kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Задания при работе над синонимами на занятиях по РСВ и ФП

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе даны практические задания для работы над синонимами на занятияз РСВ и ФП

Просмотр содержимого документа
«Задания при работе над синонимами на занятиях по РСВ и ФП»

1.Прочитайте, разберите предложения. Выпишите прилагательные и существительные, с которыми они связаны.

Жаворонок

На солнце темный лес зардел.

В долине пар белее тонкий.

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

Можно усложнить задание, которое в большей степени будет способствовать развитию речи детей. Например, к выписанным прилагательным подобрать слова, близкие по смыслу, попутно объясняя значение прилагательных, объяснить детям, что автор использовал именно эти прилагательные, чтобы передать в стихотворении красоту родного края, что замена данных прилагательных синонимичными испортит текст, такая замена авторского текста не будет полноценной, еще раз показать ученикам удачность авторского выбора:

темный лес - ……………….

тонкий пар - ……………….

раннюю песню - ………….

звонкий жаворонок - …….

Слова для справок: легкий, изящный; сумрачный, мрачный; серебристый; голосистый; первый, весенний.

2. К данным прилагательным напишите прилагательные противоположного значения. Выделите окончания. Прилагательные даны в два столбика. Поскольку дети подбирают антонимы легче, чем синонимы, то возможно добавить еще задание: к словам левого столбика подберите слова близкие по значению, данные в словах для справок:

старый - …………..

узкая - …………..

веселый - ………….

длинная - ………

прилетный -……….

белая - ………….

Слова для справок: оживленный, радостный, смешной; грузная; старательный; смелая; дряхлый, ветхий.

Здесь можно дать задание, связанное с лексической сочетаемостью прилагательного с существительным. Например, укажите, какие из прилагательных могут сочетаться с существительными, помещенными в скобках: старый, дряхлый, ветхий (человек, обувь, город, избушка).

Такая работа полезна для выбора слов с наиболее подходящим значением. Упражнения такого характера приводят к тому, что подбор синонимов при изложении не вызывает у учащихся серьёзных затруднений. Задания на подбор слов, близких по значению, могут сопровождать почти все упражнения учебника. Если учитель творчески подойдет к работе, то можно разнообразить однотипные задания учебника.

Чтобы дети поняли, что одной из главных функций синонимов является функция замещения (выбор точного слова), что способствует избежанию тавтологии, можно использовать такое задание: “Заменить выделенное слово другим словом, близким по смыслу”. Вот текст упражнения: Робкая Чирика не успела остановить Чипа. (Боязливая, несмелая, трусливая, маленькая, грустная).Упражнения такого типа учат детей быть внимательными к слову, развивают языковое чутье.

Имена прилагательные – это многозначные слова. Эту особенность данной части речи можно показать ученикам на упражнении с синонимами. Необходимо учитывать значение прилагательных в сочетании с существительными:

мелкий (почерк, дождь, песок, интересы)

мягкий (пирог, свет, характер, вода)

Учитель вместе с детьми выясняет значение прилагательного в каждом конкретном случае. Для этого учитель использует любой толковый словарь и выписывает для себя значение тех прилагательных, над которыми дети будут работать. Словарь помогает установить учителю общее между синонимами, их различные оттенки, обратить внимание на синонимы, имеющие разную лексическую сочетаемость. В результате наблюдений было установлено, что младшие школьники употребляют в своей речи мало прилагательных, не обозначая признаки предметов. А между тем необходимо учить выделять в наблюдаемых предметах и явлениях признаки и выражать их словом.

Многие имена прилагательные употреблены в текстах упражнений учебника в переносном значении. Выделяя такие прилагательные из текста в сочетании с существительными, учитель обращает внимание детей на переносное значение прилагательного, показывает на конкретном примере употребление данного прилагательного в прямом значении, сопоставляет прямое и переносное значение. Такое сопоставление дает возможность практически показать выразительные средства прилагательного, сопоставить значение прилагательного “золотая” в обоих словосочетаниях (золотая зорька, золотая брошь) дети приходят к выводу, что в первом случае прилагательное употреблено не в своем обычном значении, а в переносном, вследствие чего высказывание становится ярким и выразительным. Для наблюдения над прямым и переносным значением можно использовать следующие словосочетания: горячее желание, сердитая зима, бархатная травка.

Наряду с упражнениями, которые проводятся под руководством учителя, следует предлагать детям самостоятельно находить в текстах прилагательные, употребленные в переносном значении и составлять примеры, в которых эти прилагательные были бы употреблены в прямом значении.

Можно предложить расположить данные слова по мере уменьшения признака, например: небольшой, маленький, микроскопический, крошечный.

Для того, чтобы дети запомнили правописание наиболее часто употребляемых прилагательных с непроизносимой согласной, можно предложить задание такого типа: “Подберите прилагательные, близкие по смыслу данным, так, чтобы в подобранных прилагательных была непроизносимая согласная”: красивый – прелестный; большой – гигантский; знаменитый – известный; смелый – доблестный.

Часто дети ошибаются в написании слов, где нет непроизносимой согласной. Можно дать им следующее задание: подберите прилагательные, близкие по смыслу, в которых нет непроизносимой согласной: угрожающий – опасный; красивый – прекрасный; волшебный – чудесный. Такого рода задания можно выполнять коллективно, попутно повторяя орфографические навыки.

Таким образом, в результате изучения имен прилагательных дети должны знать значение имени прилагательного, вопросы, по которым можно узнать имя прилагательное,- изменение по падежам, родам и числам в зависимости от имени существительного, должны знать способы, посредством которых можно определить правописание того или иного прилагательного с безударными окончаниями (безударные окончания пишутся так же, как ударные)

При организации упражнений следует иметь в виду, что если одни и те же упражнения повторяются в течение длительного времени без перерыва, то результаты их вследствие развивающегося утомления не только не улучшаются, но ухудшаются. Каждый учитель должен знать, что в результате долгих упражнений деятельность выполняется все более и более правильно, точно, быстро, экономно, без ошибок.

1.4 Занимательные упражнения по развитию речи имени прилагательного.

Занимательный материал - это упражнения,необходимый для создания интереса к учеьному материалу, для привлечения внимания детей к уроку. К занимательным упражнениям можно отнести сказки, загадки, стихи, ребусы, кроссворды, шарады, головоломки, чайнворды и другие.

В последние десятилетия издано огромное количество пособий по игровым методикам: это игры на сообразительность, "хитрые" задачи, игры в слова, словесное и картинное лото, колеса приставок и суффиксов, лестницы слов, а также материалы для викторин и олимпиад, задачи на разгадывание пословиц и фразеологических единиц, заданий на подбор и комментирование синонимических групп, антонимических пар, омонимов, паронимов, на многозначность слов [16, с. 445 - 446].

Богатство занимательных заданий настолько велико, что поможет даже слабому ученику появлению и проявлению желания заниматься русским языком, тогда повысится успеваемость младшего школьника, а это будет являться огромным достижением в работе любого учителя. Ведь для него важен результат выполняемой деятельности.

Занимательная грамматика” занимает важное место в решении практических задач, которые состоят в том, чтобы научить детей правильно и грамотно писать, обогатив речь учащихся, дать начальные сведения по русскому языку, обеспечить разностороннее развитие школьников.

Курс изучения “Занимательной грамматики” для учащихся 2–4-х классов ставит следующие задачи:

развитие интереса к русскому языку как учебному предмету;

расширение и углубление программного материала;

воспитание любви к великому русскому языку;

пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка и над своей речью;

совершенствование общего языкового развития младших школьников.

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах: занимательность; научность; сознательность и активность; наглядность; доступность; связь теории с практикой; индивидуальный подход к учащимся.

Содержание и методы обучения “Занимательной грамматики” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.



Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию.

Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Приведем несколько примеров:

1.Упражнение «Ассоциации» Цель: Изучение степени тревожности учащихся, связанной со словом «школа». Изучение мнений учащихся о степени значимости школы в их жизни.Время выполнения 10 минут.

Содержание упражнения: Учащимся предлагается назвать прилагательные, которыми они бы хотели охарактеризовать свою школу, и поделиться своим мнением о том, чему учат в школе.

– Школа, в которой я учусь…;– В нашей школе учат…;



2.«Эльфхен» (11-словие), стихотворение, состоящее из 11 слов, расположенных на пяти строчках:

строка - цвет (прилагательное);

строка - о чем пишу (прилагательное + существительное);

строка - раскрытие темы в трех словах;

строка - о себе (4слова);

строка- результат, вывод.

Белоствольная Русская береза Ты воспета поэтами Я любуюсь тобой весной.

Красота!

Стихотворение по началу.



3. Презентация о животных.



У. Кто это? Определите часть речи. Что я знаю об имени существительном?

Д. Медведь, заяц, лиса и т.д.

У. Опишите животных по внешнему виду, подставляя вопросы. (какая? какой? какое?)

Д. М. – косолапый, большой, хищный, бурый.

З. – белый, трусливый, маленький.

Л. – рыжая, хитрая, ловкая.

2). Самостоятельная работа.

У. Опишите домашнее животное.(На выбор.)



КОНКУРС 2. «Слова близкие по смыслу»



На доске записаны три столбика прилагательных:

мудрый - …ласковый - …быстрый - …

веселый - …прилежный - грустный

густой - …сильный - сырой - …

неловкий - …холодный - …большой - …

смирный - …неряшливый - липкий - …

страшный - …душистый - …злой - …

Играющим надо подобрать к каждому слову близкое по смыслу прилагательное (синоним) и записать его. Побеждает команда, которая быстрее справится с заданием и допустит меньше ошибок.

Возможные ответы: умный, радостный, дремучий, неуклюжий, тихий, ужасный, нежный, старательный, скорый, печальный, мокрый, громадный, клейкий, сердитый.



КОНКУРС 3.

На доске в столбик записан ряд словосочетаний:

Свежий ветер, свежие краски, свежая рубашка, свежий хлеб, свежая газета.

Один из игроков должен подобрать к каждому словосочетанию прилагательное близкое по смыслу, а другой - противоположное по смыслу.

Слова противоположные по смыслу (антонимы) записываются слева, а слова близкие по смыслу (синонимы) записываются справа от словосочетаний.

Ответы: теплый - свежий ветер - прохладный; тусклые - свежие краски - яркие; грязная - свежая рубашка - чистая; черствый - свежий хлеб - мягкий; старая - свежая газета - новая.



КОНКУРС 4. «Образуй прилагательное»

На доске в два столбика написаны имена существительные: ужас, осень, вкус, лес, дом, несчастье, холод, туман, лето, место.

Нужно образовать от существительного однокоренное ему прилагательное и составить словосочетание этого прилагательного с существительным. Члены команд по очереди выходят к доске и записывают свои сочетания. Побеждает команда, которая правильно и быстрее другой выполнит задание.



КОНКУРС 5. «Предмет-признак»

Игра проводится в форме эстафеты. Каждая команда получает карточку-задание с именами существительными:

скука - …длина - …туман - …

стена - …небеса - …опасность - …

радость - …старина - …капуста - …

весна - …вкус - … место - …

грусть - … ячмень - … честь - …

теснота - …картон - …ремень - …

книга …машина - …камень - …

конь - …хлеб - …карман - …

Каждый игрок образует от существительного однокоренное прилагательное и записывает его напротив существительного, после чего передает карточку следующему игроку. Команда, закончившая игру, передает карточку ведущему, который проверяет запись и определяет победителя.



КОНКУРС 6. «В каком магазине?»

На доске в три столбика записаны названия предметов:

посуда - … цветы - … овощи - …

рыба - …обувь - …книги - …

мясо - …мебель - …молоко - …

хлеб - …продукты - …обувь - …

Игроки должны записать прилагательное, обозначающее, в каком магазине можно купить тот или иной предмет. Побеждает команда, которая правильно и быстрее других выполнит задание.

При изучении темы «Имя прилагательное» можно предложить ребятам следующие упражнения:

Представь, что ты видишь, трогаешь, слышишь мамин смех. Какой он? (Теплый, нежный, мягкий, серебристый, васильковый, звонкий.)

Какой голос у папы, бабушки?

Какой запах у счастья?

Образное воображение развивает игра «Укрась 4 слова».

а) За 1 минуту подбери как можно больше имен прилагательных к словам погода, рассказ, улица.

б) За 1 минуту вспомни объекты желтого цвета, черного цвета, горячие, интересные, прекрасные, хорошие объекты.

в) Подбери имена прилагательные, которые изображают злую колдунью и добрую фею.

4. Подбери как можно больше слов для описания листьев.

5.«Давайте говорить друг другу комплименты».

6. Кто больше скажет друг другу добрых слов.

Разговорная речь ребёнка тесно связана с формированием интереса к речи вообще и к собственной речи в частности, с потребностью совершенствовать и обогащатьеё. Начинать эту работу нужно с первых дней обучения ребёнка в школе. Задача учителя начальных классов – в доступной для учащихся форме раскрытьосновные функции речи как средства общения, передачи и усвоения определённой информации организации и планирования деятельности, воздействия на мысли, чувства, поведение людей. В процессе изучения любой темы предметом постоянного внимания должно быть развитие у школьников осознанного и точного употребления изучаемого явления. Тема "имя прилагательное представляет для этого неограниченные возможности".












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Задания при работе над синонимами на занятиях по РСВ и ФП

Автор: Свинина Ирина Николаевна

Дата: 28.05.2017

Номер свидетельства: 419036

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства