На начальных этапах обучения целесообразно проводить с детьми бессюжетные подвижные игровые тренинги, так как у них еще не сформированы основные движения, малый двигательный опыт, не умеют ориентироваться в пространстве помещения, и не могут понять правила и условия сюжетных танцев, этюдов, танцевальных зарисовок. Бессюжетные танцы способствуют повышению эмоционального тонуса и учат детей
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Влияние хореографии на детей с ОВЗ"»
Букина Людмила Валерьевна,
концертмейстер
Тема «Влияние хореографии на детей с ОВЗ».
Нам хотелось бы обратить внимание на воздействие хореографии на эмоциональное и физическое состояние детей с ОВЗ. Для работы с особенными детьми мы берем классические методики и техники, адаптируя их с учетом выраженного дефицита межсенсорного взаимодействия. Требования к выполнению танцевальных упражнений также снижается. В каждое занятия включена работа по коррекции вестибулярного аппарата:
движения по кругу, пространственные игры, укрепление мышечного аппарата, формирование правильной осанки и мышц свода стопы (партерная гимнастика), развитие дыхательной мускулатуры (применение техники Стрельниковой Н. А)
Все воспитанники имеют нарушения слуха, но встречаются и сочетанные отклонения. (легкое ДЦП, и др.)
На начальных этапах обучения целесообразно проводить с детьми бессюжетные подвижные игровые тренинги, так как у них еще не сформированы основные движения, малый двигательный опыт, не умеют ориентироваться в пространстве помещения, и не могут понять правила и условия сюжетных танцев, этюдов, танцевальных зарисовок. Бессюжетные танцы способствуют повышению эмоционального тонуса и учат детей ориентироваться в пространстве. При обучении детей хореографическим упражнениям применяются словесные, наглядные и практические методы.
В начале обучения детей надо учить действовать по подражанию действиям взрослого, зеркальному отражению. Весь первый год подражание остается основным методом обучения. По мере овладения детьми понимания инструкции возрастает и роль речи.
Каждое занятие начинается с построения детей в линию, исполняется поклон- приветствие педагога, а также это концентрирует внимание воспитанников. Затем проводится небольшая разминка, направленная на разогрев всех групп мышц шеи, рук. ног и корпуса. С детьми уделяем время и постановке правильного дыхания, (руки сложены на грудной клетки медленный глубокий вдох через нос и медленный выдох через рот, добавляя прерывистые выдохи под хлопки педагога), проговаривания, пропевания отдельных звуков и слогов. Правильно поставленное дыхания порой играет решающее значение на концертных выступлениях, ведь в этих условиях накладывается и волнение. Систематические нагрузки способствуют развитию сердечной мышцы, увеличению объема легких, улучшению эластичности сосудов, ростом запасов питательных веществ во всех мышцах.
Следующим этапом занятия является партерная гимнастика. Упражнения на полу позволяют с наименьшими затратами энергии достичь сразу несколько целей:
- повысить гибкость суставов;
- улучшить эластичность мышц и связок;
- нарастить силу мышц.
Упражнения называются условными словами, которые при исполнении похожи на предмет или образ, например: «лягушка», «черепаха», «кошка», «складка», «дракон» и др. Тем самым мы подготавливаем тело к исполнению танцевальных композиций различных стилей.
Далее мы занимаемся логопедической ритмикой. По показу педагога делаем музыкально-ритмические игры. Разучиваем небольшие танцевальные этюды с обязательным проговариванием слов текста.
Допускается поправление учеников руками, установление корпуса или руки, головы или ноги в правильное положение. Это помогает им быстро почувствовать правильность исполнения.
По мере освоения хореографического материала рекомендуется использовать метод добавления новых элементов. Усложняя уже заученное движение, педагог развивает ловкость у учащихся, как способность переключаться с одного движения на другое, изменять направление или рисунок. Все это научит исполнителей ощущать свое тело в соответствии с темпоритмом музыки. Каждый освоенный элемент необходимо вначале развивать и усложнять, не соединяя его с другими элементами. За тем соединяем все движения. Разводим рисунки танца. Слушаем, прохлопываем ритм. В начале педагог подсказывает движения танца, работает в параллель. В следующем этапе отработки педагог использует пальцевый счет и определенные жесты, помогая воспитанникам вопроизводить танец самостоятельно. Каждый раз мы меняем точку в зале, дети учатся оринтироваться в пространстве, что потом им очень поможет на сцене. Путем неоднократного протанцовывания последовательных элементов воспитанники вырабатывают нужный темпоритм, который необходим для самостоятельного исполнения под музыку.
Мы учим детей работать со своим «лицом». Различные задания на показ эмоций, образов. В этом очень помогают двигательные игры. Показать эмоции сложнее, чем просто выйти и станцевать. Как научить детей показывать себя, проживать образ? Как научить детей проявлять эмоции на сцене? От того, насколько гармонична хореография с поведением танцора на сцене, зависит не только успех постановки в целом. Это даст возможность поднять номер на более высокий уровень. Трудность состоит в том что дети почти не слышат музыки и поэтому не могут чувствовать ее, как это делают обычные ученики, но можно научить их понимать свой образ. Для достижения эмоционального образа используем беседы о смысле танца, просмотр похож выступлений в профессиональном исполнении. Чтобы воспитанники увидели недочеты своего исполнения, мы часто записываем их исполнения, а затем вместе просматриваем и анализируем.
Хореография однозначно влияет на детей замечательно. Наблюдается положительная динамика изменений эмоционального состояния, укрепляется опорно-двигательный аппарат, улучшается моторная и зрительная память, дети учатся концентрировать и удерживать внимание, приобретают навыки публичных выступлений, занятия способствуют росту их общей культуры, воспитывают такие качества как дисциплинированность, трудолюбие, терпение, вера в себя.
Бирюкова И.В. Танцевально-двигательная терапия: тело как зеркало души // Бюллетень Ассоциации Танцевально-Двигательной Терапии. Лето-Осень 2000. №3. С.3-9.