kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Учебно-методическое пособие для родителей детей с особыми образовательными потребностями

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рекомендации для родителей раскрывают формы, методы и направления работы с детьми, имеющими психофизические нарушения. Особое внимание уделяется таким направлениям работы с детьми, как развитие познавательной активности, моторной, сенсорной и когнитивной сферы, речи, навыков общения.

 

Просмотр содержимого документа
«Учебно-методическое пособие для родителей детей с особыми образовательными потребностями»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ДЖАНКОЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ ЛИЦЕЙ «МНОГОУРОВНЕВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС №2»








УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ


ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ







Джанкой, 2018


Учебно-методическое пособие для родителей детей с особыми образовательными потребностями / Сост. Н. Б. Блашко, социальный педагог Муниципального общеобразовательного учреждения города Джанкоя Республики Крым лицея «Многоуровневый образовательный комплекс №2», 2018 г.





Рекомендации для родителей раскрывают формы, методы и направления работы с детьми, имеющими психофизические нарушения. Особое внимание уделяется таким направлениям работы с детьми, как развитие познавательной активности, моторной, сенсорной и когнитивной сферы, речи, навыков общения.















ул. Розы Люксембург, 19, г. Джанкой, Республика Крым, 296100 тел. 3-35-06, 3-01-50 e-mail: d-sk2@mail.ru




Уважаемые родители!


В жизни вашего ребенка нет ничего важнее его семьи, ведь без любви и поддержки родителей он не получит достойного воспитания и развития, не сможет научиться преодолевать преграды. Родителей не заменит никакая реабилитационная методика, ни самые современные лекарства.

Несомненно, все дети имеют право на счастливое детство и достойную жизнь, и дети с инвалидностью – тоже. Нет двух одинаковых детей, каждый ребенок – индивидуальный и неповторимый. Поэтому родителям и специалистам следует помнить, что забота, воспитание, поддержка и реабилитационные мероприятия должны сосредотачиваться на потребностях и особенностях каждого ребенка.

Основной целью специалистов, которые работают с ребенком, имеющим ограниченные возможности, является привлечение родителей к сотрудничеству. И хотя домашний уход является важным и основным дополнением к реабилитации, он не способен заменить коррекционные занятия и не должен рассматриваться как их замена.

Ребенку нужны родители. Это самое важное, о чем следует помнить. Ваши позитивные эмоции, любовь и тепло могут сделать то, что не подвластно врачам и педагогам. При любых жизненных обстоятельствах старайтесь сохранять эмоциональное равновесие, быть жизнерадостными – это чрезвычайно важно и полезно для вашего ребенка.






Указания к заполнению рекомендаций

Рекомендации заполняются специалистами (психологом, дефектологом, социальным педагогом, медицинским работником) индивидуально для каждого ребенка на основе психолого-педагогической диагностики с учетом медицинского диагноза. Специалисты отмечают или подчеркивают рекомендуемые формы, методы и направления работы с детьми, имеющими психофизические нарушения.

Информация о ребенке

ФИО ___________________________________________________________________________

Дата рождения_______________________________________________________________

Диагноз _______________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________


Группа инвалидности ______________________________________________________

Текущий уровень знаний и умений ребенка (дать сведения об образовательном уровне ребенка, сделать выводы об успехах/ отставаниях ребенка в сферах социального, эмоционального, физического, интеллектуального и коммуникативного развития)______


___________________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________________


Дата заполнения_______________________________________________________________




Общие рекомендации

Поддержка социального и эмоционального развития


  • Понимать и ценить сильные стороны и особые потребности ребенка.

  • Говорить с ребенком о понятии «особые потребности» и что это значит для обучения.

  • Давать отдельные советы, которые помогли бы ребенку понять, что способствует его лучшему обучению, например: «Мне кажется, что ты лучше запоминаешь информацию, когда видишь предметы».

  • Объяснять, что каждый человек обучается со своей скоростью и особым подходом. Например, одни дети обучаются лучше, когда прослушают предлагаемый им материал, а другие – когда прочитают или увидят ситуацию собственными глазами.

  • Использовать слова, которые ребенок понимает .

  • Делать акцент на том, что ваш ребенок не остается наедине со своими проблемами.

  • Помощь, которую будет получать ребенок, описывать конкретно, реалистично и позитивно.

  • Обсудить, как необходимо реагировать на возможные обиды от других детей.

  • Проводить ролевые игры, моделируя возможные сложные ситуации в школе, на улице и пр.

  • Поощрять ребенка к активному участию в работе учебной команды по разработке индивидуального учебного плана, определению реалистичных целей по результатам обучения.

  • Уверять ребенка, что существует масса возможностей для лиц с особыми потребностями.

  • Дать ребенку прочесть книги, в которых описываются подобные ему проблемы. В детской литературе человеческие отношения, условия и ситуации описываются ярко и убедительно.

  • Подбадривать и поощрять ребенка, чтобы воспитать у него уверенность в себе.

  • Делать акцент на позитивном: определять, поддерживать и формировать позитивные стороны ребенка. Создавать ситуации, в которых эти сильные стороны могут наиболее ярко проявляться.

  • Предоставить ребенку возможность обучиться новому – заниматься спортом или рукоделием.

  • Создавать для ребенка и поддерживать ситуации, в которых он будет получать удовольствие от помощи другим.

  • Формировать у ребенка навыки принятия решений.

  • Формировать коммуникативные навыки:

- поощрять ребенка высказывать собственные идеи, чувства, мысли и взгляды, при этом необходимо внимательно его слушать;

- поощрять ребенка ставить вопросы;

- давать ребенку возможность общаться с разными людьми: соседями, членами семьи, младшими детьми или профессионалами;

- для тренировки коммуникаций в разных ситуациях использовать ролевые игры.

  • Развивать дружественные отношения:

- обговаривать элементы дружбы – уважение, доверие, принятие, удовольствие;

- поощрять ребенка приглашать домой друзей;

- приглашать друга (друзей) ребенка на какое-либо семейное событие.

  • Формировать навыки отстаивания собственных интересов.

Для заметок____________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________





Ребенок с задержкой психического развития


    • При развитии психических процессов обращать внимание на всю психическую сферу ребенка (речь, процессы познавательной деятельности взаимосвязаны. Развитие одних процессов происходит на основе других).

    • Помнить неустойчивом внимании ребенка (во время занятий необходимо убрать все отвлекающие предметы).

    • Помнить о губительном влиянии на мозг ребенка электромагнитного излучения (от работающего компьютера, мобильного телефона, микроволновой печи и т.д.).

    • Занятия целесообразно проводить в виде игры.

    • Формировать и развивать речь:

- учить ребенка выразительно говорить, прислушиваться, как говорят взрослые;

- во время чтения создавать перед ребенком яркую картинку;

- учить ребенка рассказывать об увиденном;

- рассматривать вместе с ребенком сюжетные рисунки, учить рассказу по рисункам.

    • Обучать ребенка игре:

- перед началом игры (например, в «продуктовый магазин») следует посетить такой магазин, обратить внимание ребенка на то, что делает продавец, кассир, как ведут себя при покупке;

- во время игры стимулировать активность ребенка;

- играть в игры по правилам, которые вырабатывают умение ребенка регулировать свое поведение.

    • Формировать и расширять знания о среде:

- формировать образы и представления об отдельных предметах и явлениях и их словесных обозначениях (например, поглаживая рукой мягкую пушистую шерсть кошки, ребенок слышит словесные обозначения от взрослого: «мягкая пушистая шерсть», «белые лапки и грудка»).

- формируя знания о среде, необходимо добиться связи между ощущением и словом, восприятием и словом, представлением и словом.

- обогащение ребенка представлениями о среде начинать с быта (любая работа по хозяйству, которую выполняет взрослый – хорошая возможность для обучения ребенка).

- учить наблюдательности (например, выбрать цветок, который изменяется на протяжении дня, наблюдать за изменениями погоды и т.д.).

    • Развивать познавательную активность:

- формировать представления о цвете (например, подобрать предметы конкретного цвета по образцу и словесной инструкции и пр.);

- формировать представления о форме предметов (научить различать плоские и объемные геометрические фигуры, ознакомить с геометрическими фигурами, научить различать, находить их очертания в разных окружающих предметах);

- формировать представление о величине предметов;

- формировать представление о направлениях пространства (в частности, умение ориентироваться на местности, плоскости, понимать размещение предметов в пространстве. Так, можно показать ребенку одни и те же предметы, но отношения между ними и словесные обозначения этих отношений меняются);

- формировать умение ориентироваться в сторонах предмета;

- формировать умение рассказывать о предметах (в процессе анализа предмета важно поддерживать тесную связь между наблюдением, практической деятельностью и развитием речи ребенка).


Обратите внимание! Занятия необходимо проводить в игровой форме. Во время выполнения всех видов деятельности ребенок должен рассказывать о том, что он делает, называть каждую форму.

    • Развивать мыслительные действия (обучать ребенка сравнивать и сопоставлять предметы).

    • Формировать родовые понятия:

- подбирать рисунки/предметы по функциональному признаку (например, предметы, которыми рисуют, едят, пьют, играют, работают и т.д.);

- подбирать предметы по материалу, из которого они сделаны (например, стеклянные, глиняные, деревянные, железные и т.д.);

- подбирать рисунки по родовому признаку (овощи, фрукты, животные, мебель, птицы, растения, грибы и т.д.).



Следует помнить! Учитывая несовершенное восприятие детей с ЗПР, такие упражнения сначала необходимо проводить с двумя предметами, постепенно увеличивая их количество.

    • Формировать волевую готовность (обучать ребенка целенаправленно планировать свою деятельность).

Для заметок____________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


Ребенок с нарушением слуха


    • Правильно организовать общение с ребенком:

- общаться одним литературным словесным языком (не смешивать русский, украинский и диалектный);

- общаться в нормальном темпе, не спеша, но и не замедляя, не растягивая речь искусственно;

- общаться при достаточном освещении, голосом нормальной силы;

- четко проговаривать, не «глотать» окончания, не отворачиваться;

- придерживаться правильных интонаций;

- не делать лишних движений, которые могут отвлечь внимание;

- эмоционально поощрять ребенка к общению.

Развитие речи

    • Развивать слух на неречевые сигналы:

- развивать слух в процессе игры, применяя разные варианты упражнений (каждое задание, в котором используются неречевые звуки, необходимо начинать с показа предмета, который звучит, и демонстрации его звука);

- проводить упражнения на: различие на слух высоты звучания, количества звучаний, музыкальных ритмов, голосов животных и птиц, источников звучания, определение направления, начала и конца, темпа и силы звучания;

    • Развивать слуховое восприятие на речевые сигналы:

- проводить упражнения на узнавание и распознавание голосов, интонаций, силы, высоты проговаривания отдельных звуков, слогов, слов, определения слухо-зрительно-вибрационного количества выговоренных звуков, слогов, слов, определения места нахождения собеседника на слух, темпа проговаривания.

    • Обучать чтению:

- начинать обучение с восприятия целых слов (изготовить таблички с названиями всех предметов, с которыми ребенок сталкивается, и разместить их на предметах или возле них);

- обучать аналитическому чтению (буквы также учить с помощью табличек).

    • Обучать правильному произношению:

- тренировать длительный, «экономный» выдох воздуха из легких (занятия проводить в игровой форме, например, пускать мыльные пузыри, задувать огонь свечи и т.д.);

- тренировать голос нормальной силы (такие занятия проводит специалист);

- тренировать речевой аппарат (упражнения выполнять перед зеркалом совместно с ребенком).

Развитие мышления

    • Создавать проблемные ситуации (например, в набор кубиков добавить кубики другого цвета).

    • Обучать подражанию действий взрослого, приучать к совместной работе.

    • Развивать мелкую моторику (например, рассыпать по полу пуговицы и предложить ребенку собрать их).

    • Обучать сопоставлению окружающих предметов с их изображением.

    • Обучать восприятию предметов прикосновением (например, проводить игру «Волшебный мешочек»).

    • Формировать умение выделять в предметах основные признаки: форму, величину, цвет, определять функциональность и их назначение:

- проводить игры на распознавание цветов (например, вырезать из цветной бумаги одинаковые по размеру и форме фигуры (круги или треугольники) и большие по размеру разноцветны квадраты. Задание: разложить фигуры на соответствующие по цвету квадраты);

- проводить игры на распознавание формы предметов (например, использовать плоские геометрические фигуры, которые вкладываются в соответствующие вырезы на панели).

Ознакомление со средой

    • Разговаривать с ребенком и/или общаться жестами, комментировать свои действия и действия ребенка.

    • Знакомить ребенка с окружающей средой необходимо:

- в процессе деятельности (например, во время ухода за комнатными растениями или мытья посуды);

- с использованием наглядности (рисунков, предметов, макетов);

- с постоянным объяснением, речевым сопровождением (устным, написанными табличками) и/или жестовой речью.


Следует помнить! Предлагая ребенку задание, необходимо показывать и одновременно объяснять ребенку способ выполнения задания; объясняя задание, убедиться, все ли понял ребенок; в процессе выполнения задания подсказывать, помогать, советовать.

    • Обучать ребенка наблюдательности (обращая внимание ребенка на разные предметы и явления действительности, расширяя круг его представлений и т.д.).


Следует помнить! Во время занятий с ребенком не стоит подчеркивать негативные моменты, а фиксировать внимание на том, что получилось правильно. То, что ребенок сегодня делает вместе со взрослым, завтра уже сможет выполнить самостоятельно.

Для заметок____________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________



Ребенок с нарушениями зрения


Развитие мышления

      • Развивать практично-действенное мышление с использованием конструктора (при сборе конструктора каждое действие необходимо сопровождать словесным объяснением; затем ребенок делает это самостоятельно по образцу, по памяти, словесной инструкции).

      • Развивать логическое мышление с использованием таких упражнений:

- «Четвертый лишний» (исключение лишнего предмета, который не имеет определенного признака, общего с остальными);

- придумывать отсутствующие части текста: начала, основной части, окончания;

- игра «Скажи наоборот», в которой ребенку предлагается назвать слово с противоположным значением слову взрослого (например, большой – маленький, черный – белый).

Развитие моторики и координации движений

      • Проводить анализ образца (вместе с ребенком внимательно рассмотреть образец, проанализировать все детали).

      • Развивать общую координацию и точность движений с использованием таких упражнений:

- «Съедобное – несъедобное» – игра с мячом;

- «Зеркало» (ребенку предлагают быть зеркалом и повторять движения взрослого);

- «Тир» (попадание в цель разными предметами: мячом, кольцами и т.д.).



Обратите внимание! Развитию моторики и координации движений способствуют также доступные детям спортивные игры, физические упражнения, танцы, занятия ритмикой, аэробикой.

Развитие сохранных ощущений

      • Развивать тактильное восприятие:

- изучать предметы двумя руками, кистями рук, планомерно обследовать сверху вниз, слева направо;

- во время изучения ребенок доложен называть их свойства (величину, плотность, вес, материал).

      • Развивать слуховое восприятие (умение слушать, прислушиваться и понимать то, что происходит вокруг ребенка).



Формирование представлений

      • Учить сравнивать разные предметы между собой по их качествам, особенностям, поочередно обследуя их.

      • Ознакомить ребенка с геометрическими формами (кубом, шаром, цилиндром, призмой, параллелепипедом).

      • Проводить специальные упражнения с предметными рисунками:

- определить, что изображено на рисунке (или кто изображен);

- разложить рисунки по группам, например, живые предметы и неживые;

- проводить игры с серией рисунков, на которых изображены живые предметы: «Кто где живет?», «Кто чем питается?», «Кто какие звуки издает?» и т.д.

Развитие связной устной речи и навыков общения

      • Уделять внимание правильному пониманию ребенком значений слов, соотношения этих слов с предметами, которые они обозначают.

      • Формировать навыки общения с использованием сюжетно-ролевых игр, драматизаций сказок.

Обучение чтению, письму, счету

      • Научить ребенка ориентироваться на листе бумаги (верх, низ, левая, правая сторона, углы, центр листа).

      • Проводить упражнения с использованием мозаики, нанизыванием бусинок и пр. для развития мелкой моторики.

      • Ежедневно тренировать мышцы пальцев и рук ребенка (упражнения начинать с массажа кисти руки, выполнять пальчиковую гимнастику).


Следует помнить! Если вы почувствовали, что ребенок устал, начал отвлекаться, сделайте перерыв или завершите занятие. Важно также уметь почувствовать, в какой именно помощи нуждается ребенок в каждом конкретном случае, т.к. много помощи, как и ее отсутствие в нужный момент могут навредить.

Ребенок с нарушением умственного развития


Следует помнить! Дошкольный период является важным этапом коррекционно-развивающей работы с ребенком, имеющим нарушение умственного развития, от него зависят дальнейшие успехи его обучения и развитие.


Ребенок дошкольного возраста

      • Рассказывать ребенку об обязанностях каждого члена семьи, приобщать его к выполнению элементарных поручений (сначала под руководством взрослого складывать игрушки, поливать цветы, убирать посуду со стола и т.д.).

      • Рассказывать ребенку о продуктах питания, их названии, способе производства, происхождении.

      • Приобщать ребенка (особенно старшего дошкольного возраста) к приобретению продуктов питания, одежды, игрушек.

      • Приобщать ребенка к разнообразной посильной работе по дому, в саду.

      • В процессе деятельности обращать внимание ребенка на то, кто что делает («Что я сейчас делаю?», «А ты что сейчас делаешь?»), учить ребенка по окончании работы рассказывать кому-то из членов семьи, что он делал и где был.

      • Приобщать ребенка к игровой деятельности с одногодками, при этом правила и нормы игры должны быть подробно объяснены ребенку родителями или другими взрослыми.


Следует помнить! В дошкольном возрасте (от 3 до 6 лет) ребенок должен быть постоянно приобщен к общению с близкими и окружающими. Игра с предметами не обеспечивает развитие у ребенка необходимых способностей (понимание, восприятие, произвольность действий и т.д.) и навыков (повторения, принятия ролевых позиций и т.д.), от которых зависит успешное овладение учебной деятельностью в школе.

      • Приучать ребенка к словесному выражению своих эмоций, т.е. ставить прямые вопросы «Ты сердишься?», «тебе страшно?», «Что-то болит?» и т.д.

Обратите внимание! Ребенок с нарушением умственного развития склонен к большей аффективности, т.е. доминирует его эмоциональное отношение к окружающему миру. Эмоции выражают его потребности. Ребенку присуще выражение таких эмоций, как агрессивность, тревожность, обеспокоенность, взволнованность, радость, в прямой форме, непосредственно в поведении. Поведенческие действия могут иметь характер капризов, несоблюдения требований взрослого, агрессивных, иногда вредных действий. Необходимо помнить, что такие проявления в поведении не являются осознанными и осмысленными ребенком, поэтому они выражают непосредственно его чувства. Относиться к таким проявлениям необходимо с пониманием и уступчивостью.

      • Развивать любознательность ребенка, его заинтересованность и интерес к себе и предметам окружающей среды.

      • Формировать у ребенка способности к выражению собственной потребности или желания при помощи слов (такой процесс требует от взрослого стабильности по отношению к ребенку).

      • Формировать у ребенка знания о собственном теле и навыки владения им.

Подготовка к школе

      • Учить ребенка рассматривать предметы, анализировать их, сравнивать по размеру, величине, форме, ориентироваться в пространстве на примере расположения предметов.

      • Обращать внимание ребенка на характерные признаки каждого времени года, суточные изменения, погоду, какую одежду нужно одевать в зависимости от погоды и поры года, называть дни недели, месяца.

      • Рассказать ребенку о семье: кто старший по возрасту, кто младший, кто из них работает, кто учится, кто ведет домашнее хозяйство.


Следует помнить! Обучение детей чтению, письму, выполнять математические действия, касается больше школы, поскольку требует знаний специальной методики обучения детей с нарушением умственного развития.

      • Формировать у ребенка умение сравнивать (для этого можно использовать повседневные ситуации, предметы, которые есть в быту, в окружении).

      • Развивать у ребенка элементарные ручные умения, пользоваться карандашом, ножницами, учить готовить разные изделия (из бумаги, пластилина, природных материалов), конструировать из готовых форм дома, пирамидки и пр.


Следует помнить! Проводя занятия с ребенком, необходимо дозировать соотношение между помощью ребенку и мерой его самостоятельности: для него всегда должны оставаться посильные задания для самостоятельного выполнения. Родители должны всегда замечать малейшие достижения ребенка, хвалить его за старательность, радоваться успеху.


Школьный возраст

Обратите внимание! В младшем школьном возрасте ребенок сталкивается с проблемами овладения правилами и нормами учебного процесса. Родители должны заботиться о сохранении психологического здоровья и комфорт ребенка, оказывать ему постоянную поддержку, помогать снимать эмоциональное напряжение, которое возникает в процессе овладения учебной деятельностью и усвоения знаний о выполнении правил и норм. Ребенку нужно позволять играть и прислушиваться к своим потребностям и желаниям, расспрашивать, как он провел свой день, играть с ним на воздухе.

      • Формировать у ребенка учебно-познавательные мотивы (мотивы, связанные с потребностями ребенка и с интересом к обучению).

      • Сотрудничать с учителем, ознакомится с требованиями к содержанию обучения, чтобы помочь ребенку овладеть знаниями и не завышать к нему требований.

      • Преодолевать трудности обучения в форме игры (например, совместно с ребенком придумывать слова, чтоб вначале был звук «А» или называть слова из текста, которые начинаются на ту или иную букву и т.д.).

      • Рассматривать с ребенком рисунки в учебниках и определять, что нарисовано, к содержанию рисунка составлять вопросы, предложения.

      • Читать совместно с ребенком детские книжечки, смотреть кинофильмы, детские передачи, после чего проводить уточняющие беседы.

      • Применять на практике полученные в школе знания (например, когда ребенок научился читать, предложить ему прочитать названия на упаковке печенья, конфет, пищевых продуктов и т.д.).

      • Формировать навыки самообслуживания в определенной последовательности:

- выполнять действие непосредственно под контролем взрослого;

- ребенок выполняет действие путем сотрудничества со взрослым, когда он является соучастником формирования определенного навыка;

- ребенок выполняет действие с минимальной помощью взрослого;

- действие выполняется под присмотром взрослого;

- действие выполняется ребенком самостоятельно.


Обратите внимание! 1. Овладение навыками самообслу-живания непосредственно влияет на самооценку ребенка – важный шаг на пути к его независимости. 2. Обучение навыкам самообслуживания помогает расширять представления и знания детей об окружающем, способствует сенсорному воспитанию, развитию речи, моторики и зрительно-моторной координации, а также умений выполнять действия по образцу и словесной инструкции, ориентироваться на образец, придерживаться последовательности действий. 3. Важно, чтобы в действиях, выполняемых ребенком, было определенное содержание, чтобы его деятельность имела ценность как для него самого, так и для родителей.


Ребенок с церебральным параличом


Дошкольный возраст

        • Развивать мелкую моторику, применяя следующие упражнения:

- одной рукой пожать («поздороваться») по очереди каждый палец другой руки;

- каждым из 4 пальцев встретиться с большим пальцем кисти;

- выставлять 2 и 3-й или 2 и 5-й пальцы;

- попадание первым пальцем в мишень;

- рисование красками пальцем, каждый палец измазан определенным цветом;

- работа с пластилином: раскатывание колбасок, колобков, вытягивание у них носиков двумя пальцами;

- заниматься с ребенком изготовлением поделок из бумаги, природных материалов, конструировать разные по форме изделия.

        • Развивать крупную моторику, применяя следующие упражнения:

- ребенок на четвереньках, родители двигают его на счет1 – левая нога и правая рука вперед, на счет 2 – правая нога и левая рука вперед;

- ребенок сидит за столом, на счет 1 – одна рука, сжатая в кулак, другая ладонью кладутся на стол, на счет 2 – они изменяют свое положение на противоположное.

        • Учить ребенка анализировать, сравнивать предметы по цвету, форме, размеру, величине.

        • Обращать внимание ребенка на характерные признаки времен года, явлений природы, суточных изменений.

        • Учить ребенка классифицировать и обобщать предметы быта, овощи, фрукты, посуду и т.д.


Следует помнить! Задания должны быть посильными для ребенка и вызывать удовольствие от выполненной работы. Стимулируйте успехи ребенка, хвалите за старательность и настойчивость.

Школьный период


Обратите внимание! Коррекционно-реабилитационная работа в семье с ребенком, имеющим ДЦП, предусматривает длительную и последовательную помощь в устранении определенных нарушений: двигательных, интеллектуальных, речевых, поведения, общения, психических функций и т.д. Следует максимально учитывать специфику соматического, неврологического и психического состояния ребенка, его индивидуальные особенности, склонности, интересы, способности.

        • Развивать двигательную сферу, следуя рекомендациям специалистов.

        • Использовать приспособление для фиксации на рабочем месте кисти руки, локтя, предплечья, стопы, голени, бедра ребенка.

        • Оборудовать индивидуальный спортивный уголок, следуя рекомендации врача, инструктора ЛФК, учителя физкультуры с учетом степени и формы ДЦП.

        • Развивать мелкую моторику с помощью:

- массажа пальцев обеих рук;

- пальчиковой гимнастики;

- коррекции мелких движений во время работы с природным материалом;

развития силы мышц рук (с использованием эспандера, силомера, разрывания бумаги, разминания пластилина, глины и т.д.);

- развития координации движений (во время игр с мячом, гимнастической палочкой, лентой и т.д.);

- рисования пальцами цифр, букв, линий;

- использования конструкторов, сортировки монет, пуговиц, работы с мозаикой, пирамидами.

        • Совершенствовать зрительно-моторную координацию с помощью изображения точек, линий по образцу, использованием приемов обведения, копирования, дорисовки деталей.

        • Развивать зрительное восприятие с помощью упражнений, направленных на нахождение взглядом предметов (с этой целью используются элементы игр «Лабиринт», «Теннис», «Почтовый ящик», доска Сегена, игры с фишками и т.д.).

        • Развивать фонематические процессы (например, давать ребенку такие задания: «Подними руку, если услышишь нужный звук», «Повтори слоги», «Покажи предмет, рисунок и т.д., в названии которого слышишь нужный звук» и т.д., а также: определить место звука в слове, сложить слово из данных слогов и т.д.).

        • Развивать стереогноз (восприятие предметов на ощупь) (например, определение материала, из которого изготовлен предмет, распознание форм предметов, геометрических тел).

        • Расширять знания об окружающей среде (обсуждать с ребенком определенные доступные закономерности наблюдаемых явлений, ставить разнообразные вопросы: Почему? В чем отличие? Зачем? Что общего? Чем отличаются? и т.д.).

        • Проводить работу по коррекции речевого развития, которая предусматривает комплексное взаимодействие логопеда, врача, учителя, ребенка и родителей.

Для заметок____________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


Гиперактивный ребенок


Дошкольный возраст

        • Наладить режимные моменты с обязательными прогулками на свежем воздухе.

        • Обеспечить спокойный психологический микроклимат в семье.

        • Не ругать и не наказывать ребенка за его активность.

        • Научить ребенка управлять собой. Контролировать эмоции помогут «агрессивные игры» («Хочешь бить – бей, только не по живым существам», например, бить палкой по земле, пинать что-то ногами и т.д.).

        • Избегать двух крайностей: проявления чрезмерной мягкости и предъявления завышенных требований к ребенку.

        • Хвалить ребенка в каждом случае, когда ему удалось довести начатое дело до конца.

        • Оберегать ребенка от переутомления, связанного с излишком впечатлений (телевизор, компьютер), избегать мест с повышенным скоплением людей.

        • Не сдерживать естественную потребность ребенка поиграть в шумные игры, побегать, попрыгать.

        • Приучать ребенка к пассивным играм: чтения, рисования, лепки;

        • Научить ребенка расслабляться.

        • При общении с ребенком учитывать, что все их чувства поверхностные, лишенные глубины.

        • Не потакать злости, плачу, капризам.

        • Выполнять свои обещания (приятные и неприятные), чтоб ваши слова были связаны с аналогичными чувствами (этим закрепится место слова, у ребенка будет развиваться вторая сигнальная система, на которой строится весь дальнейший процесс обучения).

        • Не ругать и не наказывать ребенка (он бы и рад вести себя по-другому, но его руки, ноги, все тело двигаются как бы сами по себе).


Школьный возраст

        • Тренировать только одну функцию (например, если требуете от ребенка быть внимательным при выполнении задания, попробуйте не делать замечания, что ребенок крутится и подхватывается с места).

        • Использовать систему поощрений.

        • Помнить, что у гиперактивных детей высокий порог чувствительности к негативным стимулам, поэтому слова «нет», «не трогай», «нельзя» для них – пустой звук.

        • Строить отношения с ребенком на основе согласия и взаимопонимания.

        • Разговаривать с ребенком в спокойном тоне, без лишних эмоций, используя юмор, шутки, комедийные сравнения.

        • Не манипулировать чувствами ребенка, не унижать его, даже во время выражения недовольства.

        • Эмоционально поддерживать ребенка во всех попытках конструктивного, позитивного поведения, какими незначительными они бы ни были.



Следует помнить! Очень важен физический контакт с ребенком. Обнять его в трудной ситуации, прижать к себе, успокоить – в динамике это дает выраженный позитивный эффект, а постоянные окрики и ограничения, наоборот, отдаляют его от родителей.

        • Проводить как можно больше времени с ребенком, играть с ним, путешествовать, придумывать общие развлечения.

        • Составить совместно с ребенком распорядок его дня (день в день время приема пищи, сна, выполнения домашних заданий, игр должен соответствовать этому распорядку).

        • Поощрять ребенка (маленьким подарком, добрым словом) за любой вид деятельности, который требует от него концентрации внимания (чтение, раскрашивание, сбор конструктора).

Следует помнить! Гиперактивный ребенок не переносит большого скопления людей. Поэтому ему полезно играть с одним партнером, не ходить часто в гости, как и в большие магазины, на рынки, в кафе и т.д. все это чрезвычайно возбуждает его неокрепшую нервную систему. А длительные прогулки на свежем воздухе, физические упражнения, бег очень полезны. Они помогают «сбросить» излишек энергии. Тем не менее, ребенок не должен переутомляться, потому что это приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.





Для заметок____________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


Ребенок с аутизмом


Обратите внимание! Диагноз «аутизм» может быть поставлен только после осуществления углубленной клинической оценки, которая основывается на признанных международными стандартами критериях.

Дошкольный возраст

          • Активизировать проявления ребенка.

          • Выполнять упражнения на перераспределение мышечного напряжения.

          • Применять разные способы снятия напряжения.

          • Развивать функции общей и мелкой моторики.

          • Развивать чувство статического и динамического равновесия, зрительно-моторную координацию.



Следует помнить! Нельзя довольствоваться тем, что ребенок с аутизмом овладел тем или другим способом действия. Учитывая склонность таких детей к стереотипии, в занятиях с ними нужно постоянно развивать спектр движений и обязательно наделять их определенным значением.

          • Постоянно общаться с ребенком (общение должно быть разнообразным и эмоционально насыщенным).

          • Называть и обосновывать проявления ребенка.

          • Включать во время разнообразных процедур специально подобранную музыку.



Обратите внимание! Дети с аутизмом лучше реагируют на музыку, чем на речь, поэтому речевые проявления нужно делать музыкальными (пропевать имя ребенка, свои комментарии, просьбы, рассказы, похвалу и т.д.).

          • Разговаривать с ребенком спокойным (желательно даже тихим) голосом.

          • Озвучивать просьбы ребенка, строить диалоги, отвечая за него, называть словами то, что но делает.

          • Подхватывать и продолжать звуковые проявления ребенка с целью развития его речевых функций.

          • Формировать направленный взгляд ребенка на лицо взрослого (например, «ловить» его взгляд, прислонив собственные ладони к вискам ребенка, сделать ими подобие шор, чтоб ребенок не мог смотреть в сторону).

          • Проводить занятия по сенсорной интеграции (последовательном, продуманном влиянии на чувственные, вкусовые органы чувств та органов движения в направлении их стимуляции и интеграции):

- ребенок угадывает буквы, которые взрослый пишет ему на руке, животе, спине;

- ребенок лежит на большом мяче; сжимает резиновые груши, следит глазами за движущимися предметами, за лучом фонарика, учится считать во время двигательных развлечений;

- ребенок одновременно рисует десятью пальцами и разными предметами, обрисовывает разные части тела и т.д.

          • Использовать метод «Son-Rise» («восход солнца» или «воспитание сына») в коррекции развития ребенка, сущность которого состоит в постепенном насыщении внешними стимулами жизнь ребенка с аутизмом:

- взрослый присоединяется к стереотипному поведению ребенка (что облегчает установление контакта глазами, развивает взаимодействие и дает возможность присоединиться к игре;

- для работы и игры создается безопасное пространство, в котором ничто не отвлекает внимание ребенка, поддерживает атмосферу, благоприятную для обучения и развития;

- обучение происходит через игру, что способствует эффективному, осмысленному взаимодействию и коммуникации;

- обучение и овладение навыками происходит с опорой на собственную мотивацию ребенка;

- взрослый относится к ребенку безоценочно и оптимистично, что дает ребенку чувство радости и усиливает его внимание и мотивацию.

          • Посещать занятия с применением ипотерапии (специально организованные упражнения на лошади), т.к. они гармонизируют психомоторную сферу ребенка (прежде всего, тоническую регуляцию, координацию движений, чувство равновесия и т.д.).

          • Использовать методы семейного чтения (читать медленно, поэтапно, тщательно, эмоционально насыщенно, посадив ребенка к себе на колени) и совместного рисования (во время рисования описывать словами все, что рисуется, разъяснять ребенку последовательность рисования и т.д.).

          • Применять в обучении пооперационные карты, на которых в виде символов обозначена последовательность действий (так, схему, которая отображает необходимую последовательность действий ребенка во время сбора на прогулку, можно нарисовать на шкафчике).

          • Использовать альтернативные методы коммуникации:

- ребенка обучают использовать символ (рисунок на карточке с соответствующей подписью) для того, чтоб просить необходимый предмет;

- сначала происходит установление связи между абстрактным символом и конкретным предметом, а затем формирование у ребенка такого коммуникативного акта как указывание на карточку с предметом другому человеку.


Следует помнить! Главное во время обучения коммуникации: ребенок должен понять, что для выражения своей потребности можно другому человеку указать на необходимую карточку, и нужно действовать именно так, а не плакать или демонстрировать истерическое поведение. Как только ребенок начинает понимать смысл коммуникации, есть надежда, что начнет использовать обычную речь с этой же целью.

Школьный возраст

          • Соблюдать определенный режим дня и ритм жизни.

          • Уметь улавливать наименьшие вербальные и невербальные сигналы ребенка.

          • Присутствовать (как можно чаще) в микрогруппе (классе), где обучается ребенок.

          • Разговаривать с ребенком, отвечать за него, помогать ему давать простейшие ответы (да/нет; кто сделал – я и т.д.).

          • Обеспечить комфортную среду для общения и обучения.

          • Объяснять ребенку суть его деятельности, используя наглядную информацию (схемы, карты и т.д.).

          • Не допускать переутомления ребенка.

          • Знать о возможных нежелательных проявлениях ребенка и уметь их предотвратить:

- если ребенок бьется, то это не свидетельствует о проявлении агрессивности. Такие действия наблюдаются, когда ему плохо, и этим он требует определенных изменений. Ребенок не понимает, что делает больно другому. Взрослый должен постоянно быть в состоянии мобилизации и как бы на шаг опережать ребенка: предвидеть удар и перехватывать его, придерживать, подхватывать его руку и дальше обыгрывать эту ситуацию. Например, словив руку, которой ребенок замахнулся для удара, обнять себя ею (сделать вид, что это ребенок хотел обнять взрослого) и т.д.;

- если ребенок истерит, не обращать внимания на это. Лучше сказать, что вам не нравится, когда он так делает, и когда он захочет побыть с вами, пусть приходит к вам в комнату;

- если ребенок все бросает и рушит, то в такой ситуации, как и в случае с двигательными стереотипиями, необходимо озвучивать проявления ребенка и опережать его движения;

- если ребенок погружен в игры-манипуляции с предметами, необходимо придать им смысл: выкладывание цепочек из кубиков – «строим поезд», разбрасывание кусочков бумаги – «устраиваем салют», тряски руками – «машем крыльями, как птицы» и т.д.


Ребенок с нарушением речевого развития


Дошкольный возраст

  • Посещать занятия с логопедом.

  • Проводить гимнастику для языка (упражнения должны выполняться перед зеркалом, что поможет ребенку проконтролировать правильность выполнения упражнений).

  • Выполнять пальчиковую гимнастику, т.к. на кончиках пальцев ребенка есть нервные окончания, тесно связанные с речевыми зонами коры головного мозга. Массаж пальчиков, нанизывание бусинок, закручивание крышечек, шнуровка, игра с мозаикой, выполнение аппликаций, лепка, раскрашивание – все это поможет ребенку развить как мелкие мышцы рук, так и речь в целом.

  • Проводить дыхательную гимнастику (комплекс специальных упражнений, направленных на усовершенствование речевого дыхания и выработки плавного ротового выдоха (2-4 секунды) с постепенным увеличением длительности выдоха (6-8 секунд).

  • Не повторять за ребенком неправильное произношение звуков, т.к. дети склонны к наследованию.


Следует помнить! Речь родителей является образцом для наследования ребенком. Именно поэтому речь родителей в общении с ребенком должна быть правильной (без речевых нарушений и «сюсюкания»), разборчивой (с четким произношением слов, с выделением ударного слога), простой (насыщенной простыми фразами из 2-4 слов), повторяемой (с многоразовым использованием одних и тех же слов на протяжении определенного периода), живой (сопровождаться выразительной мимикой и жестами).

  • Проводить упражнения для растягивания подязыковой связки.

  • Читать рассказы, стихи, прозаичные произведения, что является очень важным для создания в мозгу ребенка межпредметных и причинно-следственных связей.

  • Проводить упражнения на тренировку и развитие речевого аппарата в игровой форме.

Школьный возраст

  • Обучать ребенка чтению, изучать буквы:

- знакомить ребенка не с алфавитным обозначением буквы (например, «Же», «еС», «Ка»), а со звучанием соответствующего звука ([Ж], [С], [К] и т.д.);

- вылепить букву, которая изучается, из теста или пластилина, выгнуть из тонкой проволоки, выложить из ниточки, спичек, нарисовать ее в виде сказочного героя, животного, предмета из близкого окружения или птички, на которых похожа буква;

- узнавать буквы на ощупь, когда ребенок с завязанными глазами трогает объемную пластмассовую (вылепленную, вышитую толстыми нитками и т.д.);

- изготовить трафареты букв и обводить их, что также поможет овладеть навыками письма.

  • Продолжать посещать занятия с логопедом и проводить упражнения на развитие и тренировку речевого аппарата.

Для заметок____________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________


____________________________________________________________________________






























Терминология

Аутизм – расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Все указанные признаки проявляются в возрасте до трёх лет. Схожие состояния, при которых отмечаются более мягкие признаки и симптомы, относят к расстройствам аутистического спектра. Детский аутизм – состояние психики, при котором ребенок полностью уходит в свои переживания и отстраняется от внешнего мира; при этом отсутствуют элементарные бытовые навыки и речь. Особенности: Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).

Гиперактивность – состояние, при котором активность и возбудимость человека превышает норму. В случае, если подобное поведение является проблемой для других, гиперактивность трактуется как психическое расстройство. Гиперактивность чаще встречается у детей и подростков, чем у взрослых людей, так как вызывается эмоциями. Причинами гиперактивности могут быть инфекции, родовые травмы, преждевременные или трудные роды. Другие возможные причины – свинцовое отравление, плохое или неправильное питание.

Дети с особыми образовательными потребностями – это дети с психофизическими нарушениями, которые не дают возможность получать образовательные услуги. Для их обучения необходимо обеспечение дополнительной поддержки и создание особых образовательных программ, отличных от стандартных.

Детские церебральные параличи (сокр. ДЦП) – собирательный термин, объединяющий группу хронических непрогрессирующих симптомокомплексов двигательных нарушений, вторичных по отношению к поражениям и/или аномалиям головного мозга, возникающим в перинатальном периоде. Отмечается ложное прогрессирование по мере роста ребёнка. ДЦП не является наследственным заболеванием. Спастическая тетраплегияодна из самых тяжелых форм ДЦП, являющаяся следствием аномалий развития головного мозга, внутриутробных инфекций и перинатальной гипоксии с диффузным повреждением полушарий головного мозга. Для данной формы характерно раннее формирование контрактур, деформаций туловища и конечностей. Почти в половине случаев двигательные расстройства сопровождаются патологией черепных нервов: косоглазием, атрофией зрительных нервов, нарушениями слуха, псевдобульбарными расстройствами. Довольно часто у детей отмечают микроцефалию, которая, разумеется, носит вторичный характер. Тяжёлый двигательный дефект рук и отсутствие мотивации исключают самообслуживание и простую трудовую деятельность. Спастическая диплегиянаиболее распространённая разновидность церебрального паралича (3/4 всех спастических форм), известная раннее также под названием «болезнь Литтла». Нарушается функция мышц с обеих сторон, причём в большей степени ног, чем рук и лица. Для спастической диплегии характерно раннее формирование контрактур, деформаций позвоночника и суставов. При этой форме, как правило, наблюдается тетраплегия (тетрапарез), однако преобладает мышечная спастика в ногах. Наиболее распространённые проявления – задержка психического и речевого развития, наличие элементов псевдобульбарного синдрома, дизартрия и т. п. Часто встречается патология черепных нервов: сходящееся косоглазие, атрофия зрительных нервов, нарушение слуха, нарушение речи в виде задержки её развития, умеренное снижение интеллекта (в том числе вызванное влиянием на ребёнка окружающей среды (оскорбления, сегрегация). Прогноз двигательных возможностей менее благоприятен, чем при гемипарезе. Эта форма наиболее благоприятна в отношении возможностей социальной адаптации. Степень социальной адаптации может достигать уровня здоровых при нормальном умственном развитии и хорошем функционировании рук. Гемиплегическая формахарактеризуется односторонним спастическим гемипарезом. Рука, как правило, страдает больше, чем нога. Дети с гемипарезами овладевают возрастными навыками позже, чем здоровые. Поэтому уровень социальной адаптации, как правило, определяется не степенью двигательного дефекта, а интеллектуальными возможностями ребёнка. Дискинетическая форма. При этой форме, как правило, повреждаются структуры экстрапирамидной системы и слухового анализатора. В клинической картине характерно наличие гиперкинезов: атетоз, хореоатетоз, торсийная дистония, дизартрия, глазодвигательные нарушения, снижение слуха. Характеризуется непроизвольными движениями (гиперкинезами), повышением мышечного тонуса, одновременно с которыми могут быть параличи и парезы. Речевые нарушения наблюдаются чаще в форме гиперкинетической дизартрии. Интеллект развивается в основном удовлетворительно. Отсутствует правильная установка туловища и конечностей. У большинства детей отмечается сохранение интеллектуальных функций, что прогностично благоприятно в отношении социальной адаптации, обучения. Дети с хорошим интеллектом заканчивают школу, средние специальные и высшие учебные заведения, адаптируются к определённой трудовой деятельности. Атаксическая форма (атонически-астатическая форма). Характеризуется низким тонусом мышц, атаксией и высокими сухожильными и периостальными рефлексами. Клинически характеризуется классическим симптомокомплексом (мышечная гипотония, атаксия) и различными симптомами мозжечковой асинергии (дисметрия, интенционный тремор, дизартрия). При этой форме ДЦП подчёркивается умеренная задержка развития интеллекта, а в ряде случаев имеет место олигофрения в степени глубокой дебильности или имбецильности. Более половины случаев диагностированной данной формы являются нераспознанные ранние наследственные атаксии.

Задержка психического развития (сокр. ЗПР) – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. ЗПР, как психолого-педагогический диагноз ставится только в дошкольном и младшем школьном возрасте, если к окончанию этого периода остаются признаки недоразвития психических функций, то речь идёт уже о конституциональном инфантилизме или об умственной отсталости.

Инклюзивное образование (фр. inclusif – включающий в себя, лат. include – заключаю, включаю) – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Инклюзия (от inclusion – включение) – процесс увеличения степени участия всех граждан в социуме, и в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии. Он предполагает разработку и применение таких конкретных решений, которые смогут позволить каждому человеку равноправно участвовать в академической и общественной жизни. Термин инклюзия имеет отличия от терминов интеграция и сегрегация. При инклюзии все заинтересованные стороны должны принимать активное участие для получения желаемого результата.

Интегрированное обучение – это обучение (воспитание) в совместной образовательной среде детей с ограниченными возможностями здоровья (дети с задержкой психического развития, с тяжелыми формами нарушения речи, дети-инвалиды и т.д) и детей, не имеющих таких ограничений, посредством обеспечения детям с ограниченными возможностями здоровья специальных условий обучения/воспитания и социальной адаптации, не снижающих в целом уровень образования для детей, не имеющих таковых ограничений в классе.

Нарушение зрения – это ухудшение остроты зрения по какой-либо причине. Причем к нарушениям зрения относятся нарушения связанные не только с аномалиями рефракции или аккомодациями. К ним относится весь перечень глазных заболеваний, которые приводят к ухудшению остроты зрения. Нарушение рефракции, т. е. ухудшение способности глаза различать четко предметы, находящиеся на определенном расстоянии от глаза. Нарушение аккомодации – например пресбиопия, ухудшение четкости при разглядывании различно удаленных предметов. Нарушение периферического зрения – ухудшение способности видеть объекты расположенные сбоку от глаз, предметов в движении. Нарушение адаптации – это нарушение зрения характеризуется ухудшением адаптации глаза в условиях с быстро меняющимся освещением. Например, с этим видом нарушения зрения глаз длительное время приспосабливается к темноте, либо вообще не может адаптироваться. Гемералопия – нарушение способности ориентироваться в сумерках или в темном помещении (nyctalopsia - куриная слепота).

Нарушение речевого развития – термин подразумевающий наличие различных видов отклонений в развитии речи. Дислалия – дефектное произношение некоторых звуков. Дизартрия – нарушение произношения, вызванное недостаточной работой нервов, связывающих речевой аппарат с центральной нервной системой (то есть недостаточной иннервацией); при дизартрии страдает произношение всех групп звуков. Особенности: «смазанная» речь, нарушение голосообразования, ритма, интонации и темпа речи. Ринолалия – это нарушение тембра голоса, вызванное анатомическими дефектами речевого аппарата. Особенности: голос приобретает «носовое звучание». Заикание – нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызванное судорогами мышц лицевого аппарата; возникает в возрасте 2-2,5 лет. Особенности: вынужденные остановки в речи, повторения отдельных звуков и слогов, добавление перед отдельными словами лишних звуков («А», «И»). Алалия – это полное или частичное отсутствие речи у детей (до 3-5 лет); оно обусловлено недоразвитием или поражением речевых областей в левом полушарии коры головного мозга, наступившем во внутриутробном или раннем развитии ребенка. Особенности: моторная алалия – ребенок понимает речь, но не умеет её воспроизводить; Сенсорная алалия – ребенок не понимает чужую речь; наблюдается автоматическое повторение чужих слов (вместо ответа на вопрос малыш повторяет сам вопрос). Мутизм – прекращение речевого развития из-за психической травмы. Особенности: общий мутизм – ребенок не говорит вообще; избирательный мутизм – своим молчанием малыш протестует против каких-либо обстоятельств или людей. Общее недоразвитие речи характеризуется нарушением произношения и различения звуков, маленьким словарным запасом, затрудненным словообразованием и словоизменением, неразвитой связной речью.

Нарушение слуха – полное (глухота) или частичное (тугоухость) снижение способности обнаруживать и понимать звуки. У человека нарушение слуха, делающее невозможным восприятие речи, называется глухотой, а более лёгкие степени нарушения слуха, затрудняющие восприятие речи – тугоухостью (нейросенсорной, кондуктивной или смешанного характера). Кроме того, глухота бывает врождённая или приобретённая.

Умственная отсталость – это стойко выраженное снижение познавательной деятельности ребенка, возникающее на основе органического поражения центральной нервной системы. Страдает интеллект и эмоционально-волевая сфера. Олигофрения – клиническая форма умственной отсталости, характеризующая общее необратимое недоразвитие мозговых структур. Деменция – приобретенное слабоумие. Возникает либо начинает прогрессировать в возрасте 2-3 лет.


35




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Блашко Наталья Богдановна

Дата: 15.01.2019

Номер свидетельства: 495443

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства