Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию "Семья Древней Руси"
Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию "Семья Древней Руси"
Цель: познакомить детей со старинными семейными обычаями.
Задачи:
Образовательные задачи. Дать представление детям о представлений о старинных семейных обычаях. Учить изготавливать оберег «подковку». Обогатить словарный запас существительными: оберег, колыбелька, чугунок и другие.
Развивающие задачи. Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о старинных семейных обычаях. Развивать связную речь, внимание, память, мышление. Развивать художественно-творческие способности детей.
Воспитательные задачи. Воспитывать интерес к истории Родины, чувство гордости и уважения к своему народу. Воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору.
Методы и приемы: наглядный, практический, игровой, беседа, показ, объяснение.
Формы и виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная.
Материалы и оборудование: словарь Ожегова, аудиозаписи с русской народной музыкой, атрибуты русской избы, русские народные костюмы, кукла, уголек, зернышки, монетки, кувшин с водой, ушат, полотенце, русская рубашка, колыбелька, хлеб и соль, заготовки для изготовления подковы оберега.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию "Семья Древней Руси"»
Конспект открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию
Тема: « Семья Древней Руси» в 7 классе
Воспитатель: Пивоварова Ж.В.
Цель: познакомить детей со старинными семейными обычаями.
Задачи:
Образовательные задачи. Дать представление детям о представлений о старинных семейных обычаях. Учить изготавливать оберег «подковку». Обогатить словарный запас существительными: оберег, колыбелька, чугунок и другие.
Развивающие задачи. Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о старинных семейных обычаях. Развивать связную речь, внимание, память, мышление. Развивать художественно-творческие способности детей.
Воспитательные задачи. Воспитывать интерес к истории Родины, чувство гордости и уважения к своему народу. Воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору.
Методы и приемы: наглядный, практический, игровой, беседа, показ, объяснение.
Формы и виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная.
Материалы и оборудование: словарь Ожегова, аудиозаписи с русской народной музыкой, атрибуты русской избы, русские народные костюмы, кукла, уголек, зернышки, монетки, кувшин с водой, ушат, полотенце, русская рубашка, колыбелька, хлеб и соль, заготовки для изготовления подковы оберега.
Воспитательные задачи.
Воспитывать интерес к истории Родины, чувство гордости и уважения к своему народу
Воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору; чувство эмпатии.
Методы и приемы: наглядный, практический, игровой, беседа, показ, объяснение.
Формы и виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-
исследовательская, продуктивная.
Материалы и оборудование: аудиозаписи с русской народной музыкой, атрибуты русской избы, русские
Личностные действия: готовность к сотрудничеству, самоанализ и самоконтроль результата.
Регулятивные действия: определение уровня усвоения знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от условий, умение контролировать процесс и результат своей деятельности.
Познавательные действия: развитие познавательных интересов, уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иметь добывать информацию из дополнительных источников.
Коммуникативные действия: уметь работать в группе, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других. Аргументировать своё мнение.
Воспитатель: Ребята хочу предложить начать наше занятие но прежде давайте встанем в круг и возьмёмся за руки пожелаем друг другу удачи успехов и я уверена что у нас с вами все получится.
Дети: пожелания
Рассаживаются на стульчики.
2 этап Актуализации знаний.
В начале нашего занятия я хочу предложить вам игру. Давайте мы немного поиграем!? Игра «"Назови, кто кем кому приходится". Кем приходится мальчик маме? (Сыном) Кем приходится девочка папе? (дочерью) А для бабушки кем приходится мальчик? (Внуком) А для дедушки кем приходится девочка? (Внучкой) Кем приходится девочка для мальчика? (Сестрой) А он ей? (Братом)
Воспитатель: А кто они все вместе?
Дети: Семья.
Воспитатель: Итак, о чем мы сегодня будем говорить?
Ответы детей.
Воспитатель: Что же такое семья?
Дети: работа со словарём. - Семья - это люди, которые живут вместе и любят друг друга, ухаживают друг за другом, помогают друг другу. А еще, ребята, всех членов семьи называют родственниками. Слово «род» означает "одна большая семья". Родственники - это люди, родные друг другу: братья, сестры, мамы, папы, бабушки и дедушки.
Воспитатель: А какие бывают семьи? Дети: - Семьи бывают маленькие и большие, счастливые и веселые, дружные и гостеприимные, трудолюбивые и жизнерадостные. Воспитатель: - Расскажите о своей семье: какая она у вас? Сколько человек в вашей семье? Как их зовут? Кто самый старший в семье? Кто самый младший? Есть брат или сестренка? Кто чем занимается в семье? Чем занимается папа? Чем занимается мама? Как ты заботишься о других членах своей семьи? (ответы детей по желанию)
Воспитатель: - Зачем человеку семья? Ответы детей: (Чтобы любили, жалели, хвалили, учили, как жить.) - Как должны относиться люди друг к другу в семье? Дети: ( Дружить, любить, ухаживать, защищать.) Воспитатель:- Какие вы, ребята, молодцы, все знаете про семью и родственников . Вывод: о чем мы будем говорить на занятии. Ответы детей Семье. 3. Основная часть
Воспитатель: Сегодня я приглашаю вас в гости – в добрую избу к старославянской семье, заглянуть в старину древнюю, старину русскую
4. Работа в группе – творческие задания.
Воспитатель: А для того, чтобы заглянуть
Но чтобы попасть в старину нам надо внимательно выполнить задание.
- Перед нами лежит камень. Где его можно встретить, ребята?
Дети:
- Он встречается во многих рус.нар.сказках. Камень, который указывает нам путь. А камень – не простой, на нем что-то написано. Вам интересно знать?
Направо пойдешь – далеко не уйдешь.
Налево пойдешь – в чужой класс попадёшь.
Прямо пойдешь – много интересного найдешь.
- Так в какую же сторону мы пойдем?
Ответы д.
У меня есть волшебный клубочек он у укажет нам дорогу . Передовая друг другу клубочек .
Ребята возьмитесь за ниточку и все вместе отправимся в путешествие.
Дети проходят в зону «изба».
Воспитатель:- Проходите, девицы красные, молодцы добрые, милости просим! Будьте как дома, присаживайтесь!
Просмотр и работа с презентацией.
Воспитатель: Ребята вот мы и попали в древную Русь. Еще, ее называли (Деревянной).
- А знаете, почему Русь называли деревянной?
(Дети рассуждают). Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называют избами. И все-то в избе было сделано из дерева: и пол, и потолок, и стены, и мебель, и посуда. Как вы думаете, почему? Да, люди жили среди полей, в окружении лесов. Лес давал человеку кров, кормил, обувал, одевал. Крестьянский дом называли родным, родимым.
Воспитатель: На Руси считалось, что дерево благоприятно влияет на человека, оно полезно для его здоровья. Именно дерево с давних пор считается символом рождения жизни и ее продолжения. Избы в старину строили из ели или сосны. От бревен в избе стоял приятный смолистый запах.
Крестьянин ставил дом прочно, на века. Избу крестьянин строил сам или нанимал опытных плотников.
Воспитатель: Вам хочется заглянуть в русскую избу. Какова же была там обстановка?
Какая была мебель, посуда?
Ответы детей: Да
Воспитатель: Обстановка была скромная, строгая, все на своих местах, все для пользы дела.
Оказывается, при входе в избу можно было споткнуться. Знаете, почему?
Ответы детей:
В избе был высокий порог и низкая притолока. Так крестьяне берегли тепло, старались его не выпускать.
Воспитатель: Вот мы в избе. Ребята, а я предлагаю вам отгадать загадки.
- Шуба в избе, рукав на улице. (Печь)
- Что из избы не вынесешь? (Печь)
- Правильно, ребята. Самое главное в русской избе – это печь. Центральное место занимает печь. От расположения печи зависела вся внутренняя планировка избы. Печь ставили так, чтобы она была хорошо освещена, и подальше от стены, чтобы не случилось пожара Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки тепло и уютно. Русская печь существует около 4-х тысяч лет. Раньше говорили: «Печь нам – мать родная». Приготовленные в русской печке кушанья отличались особым вкусом и ароматом. Раньше говорили «Что в печи, - на стол мечи»
Воспитатель: Пространство между стеной и печью называется «запечье». Там хозяйка хранила приспособления, необходимые для работы:
Что же это за приспособления?
Ответы уч.
( ухваты, большую лопату, кочергу.)
На шестке у печи стояли чугуны, горшки. В нише под шестком хранили инвентарь, дрова. В печи были маленькие ниши для сушки рукавиц, валенок.
На печи спали дети и старики. Молодым и здоровым на печи лежать не разрешалось.
Воспитатель: Ребята, о лентяях как говорили?
Ответы детей:
«Он на печи протирает кирпичи».
Больше всего времени у печи проводила хозяйка. Ее место у печи называлось «бабий кут» (то есть «женский угол»). Здесь хозяйка готовила еду, здесь в специальном шкафу – «посуднике» хранилась кухонная посуда. Около печи было много полок, на полках вдоль стен стояли кринки для молока, глиняные и деревянные миски, солонки.
Другой угол около двери был мужским. Он назывался «коник». На лавке делали узор в виде конской головы. На этой лавке работал хозяин. Иногда он на ней и спал. Свои инструменты хозяин хранил под лавкой. В мужском углу висела сбруя, одежда.
Воспитатель: В крестьянском доме все было продумано до мелочей. На центральной балке - «матице» делали железное кольцо и крепили детскую люльку. Крестьянка, сидя на лавке, вставляла ногу в петлю, качала люльку, а сама работала: пряла, шила, вышивала.
В наше время уже нет таких люлек, дети спят в красивых детских кроватках.
Главный угол в крестьянской избе назывался «красный угол».
Воспитатель:Как вы думаете ребята почему?
Ответы детей:
- В красном углу, самом чистом и светлом, размещалась божница – полочка с иконами. Божница заботливо украшалась нарядным полотенцем – «рушником». Иногда божницу подсвечивали лампадкой – сосудом с маслом или свечами.
- Входящий в избу человек обязательно снимал шапку, поворачивался лицом к иконам, крестился, низко кланялся. И только потом входил в дом. Иконы бережно хранили и передавали из поколения в поколение.
- Обеденный стол по православному обычаю всегда ставился в красном углу. За столом вся семья «трапезничала» - принимала пищу. Стол обычно накрывался скатертью. На столе всегда стояла солонка, и лежал каравай хлеба: соль и хлеб были символами благополучия и достатка семьи.
- Большая крестьянская семья за столом рассаживалась согласно обычаю. Почетное место во главе стола занимал отец – «большак». Справа от хозяина на лавке сидели сыновья. Левая лавка была для женской половины семейства. Хозяйка к столу присаживалась редко, да и то с краю лавки. Она хлопотала у печи, подавала на стол еду. Дочери ей помогали.
- Усевшись за стол, все ждали, когда хозяин скомандует: «С Богом, начали», и только после этого начинали есть. За столом нельзя было громко разговаривать, смеяться, стучать по столу, вертеться, спорить. Родители говорили, что от этого слетятся к столу голодные «злыдни» - уродливые человечки, принесут голод, нищету и болезни.
- Особенно почтенно крестьяне относились к хлебу. Хозяин отрезал от каравая и раздавал каждому его долю хлеба. Ломать хлеб было не принято. Если хлеб падал на пол, его поднимали, целовали, просили у него прощения.
- Соль тоже почитали. Ее подавали к столу в красивых плетеных или деревянных «солонцах».
Воспитатель:Гостеприимство было правилом русской жизни, обычаем, который русские люди соблюдают до сих пор.
- Ребята как приветствуют хозяев люди, вошедшие в дом во время принятия пищи?
Ответы детей:
«Хлеб да соль»
Воспитатель:
Быт крестьян. Много предметов использовалось в русском быту. И почти все они делались собственными руками. Самодельной была и мебель – стол, лавки, прибитые к стенам, переносные скамьи.
В каждой семье были - лубяные сундучки, обитые железом деревянные сундуки. В сундуках хранили семейные ценности: одежду, приданое. Сундуки закрывались на замки. Чем больше было сундуков в доме, тем богаче считалась семья.
Особой гордостью хозяек были прялки: точеные, резные, расписные, которые обычно ставили на видное место. Прялки были не только орудием труда, но и украшением жилища. Считалось, что узоры на прялках оберегают жилище от сглаза и лихих людей.
В крестьянской избе было много посуды:
Из чего она была сделана ребята?
Ответы детей: глины, бересты.
Воспитатель:
глиняные горшки и латки (низкие плоские миски), кринки для хранения молока, разных размеров чугуны, ендовы и братины для кваса. Использовали в хозяйстве разные бочки, кадки, чаны, ушаты, лохани, шайки.
Сыпучие продукты хранили в деревянных поставцах с крышками, в берестяных туесах. Использовались также плетеные изделия – лукошки, короба.
Воспитатель:
Ребята предлагаю вам загадки.
У каждого на рабочем месте имеется конвертик с загадкой.
Индивидуальный конверт с картинкой.
Загадки:
Дети работают с заданием
- Кто в избе рогат? (Ухват)
- Рогат, да не бык. Хватает, да не ест. Людям отдает, а сам на отдых идет (Ухват)
- Чем больше я кручусь, тем толще становлюсь (Веретено).
- Полный двор красных коров, черная зайдет – всех выгонит (Кочерга)
- Сотни глаз, а сам слепой, засорил глаза мукой (Сито)
- 2 брата пузатеньких под гору бегут. Один горбатенький за вихор держит ( Ведра и коромысло)
(«Раньше воду носили с помощью коромысла»)
- Красный петушок по жердочке бежит? ( Горящая лучина)
- Каким инструментом можно щи хлебать? (Ложкой деревянной)
- Стоит толстячок, блестящий бочок, шипит, кипит, всем чай пить велит (Самовар)
- Он по горнице гуляет пыль и мусор собирает (Веник)
- А чем можно было написать письмо? Ведь ручек тогда еще не было? (Пером)
Молодцы ребята!
Воспитатель:
А сейчас предлагаю вам рассмотреть настоящую славянскую семью (показ картины).
Ребята расскажите кого вы видите на картине?
Ответы детей:
« Это большая русская семья. Люди здесь родные друг другу. Самые старшие члены семьи – это дедушка и бабушка. В старину в семьях почитали, уважали старших, во всем их слушались, не перебивали и не капризничали. Родители, дедушки и бабушки учили детей и внуков всему, передавали им жизненный опыт»
Дети обращались к своим родителям на «Вы», с почтением, ласково. Отца величали - батюшкой, мать – матушкой. Детей - сестрицей, братцем. А также называли – тетушка, дядюшка.
Воспитатель:
Дети во всем помогали родителям, дочь помогает своей матушке готовить еду. С детства воспитывали в детях привычку к труду, трудолюбие.
А чем в это время занята сама матушка?
Дети
Матушка прядет пряжу.
Воспитатель:
- Я предлагаю дидактическую игру " Четвертый лишний".
Задание такое: определить, кто из этих людей не является родственником? * Мама, соседка, бабушка, сестра. * Бабушка, подруга, сестра, мама. * Сестра, портниха, бабушка, брат. * Плотник, брат, папа, дедушка. * Дедушка, папа, кучер, отец
Ответы детей:
Воспитатель:
- Дети, посмотрите, вот кто у нас плачет – малыш. Это кукла-малыш. Он только сегодня родился, поэтому он и плачет. Давайте его покачаем.
Ребенок, доставший куклу, качает, плач стихает.
Воспитатель:
- С давних времен, когда ребенок рождается, родители ему придумывают имя. Давайте и мы придумаем нашему ребеночка имя, но только имя будет не простое, а старинное. Дети, какие вы знаете русские старинные имена?
Дети предлагают имена, выбирают одно имя — ребеночка называют ….Матвей
Воспитатель:
- Дети, а вы знаете, что сейчас, пока ребеночек маленький, его все будут называть ласково ….. А когда он вырастет, то его уже будут называть …. Мы растем, и имя наше растет. А вы знаете, как вырастет ваше имя? Как вас будут называть, когда вы станете большими?
Ответы детей: Сейчас меня зовут Маша, а когда я вырасту, то меня будут звать Марией и т. д.
Воспитатель:
- Молодцы. Вот мы и познакомились с Матвеем… и назвали ему свои имена.
А вы знаете, что обозначает имя …Матвей ?
(Дети высказывают предположения).
Воспитатель:
-Матвей - Богом данный. Дети, а вы знаете, что означают ваши имена?
Ответы детей.
Воспитатель: — Молодцы, какие у вас интересные имена! Но наши имена не принадлежат только нам. Многие люди носят одинаковые имена. Как называют таких людей?
Дети:
- Тезки.
Воспитатель:
- Молодцы!
Дети, посмотрите, здесь для Матвейки приготовлены вещи, что же это?
Показывает поочередно: уголек, зернышки, монетки.
Дети:
- Уголек, зернышки, монетки.
Воспитатель:
- А кто знает, зачем нашему малыши эти вещи?
Дети:
- Их клали, когда купали ребенка.
Воспитатель:
- Да, правильно, раньше, на Руси, давным-давно, во времена наших прабабушек и прадедушек, эти вещи клали в таз с водой, когда ребеночка в первый раз купали. Давайте и мы с вами тоже их положим нашему …Матвею.
Воспитатель кладет уголек:
Воспитатель:
- А что говорили, когда клали уголек?
Дети:
- Привыкай к домашнему теплу.
(Первый ребенок кладет зернышки).
Воспитатель:
- А что говорили, когда клали зернышко?
Дети:
- Будь всегда сыт.
(Второй ребенок кладет денежку).
Воспитатель:
- А что говорили, когда клали монетку?
Дети:
- Будь всегда богат.
(Воспитатель берет одного ребенка, он купает куклу.)
Воспитатель:
Водичка, водичка,
Умой Ване личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
- Дети, вот мы помыли, вытерли Матвея…. После купания ребенка одевали. А одевали его не простую одежду, а в отцову рубаху.
Воспитатель:
- А почему ребеночка одевали в отцову рубашку?
Дети:
- Чтобы ребенок был похож на отца и матушку.
Воспитатель:
- Да, родители хотели, чтобы ребеночек, когда вырос, тоже был таким же работящим, честным, как и они. Посмотрите, какая рубашка, какая она?
Дети:
- Красная, красивая, праздничная.
Воспитатель:
- Давайте и мы оденем ….
Дети одевают куклу.
Воспитатель:
- А когда одевали рубашку, родители приговаривали:
«Расти хорошо малыш, будь похож на отца с матерью, трудись, как они трудятся, отдыхай, как они отдыхают».
Воспитатель:
- Одели ребеночка, а дальше нужно уложить его.
Воспитатель:
- А куда клали спать ребеночка?
Дети: В колыбельку.
Воспитатель:
- А что же такое колыбелька?
Дети:
- Это кроватка, куда клали малыша и качали.
Воспитатель:
- Дети, а посмотрите, что я нашла в колыбельке. Что это?
(Показывает детям кусочек хлеба и соли, дает попробовать).
Воспитатель:
- Что же это?
Дети:
- Хлеб и соль.
Воспитатель:
- Правильно, хлеб да соль. Вы знаете, что на Руси хлебом-солью всегда встречали дорогих, долгожданных гостей.
Дети кладут в колыбельку.
Воспитатель:
- А когда укладывали спать ребенка, пели колыбельную.
- А что такое колыбельная?
Дети:
- Это песенка, под которую засыпает ребенок.
Воспитатель:
- Дети, давайте и мы споем колыбельную для ….
(Дети поют совместно с воспитателем).
Воспитатель:
- Вот и уснул наш …. А когда вы вырастете, вы тоже будете петь колыбельную для своих деток. Вот так проходил первый день рождения родившегося ребеночка на Руси.
И пока в свой первый день ребеночек спал, родные не отдыхали, а принимались мастерить ему подарки, ведь рождение ребёнка было большим праздником. В этот день организовывали праздничный стол с угощениями. Гости дарили подарки. Эта традиция сохранилась до наших дней.
Воспитатель: Как вы думаете, что гости на Руси дарили имениннику?
Дети: (Дети высказывают предположения).
Воспитатель: Да, кто рубашку сошьет, кто носочки свяжет, кто игрушку смастерит. Дети, давайте и мы с вами сделаем подарок для Матвея – и не простой подарок, а настоящий оберег.
Воспитатель: Дети, а что такое оберег?(предположения детей)
Дети: Это предмет, который защищал и охранял людей от бед, он защищал ребенка от беды.
ВоспитательДети, а вы хотите тоже сделать Матвею подарок, чтобы он оберегал его от бед?
Ответы детей:
Ну, тогда садитесь за столы. Перед вами образец оберега в форме подковы.
Воспитатель: А почему подкова?
Дети: подковы делали из железа, оно крепкое.
Воспитатель: Да ребята, железо само по себе обладает сильными защитными свойствами. А ржавое железо (поскольку новые подковы, само собой разумеется, не вывешивали) еще и притягивало к себе болезни, не пуская их к хозяевам дома.
Творческая работа детей.
(Под звучание русских народных мелодий дети, проявляя творчество и фантазию украшают свою подкову, выбрав предложенный материал :соленое тесто, краски, гуашь, цветная бумага, цветные салфетки , клей и т.д., )
Подведение итогов творческой работы , рефлексия:
В: Посмотрите-ка ребята красивые получились у нас подарки обереги?
(Дети рассматривают поделки, отмечают, что все они разные, отличаются друг от друга узорами, цветом красок. Воспитатель хвалит детей за проявленную фантазию и творчество.
Физминутка:
Игра « Горелки»
- Дети, вы устали, давайте мы отдохнем? На днях рождения, гости попусту не сидели, а водили хороводы, играли. А хотите поиграть в самую настоящую старинную русскую игру? Давайте мы поиграем в игру ручеёк, горелки.
(Игроки располагаются попарно, взявшись за руки и образуя колонну).
Водящий встает впереди. Все хором громко говорят или распевают:
«Гори-гори ясно, Чтобы не погасло. И раз, и два, и три. Последняя пара, беги!»
В любом случае, при слове «беги» стоящие в последней паре размыкают руки и мчатся в начало колонны, обегая ее с разных сторон (один — слева, другой — справа), а водящий пытается поймать кого-то из них до того как пара, встретившись, вновь возьмется за руки.
Если это получается, то вместе с пойманным игроком водящий встает в первую пару колонны, а тот, кого не поймали, становится водящим.
ЖМУРКИ «Обыкновенные жмурки»
Одному из играющих — жмурке завязывают глаза, отводят его на середину комнаты и заставляют повернуться несколько раз вокруг себя, затем переговариваются с ним, например: «Кот, кот, на чём стоишь?» — «На квашне». — «Что в квашне?» — «Квас». — «Лови мышей, а не нас». После слов участники игры разбегаются, а жмурка их ловит. Кого он поймал, тот становится жмуркой.
Правила.
Если жмурка подойдёт близко к какому-либо предмету, о который можно удариться, играющие должны его предупредить, крикнуть: «Огонь!»
Нельзя кричать «Огонь!» с целью отвлечь жмурку от игрока, который не может убежать от него.
Играющие не должны прятаться за какие-либо предметы или убегать очень далеко.
Играющие могут увёртываться от жмурки, приседать, проходить на четвереньках.
Пойманного игрока жмурка должен узнать, назвать по имени, не снимая повязки.
Воспитатель:
- Дети, понравилась игра? А теперь давайте подарим Матвею наши обереги и пусть каждый пожелает ему что-нибудь.
Дети:
- Никогда не болей, будь здоров.
- Расти сильным, крепким да удалым.
- Слушай отца-батюшку да родную матушку.
- Будь добр и пусть встречаются добрые люди.
- Пусть живет-поживает, да добра наживает.
Подведение итогов занятия, рефлексия - Ребята, давайте вспомним, что нового вы узнали сегодня? И понравилось ли вам наше занятие путешествие? Дети: (дети встают в круг, воспитатель берет клубочек) Ребята, одному из вас я задам вопрос и ответив на вопрос передавайте клубочек другому. Что такое семья? Кто такие родственники? Как другими словами можно назвать папу и маму? Как люди должны жить в семье? Ответы учащихся. - Ребята, пожелайте своей семье что-нибудь сердечное. ( Я люблю свою семью, потому что она …) (крепкая, дружная, лучшая) Семья - это труд, друг о друге забота, Семья -это много домашней работы. Семья - это важно! Семья - это сложно! Но счастливо жить одному невозможно. Всегда будьте вместе, любовь берегите, Обиды и ссоры подальше гоните. Хочу чтоб про нас говорили друзья: Какая хорошая Ваша семья! - Ребята, а давайтена память о нашем занятие подарим обереги нашим гостям.
(Каждому гостью вручается оберег.)
Воспитатель:Ребята, благодарю вас за активную работу на занятие.
Хлеб да соль вам. В долгий век и добрый час.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. В.С.Горичева, М.И.Нагибина «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина». Ярославль, «Академия развития», 1998- 190 с.
2. Н.М.Калашникова «Народный костюм». Москва, «Сварог и К», 2002 – 374 с.
3. О.Л.Князева «Как жили люди на Руси». Санкт – Петербург, «Детство-Пресс», 1998 – 24 с.
4. М.В.Короткова «Путешествие в историю русского быта». Москва, «Дрофа», 2003 – 256 с.
5. Л.С.Куприна, Т.А.Бударина и др. «Знакомство детей с русским народным творчеством». Санкт – Петербург, «Детство- Пресс», 2004 – 400 с.
6. Г.В.Лунина «Воспитание детей на традициях русской культуры». Москва, «Элизе трейдинг», 2004 – 128 с.
7. Л.В.Соколова, А.Ф.Некрылова «Воспитание ребенка в русских традициях». Москва, «Айрис-Пресс», 2003 – 196 с.
8. Каталог уральской народной росписи крестьянских домов и предметов быта в собрании Нижнесинячихинского музея – заповедника, Свердловск, «Уральский рабочий», 1988 – 199 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Распределение трудовых обязанностей в деревенской семье по половому признаку. Семьи у крестьян были большие и дружные. Многодетные родители с любовью и заботой относились к своим детям. Они считали, что к 7-8 годам дите уже «входит в разум» и начинали обучать его всему тому, что знали и умели сами.
Отец наставлял сыновей, а мать обучала дочерей. С малых лет каждый крестьянский ребенок готовил себя к будущим обязанностям отца – главы и кормильца семьи или матери – хранительницы домашнего очага.
Родители учили детей ненавязчиво: сначала ребенок просто стоял рядом со взрослым и смотрел, как тот работает. Потом ребенок начинал подавать инструменты, поддерживать что-нибудь. Он уже становился помощником.
Через какое-то время ребенку уже доверяли выполнение части работы. Тогда ребенку уже делали специальные детские инструменты: молоточек, грабельки, веретено, прялочку.
Родители учили, что свой инструмент – дело важное, его никому нельзя давать – «спортят», и у других инструменты брать нельзя. «Хороший мастер работает только своим инструментом», - поучали родители.
За выполненное дело ребенка хвалили, одаривали. Первое изделие, сделанное ребенком, ему же и доставалось: ложка, лапти, рукавички, фартук, дудочка.
Сыновья были главными помощниками отца, а дочки помогали матери. Мальчики вместе с отцом мастерили из разного материала игрушки – самоделки, плели лукошки, короба, лапти, выстругивали посуду, домашнюю утварь, изготавливали мебель.
Каждый крестьянин умел мастерски плести лапти. Лапти мужчины плели для себя и для всей семьи. Старались сделать их крепкими, теплыми, непромокаемыми.
Отец помогал мальчикам, наставлял советом, похваливал. «Дело учит, мучит, да кормит», «Лишнее ремесло за плечами не виснет», - приговаривал отец.
В каждом крестьянском дворе обязательно была скотина. Держали корову, лошадь, коз, овец, птицу. Ведь скотина давала много полезных продуктов для семьи. За скотиной ухаживали мужчины: кормили, убирали навоз, чистили животных. Женщины доили коров, выгоняли скотину на пастбище.
Главным работником в хозяйстве была лошадь. Весь день лошадь работала в поле с хозяином. Пасли лошадей ночью. Это была обязанность сыновей.
Для лошади нужны были разные приспособления: хомуты, оглобли, вожжи, уздечки, сани, телеги. Все это хозяин изготавливал сам вместе с сыновьями.
С раннего детства любой мальчик мог запрячь лошадь. С 9 лет мальчика начинали учить ездить верхом и управлять лошадью. Нередко мальчиков 8-9 лет отпускали в пастушки, он работал «в людях», пас стадо и зарабатывал немного – еду, подарки. Это была помощь семье.
С 10-12 лет сын помогал отцу в поле – пахал, боронил, подавал снопы и даже молотил.
К 15-16 годам сын превращался в главного помощника отца, работающего наравне с ним. Отец находился всегда рядом и помогал, подсказывал, поддерживал. В народе говорили: «Отец сына не на худо учит», «С ремеслом весь свет пройдешь – не пропадешь».
Если отец ловил рыбу, то сыновья тоже были рядом с ним. Это была для них игра, радость, а отец гордился, что у него растут такие помощники.
Справляться со всеми женскими работами девочек учили мама, старшая сестра и бабушка.
Девочки учились делать тряпичных кукол, шить для них наряды, плели из кудели косы, украшения, шили головные уборы. Девочки старались: ведь по красоте кукол люди судили, какая она мастерица.
Затем девочки играли с куклами: «ходили в гости», убаюкивали, пеленали, «справляли праздники», то есть жили вместе с ними кукольной жизнью. В народе считалось, что если девочки охотно и бережно играют в куклы, то в семье будет прибыль, достаток. Так через игру девочки приобщались к заботам и радостям материнства.
Но в куклы играли только младшие дочери. Когда они подрастали, мать или старшие сестры обучали их уходу за грудными детьми. Мать на целый день уходила в поле или была занята во дворе, в огороде, и девочки почти полностью заменяли мать. Девочка – нянька целый день проводила с ребенком: играла с ним, успокаивала, если он плакал, баюкала. Иногда опытных девочек – нянек отдавали в другую семью «внаем». Даже в 5-7 лет они нянчили чужих детей, зарабатывая для себя и семьи: платочки, отрезы материи, полотенца, еду.
Так и жили: младшие девочки – няньки водятся с малышом, а старшие дочери помогают матери в поле: вяжут снопы, собирают колоски.
В 7 лет крестьянских девочек начинали учить прясть. Первую небольшую нарядную прялочку дочери дарил отец. Дочери учились прясть, шить, вышивать под руководством матери.
Часто девочки собирались в одной избе на посиделки: беседовали, пели песни и работали: пряли, шили одежду, вышивали, вязали варежки и носки для братьев, сестер, родителей, вышивали полотенца, вывязывали кружева.
В 9 лет девочка уже помогала метрии готовить еду.
Ткань для одежды крестьяне тоже делали сами дома на специальных ткацких станках. Ее так и называли – домотканая. Всю зиму пряли кудели (нити), а весной начинали ткать. Девочка помогала маме, а к 16 годам ей доверяли ткать самостоятельно.
Также девочку учили обихаживать скотину, доить корову, жать снопы, ворошить сено, стирать белье в речке, готовить еду и даже печь хлеб. Матери говорили дочкам: «Не та родна дочь, что бежит от дела прочь, а та дочь родна, что на всякой работе видна».
Таким образом в крестьянских семьях вырастали «добры молодцы» - отцовы помощники, да «красны девицы» - умелицы – рукодельницы, которые, взрослея, передавали мастерство своим детям и внукам.