kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию "Семья Древней Руси"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Цель: познакомить детей со старинными семейными обычаями.

Задачи:

 Образовательные задачи. Дать представление детям о представлений  о старинных семейных обычаях.  Учить изготавливать оберег «подковку».  Обогатить  словарный  запас  существительными:  оберег,  колыбелька,  чугунок и другие. 

Развивающие задачи. Развивать познавательную активность детей в процессе формирования  представлений  о старинных семейных обычаях.  Развивать связную речь, внимание, память, мышление.  Развивать художественно-творческие способности детей. 

Воспитательные задачи. Воспитывать интерес к истории Родины, чувство гордости и уважения к своему народу. Воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору.

Методы и приемы: наглядный, практический, игровой, беседа, показ, объяснение.

Формы  и  виды   деятельности:  игровая,  двигательная,  коммуникативная,  познавательно-исследовательская, продуктивная.

 Материалы и оборудование: словарь Ожегова, аудиозаписи с русской народной музыкой,  атрибуты русской избы, русские народные костюмы,  кукла, уголек, зернышки, монетки,  кувшин с водой, ушат, полотенце, русская рубашка, колыбелька,  хлеб и соль, заготовки для изготовления подковы оберега.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию "Семья Древней Руси"»

Конспект открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию

Тема: « Семья Древней Руси» в 7 классе

Воспитатель: Пивоварова Ж.В.


Цель: познакомить детей со старинными семейными обычаями.


Задачи:

Образовательные задачи. Дать представление детям о представлений о старинных семейных обычаях. Учить изготавливать оберег «подковку». Обогатить словарный запас существительными: оберег, колыбелька, чугунок и другие.

Развивающие задачи. Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о старинных семейных обычаях. Развивать связную речь, внимание, память, мышление. Развивать художественно-творческие способности детей.

Воспитательные задачи. Воспитывать интерес к истории Родины, чувство гордости и уважения к своему народу. Воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору.

Методы и приемы: наглядный, практический, игровой, беседа, показ, объяснение.

Формы и виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная.

Материалы и оборудование: словарь Ожегова, аудиозаписи с русской народной музыкой, атрибуты русской избы, русские народные костюмы, кукла, уголек, зернышки, монетки, кувшин с водой, ушат, полотенце, русская рубашка, колыбелька, хлеб и соль, заготовки для изготовления подковы оберега.

Воспитательные задачи.

Воспитывать интерес к истории Родины, чувство гордости и уважения к своему народу

Воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору; чувство эмпатии.

Методы и приемы: наглядный, практический, игровой, беседа, показ, объяснение.

Формы и виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-

исследовательская, продуктивная.

Материалы и оборудование: аудиозаписи с русской народной музыкой, атрибуты русской избы, русские

народные костюмы, кукла, уголек, зернышки, монетки, кув

Формирование УУД

Личностные действия: готовность к сотрудничеству, самоанализ и самоконтроль результата.

Регулятивные действия: определение уровня усвоения знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от условий, умение контролировать процесс и результат своей деятельности.

Познавательные действия: развитие познавательных интересов, уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иметь добывать информацию из дополнительных источников.

Коммуникативные действия: уметь работать в группе, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других. Аргументировать своё мнение.

Ход занятия.

1 этап Мотивационный этап.

Воспитатель:

- Здравствуйте, гости дорогие!   Хорошему  гостю   хозяин  рад!

  Много гостей, много и  новостей! (пословица).

Воспитатель: Ребята хочу предложить начать наше занятие но прежде давайте встанем в круг и возьмёмся за руки пожелаем друг другу удачи успехов и я уверена что у нас с вами все получится.

Дети: пожелания

Рассаживаются на стульчики.




2 этап Актуализации знаний.

В начале нашего занятия я хочу предложить вам игру. Давайте мы немного поиграем!? 
Игра «"Назови, кто кем кому приходится". 
Кем приходится мальчик маме? (Сыном) 
Кем приходится девочка папе? (дочерью) 
А для бабушки кем приходится мальчик? (Внуком) 
А для дедушки кем приходится девочка? (Внучкой) 
Кем приходится девочка для мальчика? (Сестрой) 
А он ей? (Братом) 

Воспитатель: А кто они все вместе?

Дети: Семья.

Воспитатель: Итак, о чем мы сегодня будем говорить?

Ответы детей.

Воспитатель: Что же такое семья?

Дети: работа со словарём.
- Семья - это люди, которые живут вместе и любят друг друга, ухаживают друг за другом, помогают друг другу. А еще, ребята, всех членов семьи называют родственниками. Слово «род» означает "одна большая семья". Родственники - это люди, родные друг другу: братья, сестры, мамы, папы, бабушки и дедушки. 

Воспитатель: А какие бывают семьи?
Дети: - Семьи бывают маленькие и большие, счастливые и веселые, дружные и гостеприимные, трудолюбивые и жизнерадостные. 
Воспитатель: - Расскажите о своей семье: какая она у вас? Сколько человек в вашей семье? Как их зовут? Кто самый старший в семье? Кто самый младший? Есть брат или сестренка? Кто чем занимается в семье? Чем занимается папа? Чем занимается мама? Как ты заботишься о других членах своей семьи? (ответы детей по желанию)

Воспитатель: - Зачем человеку семья? Ответы детей: (Чтобы любили, жалели, хвалили, учили, как жить.) 
- Как должны относиться люди друг к другу в семье? Дети: ( Дружить, любить, ухаживать, защищать.) 
Воспитатель:- Какие вы, ребята, молодцы, все знаете про семью и родственников . Вывод: о чем мы будем говорить на занятии. Ответы детей Семье. 3. Основная часть


Воспитатель: Сегодня я приглашаю вас в гости – в добрую избу к старославянской семье, заглянуть в старину  древнюю, старину русскую

4. Работа в группе – творческие задания.

Воспитатель: А для того, чтобы заглянуть

Но чтобы попасть в старину нам надо внимательно выполнить задание.

- Перед нами лежит камень. Где его можно встретить, ребята?

Дети:

- Он встречается во многих рус.нар.сказках. Камень, который указывает нам путь. А камень – не простой, на нем что-то написано. Вам интересно знать?


Направо пойдешь – далеко не уйдешь.


Налево пойдешь – в чужой класс попадёшь.


Прямо пойдешь – много интересного найдешь.


- Так в какую же сторону мы пойдем?


Ответы д.


У меня есть волшебный клубочек он у укажет нам дорогу . Передовая друг другу клубочек .


Ребята возьмитесь за ниточку и все вместе отправимся в путешествие.

Дети проходят в зону «изба».



Воспитатель:- Проходите, девицы красные, молодцы добрые, милости просим! Будьте как дома, присаживайтесь!

Просмотр и работа с презентацией.

Воспитатель: Ребята вот мы и попали в древную Русь. Еще, ее называли (Деревянной).

- А знаете, почему Русь называли деревянной?

(Дети рассуждают).   Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называют избами. И все-то в избе было сделано из дерева: и пол, и потолок, и стены, и мебель, и посуда. Как вы думаете, почему? Да, люди жили среди полей, в окружении лесов. Лес давал человеку кров, кормил, обувал, одевал. Крестьянский дом называли родным, родимым.

Воспитатель: На Руси считалось, что дерево благоприятно влияет на человека, оно полезно для его здоровья. Именно дерево с давних пор считается символом рождения жизни и ее продолжения. Избы в старину строили из ели или сосны. От бревен в избе стоял приятный смолистый запах.

Крестьянин ставил дом прочно, на века. Избу крестьянин строил сам или нанимал опытных плотников.

Воспитатель: Вам хочется заглянуть в русскую избу. Какова же была там обстановка?

Какая была мебель, посуда?

Ответы детей: Да

Воспитатель: Обстановка была скромная, строгая, все на своих местах, все для пользы дела.

Оказывается, при входе в избу можно было споткнуться. Знаете, почему?

Ответы детей:

В избе был высокий порог и низкая притолока. Так крестьяне берегли тепло, старались его не выпускать.

Воспитатель: Вот мы в избе. Ребята, а я предлагаю вам отгадать загадки.

- Шуба в избе, рукав на улице. (Печь)

- Что из избы не вынесешь? (Печь)

- Правильно, ребята. Самое   главное в русской избе – это печь. Центральное место занимает печь. От расположения печи зависела вся внутренняя планировка избы. Печь ставили так, чтобы она была хорошо освещена, и подальше от стены, чтобы не случилось пожара Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки тепло и уютно. Русская печь существует  около 4-х тысяч лет. Раньше говорили: «Печь нам – мать родная». Приготовленные в русской печке кушанья отличались особым вкусом и ароматом. Раньше говорили «Что в печи, - на стол мечи»

Воспитатель: Пространство между стеной и печью называется «запечье». Там хозяйка хранила приспособления, необходимые для работы:

Что же это за приспособления?

Ответы уч.

( ухваты, большую лопату, кочергу.)

На шестке у печи стояли чугуны, горшки. В нише под шестком хранили инвентарь, дрова. В печи были маленькие ниши для сушки рукавиц, валенок.

На печи спали дети и старики. Молодым и здоровым на печи лежать не разрешалось.

Воспитатель: Ребята, о лентяях как говорили?





Ответы детей:

«Он на печи протирает кирпичи».

Больше всего времени у печи проводила хозяйка. Ее место у печи называлось «бабий кут» (то есть «женский угол»). Здесь хозяйка готовила еду, здесь в специальном шкафу – «посуднике» хранилась кухонная посуда. Около печи было много полок, на полках вдоль стен стояли кринки для молока, глиняные и деревянные миски, солонки.

Другой угол около двери был мужским. Он назывался «коник». На лавке делали узор в виде конской головы. На этой лавке работал хозяин. Иногда он на ней и спал. Свои инструменты хозяин хранил под лавкой. В мужском углу висела сбруя, одежда.

Воспитатель: В крестьянском доме все было продумано до мелочей. На центральной балке - «матице» делали железное кольцо и крепили детскую люльку. Крестьянка, сидя на лавке, вставляла ногу в петлю, качала люльку, а сама работала: пряла, шила, вышивала.

В наше время уже нет таких люлек, дети спят в красивых детских кроватках.

Главный угол в крестьянской избе назывался «красный угол».

Воспитатель: Как вы думаете ребята почему?

Ответы детей:

- В красном углу, самом чистом и светлом, размещалась божница – полочка с иконами. Божница заботливо украшалась нарядным полотенцем – «рушником». Иногда божницу подсвечивали лампадкой – сосудом с маслом или свечами.

- Входящий в избу человек обязательно снимал шапку, поворачивался лицом к иконам, крестился, низко кланялся. И только потом входил в дом. Иконы бережно хранили и передавали из поколения в поколение.

- Обеденный стол по православному обычаю всегда ставился в красном углу. За столом вся семья «трапезничала» - принимала пищу. Стол обычно накрывался скатертью. На столе всегда стояла солонка, и лежал каравай хлеба: соль и хлеб были символами благополучия и достатка семьи.

- Большая крестьянская семья за столом рассаживалась согласно обычаю. Почетное место во главе стола занимал отец – «большак». Справа от хозяина на лавке сидели сыновья. Левая лавка была для женской половины семейства. Хозяйка к столу присаживалась редко, да и то с краю лавки. Она хлопотала у печи, подавала на стол еду. Дочери ей помогали.

- Усевшись за стол, все ждали, когда хозяин скомандует: «С Богом, начали», и только после этого начинали есть. За столом нельзя было громко разговаривать, смеяться, стучать по столу, вертеться, спорить. Родители говорили, что от этого слетятся к столу голодные «злыдни» - уродливые человечки, принесут голод, нищету и болезни.

- Особенно почтенно крестьяне относились к хлебу. Хозяин отрезал от каравая и раздавал каждому его долю хлеба. Ломать хлеб было не принято. Если хлеб падал на пол, его поднимали, целовали, просили у него прощения.

- Соль  тоже почитали. Ее подавали к столу в красивых плетеных или деревянных «солонцах».

Воспитатель:Гостеприимство было правилом русской жизни, обычаем, который русские люди соблюдают до сих пор.

- Ребята как приветствуют хозяев люди, вошедшие в дом во время принятия пищи?

Ответы детей:

«Хлеб да соль»

Воспитатель:

Быт крестьян. Много предметов использовалось в русском быту. И почти все они делались собственными руками. Самодельной была и мебель – стол, лавки, прибитые к стенам, переносные скамьи.

В каждой семье были - лубяные сундучки, обитые железом деревянные сундуки. В сундуках хранили семейные ценности: одежду, приданое. Сундуки закрывались на замки. Чем больше было сундуков в доме, тем богаче считалась семья.

Особой гордостью хозяек были прялки: точеные, резные, расписные, которые обычно ставили на видное место. Прялки были не только орудием труда,   но и украшением жилища. Считалось, что узоры на прялках оберегают жилище от сглаза и лихих людей.

В крестьянской избе было много посуды:

Из чего она была сделана ребята?

Ответы детей: глины, бересты.

Воспитатель:

глиняные горшки и латки (низкие плоские миски), кринки для хранения молока,  разных размеров чугуны, ендовы и братины для кваса. Использовали в хозяйстве разные бочки, кадки, чаны, ушаты, лохани, шайки.

Сыпучие продукты хранили в деревянных поставцах с крышками, в берестяных туесах. Использовались также плетеные изделия – лукошки, короба.

Воспитатель:

Ребята предлагаю вам загадки.

У каждого на рабочем месте имеется конвертик с загадкой.

Индивидуальный конверт с картинкой.

Загадки:

Дети работают с заданием

- Кто в избе рогат? (Ухват)

- Рогат, да не бык. Хватает, да не ест. Людям отдает, а сам на отдых идет (Ухват)

- Чем больше я кручусь, тем толще становлюсь (Веретено).

- Полный двор красных коров, черная зайдет – всех выгонит (Кочерга)

- Сотни глаз, а сам слепой, засорил глаза мукой (Сито)

- 2 брата пузатеньких под гору бегут. Один горбатенький за вихор держит ( Ведра и коромысло)

(«Раньше воду носили  с помощью коромысла»)

- Красный петушок по жердочке бежит? ( Горящая лучина)

- Каким инструментом можно щи хлебать?  (Ложкой деревянной)

- Стоит толстячок, блестящий бочок, шипит, кипит, всем чай пить велит (Самовар)

- Он по горнице гуляет пыль и мусор собирает  (Веник)

- А чем можно было написать письмо? Ведь ручек тогда еще  не было?  (Пером)

Молодцы ребята!


Воспитатель:

А сейчас предлагаю вам рассмотреть  настоящую  славянскую  семью (показ  картины).

Ребята расскажите кого вы видите на картине?

Ответы детей:

« Это большая   русская  семья. Люди здесь родные друг другу. Самые старшие члены семьи – это дедушка и бабушка. В старину в семьях почитали,  уважали старших, во всем их слушались, не перебивали и не капризничали. Родители, дедушки и бабушки учили  детей и внуков всему, передавали им жизненный опыт»

     Дети обращались к своим родителям на «Вы», с почтением, ласково. Отца величали - батюшкой, мать – матушкой. Детей - сестрицей, братцем. А также  называли – тетушка, дядюшка.


Воспитатель:

 Дети во всем помогали родителям, дочь помогает своей матушке готовить еду. С детства воспитывали в детях привычку к труду, трудолюбие.

 А чем  в это время занята сама матушка?

Дети

   Матушка   прядет пряжу.

Воспитатель:

- Я предлагаю дидактическую игру " Четвертый лишний".

Задание такое: определить, кто из этих людей не является родственником? 
* Мама, соседка, бабушка, сестра. 
* Бабушка, подруга, сестра, мама. 
* Сестра, портниха, бабушка, брат. 
* Плотник, брат, папа, дедушка. 
* Дедушка, папа, кучер, отец

Ответы детей:

Воспитатель:

- Дети, посмотрите, вот кто у нас плачет – малыш. Это кукла-малыш. Он только сегодня родился, поэтому он и плачет. Давайте его покачаем.

Ребенок, доставший куклу, качает, плач стихает.

Воспитатель:

- С давних времен, когда ребенок рождается, родители ему придумывают имя. Давайте и мы придумаем нашему ребеночка имя, но только имя будет не простое, а старинное. Дети, какие вы знаете русские старинные имена?

Дети предлагают имена, выбирают одно имя — ребеночка называют ….Матвей

Воспитатель:

- Дети, а вы знаете, что сейчас, пока ребеночек маленький, его все будут называть ласково ….. А когда он вырастет, то его уже будут называть …. Мы растем, и имя наше растет. А вы знаете, как вырастет ваше имя? Как вас будут называть, когда вы станете большими?

Ответы детей: Сейчас меня зовут Маша, а когда я вырасту, то меня будут звать Марией и т. д.

Воспитатель:

- Молодцы. Вот мы и познакомились с Матвеем… и назвали ему свои имена.

А вы знаете, что обозначает имя …Матвей ?

(Дети высказывают предположения).

Воспитатель:

-Матвей - Богом данный. Дети, а вы знаете, что означают ваши имена?

Ответы детей.

Воспитатель: — Молодцы, какие у вас интересные имена! Но наши имена не принадлежат только нам. Многие люди носят одинаковые имена. Как называют таких людей?

Дети:

- Тезки.

Воспитатель:

- Молодцы!

Дети, посмотрите, здесь для Матвейки приготовлены вещи, что же это?

Показывает поочередно: уголек, зернышки, монетки.

Дети:

- Уголек, зернышки, монетки.

Воспитатель:

- А кто знает, зачем нашему малыши эти вещи?

Дети:

- Их клали, когда купали ребенка.

Воспитатель:

- Да, правильно, раньше, на Руси, давным-давно, во времена наших прабабушек и прадедушек, эти вещи клали в таз с водой, когда ребеночка в первый раз купали. Давайте и мы с вами тоже их положим нашему …Матвею.


Воспитатель кладет уголек:

Воспитатель:

- А что говорили, когда клали уголек?

Дети:

- Привыкай к домашнему теплу.

(Первый ребенок кладет зернышки).

Воспитатель:

- А что говорили, когда клали зернышко?

Дети:

- Будь всегда сыт.

(Второй ребенок кладет денежку).

Воспитатель:

- А что говорили, когда клали монетку?

Дети:

- Будь всегда богат.

(Воспитатель берет одного ребенка, он купает куклу.)

Воспитатель:

Водичка, водичка,

Умой Ване  личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

- Дети, вот мы помыли, вытерли Матвея…. После купания ребенка одевали. А одевали его не простую одежду, а в отцову рубаху.

Воспитатель:

- А почему ребеночка одевали в отцову рубашку?

Дети:

- Чтобы ребенок был похож на отца и матушку.

Воспитатель:

- Да, родители хотели, чтобы ребеночек, когда вырос, тоже был таким же работящим, честным, как и они. Посмотрите, какая рубашка, какая она?

Дети:

- Красная, красивая, праздничная.

Воспитатель:

- Давайте и мы оденем ….

Дети одевают куклу.

Воспитатель:

- А когда одевали рубашку, родители приговаривали:

«Расти хорошо малыш, будь похож на отца с матерью, трудись, как они трудятся, отдыхай, как они отдыхают».

Воспитатель:

- Одели ребеночка, а дальше нужно уложить его.

Воспитатель:

- А куда клали спать ребеночка?

Дети: В колыбельку.

Воспитатель:

- А что же такое колыбелька?

Дети:

- Это кроватка, куда клали малыша и качали.

Воспитатель:



- Дети, а посмотрите, что я нашла в колыбельке. Что это?

(Показывает детям кусочек хлеба и соли, дает попробовать).

Воспитатель:

- Что же это?

Дети:

- Хлеб и соль.

Воспитатель:

- Правильно, хлеб да соль. Вы знаете, что на Руси хлебом-солью всегда встречали дорогих, долгожданных гостей.

Дети кладут в колыбельку.

Воспитатель:

- А когда укладывали спать ребенка, пели колыбельную.

- А что такое колыбельная?

Дети:

- Это песенка, под которую засыпает ребенок.

Воспитатель:

- Дети, давайте и мы споем колыбельную для ….

(Дети поют совместно с воспитателем).

Воспитатель:

- Вот и уснул наш …. А когда вы вырастете, вы тоже будете петь колыбельную для своих деток. Вот так проходил первый день рождения родившегося ребеночка на Руси.

И пока в свой первый день ребеночек спал, родные не отдыхали, а принимались мастерить ему подарки, ведь рождение ребёнка было большим праздником. В этот день организовывали праздничный стол с угощениями. Гости дарили подарки. Эта традиция сохранилась до наших дней.

Воспитатель: Как вы думаете, что гости  на Руси дарили имениннику?

Дети: (Дети высказывают предположения).

Воспитатель: Да, кто рубашку сошьет, кто носочки свяжет, кто игрушку смастерит. Дети, давайте и мы с вами сделаем подарок для Матвея – и не простой подарок, а настоящий оберег.

Воспитатель: Дети, а что такое оберег?(предположения детей)

Дети:  Это предмет, который защищал и охранял людей от бед, он защищал ребенка от беды.

Воспитатель Дети, а вы хотите тоже сделать Матвею подарок, чтобы он оберегал его от бед?

Ответы детей:

Ну, тогда садитесь за столы.  Перед вами образец оберега в форме подковы.

Воспитатель: А почему подкова?

Дети: подковы делали из железа, оно крепкое.

Воспитатель: Да ребята, железо само по себе обладает сильными защитными свойствами. А ржавое железо (поскольку новые подковы, само собой разумеется, не вывешивали) еще и притягивало к себе болезни, не пуская их к хозяевам дома.

Творческая работа детей.

(Под звучание русских народных мелодий дети, проявляя творчество и фантазию украшают свою подкову, выбрав предложенный материал :соленое тесто, краски, гуашь, цветная бумага, цветные салфетки , клей и т.д.,  )

Подведение итогов творческой работы , рефлексия:

В: Посмотрите-ка ребята красивые получились у нас  подарки обереги?

(Дети рассматривают поделки, отмечают, что  все они разные, отличаются друг от друга узорами, цветом красок. Воспитатель хвалит детей за проявленную фантазию и творчество.


Физминутка:

Игра « Горелки»

- Дети, вы устали, давайте мы отдохнем? На днях рождения, гости попусту не сидели, а водили хороводы, играли. А хотите поиграть в самую настоящую старинную русскую игру? Давайте мы поиграем в игру ручеёк, горелки.

(Игроки располагаются попарно, взявшись за руки и образуя колонну).

Водящий встает впереди. Все хором громко говорят или распевают:

«Гори-гори ясно, Чтобы не погасло. И раз, и два, и три. Последняя пара, беги!»

В любом случае, при слове «беги» стоящие в последней паре размыкают руки и мчатся в начало колонны, обегая ее с разных сторон (один — слева, другой — справа), а водящий пытается поймать кого-то из них до того как пара, встретившись, вновь возьмется за руки.

Если это получается, то вместе с пойманным игроком водящий встает в первую пару колонны, а тот, кого не поймали, становится водящим.

ЖМУРКИ «Обыкновенные жмурки»

Одному из играющих — жмурке завязывают глаза, отводят его на середину комнаты и заставляют повернуться несколько раз вокруг себя, затем переговариваются с ним, например: «Кот, кот, на чём стоишь?» — «На квашне». — «Что в квашне?» — «Квас». — «Лови мышей, а не нас». После слов участники игры разбегаются, а жмурка их ловит. Кого он поймал, тот становится жмуркой.

Правила.

Если жмурка подойдёт близко к какому-либо предмету, о который можно удариться, играющие должны его предупредить, крикнуть: «Огонь!»

Нельзя кричать «Огонь!» с целью отвлечь жмурку от игрока, который не может убежать от него.

Играющие не должны прятаться за какие-либо предметы или убегать очень далеко.

Играющие могут увёртываться от жмурки, приседать, проходить на четвереньках.

Пойманного игрока жмурка должен узнать, назвать по имени, не снимая повязки.

Воспитатель:

- Дети, понравилась игра? А теперь давайте подарим Матвею наши обереги и пусть каждый пожелает ему что-нибудь.

Дети:

- Никогда не болей, будь здоров.

- Расти сильным, крепким да удалым.

- Слушай отца-батюшку да родную матушку.

- Будь добр и пусть встречаются добрые люди.

- Пусть живет-поживает, да добра наживает.

Подведение итогов занятия, рефлексия
- Ребята, давайте вспомним, что нового вы узнали сегодня? И понравилось ли вам наше занятие путешествие? Дети: (дети встают в круг, воспитатель берет клубочек) Ребята, одному из вас я задам вопрос и ответив на вопрос передавайте клубочек другому.
Что такое семья? Кто такие родственники? Как другими словами можно назвать папу и маму? Как люди должны жить в семье?  Ответы учащихся.
- Ребята, пожелайте своей семье что-нибудь сердечное. ( Я люблю свою семью, потому что она …) (крепкая, дружная, лучшая) Семья - это труд, друг о друге забота, 
Семья -это много домашней работы. 
Семья - это важно! 
Семья - это сложно! 
Но счастливо жить одному невозможно.  Всегда будьте вместе, любовь берегите, 
Обиды и ссоры подальше гоните. 
Хочу чтоб про нас говорили друзья: 
Какая хорошая Ваша семья! 
- Ребята, а давайте на память о нашем занятие подарим обереги нашим гостям.

(Каждому гостью вручается оберег.)

Воспитатель: Ребята, благодарю вас за активную работу на занятие.

Хлеб да соль вам. В долгий век и добрый час.





























СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. В.С.Горичева, М.И.Нагибина «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина». Ярославль, «Академия развития», 1998- 190 с.

2. Н.М.Калашникова «Народный костюм». Москва, «Сварог и К», 2002 – 374 с.

3. О.Л.Князева «Как жили люди на Руси». Санкт – Петербург, «Детство-Пресс», 1998 – 24 с.

4. М.В.Короткова «Путешествие в историю русского быта». Москва, «Дрофа», 2003 – 256 с.

5. Л.С.Куприна, Т.А.Бударина и др. «Знакомство детей с русским народным творчеством». Санкт – Петербург, «Детство- Пресс», 2004 – 400 с.

6. Г.В.Лунина «Воспитание детей на традициях русской культуры». Москва, «Элизе трейдинг», 2004 – 128 с.

7. Л.В.Соколова, А.Ф.Некрылова «Воспитание ребенка в русских традициях». Москва, «Айрис-Пресс», 2003 – 196 с.

8. Каталог уральской народной росписи крестьянских домов и предметов быта в собрании Нижнесинячихинского музея – заповедника, Свердловск, «Уральский рабочий», 1988 – 199 с.







































ПРИЛОЖЕНИЕ

Распределение трудовых обязанностей в деревенской семье по половому признаку. Семьи у крестьян были большие и дружные. Многодетные родители с любовью и заботой относились к своим детям. Они считали, что к 7-8 годам дите уже «входит в разум» и начинали обучать его всему тому, что знали и умели сами.

Отец наставлял сыновей, а мать обучала дочерей. С малых лет каждый крестьянский ребенок готовил себя к будущим обязанностям отца – главы и кормильца семьи или матери – хранительницы домашнего очага.

Родители учили детей ненавязчиво: сначала ребенок просто стоял рядом со взрослым и смотрел, как тот работает. Потом ребенок начинал подавать инструменты, поддерживать что-нибудь. Он уже становился помощником.

Через какое-то время ребенку уже доверяли выполнение части работы. Тогда ребенку уже делали специальные детские инструменты: молоточек, грабельки, веретено, прялочку.

Родители учили, что свой инструмент – дело важное, его никому нельзя давать – «спортят», и у других инструменты брать нельзя. «Хороший мастер работает только своим инструментом», - поучали родители.

За выполненное дело ребенка хвалили, одаривали. Первое изделие, сделанное ребенком, ему же и доставалось: ложка, лапти, рукавички, фартук, дудочка.

Сыновья были главными помощниками отца, а дочки помогали матери. Мальчики вместе с отцом мастерили из разного материала игрушки – самоделки, плели лукошки, короба, лапти, выстругивали посуду, домашнюю утварь, изготавливали мебель.

Каждый крестьянин умел мастерски плести лапти. Лапти мужчины плели для себя и для всей семьи. Старались сделать их крепкими, теплыми, непромокаемыми.

Отец помогал мальчикам, наставлял советом, похваливал. «Дело учит, мучит, да кормит», «Лишнее ремесло за плечами не виснет», - приговаривал отец.

В каждом крестьянском дворе обязательно была скотина. Держали корову, лошадь, коз, овец, птицу. Ведь скотина давала много полезных продуктов для семьи. За скотиной ухаживали мужчины: кормили, убирали навоз, чистили животных. Женщины доили коров, выгоняли скотину на пастбище.

Главным работником в хозяйстве была лошадь. Весь день лошадь работала в поле с хозяином. Пасли лошадей ночью. Это была обязанность сыновей.

Для лошади нужны были разные приспособления: хомуты, оглобли, вожжи, уздечки, сани, телеги. Все это хозяин изготавливал сам вместе с сыновьями.

С раннего детства любой мальчик мог запрячь лошадь. С 9 лет мальчика начинали учить ездить верхом и управлять лошадью. Нередко мальчиков 8-9 лет отпускали в пастушки, он работал «в людях», пас стадо и зарабатывал немного – еду, подарки. Это была помощь семье.

С 10-12 лет сын помогал отцу в поле – пахал, боронил, подавал снопы и даже молотил.

К 15-16 годам сын превращался в главного помощника отца, работающего наравне с ним. Отец находился всегда рядом и помогал, подсказывал, поддерживал. В народе говорили: «Отец сына не на худо учит», «С ремеслом весь свет пройдешь – не пропадешь».

Если отец ловил рыбу, то сыновья тоже были рядом с ним. Это была для них игра, радость, а отец гордился, что у него растут такие помощники.

Справляться со всеми женскими работами девочек учили мама, старшая сестра и бабушка.

Девочки учились делать тряпичных кукол, шить для них наряды, плели из кудели косы, украшения, шили головные уборы. Девочки старались: ведь по красоте кукол люди судили, какая она мастерица.

Затем девочки играли с куклами: «ходили в гости», убаюкивали, пеленали, «справляли праздники», то есть жили вместе с ними кукольной жизнью. В народе считалось, что если девочки охотно и бережно играют в куклы, то в семье будет прибыль, достаток. Так через игру девочки приобщались к заботам и радостям материнства.

Но в куклы играли только младшие дочери. Когда они подрастали, мать или старшие сестры обучали их уходу за грудными детьми. Мать на целый день уходила в поле или была занята во дворе, в огороде, и девочки почти полностью заменяли мать. Девочка – нянька целый день проводила с ребенком: играла с ним, успокаивала, если он плакал, баюкала. Иногда опытных девочек – нянек отдавали в другую семью «внаем». Даже в 5-7 лет они нянчили чужих детей, зарабатывая для себя и семьи: платочки, отрезы материи, полотенца, еду.

Так и жили: младшие девочки – няньки водятся с малышом, а старшие дочери помогают матери в поле: вяжут снопы, собирают колоски.

В 7 лет крестьянских девочек начинали учить прясть. Первую небольшую нарядную прялочку дочери дарил отец. Дочери учились прясть, шить, вышивать под руководством матери.

Часто девочки собирались в одной избе на посиделки: беседовали, пели песни и работали: пряли, шили одежду, вышивали, вязали варежки и носки для братьев, сестер, родителей, вышивали полотенца, вывязывали кружева.

В 9 лет девочка уже помогала метрии готовить еду.

Ткань для одежды крестьяне тоже делали сами дома на специальных ткацких станках. Ее так и называли – домотканая. Всю зиму пряли кудели (нити), а весной начинали ткать. Девочка помогала маме, а к 16 годам ей доверяли ткать самостоятельно.

Также девочку учили обихаживать скотину, доить корову, жать снопы, ворошить сено, стирать белье в речке, готовить еду и даже печь хлеб. Матери говорили дочкам: «Не та родна дочь, что бежит от дела прочь, а та дочь родна, что на всякой работе видна».

Таким образом в крестьянских семьях вырастали «добры молодцы» - отцовы помощники, да «красны девицы» - умелицы – рукодельницы, которые, взрослея, передавали мастерство своим детям и внукам.



19



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию "Семья Древней Руси"

Автор: Пивоварова Жанна Васильевна

Дата: 01.12.2017

Номер свидетельства: 441657


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства