Просмотр содержимого документа
«КГОБУ Гражданская КШИ»
Урок для 9 класса по теме: «Блокада Ленинграда»
Цель
Дать учащимся представление о стойкости и мужестве ленинградцев в дни блокады, показать это, в частности, на деятельности МПВО Ленинграда.
Задачи
Образовательные: Объяснить понятие «блокада»; разъяснить цели фашистов; познакомить с жизнью блокадного города; привести примеры мужества и стойкости ленинградцев (используя для этого материалы школьного музея МПВО); дать необходимые сведения об организации обороны Ленинграда; о военных действиях Советской армии.
Коррекционно-развивающие: развивать умения связно и развёрнуто излагать факты, объяснять события на основе нескольких источников.
Воспитательные: объяснить, почему в обществе бережно сохраняется традиция посещать кладбища, сохранять могилы героев, павших за Отечество; воспитывать гордость за свою Родину, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны. Воспитывать гордость за свой родной город.
Ленинграда; 1943 год – прорыв блокады; 1944 год – полное снятие блокады.
Основные термины и понятия
Блокада.
Местная противовоздушная оборона.
Оборудование и материалы
Карта «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.», стенды, экспонаты и др. материалы школьного музея КМПВО Ленинграда, таблица «Главные битвы войны».
Тип урока
Комбинированный.
Ход урока.
Организационный момент.
Повторение пройденного материала.
- Какую тему изучали на прошлом уроке?
- Кто руководил Государственным Комитетом Обороны?
- Зачем эвакуировали промышленные предприятия в тыл страны?
- Какую помощь оказали стране учёные, инженеры, конструкторы?
- Какое новое оружие появилось на фронтах войны?
- Чем и как помогали граждане страны?
- Почему люди в тылу так самоотверженно работали?
III. Вводное слово учителя.
Одновременно с битвой под Москвой немецкие войска начали крупное наступление на Ленинград.
Сообщение новой темы урока: «Блокада Ленинграда».
IV.Изучение нового материала.
Рассказ учителя о целях Гитлера и борьбе ленинградцев за свой город. Деятельность МПВО во время блокады. Начальник МПВО Ленинграда генерал-майор Лагуткин Е.С.
Учащиеся слушают, работают с картой и по ходу рассказа отвечают на вопросы:
- Когда Ленинград оказался в блокаде?
- Почему Гитлер хотел разрушить Ленинград?
- Что предпринимали ленинградцы для защиты города?
- Какие трудности испытывали ленинградцы в блокаду?
Работа с фотодокументами и экспонатами школьного музея КМПВО Ленинграда: блокадный дневник Королёвой Е.С., блокадный репродуктор, коптилка, продуктовые карточки, противогаз, котелок, фляжка, осколки снаряда и др. экспонаты. Дорога жизни. Экспонаты и документы, посвящённые Лагуткину Е.С.
- Как жили ленинградцы в годы блокады?
- Чем занимались девушки-бойцы МПВО во время блокады?
- Где проходила Дорога жизни?
- Почему дорогу через Ладожское озеро назвали Дорогой жизни?
- Кто такой Лагуткин Е.С.?
V. Закрепление нового материала.
- Что такое блокада?
- Назовите дату начала блокады Ленинграда?
- Когда блокада была прорвана?
- Когда сняли блокаду Ленинграда?
- Сколько дней длилась блокада Ленинграда?
- Как вы думаете, почему Ленинград выстоял и не сдался врагам?
Запись в тетради:
Блокада – это окружение города врагами во время войны.
МПВО – Местная противовоздушная оборона.
8 сентября 1941 года – начало блокады Ленинграда.
18 января 1943 года – прорыв блокады Ленинграда.
27 января 1944 года – снятие блокады Ленинграда.
Подведение итогов урока, домашнее задание.
Комментарии, объявление оценок за работу на уроке.
Сообщение домашнего задания. Индивидуальные задания: подготовить рассказ о Дороге жизни; подготовить рассказ о девушках – бойцах МПВО.