем знания для себя, но и поделимся ими с младшими товарищами.
- Как же мы назовем нашу страничку? Приклейте заголовок «Декабрь».
- Итак, давайте отравимся на прогулку и посмотрим, что же происходит с природой в декабре.
Слайд 5
Сообщение ученика
Каждому ученику на стол раздается подложка плаката – странички, клей
Дети приклеивают «Декабрь»
V. Первичное чтение
Проверка первичного восприятия.
- А начнем мы нашу прогулку с чтения рассказа.
- Послушайте.
- Какой вам представилась природа в декабре?
- Что вы запомнили?
- Перед вами репродукции картин известного русского художников,
Какая из них могла бы стать иллюстрацией к рассказу В. Бинки. Почему?
- Правильно. Это картина И. Левитана, которая так и называется «Зима в лесу»
-
Читает учитель
Слайд 6
VI. Повторное чтение и анализ
(Работа над проектом)
Словарная работа
-Давайте вновь обратимся к нашему рассказу. Но сначала посмотрите на экран. Это слова из рассказа, прочитаем их.
Студень
Буйные
Возродится
Близится
- А теперь прочитайте рассказ про себя, только читая, выполните следующее задание: найдите предложения с этими словами.
- Прочитайте предложение с первым словом. Что обозначает это слово? (Студень – так в народе называют декабрь, так как этот месяц холодный, студеный)
- Прочитайте предложение со следующим словом. Что значит выражение «буйные реки»? (Буйные – шумные, бурные)
- Прочитайте предложение со следующим словом. Как вы думаете, что значит слово «возродится»? (Возродится – оживет)
- Прочитайте предложение со следующим словом. Как вы понимаете слово «близится»? (Близится - становиться близким, приближается)
- Как вы думаете карточку с каким словом надо приклеить во 2 ячейку. Почему? (Учитель раздает карточки со словами «студень») Приклейте.
На экране слайд 7 со словами
Дети приклеивают «студень»
Релакс
(Прослушивание музыки)
- Продолжим нашу прогулку, а поможет нам в этом наше воображение и музыка. Я попрошу вас закрыть глаза, расслабиться, послушать музыку великого русского композитора И. Чайковкого и на мгновение перенестись в сказочный зимний лес.
Музыкальный файл
Чтение и анализ произведения
Ресурсный материал
Составление картинного плана
-Давайте внимательнее понаблюдаем за жизнью в лесу. Прочитаем текст по частям. Сколько абзацев в тексте?
- Прочитаем первую часть.
- Какая пословица встретилась в этой части. Объясните её.
- О декабре народом придумано немало и других пословиц. Вы знаете их? Откройте конверт под №3.
Давайте познакомимся ещё с некоторыми из них. Прочитаем их вслух
Декабрь –стужайло, на всю зиму землю студит.
Декабрь год кончает, зиму начинает.
Декабрь и замостит, и загвоздит, и саням ход даст.
- Объясните смысл пословиц.
- Выберите понравившуюся пословицу. В какую ячейку поместите карточку? Приклейте её в нужную ячейку.
- Найдите в первом абзаце, как меняется природа с приходом декабря? Прочитайте.
- Да, декабрь и снежный, и холодный. Давайте подберем еще слова, которые помогут нам описать декабрь. А поможет нам в этом Конверт №4.
Прочитайте слова на карточках про себя.
- На какой вопрос отвечают эти слова? К какой части речи они относятся?
Выберите 3 прилагательные, которые, по – вашему, характеризуют декабрь. В какую ячейку будем приклеивать? Приклейте 3 выбранные вами карточки ячейку с названием, по вашему усмотрению.
-Продолжим работу с текстом дальше. Прочитаем второй абзац.
- Как вы понимаете «многие животные и растения сумеют сохранить свою жизнь всю долгую зиму? (Они зимой не погибнут и доживут до весны)
- А давайте подсмотрим за жизнью животных в зимнем лесу через волшебное стёклышко. Я предлагаю выполнить следующее задание:
- По одному вы будете выходить к доске и передвигать волшебное стеклышко, следуя моей инструкции, тогда мы сможем отыскать спрятавшихся животных.
( Передвинь «Стёклышко»
- в правый верхний угол,
-в правый нижний угол,
- в левый верхний угол,
- в левый нижний угол,
- в центр )
- Ребята, скажите, всех ли животных, что мы увидели сейчас через «волшебное стёклышко» вы действительно сможете встретить в декабре в лесу? Почему?
- Вернемся к рассказу В. Бианки. Назовите день рождения солнца. (23 декабря).
- Что начинается в природе с этого дня?
(Начинает прибавляться день. И каждая минутка приближает нас к весне. Солнце будет с каждым днём светить и пригревать. Наконец придёт весна, и снова возродится жизнь).
- Давайте прочитаем текст ( на карточках)
23 декабря – день рождения солнца. День спешит начать увеличиваться, и уже к Новому Году прибавится на целых 8 минут. В древности этот день считался праздником. Дети и взрослые прыгали через костер, водили хороводы, состязались в силе и смекалке. Световой день увеличивается, а значит, весна не за горами.
-Почему 23 декабря – день рождения Солнца.
- Приклеим картинку солнышка с цифрой 23 внутри. В какую ячейку? (5. День рождения солнца»)
- А теперь я проверю, хорошо ли вы работали на уроке. Посмотрите на экран, где для вас предложены картинки, подписанными предложениями из рассказа В. Бианки. Расположите картинки в правильном порядке.
- Перескажите рассказ «Декабрь, опираясь на картинный план, который у нас получился.
Читает один ученик
Дети читают карточки и объясняют
Дети выбираютприклеивают пословицу
Дети выбирают и приклеивают слова
Слайд 8 «Волшебное стёклышко»
По очереди ученики выходят к доске и выполняют манипуляции по инструкции учителя.
Дети приклеивают солнышко
Слайд9
Ученики выходят к интерактивной доске и по порядку располагают картинки
1-2 ученика
Итог
Ребята, скажите, какая ячейка на нашей страничке осталась не заполненной. А почему мы не можем обойтись без этой ячейки на нашей страничке?
- Мне хотелось бы и вам создать сегодня новогоднее настроение, а помогут мне в этом чудесные мешочки.
-Но сначала скажите, чем пахнет новогодний праздник?
Определите запах синей подушечки.(ель) Чем пахнет оранжевая?(апельсин) Какой запах хранит голубая?(шоколад).
Пусть не только запах, но вкус нового года создать праздничное настроение
Дети определяют чем пахнет мешочек Учитель угощает детей конфетами
Домашнее задание
Рефлексия
- А что ещё вам создает новогоднее настроение? Подумайте и нарисуйте дома в оставшейся ячейке.
Домашнее задание – рисунок на тему «Новый год»
А на следующем уроке мы с вами представим готовые странички и подарим их для стендов ребятам и учителям младших классах.
- Нарядите елочку шарами. Если вам понравилось – повесьте шарик с улыбкой, если нет – «грустный» шарик.