kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Выступление на педсовете "Использование современных образовательных технологий в работе учителя-дефектолога с обучающимися с ЗПР"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад к выступлению на педсовете об использовании ИКт и других современных педагогических технологий.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на педсовете "Использование современных образовательных технологий в работе учителя-дефектолога с обучающимися с ЗПР"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Гатчинская средняя общеобразовательная школа № 11»



















Выступление на педсовете

Использование

современных образовательных технологий

в работе учителя-дефектолога с обучающимися с ЗПР







Учитель-дефектолог Воронина Т. А.















г. Гатчина

2023

Я как учитель-дефектолог (а по второй специальности – учитель-логопед) в процессе коррекционно-развивающей работы способствую развитию познавательной деятельности детей, которая неразрывно связана с речевым развитием.

Неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток и на формирование психических процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти.

В своей работе я использую разные технологии, формы и приемы работы, направленные на развитие психических процессов, в том числе и речи. Бесспорно, ведущее место занимаю различные речевые игры и упражнения, т. К. игра является ведущим видом деятельности.

Технология развития речевого дыхания

Данная технология не только способствует развитию речи, но также является здоровье-сберегающей технологией, что является важным в работе с детьми с ОВЗ.

Технология «Развитие речевого дыхания» ежедневно реализуется в виде дыхательной гимнастики в процессе НОД, индивидуальных занятий и совместной деятельности с детьми.

Дыхательная гимнастика способствует развитию и укреплению грудной клетки, улучшает полноту речевого дыхания, ритмику организма, развивает самоконтроль и произвольность. Так же осуществляется работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Выработка правильного дыхания необходима для дальнейшей работы по коррекции звукопроизношения.

С проведения дыхательной гимнастики начинается НОД и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия. Включаются упражнения с использованием различных игровых материалов: сдувание ватных шариков «Подуй на снежок», бумажных птичек «Научи птичку летать», мелких шариков «Прокати мяч в ворота», вертушки «Ветерок», снежинок, надувание мыльных пузырей, и многое другое.

Технология пальчиковой гимнастики и самомассажа

Данная технология влияет на речевое развитие и ежедневно используется мной в образовательной деятельности.

Развитию мелкой моторики пальцев рук на коррекционных занятиях уделяется особое внимание, так как этот вид деятельности способствует речевому развитию. Выполнение ребенком движений пальцами и кистями синхронно с произношением стихотворного текста активизирует внимание, развивает чувство ритма и пальцевую моторику.

Для выполнения самомассажа используются: массажные мячи с шипами, карандаши с гранями, массажные колечки, грецкие орехи и др.)

Технологии развития представлений об окружающем мире

В ходе коррекционной работы по ознакомлению с окружающим миром я знакомлю детей с предметным, животным, растительным миром и деятельностью человека, тем самым, обогащая, как активный, так и пассивный словарь ребенка, способствуем развитию связной речи.

С этой целью использую следующие формы работы:

• рассматривание предметных и сюжетных картинок;

• беседы по картинкам;

• дидактические игры и упражнения («Кто, как голос подает?»«Повтори»«Покажи и назови»«Расскажи» и мн. др.);

• чтение художественной литературы;

• компьютерные технологии (обучающие игры и презентации по темам недели).

Формирование количественных представлений и сенсорное развитие активно способствуют расширению словарного запаса ребенка.

Я учу детей различать цвет и название цветов, форму и объемные и плоскостные фигуры, величину, свойства и качества предметов (мягкий – твердый, мокрый – сухой, гладкий – шершавый и др.) и обозначать выделенные свойства словесно.

При формировании пространственно-временных представлений дети испытывают трудности в понимании логико-грамматических структур, выражающих пространственно-временные отношения, им сложно дать словесный отчет при выполнении заданий, основанных на осознании этих отношений.

Упражнения по ориентировке в пространстве, знакомство с пространственными предлогами «в»«на»«под»«перед»«за» способствуют формированию пространственных представлений, а также речевому развитию детей.

Для формирования количественных представлений, в рамках речевого развития, я знакомлю детей с математической терминологией (больше – меньше – поровну, один – много и т. д., обогащая словарь, способствуем развитию понимания речевых инструкций, умению вербально (словесно) или невербально (на пальцах) давать ответ на поставленный вопрос (например, при закреплении результата счета на вопрос «Сколько?»).

Технологии формирования мышления

Мыслительная деятельность человека неразрывно связана с речью. Для детей с ОВЗ характерно недоразвитие наглядно-образного и несформированность словесно-логического мышления. Недостатки речевого развития затрудняют выявление существенных признаков предмета и установление связи между ними.

В процессе коррекционной работы я способствую формированию умения выполнять различные классификации (по форме и цвету, величине, функциональному назначению и др., определять последовательность событий «Что сначала, что потом», выделять лишний предмет и др., сопровождать свои действия речью, а не говорящим детям жестами «Покажи»«Разложи»«Найди пару» и т. д., что является невербальной речью

Технологии работы с родителями

Не менее важная часть работы учителя-дефектолога – взаимодействие с родителями. Включение родителей в совместный с педагогами процесс познавательного и речевого развития ребенка позволяет значительно повысить его эффективность.

Основные задачи работы с родителями:

1. Знакомить родителей с коррекционно-педагогической деятельностью в группе и ДОУ.

2. Повышать компетентность родителей в вопросах коррекционной работы с детьми в домашних условиях.

3. Закреплять и отрабатывать достижения и навыки, полученные в ДОУ.

4. Обучать конкретным приемам работы с детьми.

5. Координировать совместные действия педагогов и семьи.

Взаимодействие с родителями осуществляется в различных формах работы:

• еженедельные рекомендации в уголке учителя-дефектолога и на сайте ДОУ;

• индивидуальные беседы по запросу родителей;

• консультативная работа и показ приемов работы с детьми (они отражены в журнале консультаций, памятки, буклеты;

• ведение индивидуальных домашних тетрадей для отработки и закрепления изученного материала;

• участие в проведении родительских собраний.


Использование современных технологий и разнообразных форм работы, взаимодействие между педагогами школы и родителями позволяет добиться значительных и более устойчивых результатов в коррекционной работе по развитию познавательной и речевой деятельности детей с задержкой психического развития.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Автор: Воронина Татьяна Анатольевна

Дата: 18.08.2025

Номер свидетельства: 673278


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства