Просмотр содержимого документа
«Быт и нравы Древней Руси»
Предмет: история Отечества
Класс: 7
Тема урока: «Быт и нравы Древней Руси».
Цель: познакомить учащегося с бытом и нравами Древней Руси.
Задачи:
образовательные: закрепить полученные на уроках истории знания, познакомить с особенностями жилища крестьян, горожан, повседневной женской и мужской одеждой, особенностями военного дела, сформировать у учащегося представление о разнице между образом жизни верхушки общества и основной массы населения;
развивающие: развивать умения анализировать и систематизировать материал, работать с полученной информацией, создать условия для развития устной речи и мышления учащегося;
воспитательные: формировать уважительное отношение к быту наших предков, вызвать интерес у учащегося к истории и культуре своего Отечества;
коррекционные: продолжить формирование навыков работы с текстом учебника, иллюстрациями, формировать умения анализировать и систематизировать исторические события и факты;
специальные: соблюдать динамические паузы, смену видов деятельности, создать комфортную рабочую атмосферу.
Форма работы на уроке: индивидуальная.
Методы обучения: наглядный, практический.
Оборудование: учебник, тетрадь, тематические карточки с заданием.
Тип урока: системно – деятельностной направленности, изучение нового материала с закреплением ранее изученного материала.
Структура урока:
Организационно – мотивационный этап.
Подготовка к изучению новой темы.
Изучение новой темы.
Закрепление изученного материала.
Подведение итогов урока.
Рефлексия.
Домашнее задание.
1. Организационно – мотивационный этап.
Здравствуй, (имя ученика), надеюсь, что этот урок будет полезным для тебя. Посмотри, пожалуйста, все ли готово у тебя к уроку (тетрадь, учебник, ручка, дневник).
Итак, мы начинаем урок. Учитель зачитывает стихотворение:
Слава нашей стороне!
Слава нашей старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.
Времена теперь другие,
Как и мысли и дела –
Далеко ушла Россия
От страны, какой была.
Умный, сильный наш народ
Далеко глядит вперед,
А преданья старины
Забывать мы не должны.
Н. Кончаловская
2. Подготовка к изучению новой темы.
(имя ученика), на уроках истории мы много говорили с тобой о том, кем были наши предки, как появилось наше государство, кем были первые князья, какой вклад они внесли в развитие и становление Древней Руси, изучили культуру Древней Руси. Предлагаю тебе проверить полученные знания. На столе перед тобой лежат 5 карточек с вопросами. Тебе нужно прочитать вопрос и ответить на него.
1 карточка. Софийский собор в Киеве был построен в годы правления…(Ярослава);
2 карточка. «Откуда есть пошла земля Русская ...» содержится в «…» («Повести временных лет»);
3 карточка. Христианство на Руси было принято в …году? (988 год);
4 карточка. Автором «Слова о законе и благодати» является…. (Иларион Киевский);
5 карточка. Иллюстрации в рукописных книгах называются …(миниатюрами).
3. Изучение новой темы.
Сейчас мы переходим к изучению новой темы. Тема нашего урока: «Быт и нравы Древней Руси». Денис, запиши тему урока и план в тетрадь.
План урока:
- жилище древних славян (отличительные черты);
- мужская и женская одежда древних славян;
- военное дело.
Сегодня мы будем говорить о наших предках – славянах, об их быте, нравах.
(имя ученика), какое название имело наше государство? (Древняя Русь).
(имя ученика), поговорим о понятиях «быт» и «нравы».
Запишем в тетрадь определение «быт» - повседневная жизнь людей.
Запишем в тетрадь определение «нравы» - обычаи, уклады общественной жизни и повседневные отношения между людьми.
(имя ученика), давай узнаем о том, где и как жили древние славяне. Давай откроем в учебнике раздел 3 & 9 стр. 150 пункт 1 «Вотчина» и прочитаем этот пункт. (Ученик знакомится с текстом учебника).
Текст: большая часть населения Древней Руси проживала в сельской местности. Люди распахивали новые земли, разводили скот, бортничали, охотились. Часть населения Руси проживала в городах. Там проживали князья, княжеская дружина. Жили славяне большими семьями. Основное население Древней Руси проживало в небольших домах, в лесостепной зоне это были полуземлянки (жилища, пол которых был ниже уровня почвы). Зажиточные горожане жили в срубах нередко двухэтажных. Первый этаж был хозяйственным, а верхний – жилым. Здания состояли из нескольких комнат. Ремесленники обитали на городских окраинах в слободах (это район на окраине города, заселённый ремесленниками одной специальности). Они состояли из рубленных деревянных изб или глинобитных домиков.
Князья и бояре проживали в хоромах (жилой деревянный дом, часто из отдельных строений, соединенный сенями и переходами.) В хоромах размещалось отапливаемое помещение – изба, а так же холодные горницы - повалуши, летние спальни - клети. В богатых хоромах была ещё и гридница - большая парадная горница, где хозяин пировал со своей дружиной.
Итак, (имя ученика), какой вывод мы можем сделать по внутреннему убранству дома бояр и крестьян? (Ответы ученика, опираясь на прочитанный текст учебника).
Правильно, (имя ученика), по внутреннему убранству дома можно сказать, что бояре и крестьяне относились к разным слоям общества и жили в разных условиях. Знать проживала в больших роскошных теремах, а крестьяне имели маленький достаток и жили в маленьких избах и даже полуземлянках. (Вывод).
(имя ученика), а сейчас мы переходим к изучению особенностей мужской и женской одежды древних славян.
Нам, россиянам, русского костюма,
Историю полезно будет знать!
Костюм о людях призовет подумать.
О быте, нравах может рассказать.
(имя ученика), какие ты знаешь пословицы и поговорки об одежде человека?
Ученик зачитывает пословицы, которые знает об одежде.
Приобуть, приодеть, так и есть на что глядеть.
Не одежда красит человека, а человек одежду.
Одежда лучше новая, а друг – старый.
(имя ученика), а теперь отгадай загадки про одежду.
Злой на улице мороз.
Пальцы греются в перчатке.
В воротник закрылся нос.
Голова укрылась в ….. (шапка)
Важная функция есть у меня,
Брюки, штаны держу я всегда. (ремень)
Куртка нараспашку,
Под ней видна….. (рубашка)
Летняя, осенняя,
Зимняя, весенняя.
Капюшон и рукава.
Вас спасут наверняка. (куртка)
(имя ученика), предлагаю тебе прочитать & 9 стр. 152 пункт 2 «Свободные люди» и познакомиться с особенностями женской и мужской одежды жителей Древней Руси. (Ученик знакомится с текстом учебника).
(имя ученика), скажи пожалуйста, в чем заключались отличия женской одежды от мужской? (Ответы ученика).
Славянки носили длинную рубашку, поверх которой надевалась домотканая шерстяная юбка. Костюм знатной женщины отличался богатством тканей. Голову украшали лобные венчики и ободки, украшенные различными красивыми пластинами, орнаментами. Замужняя славянская женщина носила одну косу, а незамужние женщины носили несколько кос.
Мужская славянская одежда состояла из нескольких основных деталей: рубахи, штанов, а также верхнего одеяния в виде кафтана либо свиты. Рубашка имела прямые рукава у запястья, рукав обычно стягивался широкой тесьмой, а на груди красовалась вышитая вставка. Обязательно рубашку подвязывали поясом. Штаны – порты были узкие и по длине доходили до щиколоток. Детям шили рубашки из старой одежды родителей. Люди верили, что родительская рубашка защитит ребенка от всяких бед. Свою рубаху никому не отдавали и не продавали. Считалось, что с рубахой отдаешь свое счастье. Зимой носили шубы – кожухи. Ноги оборачивали кусками ткани – онучами, на которые надевали лапти из коры липы.
(имя ученика), давай запишем в тетрадь выводы по этому пункту.
Вывод: основные элементы одежды Древней Руси имели много общего у всех сословий. Богатые и бедные одевались одинаково. Одежда отличалась только качеством и разнообразием тканей.
(имя ученика), сейчас мы перейдем к повторению материала, который мы уже изучили ранее. Это военное дело и славянские воины.
(имя ученика), давай вспомним, чем был вооружен славянский воин? Что являлось его основным оружием. Давай откроем в учебнике Раздел 2 & 9 стр. 94 и повторим пункт «Оружие и доспехи славянских воинов».
Воины были хорошо вооружены. Лук со стрелами, копье, меч и секира всегда были при них. Однако копья часто ломались от сильных ударов. Тогда воины вынимали острый меч и секиру.(Вывод).
(имя ученика), а почему славяне приглашали в свои дружины варягов? (Ответы ученика).
Славяне приглашали к себе в дружину и варягов. Варяжские воины были сильными и смелыми. За воинское умение славяне их уважали и брали к себе в дружину. Варяжские воины честно служили и защищали.
Да, военному делу придавалось большое значение, так как врагов было много. И долг каждого мужчины был встать на защиту своего народа. (Вывод).
Физкультминутка (1 мин.)
(имя ученика), представим, что мы воины древнерусской армии.
Воины часто не досыпали из-за долгих боёв, глаза у них уставали и болели. Глазам необходимо отдохнуть. (Посмотреть вверх-вниз, по сторонам).
Шлем «Шишка» был железный и тяжёлый, шея у воинов затекала под его давлением, давай разомнём наши шеи. (Вращение головы влево – вправо).
Оружие у воинов Древней Руси было тяжёлое, поэтому руки у них сильно уставали. Необходимо размять наши руки. (Рывки рук вверх-вниз, в стороны).
Спина болела от долгой ходьбы и тяжёлой ноши, давай расслабим наши спины. (Наклоны туловища вправо – влево, вперед – назад).
Спасибо, мы продолжаем наш урок.
4. Закрепление изученного материала.
(имя ученика), скажи пожалуйста, что повлияло на формирование самобытности русского народа? (Ответы ученика).
Природно – климатический фактор;
творческое применение новых знаний и умений;
выносливость и трудолюбие народа.
5. Подведение итогов урока.
(имя ученика), как ты думаешь, полученные на уроке знания будут тебе полезны в жизни? (Ответ ученика).
Выставление оценки за урок.
6. Рефлексия.
Чтобы оценить свою работу на уроке ученику предлагается прием «Закончи предложение». Это задание выполняется устно, ученик читает начало предложения и заканчивает его сам, тем самым давая анализ своей работе на уроке.
7. Домашнее задание.
Раздел 3 & 9 стр. 150. В конце параграфа прочитать рассказ для дополнительного чтения «Русские красавицы». Описать по рассказу портрет русской красавицы.