Влияние творческих игр на активизацию речевого развития слабослышащих младших школьников
Влияние творческих игр на активизацию речевого развития слабослышащих младших школьников
Использование творческих игр в коррекционном (образовательном) учреждении I-II вида служит важным средством всестороннего развития учащихся и весьма эффективным способом активизации речевого развития.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Влияние творческих игр на активизацию речевого развития слабослышащих младших школьников»
Влияние творческих игр на активизацию речевого развития слабослышащих младших школьников
Развитие устной речи предусматривает овладение различными ее функционально-структурными разновидностями. По мере развития устной речи в форме диалогов, состоящих из вопросов и ответов, накапливания словаря, овладения словосочетаниями и распространенными предложениями ставится задача приобщения учащихся средних классов к наиболее сложным (в языковом и логическом отношении) видам общения: повествованию, описанию и рассуждению, составляющим связные монологические высказывания.
Согласно задачам работы по развитию устной речи определены ее составные части:
-словарная работа;
-развитие навыков и умений выражения смысловых отношений;
-работа над побудительными, повествовательными и вопросительными предложениями;
-над диалогической и монологической речью.
Как указывают М.И. Никитина, О.А. Красильникова., словарная работа является целой системой по обогащению и развитию речи слабослышащих. Эта система делится на разделы: объяснение нового словаря; закрепление словаря, включение его в речевую практику; лексические и лексико-стилистические упражнения. Объяснению подлежат слова, несущие на себе идейно-смысловую нагрузку. Это слова, характеризующие эпоху, военная терминология, морально-этические понятия, слова переносного значения, имена и названия. При объяснении слов используются разные приемы. Один из распространенных это объяснение значения слова с помощью наглядности, описания предмета словом, логического определения понятия. Чтобы закрепить понятие ведутся тематические словари, в которые учащиеся из урока в урок вписывают термины. Также проводятся словарно-стилистические упражнения на закрепление слов.
Вместе с тем, ориентируясь на программную тематику и требования, воспитатель подбирает и дополнительный материал для развития устной речи, отражающий жизнь детского коллектива, помогающий уточнить, систематизировать и активизировать речевой запас, приобретаемый учащимися самостоятельно. Материал используется в беседах, устных рассказах учащихся, на уроках и занятиях.
Использование ситуации как средства формирования речи предполагает применение воспитатель определенных способов руководства речевой деятельностью учащихся, различных видов оказания им помощи в этом процессе. При этом выбор способов руководства будет определяться установкой педагога на то, чтобы своими преднамеренными действиями, приемами обучения (составляющими выбранный способ руководства работой детей) вызывать именно ту речевую реакцию на ситуацию, которая нужна для введения конкретного программного материала или овладения им, для формирования именно тех навыков и умений, которые предусмотрены, программой. Дополнительное создание ситуаций, как считает Л.М.Быкова, обеспечивает достаточно быстрое развитие навыка восприятия речи.
Максимальная на первых порах помощь воспитатель в составлении учащимися кратких и более развернутых высказываний обусловлена их минимальным запасом языковых средств и умений оперировать ими. При такой помощи речь ученика фактически еще является не самостоятельной, а сопряженной или отраженной, максимально подготовленной. Но без этого этапа нельзя ожидать какого-либо продвижения в овладении языком. Руководя работой учащихся, воспитатель демонстрирует как сами образцы высказываний, так и последовательность их построения, постепенно развивает способность детей программировать самые простые тексты. Помочь воспитаннику найти в своем речевом опыте нужные языковые средства и выстроить их в определенном порядке воспитатель может, руководя восприятием наглядной ситуации, например, картины, указывая на ее компоненты, предлагая учащимся смысловые, логические, грамматические вопросы, выправляя их ошибки, побуждая повторить правильное построение словосочетания или фразы, используя графические схемы предложений, таблицы, содержащие нужные образцы.
Для реализации требования программы в построении связного, развернутого высказывания используют дробление наглядной ситуации с помощью наглядных средств (серия картин, дополнение сюжетной картины предметными и ситуативными рисунками), а также словесных (в виде вопросов, беседы, плана - подробного и более сжатого, простого и сложного - опорных слов, в том числе вопросительных, деформированных фраз).
По мере овладения слабослышащим младшим школьником языком по мнению М.И. Никитиной, контекстные, или отвлеченно-словесные, ситуации постепенно начинают занимать все большие места среди дидактических средств, используемых для развития речи. Отличительным признаком методики руководства речевой деятельностью ученика при составлении им высказываний, когда исходным (отправным) моментом выступает текст, является то, что в этих случаях наглядные, наглядно-действенные средства и соответствующие способы руководства программированием и оформлением предложений, рассказов играют подсобную роль. С их помощью в опыте учащихся актуализируются впечатления, образы, связанные с заданным текстом, и тем самым облегчается и уточняется его понимание учениками. К работе с деформированными фразами, которые надо восстановить и расположить в логической последовательности, детей подготавливают тренировкой в планировании и организации материала связных высказываний (серия картин, предметные рисунки, демонстрация действий и ситуаций, инсценировка, графические схемы предложений, рисунки, составляемые самими учащимися).
Нейрофизиологическое изучение особенностей активирующих влияний позволило установить, что они могут проявляться в двух формах. Первая форма - это неспецифическая (генерализованная, диффузная) активация корковых отделов головного мозга. Такая активация возникает в ответ на появление любого нового раздражителя, воздействующего на рецепторные образования органов чувств (анализаторов). Неспецифическая активация повышает чувствительность коры к поступающей информации, способствуя ее обнаружению, распознаванию и запоминанию.
Именно возникновение генерализованной активации в ответ на сенсорные сигналы является проявлением ориентировочной реакции, обеспечивающей базовое включение в любую деятельность.
Нейрофизиологические исследования В.И. Лубовского, С.Я. Рубинштейн показали, что ориентировочная реакция при умственной отсталости значительно слабее по сравнению с аналогичными показателями как нормально развивающихся детей, так и детей с сенсорными нарушениями и быстро угасает.
Вторая форма - анализирующая. В связи с тем, что выраженность ориентировочной реакции и возникновение вероятностного прогнозирования обеспечиваются закономерностями вовлечения регулирующих нисходящих влияний ассоциативных, лобных структур, особую значимость приобретают сведения о сроках морфофункционального созревания этих структур и их корково-подкорковых связей в онтогенезе. В процессе нормального возрастного развития наиболее интенсивное дифференцирование этих отделов головного мозга отмечается в 8 - 9 лет, а окончательно завершается их морфофункциональное созревание лишь к 18 - 20 годам.
Решение проблемы активизации речевого развития у младших школьников наиболее успешно осуществляется в разных видах деятельности, среди которых особое место занимает театральное искусство. По мнению В.В. Дрозиной, техники с инсценировками бывают различными и не имеют ничего общего с профессиональным театром или декламацией художественных произведений на сцене. Воспитанники могут инсценировать с помощью слов, движений, мимики или жестов, например, пословицы, короткие истории в картинках, известные стихи или любимые песни, разные истории, сохраняя лишь смысл и очередность событий, а также избранные произведения с точным воспроизведением текста рассказчиком. Не для каждой импровизации необходим реквизит, сценография, костюмы, грим или сценарий. В своей практике я использую структурные и не структурные инсценировки. Они отличаются друг от друга тем, что в первом случае дети получают точное описание исходной ситуации и постепенно учат свою роль, а во втором - проект инсценировки предлагают сами исполнители - импровизация не требует специальной подготовки, хотя иногда я использую подсказки в виде начала какого-нибудь движения или жестикуляционной мимической игры.
Как указывает А.С. Спиваковская, драматургические игры могут также быть немыми инсценировками - дети в ритме известной музыки движением иллюстрируют историю, рассказанную воспитателем, подражают различным персонажам (некоторое время они могут почувствовать себя кем-то другим), учатся организовывать и планировать очередные действия для импровизированных ситуаций (их лучше разнообразить, что облегчит идентификацию определенных движений). В общих сценах дети и молодежь учатся контактировать с партнером и реагировать на его поведение, приобретают также умение присоединяться к заранее запланированным действиям. При инсценировках диалогов есть много возможностей обучения реагировать на слово, правильно использовать его и получать навык адекватно вести беседу с партнером в разыгрываемой сценке. Но даже в том случае, когда набор слов и понятий ребенка чрезвычайно скуден, в контексте ситуации (веселой игры) слова становятся понятнее, а умение реагировать на слова и общаться с помощью слов, условными движениями и значащими жестами, оказывает положительное влияние на гармоничное сосуществование в группе. Ребенка, который общается только с помощью жестов и мимики, часто не понимают сверстники, случается, что у него бывают вспышки аффекта (крик, плач), которые своей роли от других, а также их запоминание. Из наблюдений следует, что чем чаще дети участвуют в так называемых паратеатральных играх, тем они проявляют большую активность и готовность брать новые роли, тем охотней стремятся к взаимодействию. Поэтому так важно, чтобы и они мог выразить свои переживания, чувства, настроения принятым в обществе способом, хотя бы движением и жестом, а игры и инсценировки дают такую возможность.
Чтобы слабослышащий младший школьник стал активным партнером в инсценировке, он должен обращать внимание на правильное выполнение различных заданий, связанных с данной ролью. Хорошо организованная инсценировка высвобождает социальные контакты, но распределение ролей не должно создавать напряженных отношений в группе. В некоторых инсценировках от ребенка требуется понимать роль, поведение и черты играемых персонажей, различные ситуации. Это дает возможность вести с воспитанником перед игрой беседы, вместе смотреть иллюстрации, попеременно разыгрывать забавные поступки и т. п. В это время с успехом можно формировать установки, например «плохой» и «хороший» герой, раскрывать их контрастное поведение.
Доказано, что сами правила игры при инсценировке создают как бы особый мир, который может быть замечательным ориентиром для реальных норм и моделей поведения. Уже сама подготовка инсценировки (даже в виде пантомимы) учит слабослышащего младшего школьника отбирать события, проявлять эмоции и впечатления, а также делать выводы через аналогии или из простых положений. Подбирая текст и форму инсценировки (разыгрываемые диалоги, стихи, события, выбранные ситуации), необходимо помнить, что они должны соответствовать возрасту, уровню речевого развития и социального развития. Инсценировка играет свою воспитательную роль только тогда, когда она понятна и достаточно экспрессивна, чтобы ее содержание своим значением, ритмом и атмосферой подсказывало способ инсценировки.
В развлечениях такого типа неоценимую роль играют различные реквизиты (повседневные предметы, марионетки, куклы, игрушки и т. д.) или элементы костюмов, поскольку их использование усиливает эмоционально-мотивационную сферу и при этом учит чувству собственности и уважения к вещам, важным для разыгрывания ребенком новой роли. Реквизит или костюм становится для ребенка чем-то большим, чем просто знаком роли, ведь мануальный и эмоциональный контакт с реквизитом облегчает изучение роли, различение своей роли от других, а также их запоминание. Но обязательным условием успеха должна быть привлекательность роли для самого исполнителя.
Примером занимательного и активизирующего метода инсценировки является театр теней. Он имеет многовековую традицию (Китай, Индия), а в настоящее время переживает ренессанс своей дидактико-воспитательной роли - является отличным способом разнообразить занятия, в том числе в коррекционных учреждениях. Театр теней дает возможность активизировать и развивать творческую изобретательность детей, которые, играя роли героев сказок, должны в силу обстоятельств переводить различное содержание (например, литературу или ситуации из жизни своей группы) на сценический язык. А попадая в различные сымпровизированные ситуации, вытекающие из хода повествования, развивают воображение, интеллект, память и учатся последовательности, причинности выбранных событий.
Актерами театра теней могут быть сами дети (театр персонажей) или картонные силуэты избранных героев (люди, животные, предметы), которые, перемещаемые кукловодами между театральным экраном и источником света, отбрасывают тени, создавая неповторимую атмосферу, оказывающую благоприятное воздействие на детей-зрителей.
Самым простым способом научить ребенка «быть в роли» являются беседы и игры любого типа с диалогами, а также драматургические техники, использующие импровизацию. Чтобы драма могла способствовать развитию речи, чувств, воображения, интуиции, в ее структуры вводят конфликт - суть драматерапии. Он может быть внешним, связанным с ситуацией (например, я потерял ключ от дома, меня обокрали и т. п.), или внутренний - связанный с характером играемого персонажа (неуклюжий медвежонок, беспомощный старик и т.д.). Драматические и постановочные игры являются как бы театром вне театра, то есть театром жизни для жизни. Хотя для этого необходимо долго изучать пространство и правила, каждой очередной формой дети овладевают все легче, при этом она не теряет привлекательности, когда изменяется ее тематика, а климат и атмосфера импровизации вносят много юмора.
По мнению многих специалистов, для того, чтобы творческая деятельность стала средством активизации речевого развития младших школьников, она должна быть организована с учетом закономерностей ее развития общих для нормы и патологии, а так же с учетом своеобразия речевого развития учащихся. Кроме того, система коррекционной помощи должна быть систематической и целенаправленной.
Педагог детского театра помогает воспитателям изменить традиционные подходы к организации театрализованной деятельности, привлекать их к активному участию в работе над театрализованными играми. Его цель - не ограничиваться сценарной, режиссерской, постановочной работой с детьми-актерами, а через все виды деятельности способствовать активизации речевого развития и формированию в детях творческого начала.
Воспитателю, как указывает Е.Жорняк, самому необходимо уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению, т.е. владеть основами актерского мастерства и навыками режиссуры. Одно из главных условий - эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему, искренность и неподдельность чувств. Интонация голоса воспитателя - образец для подражания. Поэтому, прежде чем предложить детям какое-либо задание, следует неоднократно поупражняться самому.
Исследователь Н.В. Самоукина считает, что воспитатель должен быть предельно тактичен. Например, фиксация эмоциональных состояний ребенка должна проходить естественно, при максимальной доброжелательности со стороны воспитателя и не превращаться в уроки мимики.
В обязанности воспитателя входит:
создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (свободно и раскрепощено держаться при выступлении перед взрослыми и сверстниками; побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонаций (при передаче характерных особенностей персонажей, своих эмоциональных состояний, переживаний);
приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, с видами кукольных театров (настольным, теневым, пальчиковым и др.);
обеспечивать взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами (использование игры-драматизации на занятиях по развитию речи, по художественному труду, при чтении художественной литературы, организации сюжетно-ролевой игры и пр.);
создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (спектакли с участием детей, родителей, сотрудников; организация выступлений детей старших групп перед малышами и пр.)
Правильная организация творческих игр способствует выбору основных направлений, форм и методов работы с детьми, рациональному использованию кадрового потенциала.
Методические рекомендации к организации театральных занятий.
Во время занятий необходимо:
внимательно выслушивать ответы и предложения детей;
если они не отвечают, не требовать объяснений, переходить к действиям с персонажем;
при знакомстве детей с героями произведений выделять время на то, чтобы они могли подействовать или поговорить с ними;
спросить, у кого получилось, похоже, и почему, а не у кого лучше;
в заключении различными способами вызывать у детей радость.
Основные требования к организации театрализованных игр:
1.Содержание и разнообразие тематики.
2.Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр вовсе формы педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры.
Исследователь И.И. Мамайчук предлагает психологические практические рекомендации по организации творческих игр:
Творческие игры с развивают все стороны личности ребенка; воображение обогащает интересы и личный опыт ребенка, через стимулирование эмоций формирует сознание нравственных норм.
Механизм воображения в творческих играх активно влияет на развитие эмоциональной сферы ребенка, его чувства, восприятие создаваемых образов.
При систематических занятиях у детей развивается способность активно использовать различные виды знаково-символической функции, способность к созданию образов и эффективных механизмов воображения, которые влияют на развитие творческого воображения.
Творческие игры должны быть разной функциональной направленности, содержать образовательные воспитательные задачи, выступать как средство развития психических процессов ребенка, чувств, нравственных понятий, познания окружающего мира.
Подходить к проведению творческих игр нужно с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Чтобы у нерешительных воспитывать смелость, уверенность, а у импульсивных - умение считаться с мнением коллектива.
Творческие игры должны быть различны по своему содержанию, нести информацию об окружающей действительности, необходим специальный отбор художественных произведений, на основе которых строятся сюжеты.
Комплексный подход к организации занятий творческих игр обуславливает ее эффективность в развитии творческого воображения и внимания у детей. Специальные занятия не должны проводиться в изоляции от воспитательно-образовательной работы, которую осуществляют педагоги. На музыкальных занятиях дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестом, мимикой, слушают музыку к спектаклю, отмечая разнохарактерное содержание и т.д.
На речевых занятиях у детей развивается четкая дикция, ведется работа над артикуляцией с помощью скороговорок, поговорок; дети знакомятся с литературным произведением к постановке инсценировки.
Особое содержание и настроение должна приобрести вся игровая деятельность детей в свободное от занятий время в самостоятельной детской деятельности. Регламентация занятий: творческие игры проводятся со всеми детьми без специального отбора. Оптимальное количество детей - 12 человек, в подгруппе должно быть не менее 10 человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю в утреннее или вечернее время. Продолжительность каждого занятия: 30-40 минут. Индивидуальная работа и общие репетиции проводятся 1 раз в неделю не более 40 минут.
Игры проводит сам воспитатель, вовлекая в них детей. Далее воспитатель становится партнером в игре и предлагает ребенку проявить инициативу в организации, а в средних классах воспитатель может иногда быть участником игры и побуждать детей к самостоятельности в выборе сюжета и его разыгрывании.
Исследователи Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович дляправильной организации театральных занятий с детьмирекомендуется учитывать следующие принципы.
1. Содержательность занятий, разнообразие тематики и методов работы.
Ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации воспитательного процесса.
Максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр.
Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми.
Подготовленность и заинтересованность воспитателей. Все игры и упражнения на занятии подобраны таким образом, что удачно сочетают движения, речь, мимику, пантомиму в различных вариациях.
Активизация речевого развития в процессе занятий у слабослышащих младших школьного является одной из важнейших задач. Речевого развитие слабослышащих младших школьников представляет сложный процесс, и его структурные и динамические особенности изменяются в зависимости от поставленной задачи.
Следует подчеркнуть, что использование творческих игр в коррекционном (образовательном) учреждении I-II вида служит важным средством всестороннего развития учащихся и весьма эффективным способом активизации речевого развития.