Воспитание патриотических чувств и этнокультурное образование учащихся на уроках трудового обучения с использованием элементов художественного краеведения
Воспитание патриотических чувств и этнокультурное образование учащихся на уроках трудового обучения с использованием элементов художественного краеведения
В статье рассказывается о работе учителя по воспитанию патриотических чувств у учащихся на уроках и во внеурочной деятельности с использованием элементов художественного краеведения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Воспитание патриотических чувств и этнокультурное образование учащихся на уроках трудового обучения с использованием элементов художественного краеведения»
Воспитание патриотических чувств и этнокультурное образование учащихся коррекционной школы- интерната на уроках трудового обучения с использованием элементов художественного краеведения.
Проблему этнокультурного образования мы связываем с представлениями о целостности народной культуры и народного художественного творчества с принципами функционирования системы «Человек и духовный опыт народа».
Такая постановка проблемы актуализирует вопрос о месте традиционной этнической культуры в жизни современной России. В настоящее время массовой попкультурой идет процесс вытеснения национальной этнокультуры с передовых позиций на задний план. В следствии этого происходит забывание и утрата огромного опыта наших предков, накопленного в тяжелом труде.
Испытывая бесчисленное количество удач и ошибок они донесли до нас свой бесценный опыт, в том числе в области народного художественного творчества, несмотря на бесчисленные попытки денационализации и искоренения нашей культуры на протяжении всей истории российского государства.
В своей работе мы делаем упор на востребованность народной культуры «Народ без истории и культуры, как ребенок без родителей и из него можно вылепить все, что необходимо…»
Целенаправленность образовательной деятельности курса «Художественная обработка древесины» на вовлечение учащихся в процессе освоения национальной культуры, её лучших проявлений в сфере народного художественного творчества (художественные промыслы) складывается в новое направление - этнохудожественное образование, где приоритетное место занимают вопросы, связанные с воспитанием учащихся через приобщение к истокам русской народной культуры.
Вот один из примеров работы в этом направлении.
В учебной программе (трудовая подготовка) 7 –го класса существуют три варианта (по выбору учителя) работы по разделу и «Изготовление брусковой мебели с художественной отделкой»:
- отделка мебели плоскорельефной резьбой;
- отделка мебели мозаикой (маркетри);
- отделка мебели росписью по дереву.
В текущем учебном году работа осуществлялась по третьему варианту с использованием метода творческого проектирования.
Учащимися, по предложению учителя, был выбран объект труда (детская мебель с росписью под Хохлому), составлена поэтапная технология изготовления, макет карты Ивановской и Нижегородской областей с указанием центров художественной росписи (Савино, Палех, Холуй, Городец, Хохлома), проведена экскурсия в местный педуниверситет на факультет искусств.
При посещении кабинета «Росписи по дереву», учащиеся были ознакомлены с деятельностью художественных промыслов росписи по дереву нашего региона. Студенты факультета провели «мастер-классы» где нашим учащимся были представлены стилевые особенности и техника изготовления Савинской, Хохломской и Городецкой росписей.
Внимание учащихся было акцентировано на Савинской росписи так как поселок Савино является нашим географическим соседом.
На представленной экранной презентации была показана производственная деятельность предприятия, где выполняется роспись, рабочие места, фотографии мастеров, залы местного музея росписи по дереву, музейные экспонаты.
Перед учащимися выступила заместитель деканата факультета, Наталья Романовна с призывом помнить, беречь и хранить традиции мастеров росписи по дереву, наших земляков, живших на нашей Малой Родине. Студентка 6-го курса Ветрова Людмила ознакомила учащихся с техническими приемами выполнения Савинской росписи учащиеся выполнили работу кистью и гуашью.
Во время работы над проектом учащиеся изготовили техническую документацию (чертежи) на изготовление изделий, по чертежам изготовили изделия ( стол, стул, табурет), освоили приемы изготовления рисунков под Хохлому, Городец, Савино) в карандаше. Изготовили эскизы в цвете на бумаге, роспись на изделиях темперой и акрилом. Научились выполнять декоративно-защитное покрытие акриловым лаком (аэрозоль, кисть)
Содержание работы представлено в документе: «Дневник творческого проекта» (роспись по дереву).
Этапы работы над проектом представлены а фотографиях в приложении к документу.
По итогам работы оформлена экспозиция (стенды, предметные группы).
На вопросы: «Чему научились, что узнали нового?» учащиеся с помощью учителя сделали основной вывод.
Мы изучили технику росписи под Хохлому, Городец, Савино, освоили технологию изготовления, научились выполнять подготовительный рисунок в карандаше, эскиз в цвете на бумаге, ознакомились с художественными материалами и техникой работы кистью, темперой, акрилом, изготовили роспись.
Мы узнали, что каждый мастер-художник создает образ, отражающий его душевный настрой, его особое только ему одному свойственное чувство формы, цвета. Однако мастер живет не изолированно, а среди людей, в определенной местности, где живы и старые мастера, и многовековые творческие традиции, и опыт многих поколений. Это и сумма технических правил и приемов, и сложившиеся представления о том, что красиво, а что нет, и излюбленные в данном месте художественные материалы. И все это, вместе взятое: и материалы, и способы их обработки, и художественные приемы исполнения – мастер получил в наследство от отцов и дедов. С раннего детства окружающие будущего мастера люди и предметы воспитывали в нем определенный образный и эмоциональный настрой. Ведь было время, когда все вещи: от люльки для младенца и до ружья, с которым он, уже взрослый, отправлялся на охоту - все делалось руками умелыми, искусными, работящими. И мастер силен и мудр этой причастностью к коллективной мудрости, знанию мастерства, его тайны. Выполняя роспись под Городец, Хохлому, Савино, мы лучше узнали и освоили творчество народных мастеров – художников нашей области и региона.
Литература: «Маленькие чудеса» Н.В. Тарановская
«Инновационные технологии непрерывного художественного образования» Кириенко С.Ю.