Просмотр содержимого документа
«ВЫПУСКНАЯ РАБОТА «Психологическая реабилитация и абилитация инвалидов, в том числе детей-инвалидов как инструмент социализации обучающихся»»
«ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
ФАКУЛЬТЕТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ, НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И АНАЛИТИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОГО, НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО И КОРРЕКЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВЫПУСКНАЯ РАБОТА
«Психологическая реабилитация и абилитация инвалидов,
в том числе детей-инвалидов как инструмент социализации обучающихся»
Выполнила слушатель группы 3.9.5
«Комплексная реабилитация и абилитация инвалидов, в том числе детей-инвалидов»
Генералова Евгения Львовна, учитель начальных классов Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 13 городского округа Иловайск» Донецкой Народной Республики
Руководитель выпускной работы:
Негода Елена Александровна,
кандидат исторических наук, доцент кафедры социально-гуманитарного образования
Работа допущена/не допущена __________
Донецк, 2025 г.
АННОТАЦИЯ
В соответствии с Концепцией развития в Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абилитации лиц с инвалидностью, в том числе детей с инвалидностью, на период до 2025 г.(утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2021 г. № 3711–р), необходимость повышения эффективности и доступности реабилитационных и абилитационных услуг для лиц с инвалидностью, в особенности для детей, обуславливает актуальность данной проблемы.
В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 №1598) образование обучающихся с ОВЗ рассматривается как одно из приоритетных направлений образовательной политики Российской Федерации. Стандарт определяет специальные условия для получения образования детьми с различными образовательными потребностями, включая адаптированные основные общеобразовательные программы, специальные образовательные ресурсы и квалифицированную психолого-педагогическую помощь. Реализация ФГОС для детей с ОВЗ направлена на обеспечение равных возможностей для получения качественного образования, социальную адаптацию и интеграцию в общество, что обуславливает актуальность данной проблемы.
Согласно Государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» (2011-2025 гг.) подпрограмма «Совершенствование системы комплексной реабилитации инвалидов»(утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. № 363) подпрограмма «Совершенствование системы комплексной реабилитации инвалидов» (утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. № 363) предусматривается ряд мероприятий, направленных на улучшение качества жизни инвалидов и создание условий для их полноценной интеграции в общество, что обуславливает актуальность данной проблемы.
Цель работы: обосновать эффективность создания специальных условий для инвалидов, в том числе детей-инвалидов в образовательной организации в контексте реализации индивидуальной программы реабилитации и абилитации обучающегося; теоретически обосновать, разработать и апробировать методики составления индивидуальных программ развития.
Задачи:
- изучить нормативно-правовые акты, психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
- провести анализ проблемы «Психологическая реабилитация и абилитация инвалидов, в том числе детей-инвалидов как инструмент социализации обучающихся»;
- разработать методический инструментарий (чек-лист и мини-проект) по психологической реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов как инструмент социализации обучающихся.
В первом разделе проведён обзор литературы по проблеме исследования «Психологическая реабилитация и абилитация инвалидов, в том числе детей-инвалидов как инструмент социализации обучающихся», даны определения понятий «реабилитация», «абилитация», «психолого-педагогическая реабилитация и абилитация», методы психологической помощи.
Во втором разделе содержатся разработанные методические материалы:
чек-лист нормативно-правового обеспечения системы реабилитации / абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов;
мини-проект по формированию информационной культуры обучающихся и профилактики кибербуллинга , направленный на психологическую реабилитацию и абилитацию инвалидов, в том числе детей-инвалидов.
В итоге исследования был сделан вывод о том, что психологическая реабилитация и абилитация инвалидов являются неотъемлемой частью процесса их социализации. В приложениях содержатся план проведения недели информационной безопасности, рекомендации по противодействию кибербуллингу.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….5
РАЗДЕЛ 1. Теоретические основы психологической реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов как инструмент социализации обучающихся…………………………………………………………7
Обзор научной литературы и определение понятийно-категориального аппарата………………………………………………………………………………..7
Нормативно-правовая база реабилитации...........................................................10
Методы психологической помощи………………………………........................12
Анализ эффективности существующих программ……………………………..16
Проблемы и барьеры в процессе социализации………………………………...18
РАЗДЕЛ 2. Психологическая реабилитация и абилитация инвалидов, в том числе детей-инвалидов как инструмент социализации обучающихся……….20
2.1. Чек-лист нормативно-правовых актов, регулирующих организацию комплекса мер по реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов в ГБОУ «СШ № 13 Г.О. ИЛОВАЙСК»………………………………………………………….20
2.2. Мини-проект по формированию информационной культуры обучающихся в том числе в рамках профилактики кибербуллинга……………………………………24
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………………..26
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦЦИИ……………28
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………………31
ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………………………33
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования
Проблема реабилитации и абилитации инвалидов, особенно детей, является одной из наиболее актуальных и многогранных тем в современном обществе. В условиях стремительных изменений в социальной, экономической и культурной сферах, вопросы, касающиеся интеграции людей с ограниченными возможностями в общество, становятся все более значимыми. Психологическая реабилитация и абилитация инвалидов представляют собой важные инструменты, способствующие их социальной адаптации и интеграции, что, в свою очередь, влияет на качество жизни этих людей и их способность полноценно участвовать в жизни общества.
Актуальность данной работы обусловлена не только необходимостью создания инклюзивной среды для людей с инвалидностью, но и растущим интересом к вопросам их психоэмоционального состояния, которое часто оказывается под угрозой из-за стигматизации и социальной изоляции. Важно отметить, что успешная реабилитация и абилитация инвалидов требует комплексного подхода, включающего как медицинские, так и психологические аспекты, а также активное участие общества в процессе социализации. В этом контексте особое внимание уделяется детям-инвалидам, так как именно в детском возрасте закладываются основы социальной адаптации и формирования личности.
Цель работы: обосновать эффективность создания специальных условий для инвалидов, в том числе детей-инвалидов в образовательной организации в контексте реализации индивидуальной программы реабилитации и абилитации обучающегося; теоретически обосновать, разработать и апробировать методики составления индивидуальных программ развития.
Задачи:
- изучить нормативно-правовые акты, психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
- провести анализ проблемы «Психологическая реабилитация и абилитация инвалидов, в том числе детей-инвалидов как инструмент социализации обучающихся»;
- разработать методический инструментарий (чек-лист и мини-проект) по психологической реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов как инструмент социализации обучающихся.
В исследованиях реабилитации и абилитации применялся комплекс общенаучных подходов и методов, среди которых: анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнительный.
Предмет исследования психологической реабилитации и абилитации — процесс восстановления психического, эмоционального и социального функционирования людей с ограниченными возможностями.
Объектом психологической реабилитации и абилитации являются обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе дети-инвалиды.
РАЗДЕЛ 1. Теоретические основы психологической реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов как инструмент социализации обучающихся Обзор научной литературы, определение понятийно-категориального аппарата
Реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.
Абилитация инвалидов - система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.
Комплексная реабилитация и абилитация инвалида - оптимальное для каждого инвалида сочетание мероприятий и услуг по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, которые направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалида в целях его социальной адаптации, в том числе достижения им материальной независимости, и интеграции в общество. Комплексная реабилитация и абилитация инвалида обеспечиваются преемственностью реализации мероприятий и оказания услуг по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов на основе межведомственного взаимодействия всех участвующих в комплексной реабилитации и абилитации инвалида федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, реабилитационных организаций.
Психолого-педагогическая реабилитация и абилитация – это комплекс мероприятий психолого-педагогической поддержки, направленных на обеспечение получения доступного качественного образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации ребенка-инвалида.
Психологическая реабилитация инвалидов, включая детей, занимает важное место в системе социальной помощи и адаптации. Эта реабилитация включает в себя разнообразные методы и подходы, направленные на восстановление психического, эмоционального и социального функционирования людей с ограниченными возможностями. К категории пациентов, нуждающихся в такой помощи, относятся как инвалиды, так и лица, пережившие значительные жизненные кризисы, например, утрату физической независимости из-за болезни или травмы. Многие исследования показывают, что практически все инвалиды выражают потребность в психологической поддержке, что подчеркивает необходимость комплексных программ.
Важным аспектом психологической реабилитации является использование различных методов, включая психотерапию, арт-терапию, музыкотерапию и другие. Музыкотерапия, например, доказала свою эффективность в помощи людям с ограниченными возможностями восстанавливать эмоциональное здоровье и социальные контакты. При этом ключевым фактором в успешности реабилитационных процессов является индивидуальный подход к каждому пациенту. Это означает, что терапевтические программы должны быть персонализированы с учетом уникальных потребностей и обстоятельств конкретного человека.
Также стоит отметить, что психологическая реабилитация должна быть частью комплексной системы поддержки, охватывающей медицинские, социальные и образовательные аспекты. Иногда такие системные подходы помогают значительно улучшить качество жизни инвалидов и их родителей. К сожалению, в процессе реабилитации могут возникать различные барьеры, которые затрудняют доступ к необходимым услугам. Это может быть связано как с недостатком финансирования, так и с низким уровнем осведомленности о возможностях реабилитации.
Исследования показывают, что существует ряд социальных и психологических факторов, которые оказывают влияние на успешность реабилитации. Низкий уровень социальной поддержки и недостаток информации о реабилитационных ресурсах могут негативно сказываться на душевном состоянии инвалидов, создавая дополнительные трудности в процессе восстановительной терапии. Важно, чтобы консультанты и профессиональные психологи активно работали над созданием сред, способствующих социальной интеграции инвалидов в общество.
Разработка и реализация программ по психологической реабилитации требует системного подхода и взаимодействия множества специалистов. Объединение усилий со стороны медицинских работников, психологов, социальных служб и образовательных учреждений может привести к повышению эффективности программ и количеству довольных результатами пациентов. Одной из таких программ, сосредотачивающихся на индивидуальных нуждах, является программа «Феникс», которая предлагает широкий спектр услуг и мероприятий для людей с инвалидностью. Важно поддерживать связь с семьями инвалидов, ведь именно они занимаются их повседневной поддержкой и могут стать ключевыми участниками процесса реабилитации.
Научные исследования в области реабилитации инвалидов подчеркивают важность применения интегративных подходов, учитывающих не только медицинские, но и социальные и психологические аспекты. К тому же, программы по социальной реабилитации должны включать компоненты, направленные на демонстрацию социальной инклюзии, с участием самих инвалидов в различных мероприятиях. Психологическая реабилитация не должна ограничиваться рамками терапевтических мероприятий, важно также формировать социальную адаптацию инвалидов через вовлечение их в общественные жизни, общественные организации и специальные курсы, направленные на развитие новых навыков.
Таким образом, полноценная реабилитация инвалидов требует комплексного подхода, который позволит не только восстановить утраченные функции, но и создать условия для более насыщенной и полноценной жизни. Важно всячески поддерживать и развивать программы, направленные на совершенствование возможностей инвалидов, максимально интегрируя их в общество и обеспечивая необходимую помощь и поддержку.
Нормативно-правовая база реабилитации
Система медико-социальной реабилитации инвалидов в России охватывает широкий спектр нормативно-правовых актов и регулируемых процессов, которые действуют как на федеральном, так и на региональном уровнях. Основным законодателем в данной области является Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Этот закон определяет права инвалидов на получение различных реабилитационных услуг и технических средств, что является базисом для дальнейшего развития системы реабилитации и абилитации.
Ключевыми аспектами данного законодательства являются определение основных направлений реабилитации, включая медицинскую, социальную и профессиональную составляющие. Такой подход позволяет создать комплексную и многопрофильную систему поддержки. Важным элементом является обязательное участие регионов в разработке собственных программ и законов, что позволяет учесть специфические нужды населения. Например, в Амурской области разработаны специальные законы, касающиеся адресной социальной помощи, что улучшает доступность услуг в данной сфере.
Региональные инициативы значительно влияют на систему в целом, так как они могут адаптировать федеральные нормы под конкретные потребности местного населения. Актуальным является обсуждение необходимости улучшения законодательной базы с целью более четкого определения прав инвалидов, а также создания доступной городской и социальной инфраструктуры. Тем не менее, на практике в реализации прав инвалидов остаются значительные проблемы, требующие внесения изменений в действующие документы и практики.
Неэффективность некоторых положений закона и недостатки в их реализации порой мешают полноценной интеграции инвалидов в общественную жизнь. Научные исследования показывают необходимость создания специализированных подразделений, которые будут непосредственно отвечать за координацию реабилитационных процессов и взаимодействие между различными учреждениями, оказывающими помощь инвалидам.
Федеральное законодательство должно учитывать специфику различных групп инвалидов и предлагать решения, направленные на их интеграцию в общественную жизнь. Важно, чтобы существующие нормативно-правовые акты также систематически пересматривались, чтобы соответствовать быстро меняющимся реалиям и потребностям общества. Это становится особенно актуальным в контексте развития новых технологий и методов реабилитации, способствующих улучшению качества жизни инвалидов.
В рамках правового регулирования реабилитации необходимо создать правовые наработки, способствующие созданию сводной базы знаний о реабилитационных практиках на уровне страны. Это изготовит условия для формирования программы непрерывного образования для профессионалов, работающих в области реабилитации, что окажет позитивное влияние на качество предоставляемых услуг.
Работа по совершенствованию правовой базы реабилитации инвалидов является комплексной и требует согласованных действий со стороны всех участников процесса, включая государственные органы, неправительственные организации и самих инвалидов. Обозначенные перспективы и цели должны быть подробно прописаны в стратегических документах, касающихся социальной реабилитации, чтобы обеспечить внимание ко всем аспектам социальной защиты.
Законодательство о реабилитации инвалидов в России продолжает оставаться предметом активных научных и практических исследований. Подход к совершенствованию противоречий в действующих нормативных актах требует детальной проработки, чтобы избежать непредвиденных трудностей в их реализации.
Методы психологической помощи
Рисунок 1. Методы психологической помощи для социализации детей-инвалидов
Рисунок 2. Методы психологической помощи для социализации детей-инвалидов
Современные методы психологической помощи детям-инвалидам направлены на эффективную социализацию и интеграцию этих детей в общество. Психологическая реабилитация охватывает широкий спектр подходов, которые включают как индивидуальные, так и групповые методы работы. Важной особенностью таких методов является их гибкость и возможность адаптации под специфические нужды каждого ребенка, учитывая индивидуальные особенности его здоровья и психологическую устойчивость.
Психологическое сопровождение является одной из основополагающих составляющих процесса адаптации детей с ограниченными возможностями. В рамках этого направления создаются специальные программы, которые включают диагностику, коррекцию и поддержку эмоционального состояния. Это может включать работу как с детьми, так и с их семьями, что позволяет учитывать эмоциональную и мотивационную составляющие при воспитании и развитии ребенка.
Инклюзивное образование является важным аспектом поддержки детей-инвалидов, предоставляя им доступ к образовательным ресурсам и возможностям. Дистанционное обучение в последние годы также стало популярным, позволяя детям учиться в удобном для них темпе и с необходимыми образовательными материалами. Важно, чтобы образование было адаптировано к потребностям каждого ребенка, что подразумевает наличие специальных методических материалов и технологий.
Инновационные игровые средства, такие как лыжные движения, арт-терапия или медицинская литература, также играют важную роль в реабилитации детей. Использование игровой техники позволяет не только разрабатывать навыки, но и облегчать процесс обучения и адаптации, создавая безопасную и дружелюбную атмосферу для ребенка. Через игру дети учатся взаимодействовать с другими, выражать свои эмоции и развивать социальные навыки.
Кроме того, критичным является психологическое консультирование семей, воспитывающих детей с инвалидностью. Работая с родителями и другими членами семьи, специалисты помогают им понять, как поддерживать ребенка в процессе социализации. Это включает:
1. Обсуждение уникальных потребностей ребенка.
2. Обучение тому, как реагировать на трудные ситуации.
3. Эмоциональная поддержка для достижения гармонии и взаимопонимания внутри семьи.
Данный комплексный подход позволяет не только улучшить качество жизни детей-инвалидов, но и повысить общий уровень их социальной интеграции, что является конечной целью всех вышеупомянутых мероприятий. Результаты таких программ могут быть значительными, обеспечивая подросткам с ограниченными возможностями чувство принадлежности к обществу, что в свою очередь способствует их социальной и психологической полноценности .
Специалисты в области психологии и педагогики называют социально-психологическую реабилитацию ключом к полноценной жизни и хорошему психическому здоровью детей с ограниченными возможностями. Успешное осуществление таких методов требует сотрудничества различных специалистов и ответственности со стороны общества, что позволяет создать условия для гармоничного развития личности ребенка.
Анализ эффективности существующих программ
Оценка эффективности методов реабилитации инвалидов, включая детей-инвалидов, занимает центральное место в исследованиях в области социальной и медицинской адаптации. Важным аспектом данной темы является реализация индивидуальных программ реабилитации (ИПР), которая проводилась в России в 2010-2011 годах. Целью таких программ является не только медицинская, но и социальная реабилитация, а также профессиональная адаптация инвалидов, что становится все более актуальным с учетом меняющихся социально-экономических условий .
При проведении анализа программ было выявлено, что инвалиды II и III групп демонстрируют высокую потребность в комплексной реабилитации, включая медицинскую помощь, социальную поддержку и профессиональную адаптацию. Исследования показывают, что самая высокая потребность наблюдается в медицинской реабилитации, в то время как профессиональная адаптация продолжает оставаться проблемой для многих. Успешность трудоустройства часто зависит от уровня подготовки, качества работы служб занятости и наличия специализированных условий труда.
Отдельной темой является необходимость улучшения практики внедрения индивидуальных программ. Важно учитывать специфику каждой ситуации, чтобы максимально эффективно использовать ресурсный потенциал реабилитации. Рекомендации экспертов подтверждают, что государственная политика должна активно поддерживать инвалидов в их стремлении к социальной интеграции, что требует комплексного подхода и непрерывного совершенствования систем реабилитации.
Исследования подтверждают, что комплексная реабилитация должна быть основана на глубоком понимании потребностей инвалидов, а также на обеспечении доступа к различным видам помощи. Социологи и психологи подчеркивают, что важными элементами успешной реабилитации являются социально-психологическая поддержка и обеспечение условий для трудоустройства. Результаты показывают, что удовлетворение основных потребностей инвалидов в медицинской и социальной реабилитации возрастает до 100% при адекватной организации процесса.
Профессиональная реабилитация выделяется как специальное направление, требующее организации целенаправленных мероприятий по обучению и подготовке инвалидов к трудовой деятельности. Доступность специализированных условий труда, а также работа служеб занятости становятся определяющими для успешной интеграции инвалидов в общество. Важным аспектом данной реабилитации становится разработка индивидуальных подходов, с учетом личной истории каждого человека и его потенциальных возможностей.
Следует отметить, что систематическое улучшение или совершенствование учебных и социальных программ для инвалидов зачастую зависит от взаимодействия различных институтов — образовательных организаций, медико-социальных учреждений и службы занятости. Рассматривая вопрос о карьерной подготовке инвалидов, нельзя забывать о важности консультационной поддержки и организации обучающих программ, направленных на рацию возможностей инвалидов для реальной трудовой деятельности.
На основании полученных результатов следует сделать вывод о необходимости создания и внедрения более гибких и доступных программ реабилитации, которые позволят учитывать индивидуальные потребности и возможности инвалидов, а также справляться с возникающими барьерами на пути к их социальной интеграции. Разработка рекомендаций по улучшению существующих программ, с акцентом на социальную и профессиональную адаптацию, остается актуальным направлением исследований.
1.5. Проблемы и барьеры в процессе социализации
Социализация людей с инвалидностью представляет собой сложный и многослойный процесс, на который влияют как юридические, так и социальные барьеры. С одной стороны, правовые аспекты, такие как доступ к образованию, трудоустройству и социальной помощи, определяют формальные рамки участия инвалидов в общественной жизни. В то же время важную роль играют и отношения со стороны общества, которые могут формировать или разрушать возможности включения инвалидов в социум. Исследования выявляют целый ряд социальных барьеров, таких как стереотипы, предвзятости и дискриминация, которые значительно ограничивают возможности людей с ограниченными способностями.
Основные проблемы можно сгруппировать в три модели взаимодействия между инвалидами и обществом: маргинальная, патерналистская и партнерская. Первая модель подразумевает отвержение, вторая – заботу, а третья – равные возможности для всех. Отсутствие партнерского подхода в обществе приводит к тому, что инвалиды оказываются в ситуации изоляции и сегрегации. Это несовместимо с концепцией инклюзии, ведь инклюзивное общество подразумевает не просто поддержку, но и полноценное участие людей с инвалидностью в различных социальных процессах.
При реализации принципов инклюзии важно учитывать, что успешная социализация лиц с ограниченными возможностями требует создания безбарьерной среды. Это включает не только физическую доступность пространств, но и социальные и психологические аспекты, которые должны способствовать установлению межличностных отношений и взаимодействию. Необходимо разрабатывать индивидуальные образовательные маршруты и внедрять практики, которые поддерживают участие инвалидов во всех сферах жизни.
Социальные барьеры связаны также с отсутствием адекватного понимания инвалидности в обществе. Часто присутствуют предвзятые представления о том, что такие люди не способны к полноценной жизни, что в свою очередь приводит к жёстким рамкам их включения. Социологические исследования показывают, что многие инвалиды испытывают ощущение дискриминации и недостаточной поддержки со стороны государства и общества. Для того чтобы изменить эту ситуацию, необходимо формировать новые, позитивные образы инвалидов, способствовать их видимости в обществе и создавать условия для нормального взаимодействия.
Запросы на интеграцию инвалидов в общественные процессы всё больше становятся частью общественной повестки дня. Тем не менее, необходимо не только создавать «безбарьерную» инфраструктуру, но и обеспечивать глубокое понимание и принятие сообществом. Важна работа по изменению общественного сознания, направленная на устранение предрассудков и стереотипов. Одной из реализаций этого подхода является внедрение специализированных программ обучения и повышения осведомлённости как для инвалидов, так и для тех, кто их окружает.
Концепция отказа от патернализма в отношении инвалидов предполагает вовлечение их в решения, касающиеся их жизни. Это включает в себя не только доступ к услугам, но и возможность оказывать влияние на политику, касающуюся их прав, нужд и ожиданий. Актуальность данной задачи подчеркивается сложностью и многообразием потребностей, которые имеют люди с ограниченными возможностями. Следует развивать механизмы, нацеленные на создание реальных возможностей для людей с инвалидностью участвовать в ключевых аспектах социальной жизни, включая трудоустройство, образование и участие в культурных и спортивных мероприятиях.
В итоге, дальнейшая работа по обеспечению равенства для людей с инвалидностью требует комплексного подхода, включающего как устранение правовых барьеров, так и создание социального пространства, способствующего интеграции. Модели, которые гарантируют не только доступ к ресурсам, но и полноценное включение инвалидов в общественные процессы, играют критическую роль в формировании инклюзивного общества.
РАЗДЕЛ 2. Психологическая реабилитация и абилитация инвалидов, в том числе детей-инвалидов как инструмент социализации обучающихся
2.1.Чек-лист нормативно-правовых актов, регулирующих организацию комплекса мер по реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов в ГБОУ «СШ № 13 Г.О. ИЛОВАЙСК»
№
Название нормативно-правого акта
Основные направления содержания акта
Наличие в образователь-ной организации
1
Декларация прав ребенка
Основные направления: Право на защиту. Право на имя и гражданство. Право на образование. Право на здоровье: Обеспечение медицинского обслуживания и охраны здоровья детей. Право на развитие: Обеспечение условий для физического, умственного, духовного и социального развития. Право на участие: Дети имеют право выражать свое мнение и быть услышанными в вопросах, касающихся их жизни. Право на отдых и досуг. Эти принципы - основа для защиты прав детей и обеспечения их благополучия на международном уровне.
В наличии
2
Концепция развития в Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на период до 2025 года
Распоряжение правительства РФ No3711-р от 18.12.2021 г
Целью настоящей Концепции является обеспечение доступности для инвалидов качественных, эффективных, безопасных и научно обоснованных реабилитационных (абилитационных) услуг и технических средств реабилитации в сочетании с реализацией исчерпывающих мер, направленных на социальную адаптацию и интеграцию инвалидов во все сферы жизни общества для достижения ими максимально возможной независимости и повышения качества жизни
В наличии
3
ФЗ О персональных данных
Закон направлен на защиту прав граждан и обеспечение безопасности обработки персональных данных. Определение персональных данных: Установление понятия персональных данных и их классификация. Правовые основы обработки: Регулирование условий и оснований для обработки персональных данных. Права субъектов персональных данных: Гарантии прав граждан в отношении их персональных данных, включая право на доступ, исправление и удаление. Обязанности операторов: Установление требований к операторам, осуществляющим обработку персональных данных, включая обеспечение безопасности данных. Трансграничная передача: Правила передачи персональных данных за пределы Российской Федерации.
В наличии
4
ФГОС НОО ОВЗ
Приказ Министерства образования и науки РФ №1598 от 19.12.2014 г.
Приказ устанавливает основные направления и требования к федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) начального общего образования (НОО) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). 1. Индивидуализация обучения: создание условий для учета индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся с ОВЗ.2. Доступность образования: обеспечение доступности образовательных ресурсов и среды для всех категорий обучающихся.3. Инклюзивное образование: развитие инклюзивных практик, позволяющих обучаться вместе с обычными детьми.4. Качество образования: повышение качества образовательного процесса и результатов обучения.5. Социальная адаптация: содействие социальной интеграции и адаптации обучающихся с ОВЗ в обществе.
В наличии
5
Об утверждении ФОП НОО
Приказ Минпросвещения РФ № 992 от 16.11.2022 г.
Приказ утверждает федеральную образовательную программу начального общего образования.
Развитие личности: Формирование индивидуальности, творческих способностей, мотивации к познанию.
Освоение учебной деятельности: Развитие умения учиться, самостоятельно добывать знания, применять их на практике.
Сохранение и укрепление здоровья: Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни.
Предметные результаты: Освоение базовых знаний и умений по всем предметам начальной школы.
В наличии
6
Об утверждении ФАОП НОО для обучающихся с ОВЗ
Приказ Минпросвещения РФ №1023 от 24.11.2022 г.
Приказ утверждает Федеральные адаптированные образовательные программы (ФАОП) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Основные направления акта:1. Адаптация образовательных программ: Создание условий для получения образования с учетом индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ.2. Инклюзивное образование: Поддержка интеграции детей с ОВЗ в общие образовательные учреждения.3. Методические рекомендации: Разработка рекомендаций для педагогов по реализации ФАОП.4. Мониторинг и оценка: Установление механизмов оценки качества образования для обучающихся с ОВЗ. Документ направлен на улучшение доступности и качества образования для данной категории обучающихся.
В наличии
7
Об утверждении ФАООП обучающихся с УО (ИН)
Приказ Минпросвещения РФ№1026 от 24 ноября 2022 г.
Цель - обеспечить качественное образование и развитие для детей с особыми образовательными потребностями. Основные направления включают:1. Индивидуализация обучения - адаптация образовательных программ под потребности каждого ученика.2. Инклюзия - создание условий для совместного обучения детей с УО и без.3. Развитие социальных навыков - акцент на социализацию и интеграцию в общество.4. Поддержка педагогов - обеспечение методической помощи и ресурсов для учителей.
В наличии
8
Методические рекомендации об организации обучения на дому обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья, с инвалидностью
Письмо Минпросвещения РФ №ДГ-2121/07 от 24.11.2021 г.
Эти рекомендации направлены на создание условий для полноценного обучения и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.Включают следующие основные направления: Индивидуальный подход: Разработка индивидуальных образовательных маршрутов с учетом потребностей и возможностей каждого обучающегося. Методы и формы обучения: Использование различных методов и форм обучения. Сотрудничество с родителями: Активное вовлечение родителей в образовательный процесс, их информирование и поддержка. Мониторинг и оценка: Регулярный мониторинг успеваемости и адаптации обучающихся, корректировка образовательных программ при необходимости. Психолого-педагогическая поддержка: Обеспечение психологической и педагогической поддержки для обучающихся и их семей.
В наличии
9
Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания
Постановление Главного государственного врача РФ №2 от 28.01.2021 г.
Основные направления1. Гигиенические нормативы: Установление предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ в окружающей среде.2. Оценка факторов среды: Методы оценки воздействия физических, химических и биологических факторов на здоровье человека.3. Безопасность объектов: Требования к обеспечению безопасности объектов различного назначения (жилищные, производственные и др.).4. Мониторинг: Регулирование санитарного контроля и мониторинга состояния окружающей среды.5. Рекомендации по охране здоровья: Рекомендации по обеспечению безвредности условий жизни и труда для укрепления здоровья населения. Документ направлен на защиту здоровья граждан и обеспечение безопасной среды обитания.
В наличии
10
ФГОС НОО (Приказ Минпросвещения РФ №286 от 31.05.2021 г.)
Этот приказ устанавливает основные направления и требования к федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования (ФГОС НОО). 1. Обновление содержания образования: Введение современных подходов к обучению, акцент на развитие ключевых компетенций учащихся.2. Индивидуализация обучения: Учет интересов и способностей каждого ученика, создание условий для их успешного обучения.3. Интеграция образовательных областей: Системный подход к обучению, объединение различных предметов и областей знаний.4. Формирование универсальных учебных действий: Развитие умений, необходимых для самостоятельного обучения и социальной адаптации.5. Оценка и мониторинг образовательных результатов.
В наличии
2.2. Мини-проект по формированию информационной культуры обучающихся, в том числе в рамках профилактики кибербуллинга
Цель: формирование безопасного поведения в сети Интернет среди обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
Формирование культуры ответственного, этичного и безопасного использования новых информационных технологий.
Повышение уровня осведомленности несовершеннолетних о проблемах безопасности при использовании сети Интернет.
Увеличение возможности знакомства обучающихся с позитивным контентом в сети Интернет, в том числе способствующим их развитию и образованию.
Формы проведения:
Тренинговые занятия.
Беседы.
Анкетирование.
Игровые занятия.
Кадровое обеспечение:
Социальный педагог
Педагог-психолог
Классные руководители
Педагог-организатор
Библиотекарь
Категория участников: обучающиеся 1-11 классов.
Сроки проведения: 17.03.2025 – 21.03.2025
Методическое обеспечение: план и разработки занятий, диагностический материал, наглядный материал.
Оформление:
Стенд в фойе 1, 2 этажей с планом недели и методическими рекомендациями.
Информация о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетямв ГБОУ «СШ № 13 Г.О. ИЛОВАЙСК» обучающихся с инвалидностью и ОВЗ.
В свободном доступе для обучающихся с инвалидностью находятся 10 компьютеров и 1 компьютер для работы в библиотеке. В школе создано единое информационное пространство, обеспечивающее эффективную социализацию школьников с инвалидностью и ОВЗ в условиях информационного общества. Все компьютеры имеют выход в Интернет.
Обучающиеся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья имеют возможность работать в сети Интернет на уроках информатики и ежедневно в свободном доступе после уроков в компьютерном классе в соответствии с графиком работы. В свободное от уроков время каждый желающий обучающийся с инвалидностью или ОВЗ при помощи администратора точки доступа к сети Интернет может воспользоваться техническими и сетевыми ресурсами для выполнения учебных задач.
С целью исключения доступа обучающихся к сайтам экстремисткой направленности и иным запрещенным ресурсам сети Интернет, несовместимым с образовательным процессом, в школе действует система контентфильтрации. Доступ к запрещенным в образовательном процессе ресурсам сети для обучающихся с инвалидностью и педагогического персонала закрыт.
План проведения недели «Информационная безопасность и профилактика кибербуллинга» ( Приложение 2)
ВЫВОДЫ
В заключение данной выпускной работы можно подвести итоги проведенного исследования, которое освещает важность психологической реабилитации и абилитации инвалидов, особенно детей, как ключевых инструментов для их успешной социализации и интеграции в общество. В ходе работы была проанализирована нормативно-правовая база, регулирующая процессы реабилитации и абилитации, что позволило выявить как положительные аспекты, так и существующие недостатки в законодательстве. Важно отметить, что наличие четкой и последовательной правовой основы является необходимым условием для эффективного функционирования системы реабилитации, однако, несмотря на это, многие аспекты остаются не регулированными или требуют доработки.
В процессе исследования методов и подходов к психологической помощи детям-инвалидам было установлено, что разнообразие методик и программ, существующих на сегодняшний день, позволяет адаптировать подходы к индивидуальным потребностям каждого ребенка. Однако, несмотря на наличие таких методов, существует множество барьеров, которые препятствуют их эффективному применению. К числу этих барьеров можно отнести недостаток квалифицированных специалистов, отсутствие финансирования, а также социальные стереотипы и предвзятости, которые продолжают существовать в обществе. Эти факторы значительно усложняют процесс социализации детей с инвалидностью и требуют комплексного подхода к их решению.
Разработка чек-листа «Нормативно-правовые акты, регулирующие организацию комплекса мер по реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей инвалидов в ГБОУ «СШ № 13 Г.О. ИЛОВАЙСК» и мини-проекта по информационной безопасности и профилактике кибербуллинга обучающихся с инвалидностью стала важным этапом работы. В рамках мини-проекта были предложены конкретные мероприятия, направленные на улучшение условий для социализации детей-инвалидов. Чек-лист, разработанный в ходе работы, представляет собой полезный инструмент для структурирования подходов и методов работы с данной категорией обучающихся, что, в свою очередь, может способствовать более эффективной реализации программ реабилитации и абилитации.
Оценка итоговых результатов проекта показала, что предложенные мероприятия могут значительно улучшить уровень информационной безопасности и профилактики кибербуллинга детей с инвалидностью, однако для достижения устойчивых результатов необходимо продолжать работу в этом направлении. Важно, чтобы все заинтересованные стороны — государственные органы, образовательные учреждения, медицинские и социальные службы, а также общественные организации — объединили свои усилия для создания единой системы поддержки и реабилитации инвалидов.
Перспективы развития системы реабилитации и абилитации инвалидов в России выглядят многообещающими, однако для их реализации необходимо преодолеть существующие барьеры и недостатки. Важно продолжать исследовать и внедрять новые методы и подходы, а также активно привлекать общественность к обсуждению проблем инвалидов. Социальная интеграция детей с инвалидностью — это не только задача государства, но и всего общества, которое должно осознать свою ответственность за создание условий для равных возможностей для всех его членов.
Таким образом, проведенное исследование подчеркивает, что психологическая реабилитация и абилитация инвалидов являются неотъемлемой частью процесса их социализации. Это требует комплексного подхода, включающего как законодательные инициативы, так и практические меры, направленные на улучшение качества жизни детей с инвалидностью. Важно, чтобы каждый ребенок, независимо от своих физических или психических ограничений, имел возможность реализовать свой потенциал и стать полноценным членом общества.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный Закон РФ от 29 декабря 2012г. № 273. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 (дата обращения: 25.10.2024)
Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»
Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» URL: https://base.garant.ru/10164504/ (дата обращения: 25.10.2024);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
Постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 № 363 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» URL: https://base.garant.ru/72216666/ (дата обращения: 25.10.2024)
Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2021 № 449 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Доступная среда» URL: http://government.ru/docs/all/133596/ (дата обращения: 25.10.2024)
Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 г. № 1022 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 г. № 1023 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 г. № 1025 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 г. № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. № 1598 «ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. № 1599 «ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897, Приказ Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 г. № 287 «ФГОС основного общего образования»
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413 «ФГОС среднего общего образования» (редакция с изменениями № 732 от 12.08.2022)
Концепция развития в Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на период до 2025 года. Распоряжение правительства РФ No3711-р от 18.12.2021 г
16. Альтовский, Е.В., Демидов, А.А., Краснова, Г.А. Доступность интернет-ресурсов инвалидам и лицам с ограниченными возможностями: информационно-аналитический обзор / Е. В. Альтовский, А. А. Демидов, Г. А. Краснова; под ред. Г. А. Красновой. - Москва: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2021. - 114 с.
17. Вострецова, Е.В. Основы информационной безопасности : учебное пособие для студентов вузов / Е.В. Вострецова.— Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2019. – 204 с.
Зенков, А. В. Информационная безопасность и защита информации: учебное пособие для вузов / А. В. Зенков. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва :
Издательство Юрайт, 2024. - 107 с.
19. Методические рекомендации по организации доступной среды в общеобразовательных учреждениях, для инклюзивного образования детей- инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья / ответственный за выпуск: А.С.Журавлев. - МКУ «НМИЦ». – Белгород, 2017. - 81 с.
20. Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи. Часть I Методическое пособие для преподавателей / Р.Н. Жаворонков, Н.В. Путило, О.Н. Владимирова и др. - Министерство труда и социальной защиты населения Российской Федерации. - М., 2015. - 264 с
Носырева А.Е., Гаврилова А.В. Соотношение реабилитации и абилитации инвалидов // Актуальные проблемы государства и права. - № 1 –Т.7.–2023 – С.35-45.
Рюе Х. Абилитация и реабилитация инвалидов: психосоциальный аспект. Смена ориентиров [Электронный ресурс] URL //https://optimist-sp.ru/upload/iblock/87c/eca4e4_baeb1c4987314b2fb9fc8d0614e0e46f.pdf
Цветкова, М.С. Информационная безопасность. Правовые основы информационной безопасности. 10–11классы : учебное пособие / М.С. Цветковаидр.; под ред.М.С. Цветковой. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2020. - 199 с.
Приложение 1.
Приложение 2.
План проведения недели
«Информационная безопасность и профилактика кибербуллинга»
День недели
Мероприятия
Классы
Ответственный
Понедельник
Открытие недели «Информационная безопасность»
Киберурок «Как самый маленький гном Вася учился безопасному поведению в сети Интернет»
Киберурок «Безопасность в интернете. Зачем нам Интернет? Правила поведения во «Всемирной паутине»
Киберурок «Безопасное использование интернет»
Киберурок «Правила безопасного поведения в сети Интернет»
Киберурок «Правила безопасного поведения в сети Интернет»
Киберурок «Безопасный интернет. Как правильно себя вести в сети»