Просмотр содержимого документа
«" Внеурочная деятельность, как средство развивающей среды для самореализации воспитанников с ОВЗ"»
Доклад
«Внеурочная деятельность,как средство создания развивающей среды для самореализации воспитанников.»
Выполнили: Алексенко Н.А.
Гриненко В.Н.
декабрь 2023г.
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
Василий Александрович Сухомлинский (слайд 1)
Внеурочная деятельность – это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая при правильной организации важную роль в развитии обучающихся с ОВЗ.(слайд 2)
Одной из приоритетных задач обучения детей с ограниченными возможностями здоровья является создание условий для успешной самореализации. Реализация данной задачи невозможна без использования системы внеурочных занятий
Сущность и основные назначения внеурочной деятельности заключается в создании дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей школьников с ОВЗ и разумной организации их свободного времени. Она ориентирована на создание условий для:
-творческой самореализации ребенка в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности и позитивного преобразующего отношения к окружающей действительности;
- социального становления личности ребенка в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами;
-профессионального самоопределения обучающегося, необходимого для успешной реализации планов и перспектив.
Дети с нарушениями развития являются особой категорией, в работе с которыми формы художественно-эстетического освоения мира используются не только как средство их художественной культуры, но и оказывает на них лечебное воздействие, является способом профилактики и коррекции отклонений в развитии. Все формы детского творчества для ребенка с ОВЗ – это шанс реализоваться в этом мире.
Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используютсяв формах, отличных от урочной системы обучения. Одной из причин этого является необходимость смены видов деятельности для предотвращения переутомления обучающихся.
Успешная интеграция и адаптация в обществе обучающихся с ОВЗ по-прежнему является актуальной проблемой для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Школа в данной ситуации выступает как основной образовательный и воспитательный ресурс для данной категории детей.
Внеурочная деятельность должна включать в себя:(слайд 3)
- индивидуальные и групповые занятия, направленные на повышение общего развития детей с ОВЗ и их практическую подготовку к самостоятельной жизни и труду,
- экономическое и гражданско-правовое просвещение и воспитание детей,
- мероприятия, направленные на формирование морально-этических норм поведения, выработку навыков общения и безопасности жизнедеятельности,
- деятельность по развитию и совершенствованию навыков самообслуживания.
Необходимо учитывать, что внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, способна сформировать учебную мотивацию.
Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:
игровая деятельность;
познавательная деятельность;
досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
художественное творчество;
трудовая деятельность;
спортивно-оздоровительная деятельность;
При организации внеурочной деятельности мы не разделяем детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, и детей- инвалидов. И это дает свои положительные результаты: повышает уровень развития и самореализации одних и формирует человеколюбие других. В отличие от учебного процесса, который ограничен рамками учебных планов и программ, воспитательный процесс организуется по единому школьному плану, что позволяет реализовать себя детям, имеющим различные способности и возможности. Общешкольные праздники, конкурсы, викторины, соревнования, игры, экскурсии, походы и т.д., проводимые в образовательном учреждении, предоставляют возможность каждому обучающемуся, воспитаннику участвовать и добиваться успеха.
Для результативного процесса интеграции в ходе внеурочных мероприятий приглашаются разные люди.
Наши воспитанники на экскурсиях посещают общественные места (почта, поселковая библиотека, магазины, музей, дворец культуры), общаются с разными людьми разных профессий. Улучшается культура поведения в обществе, быстрее и качественнее проходит социализация детей с ОВЗ.
Все виды внеурочной деятельности ориентированы
на воспитательные результаты
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.).
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Обучающиеся, воспитанники коррекционной школы в основном осваивают первый и второй уровень результатов.
Важно иметь в виду, что внеурочная деятельность — это отнюдь не механическая добавка к образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими детьми. Школа после уроков должна способствовать проявлению и раскрытию каждым ребёнком с ОВЗ своих интересов, своих увлечений, своего «я». Это даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого обучающегося, воспитанника с ОВЗ, которая обеспечит воспитание личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако, наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.