kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Быт и нравы Древней Руси

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока разработан для индивидуальной формы обучения

Просмотр содержимого документа
«Быт и нравы Древней Руси»

Предмет: история Отечества

Класс: 7

Тема урока: «Быт и нравы Древней Руси».

Цель: познакомить учащегося с бытом и нравами Древней Руси.

Задачи:

образовательные: закрепить полученные на уроках истории знания, познакомить с особенностями жилища крестьян, горожан, повседневной женской и мужской одеждой, особенностями военного дела, сформировать у учащегося представление о разнице между образом жизни верхушки общества и основной массы населения;

развивающие: развивать умения анализировать и систематизировать материал, работать с полученной информацией, создать условия для развития устной речи и мышления учащегося;

воспитательные: формировать уважительное отношение к быту наших предков, вызвать интерес у учащегося к истории и культуре своего Отечества;

коррекционные: продолжить формирование навыков работы с текстом учебника, иллюстрациями, формировать умения анализировать и систематизировать исторические события и факты;

специальные: соблюдать динамические паузы, смену видов деятельности, создать комфортную рабочую атмосферу.

Форма работы на уроке: индивидуальная.

Методы обучения: наглядный, практический.

Оборудование: учебник, тетрадь, тематические карточки с заданием.

Тип урока: системно – деятельностной направленности, изучение нового материала с закреплением ранее изученного материала.

Структура урока:

  1. Организационно – мотивационный этап.

  2. Подготовка к изучению новой темы.

  3. Изучение новой темы.

  4. Закрепление изученного материала.

  5. Подведение итогов урока.

  6. Рефлексия.

  7. Домашнее задание.

1. Организационно – мотивационный этап.

Здравствуй, (имя ученика), надеюсь, что этот урок будет полезным для тебя. Посмотри, пожалуйста, все ли готово у тебя к уроку (тетрадь, учебник, ручка, дневник).

Итак, мы начинаем урок. Учитель зачитывает стихотворение:

Слава нашей стороне!

Слава нашей старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли.

Времена теперь другие,

Как и мысли и дела –

Далеко ушла Россия

От страны, какой была.

Умный, сильный наш народ

Далеко глядит вперед,

А преданья старины

Забывать мы не должны.

Н. Кончаловская

2. Подготовка к изучению новой темы.

(имя ученика), на уроках истории мы много говорили с тобой о том, кем были наши предки, как появилось наше государство, кем были первые князья, какой вклад они внесли в развитие и становление Древней Руси, изучили культуру Древней Руси. Предлагаю тебе проверить полученные знания. На столе перед тобой лежат 5 карточек с вопросами. Тебе нужно прочитать вопрос и ответить на него.

1 карточка. Софийский собор в Киеве был построен в годы правления…(Ярослава);

2 карточка. «Откуда есть пошла земля Русская ...» содержится в «…» («Повести временных лет»);

3 карточка. Христианство на Руси было принято в …году? (988 год);

4 карточка. Автором «Слова о законе и благодати» является…. (Иларион Киевский);

5 карточка. Иллюстрации в рукописных книгах называются …(миниатюрами).

3. Изучение новой темы.

Сейчас мы переходим к изучению новой темы. Тема нашего урока: «Быт и нравы Древней Руси». Денис, запиши тему урока и план в тетрадь.

План урока:

- жилище древних славян (отличительные черты);

- мужская и женская одежда древних славян;

- военное дело.

Сегодня мы будем говорить о наших предках – славянах, об их быте, нравах.

(имя ученика), какое название имело наше государство? (Древняя Русь).

(имя ученика), поговорим о понятиях «быт» и «нравы».

Запишем в тетрадь определение «быт» - повседневная жизнь людей.

Запишем в тетрадь определение «нравы» - обычаи, уклады общественной жизни и повседневные отношения между людьми.

(имя ученика), давай узнаем о том, где и как жили древние славяне. Давай откроем в учебнике раздел 3 & 9 стр. 150 пункт 1 «Вотчина» и прочитаем этот пункт. (Ученик знакомится с текстом учебника).

Текст: большая часть населения Древней Руси проживала в сельской местности. Люди распахивали новые земли, разводили скот, бортничали, охотились. Часть населения Руси проживала в городах. Там проживали князья, княжеская дружина. Жили славяне большими семьями. Основное население Древней Руси проживало в небольших домах, в лесостепной зоне это были полуземлянки (жилища, пол которых был ниже уровня почвы). Зажиточные горожане жили в срубах нередко двухэтажных. Первый этаж был хозяйственным, а верхний – жилым. Здания состояли из нескольких комнат. Ремесленники обитали на городских окраинах в слободах (это район на окраине города, заселённый ремесленниками одной специальности). Они состояли из рубленных деревянных изб или глинобитных домиков.

Князья и бояре проживали в хоромах (жилой деревянный дом, часто из отдельных строений, соединенный сенями и переходами.) В хоромах размещалось отапливаемое помещение – изба, а так же холодные горницы - повалуши, летние спальни - клети. В богатых хоромах была ещё и гридница - большая парадная горница, где хозяин пировал со своей дружиной.

 Итак, (имя ученика), какой вывод мы можем сделать по внутреннему убранству дома бояр и крестьян? (Ответы ученика, опираясь на прочитанный текст учебника).

Правильно, (имя ученика), по внутреннему убранству дома можно сказать, что бояре и крестьяне относились к разным слоям общества и жили в разных условиях. Знать проживала в больших роскошных теремах, а крестьяне имели маленький достаток и жили в маленьких избах и даже полуземлянках. (Вывод).

(имя ученика), а сейчас мы переходим к изучению особенностей мужской и женской одежды древних славян.

Нам, россиянам, русского костюма,

Историю полезно будет знать!

Костюм о людях призовет подумать.

О быте, нравах может рассказать.

(имя ученика), какие ты знаешь пословицы и поговорки об одежде человека?

Ученик зачитывает пословицы, которые знает об одежде.

Приобуть, приодеть, так и есть на что глядеть.

Не одежда красит человека, а человек одежду.

Одежда лучше новая, а друг – старый.

(имя ученика), а теперь отгадай загадки про одежду.

Злой на улице мороз.

Пальцы греются в перчатке.

В воротник закрылся нос.

Голова укрылась в ….. (шапка)



Важная функция есть у меня,

Брюки, штаны держу я всегда. (ремень)



Куртка нараспашку,

Под ней видна….. (рубашка)



Летняя, осенняя,

Зимняя, весенняя.

Капюшон и рукава.

Вас спасут наверняка. (куртка)

(имя ученика), предлагаю тебе прочитать & 9 стр. 152 пункт 2 «Свободные люди» и познакомиться с особенностями женской и мужской одежды жителей Древней Руси. (Ученик знакомится с текстом учебника).

(имя ученика), скажи пожалуйста, в чем заключались отличия женской одежды от мужской? (Ответы ученика).

Славянки носили длинную рубашку, поверх которой надевалась домотканая шерстяная юбка. Костюм знатной женщины отличался богатством тканей. Голову украшали лобные венчики и ободки, украшенные различными красивыми пластинами, орнаментами. Замужняя славянская женщина носила одну косу, а незамужние женщины носили несколько кос.

Мужская славянская одежда состояла из нескольких основных деталей: рубахи, штанов, а также верхнего одеяния в виде кафтана либо свиты. Рубашка имела прямые рукава у запястья, рукав обычно стягивался широкой тесьмой, а на груди красовалась вышитая вставка. Обязательно рубашку подвязывали поясом. Штаны – порты были узкие и по длине доходили до щиколоток. Детям шили рубашки из старой одежды родителей. Люди верили, что родительская рубашка защитит ребенка от всяких бед. Свою рубаху никому не отдавали и не продавали. Считалось, что с рубахой отдаешь свое счастье. Зимой носили шубы – кожухи. Ноги оборачивали кусками ткани – онучами, на которые надевали лапти из коры липы.

(имя ученика), давай запишем в тетрадь выводы по этому пункту.

Вывод: основные элементы одежды Древней Руси имели много общего у всех сословий. Богатые и бедные одевались одинаково. Одежда отличалась только качеством и разнообразием тканей.

(имя ученика), сейчас мы перейдем к повторению материала, который мы уже изучили ранее. Это военное дело и славянские воины.

(имя ученика), давай вспомним, чем был вооружен славянский воин? Что являлось его основным оружием. Давай откроем в учебнике Раздел 2 & 9 стр. 94 и повторим пункт «Оружие и доспехи славянских воинов».

Воины были хорошо вооружены. Лук со стрелами, копье, меч и секира всегда были при них. Однако копья часто ломались от сильных ударов. Тогда воины вынимали острый меч и секиру.(Вывод).

(имя ученика), а почему славяне приглашали в свои дружины варягов? (Ответы ученика).

Славяне приглашали к себе в дружину и варягов. Варяжские воины были сильными и смелыми. За воинское умение славяне их уважали и брали к себе в дружину. Варяжские воины честно служили и защищали.

Да, военному делу придавалось большое значение, так как врагов было много. И долг каждого мужчины был встать на защиту своего народа. (Вывод).

Физкультминутка (1 мин.)

(имя ученика), представим, что мы воины древнерусской армии.

Воины часто не досыпали из-за долгих боёв, глаза у них уставали и болели. Глазам необходимо отдохнуть. (Посмотреть вверх-вниз, по сторонам).

Шлем «Шишка» был железный и тяжёлый, шея у воинов затекала под его давлением, давай разомнём наши шеи. (Вращение головы влево – вправо).

Оружие у воинов Древней Руси было тяжёлое, поэтому руки у них сильно уставали. Необходимо размять наши руки. (Рывки рук вверх-вниз, в стороны).

Спина болела от долгой ходьбы и тяжёлой ноши, давай расслабим наши спины. (Наклоны туловища вправо – влево, вперед – назад).

Спасибо, мы продолжаем наш урок.

4. Закрепление изученного материала.

(имя ученика), скажи пожалуйста, что повлияло на формирование самобытности русского народа? (Ответы ученика).

Природно – климатический фактор;

творческое применение новых знаний и умений;

выносливость и трудолюбие народа.

5. Подведение итогов урока.

(имя ученика), как ты думаешь, полученные на уроке знания будут тебе полезны в жизни? (Ответ ученика).

Выставление оценки за урок.

6. Рефлексия.

Чтобы оценить свою работу на уроке ученику предлагается прием «Закончи предложение». Это задание выполняется устно, ученик читает начало предложения и заканчивает его сам, тем самым давая анализ своей работе на уроке.




7. Домашнее задание.

Раздел 3 & 9 стр. 150. В конце параграфа прочитать рассказ для дополнительного чтения «Русские красавицы». Описать по рассказу портрет русской красавицы.























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Быт и нравы Древней Руси

Автор: Оськина Лариса Валериевна

Дата: 04.03.2019

Номер свидетельства: 502176

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(45) "Быт и нравы Древней Руси "
    ["seo_title"] => string(26) "byt-i-nravy-drievniei-rusi"
    ["file_id"] => string(6) "203514"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1429511097"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Урок на тему: "Древняя Русь" "
    ["seo_title"] => string(28) "urok-na-tiemu-drievniaia-rus"
    ["file_id"] => string(6) "232558"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442858070"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Народное искусство Древней Руси "
    ["seo_title"] => string(34) "narodnoie-iskusstvo-drievniei-rusi"
    ["file_id"] => string(6) "138418"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417536460"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Методическая разработка урока истории: "Быт и нравы Древней Руси""
    ["seo_title"] => string(60) "mietodichieskaiarazrabotkaurokaistoriibytinravydrievnieirusi"
    ["file_id"] => string(6) "315931"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1459990758"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Календарно-тематическое планирование по литературе в 7 классе. "
    ["seo_title"] => string(70) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-litieraturie-v-7-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "224220"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1438603757"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства