Просмотр содержимого документа
««Игры по сенсорному развитию для детей с ОВЗ»»
«Игры по сенсорному развитию для детей с ОВЗ»
Цель: Помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях.
Задачи:
•Познакомить родителей с понятием «сенсорные эталоны», •Познакомить с играми и упражнениями, направленными на формирование сенсорных эталонов которые можно организовать в домашних условиях.
Успешность применения сенсорных игр и игровых упражнений в процессе работы с детьми с ОВЗ зависит от соблюдения определенных требований к их отбору и проведению. К числу основных требований относятся: доступность, связь с жизненным опытом и интересами ребенка, эмоциональность, вариативность, динамичность.
И сегодня мы хотимпредложить вам очень простые, но в тоже время очень интересные, а главное познавательные игры, которые Вы можете организовать с детьми в домашних условиях, даже в транспорте, в поликлинике, ожидая приема, на прогулке.
Успешность применения сенсорных игр и игровых упражнений в процессе работы с детьми с ОВЗ зависит от соблюдения определенных требований к их отбору и проведению. К числу основных требований относятся: доступность, связь с жизненным опытом и интересами ребенка, эмоциональность, вариативность, динамичность.
И сегодня мы хотим предложить вам очень простые, но в тоже время очень интересные, а главное познавательные игры, которые Вы можете организовать с детьми дома.
ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСРИЯТИЕ ЦВЕТ
Название «Волшебный паровозик»
Задачи: Развивать сенсорные умения и способности аналитического восприятия; закреплять знание цветов; умение определять закономерность, научить детей действовать, согласно, предложенного алгоритма.
Название «Подбери по цвету»
Задачи: Учить различать и сравнивать картинки между собой, умение подбирать пару на основе сходного сенсорного признака.
Название «Оденем куклу Катю»
Задачи: Развивать умение узнавать цвета, упражнять в умении рассказывать о цвете платья куклы, бантика и туфель.
Название «Спрячь мышку»
Задачи: Закреплять у детей цветовой спектр, продолжать использовать в речи детей названия цветов. Учить детей умение группировать предметы по цвету.
«Вагончики для паровозика»
Задачи: Развивать умение подбирать по цвету нужный предмет. Развивать воображение и логическое мышление.
Название «Подбери картинку по цвету»
Задачи: Закреплять знание основных цветов, развивать зрительное восприятие.
Название «Воздушные шары»
Задачи: Развивать умение различать и называть основные цвета, закреплять умение различать и называть величину фигуры.
Название «Составь пары по цвету»
Задачи: Развивать умение подбирать пары на основе сходного сенсорного признака; развивать зрительное восприятие.
Название «Какого цвета предмет?»
Задачи: Развивать умение подбирать необходимый цвет для предмета.
Название «Какие цвета использованы?»
Задачи: Развивать умение называть и различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки.
Название «Собери гирлянду»
Задачи: Развивать умение по памяти собирать гирлянду из разноцветных кружков в соответствии с образцом.
Название «Уточним цвет»
Задачи: Развивать умение различать и называть близкие цвета.
Название «Посади бабочку на цветок»
Задачи: Закреплять основные цвета, называть их и подбирать предметы по образцу.
ФОРМА
Название « Найди предмет указанной формы»
Задачи: Развивать умение находить картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму.
Название «Какая фигура лишняя?»
Задачи: Развивать умение определять лишнюю фигуру в ряду из четырех геометрических фигур.
Название «Найди предмет такой же формы»
Задачи: Развивать умение выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки.
Название «Из каких фигур состоит …?»
Задачи: Развивать умение определять по рисунку, из каких геометрических фигур состоит предмет и сколько их.
Название «Собери фигуру»
Задачи: Формировать у детей действия с фигурами, учить различать между формой и размером фигуры. Учить складывать фигуру из двух частей.
Название «Весёлый Петушок»
Задачи: Развивать умение из геометрических фигур выкладывать петушка. Закрепить цвет предмета, находить недостающий предмет.
Название «Собери ягоды в корзину»
Задачи: Развивать глазомер при выборе по образцу предметов определенной формы.
Название «Подбери окошки к вагончикам»
Задачи: Развивать умение различать геометрические фигуры; закреплять знания цветов, названий форм; закрепление умения различать контрастные по величине фигуры, используя при этом слова «большой», «маленький».
Название «Угадай по тени»
Задачи: Развивать образное мышление, внимание, зрительную память, совершенствовать речь детей; формировать знания об окружающем мире.
Название «Разрезные картинки»
Задачи: Формировать у детей представление о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, складывать картинку.
Название «Помоги Гномику»
Задачи: Развивать умение умение группировать по цвету предметы, формировать целенаправленное зрительное восприятие формы, учить рассматривать, сравнивать и различать основные геометрические фигуры.
Название «Чей домик?»
Задачи: Развивать умение детей соотносить предметы с геометрическими фигурами.
ВЕЛИЧИНА
Название «Самая длинная, самая короткая»
Задачи: Развивать умение располагать разноцветные ленты по длине, от самой короткой до самой длинной, как вариант можно предложить сравнить ленты по нескольким признакам. Обозначать результат сравнения словами «длинный», «короткий».
Название «Собери пирамидку»
Задачи: Развивать умение ориентироваться на величину предметов, закреплять словесное обозначение величин («большой», «маленький», «больше», «меньше»).
Название «Сложи матрешку»
Задачи: Развивать умение соотносить предметы по высоте, определять зрительно предметы резко различной величины, соединять зрительный образ со словом, учить зрительно и по слову производить выбор и соотнесение величин.
Название «Дальше – ближе»
Задачи: Развивать умение по рисунку определять положение предметов: какие нарисованы ближе, а какие – дальше.
Название «В какую коробку?»
Задачи: Развивать умение распределять пять видов игрушек разных размеров по пяти разным коробкам в зависимости от размера.
Название «Разноцветные кружки»
Задачи: Развивать умение располагать геометрические фигуры, начиная от самого большого, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка.
ТАКТИЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ
Название «Чудесный мешочек»
Задачи: Учить находить на ощупь предметы, различающиеся по одному признаку.
Название «Платочек для куклы»
Задачи: Учить определять предметы по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани.
Название «Найди пару»
Задачи: Учить находить на ощупь пары одинаковых предметов.
Название «Узнай фигуру»
Задачи: Учить доставать на ощупь из мешочка предложенную фигуру.
Название «Тактильные дощечки»
Задачи: Учить на ощупь определять структуру материала.
Название «Сорока-белобока», «Ладушки-ладушки»
Задачи: Для установления тактильного контакта
СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ
Название«Узнай по голосу»
Уточнить и закреплять правильное произношение звуков. Различать взрослых животных и детенышей по звукоподражаниям, соотносить названия взрослого животного и его детеныша.
Название «Что играет?»
Задачи: Учить дифференцировать звуки музыкальных инструментов.
Название «Игра «Звени колокольчик»
Задачи: Развивать ориентировку на звуки окружающей среды (Материал: колокольчик (у взрослого и у ребенка), две коробочки.
Название «Беги в свой домик»
Задачи: Развивать ориентировку на звуки окружающей среды (музыкальные).
Название «Поймай меня»
Задачи: Развивать ориентировку на звуки окружающей среды (музыкальные).
Название «Угадай, кто в домике живет?»
Задачи: Учить дифференцировать звукоподражания.
«Делай, что скажу, а не что покажу»
Задачи: Учить выполнять движения по слову, а не по подражанию.
Название «У кого хороший слух?»
Задачи: Развивать фонематический слух, умение слышать звук в слове.
Название «Поймай звук»
Задачи: Развивать фонематический слух, умение выделять из потока речи часто повторяющийся звук.
Название «Заполни клетки»
Задачи: Развивать умение установить последовательность звуков в слове; осуществление звуко-буквенного анализа.
Название «Отгадай предмет, какой опишу»
Задачи: Учить отгадывать предмет по словесному описанию.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе.
Сенсорный, чувственный опыт является источником познания мира. От того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его нервно-психическое развитие. Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью.
Сенсорное развитие у детей с ограниченными возможностями здоровья отличается качественным своеобразием, т.к. процесс восприятия несколько затруднен – снижен его темп, сужен объем, недостаточна точность восприятия (зрительного, слухового, зрительно-двигательного). Дети затрудняются в выделении признаков предметов: формы, величины, цвета.
Большую роль играет специальное сенсорное обучение таких детей, которое должно идти на основе изучения особенностей сенсорного развития каждого ребенка. В связи с физиологическими особенностями ребенка с ОВЗ общая чувствительность его кожи снижена, поэтому новые ощущения эффективно получать всем телом. Хорошо заворачивать его целиком в шерстяное одеяло; можно оборачивать малыша махровым полотенцем, надевать прямо на трусики и майку махровую шубу, повязывать спину и живот вязаным платком.
Полезно приобрести в домашнее пользование утяжеленное одеяло Совы (заполненное полимером). Одеяло дарит «крепкие объятия», которых часто не хватает детям. Под его целительным весом нервная система получает возможность расслабиться, человек ощущает границы своего тела. Быстро и легко наступает безмятежный здоровый сон, проходит депрессия. Психоэмоциональная сфера стремительно нормализуется.
Очень интересными для ребенка будут ощущения гуашевой краски на руках, животе, спине. Особенно здорово, если в ванной комнате есть зеркало, и можно посмотреть на себя со всех сторон. Развивать следует чувствительность не только маленьких ручек, но и ножек. Полезны самомассаж и взаимный массаж рук, ног, спины с помощью массажных щеток, махровых рукавичек, колесикового массажера, массажного валика для ног и др.
Развитию тактильно-двигательных ощущений будет способствовать «ручные» виды деятельности: лепка из глины, пластилина, теста, аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга), аппликационная лепка (заполнение рельефного рисунка пластилином), оригами, игры с водой разной температуры, игры с песком, игры с пазлами, а так же сортировка мелких предметов.
Успешность применения сенсорных игр и игровых упражнений в процессе работы с детьми с ОВЗ зависит от соблюдения определенных требований к их отбору и проведению. К числу основных требований относятся: доступность, связь с жизненным опытом и интересами ребенка, эмоциональность, вариативность, динамичность.
Игры на развитие тактильных ощущений
Игра «Кисточка»
Взрослый предлагает ребенку рассмотреть и потрогать кисточку: мягкую, большую – для нанесения макияжа и клеевую, жесткую. Затем начинает гладить (щекотать) кисточкой тыльную сторону руки, ладонь, каждый пальчик, комментируя действия: «Глажу мягкой кисточкой. Щекочу жесткой кисточкой».
Игра «Сухие материалы»
Взрослый предлагает ребенку рассмотреть и потрогать рис, насыпанный в глубокую миску или коробку, просыпать его на металлический поднос, фиксируя внимание ребенка на звуке; предлагает подставить ручки под струю риса, брать рис из коробки сыпать его на поднос, руку, в чашку. Можно провести с песком, манкой, фасолью, гречей и другими сухими материалами.
Игра на развитие зрительного восприятия
Игра «Найди куклу»
Взрослый побуждает ребенка найти игрушку в пространстве комнаты (на диване, на стуле, наполке) и проследить взглядом за ее перемещением (с дивана на ковер, с ковра на стул, со стула на стол и т.п. ). Активизировать внимание малыша можно с помощью стихотворных текстов: