Просмотр содержимого документа
«Воспитательское занятие на тему: "Планета толерантности"»
Тема. "Планета толерантности"
Цель: Дать учащимся понятие о толерантности.
Воспитывать межличностные отношения воспитанников.
Задачи: Обучать детей взаимодействию при решении проблем в коллективе.
Способствовать развитию сочувствия, сопереживания у
воспитанников.
Развивать у учащихся умение слушать и слышать.
Оборудование: напечатанные слова и выражения с чертами характера и
качеств человека, презентация «Планета толерантности»,
стихи для заучивания наизусть.
Форма проведения: занятие - игра
Ход занятия
Вступительная беседа.
Воспитатель. Сегодня мы с вами поговорим о толерантности. Вместе с вами попробуем раскрыть значение этого слова.
- Представьте себе, что ваш друг/или подруга/ получил плохую оценку и очень расстроился из-за этого. Как вы поступите в такой ситуации?
/буду успокаивать, утешать/
-Другими словами, вы будете сочувствовать своему другу.
- А почему вы будете сочувствовать ему? /потому что мы друзья/
- А если вы увидите ребенка, который плачет из-за того, что упал и поранился или увидите девочку, которая потеряла свою любимую собаку и очень расстроилась? Будете ли вы им сочувствовать? /да/
Итак, мы с вами выяснили, что сочувствовать, значит сопереживать, стремиться помочь.
/ Введение понятия «толерантность»/
- У слова «сочувствие» есть очень близкое по значению слово «толерантность».
Понятие «толерантность» более широкое. Оно означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей».
Как вы понимаете выражение «уметь терпеть, мириться с чужим мнением»?
/выслушивать мнение других людей/
Другими словами, это значит: уметь слушать других людей, понимать и признавать, что у каждого человека есть право на собственное мнение.
Разбор ситуации.
Представьте себе такую ситуацию: два друга, Саша и Коля, разговаривая о своих домашних животных, начинают спорить и ругаться, потому что Саше нравятся собаки, и он считает их лучшими, а Коле нравятся кошки, он считает их лучшими животными в мире. Мальчики поссорились и больше не разговаривали.
Как вы думаете, из-за чего возник спор? /из-за непонимания/
Кто, по вашему мнению, из мальчиков прав? /никто/
Как бы вы поступили на их месте? /приняли бы мнение друг друга/
Ребята, все мы разные люди, у нас у всех разные вкусы, привычки, разные таланты. Кто-то любит животных, кому-то нравятся машины, кто-то любит читать, а кто-то умеет хорошо рисовать, отлично играет в футбол, кому-то нравится танцевать, а кому-то вышивать и т.д. И это не значит, что кто-то из нас хуже или лучше. Каждый из нас уникален и неповторим. Поэтому мы должны ценить и любить друг друга, то есть быть толерантными по отношению друг к другу.
Игра «Это здорово!»
Цель: повышать самооценку, получать поддержку одноклассников.
Вы расскажите о любом своем качестве, умении или таланте. Например, «Я умею хорошо петь. Я научила подругу заправлять постель». В ответ на каждое такое высказывание все должны хором отвечать: «Это здорово!» и одновременно поднимать вверх большой палец.
Итак, толерантность предполагает, что мы должны принимать людей такими, какие они есть, дружить и общаться с ними на основе взаимопонимания, сочувствия и согласия.
В первую очередь толерантность проявляется дома, в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но часто происходят ссоры и конфликты. Как выйти из них? Давайте посмотрим, как бы вы поступили в следующих ситуациях?
Решение проблемных ситуаций:
1. Кто-то из одноклассников нарочно толкнул вас и свалил с ног. Как вы поступите?
- будете плакать;
- ударите его;
- сделаете ему замечание;
- пожалуетесь учителю.
2. Один из одноклассников смеется над вашим другом. Как вы поступите?
- будете плакать;
- пожмете плечами;
- будете смеяться над ним;
- будете защищать товарища.
3. Приятель схватил вашу ручку без разрешения. Как вы поступите?
- пожалуетесь учителю;
- поговорите с приятелем;
- попытаетесь отобрать ее;
- отлупите приятеля.
Как вы думаете, какими качествами и чертами характера должен обладать толерантный человек? /пониманием, сочувствием, уважать других людей/
Игра «Аплодисменты»
Когда я назову качество, которое помогает жить в мире и согласии друг с другом, вы хлопаете в ладоши, а если мешает – сидите тихо.
Жила-была девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить без подружек. Вот она и обратилась к старому седому волшебнику. Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла с ней дружить всю жизнь. Подумал волшебник и сказал: «Приходи ко мне завтра рано утром». Утром пришла Любовь в условленное место и видит, стоят пять прекрасных девушек, одна краше другой. «Выбирай, - сказал волшебник. Одну зовут Радость, другую Удача, третья Красота, четвертая Печаль, пятую Доброта». «Они все прекрасны», - сказала Любовь. «Да, они все хороши, ты в жизни встретишься с ними, но выбери одну из них», - ответил волшебник.
- А кого бы выбрали вы? Почему?
Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.
- Почему она выбрала доброту?
/необходимо быть добрым к другим, отзывчивым, терпеливым, уважать
окружающих/
Чтение детьми стихов
Ах, как нам добрые слова нужны,
Не раз мы в этом убеждались с вами,
А может, не слова – дела важны?
Дела – делами, а слова – словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы. /М. Лисянский/
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту всегда.
И если кому-то поможет
Твоя доброта и дружба твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит
На свете живешь ты не зря!
Подведение итогов занятия.
Вы познакомились с понятием «толерантность».
На плакате написаны предположительные черты характера и качества толерантного человека. Прочитайте и выберите из них самые точные и верные качества.
/терпение, чувство юмора, расположенность к другим, доверие, умение владеть собой, доброжелательность, умение не осуждать других, умение слушать, любознательность, способность к сопереживанию, спокойствие, вежливость/
Толерантный человек способен понять и простить других людей, он с уважением относится к привычкам, чувствам, культуре, обычаям, традициям других людей.
Почему так важно говорить о толерантности? Если люди будут обладать всеми этими качествами, то на Земле исчезнут ссоры, споры, войны.
В 1996 году Генеральная Ассамблея ООН предложила государствам 16 ноября отмечать Международный день толерантности /терпимости/.