Просмотр содержимого документа
«Технология "Портфолио" в работе с детьми с ОВЗ»
«Портфолио (портфель достижений) обучающегося как накопительная форма личностных достижений школьника с нарушениями зрения»
Слайд 1. Добрый день, меня зовут Шишова Юлия Владимировна, я воспитатель Государственного общеобразовательного учреждения Ярославской области «Гаврилов-Ямская школа - интернат». Свое сегодняшнее выступление я хочу посвятить теме «Портфолио обучающегося как накопительная форма личностных достижений школьника с нарушениями зрения.
Слайд 2. Я работаю с детьми, имеющими зрительную патологию различной степени тяжести (в моей группе есть слепые и слабовидящие) с обучающимися начальных классов. Именно на эту категорию детей я и буду ориентироваться в процессе своего выступления.
Слайд 3. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ФГОС) в основу оценочной системы положены планируемые результаты освоения обучающимися адаптированной основной общеобразовательной программы (далее – АООП).
Слайд 4. Планируемые предметные, метапредметные и личностные результаты освоения АООП обеспечивают связь образовательной и коррекционно-развивающей работы образовательной организации, осуществляемой в соответствии с требованиями ФГОС, и системы оценки результатов освоения обучающимися программного материала.
Достижение школьниками с нарушениями зрения определенного уровня личностных результатов является, бесспорно, одним из важных показателей успешности образовательного процесса, т.к. именно личностные результаты, включающие в себя овладение социальными (жизненными) компетенциями, обеспечивают социализацию обучающихся, их адаптацию в различных средах. Как правило, оценка личностных результатов освоения АООП требует качественного подхода.
Слайд 5 Для воспитателя при оценке личностных результатов особую роль играет целенаправленное систематическое наблюдение, которое осуществляют все педагогические работники образовательной организации (воспитатели, учителя, учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги и т.д.). Для фиксации результатов наблюдения в нашей школе используется карта сформированности личностных результатов воспитанников. Не менее важную роль в этой работе играет портфолио.
Различные вопросы использования портфолио при работе с обучающимися без ограничений по здоровью нашли широкое отражение в психолого-педагогической литературе. Во многих работах представлено применение портфолио как средства личностного развития обучающихся.
Слайд 6. При этом использование портфолио в работе с обучающимися, имеющими зрительные патологии в настоящий момент не описано в научной и методической литературе. В то же время, на наш взгляд, портфолио, будучи одной из современных технологий оценки индивидуальных достижений, может стать востребованным рабочим инструментом в руках воспитателя, осуществляющего сопровождение детей с особыми образовательными потребностями.
Слайд 7. Что же такое портфолио?
Это понятие имеет множество определений:
Портфолио–это спланированная заранее индивидуальная подборка достижений учащихся (Т. Г. Галактионова);
Портфолио-коллекция работ учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс или достижения в определенной области. (Р. Марцано);
Портфолио–систематический и специально организованный сбор доказательств, используемых педагогом и учащимся для мониторинга знаний, навыков и отношений обучаемых (К.Варвус);
Портфолио - коллекция работ учащегося, всесторонне демонстрирующая не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению ( Д.Майер).
Технология портфолио (от англ. portfolio – портфель, папка для документов; от лат. portare – носить, folium – лист для записи) – способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных образовательных достижений ребенка в определенный период его обучения, призванный дополнить традиционные контрольно-оценочные средства и позволяющий учитывать достигнутые им результаты.
Портфолио для ребенка с ОВЗ используется как организатор деятельности (учебный органайзер), и хранилище материалов, и зеркало пути, пройденного каждым отдельным учеником в соответствии с его индивидуальностью, потребностями и физиологическими особенностями.
Слайд 8. В целом, применение технологии «Портфолио» в работе с ребёнком с ограниченными возможностями здоровья строится по одним и тем же принципам:
- портфолио применяется у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с целью индивидуализации и дифференциации процесса обучения в школе, формирования у обучающихся мотивации на достижение определенных результатов воспитания, развития и социализации.
- портфолио используется как способ накопления и оценки индивидуальных достижений ребенка в период его обучения в начальных классах по различным направлениям.
Слайд 9. оцениваются индивидуальные достижения в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной за учебный год, свидетельствующих о его усилиях, прогрессе и достижениях в различных областях за весь период его обучения в начальной школе.
Портфолио включает комплекс документов, представляющих совокупность сертифицированных и несертифицированных индивидуальных учебных достижений, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки, которая наряду с предметными результатами является составляющей рейтинга учащихся.
Портфолио служит для сбора информации о продвижении обучающегося в учебной деятельности, для оценки достижения планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования, отвечающих требованиям стандарта к основным результатам начального образования, для подготовки карты представления ученика при переходе на вторую ступень обучения.
Цели и задачи
Слайд 10. Цель внедрения технологии портфолио –собрать, систематизировать и зафиксировать результаты индивидуального развития школьника, его усилия, прогрессии достижения в различных областях деятельности, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.
Слайд 11. Основными задачами применения портфолио являются:
создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
поддержка инициативы обучающегося в различных видах деятельности;
максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;
развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию и активности;
формирование установки на творческую деятельность, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
Слайд 12
формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;
приобретение и развитие навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями;
укрепление взаимодействия с семьей ученика, повышение заинтересованности родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности со школой;
вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.
Слайд 13. Зачем же необходимо портфолио воспитателю? Какие функции образовательного и воспитательного процесса реализуются с его помощью?
Диагностическая: фиксирование изменений и рост показателей за определенный период времени, позволяющих проследить личностный рост ребенка, формирование умения учиться, особенности эмоциональной жизни ученика.
Мотивационная: поощрение детей, педагогов и родителей к взаимодействию в достижении положительных результатов.
Развивающая: обеспечение непрерывности процесса развития, обучения и воспитания от класса к классу, позволяющего проявить творческие способности
Воспитательная — осознание в себе ученика, человека, ценностных ориентаций.
Контролирующая и оценивающая — оценивание своих достижений в учебной деятельности, помогающие ребенку осознать и зафиксировать свои успехи, проанализировать свой учебный опыт, задуматься над результатами своего труда.
Содержание и содержание портфолио
Содержание портфолио обучающегося со зрительной патологией практически не отличается от портфолио ученика массовой школы, лишь имеет свои специфические особенности.
Слайд 14- титульный лист, который содержит основную информацию (фамилия, имя, отчество, учебное заведение, класс, контактную информацию и фото ученика (по желанию родителей и ученика), который оформляется педагогом, родителями (законными представителями) совместно с учеником;
Титульный лист (как и другие страницы портфолио) для слабовидящего ребенка должен быть оформлен согласно индивидуальным офтальмоэргономическим рекомендациям (цвет, шрифт, размер, контраст, четкость). Как вы можете видеть на слайде, оформление первого титульного листа не подходит для ребенка с нарушенным зрением, так как использование темных цветов и отсутствие достаточного контраста недопустимо.
слайд 15. а для незрячего ребенка титульный лист и другие страницы должны быть оформлены шрифтом Брайля.
-портфолио включает основную часть, которая включает в себя:
Слайд 16. раздел «Содержание», в котором указываются разделы, имеющиеся портфолио.
раздел «Мой портрет» - помещается информация, которая важна и интересна для ребенка («Мое имя», «Моя семья», « Мои друзья», «Мои увлечения» «Мой город»);
Слайд 17. раздел «Моя учеба» - в этом разделе заголовки листов посвящены конкретным школьным предметам. Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, творческими работами. Здесь же подраздел «Мои успехи в учебе», где размещаются итоговые листы успеваемости, документы, подтверждающие успехи в учебной деятельности;
Слайд 18. раздел «Мои достижения » - все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности. Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий (для слабовидящих детей) и кратких сообщений на тему (для незрячих школьников); также для незрячих детей целесообразно помещать диски (флеш – карты) с записями мероприятий.
Слайд 20. раздел «Мое творчество» - в этот раздел помещаются творческие работы учащихся: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка) можно поместить ее фотографию;
Раздел «Отзывы и пожелания» - размещается положительная оценка педагогами стараний ученика;
Слайд 21. «Портфолио работ» - включает в себя выборку детских работ — формальных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе посещаемых учащимися коррекционных, внеучебных занятий, реализуемых в рамках адаптированной образовательной программы образовательного учреждения. В зависимости от цели и задач применения технологии портфолио может содержать различные материалы: успешные и неудачные, пробные работы, черновики и др.
Обязательной составляющей портфеля достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам.
Слайд 22. Так как создание портфолио ребенка с ОВЗ - это работа коллективная, в которой задействованы все участники психолог – медико – педагогического консилиума школы. Представленные материалы должны сопровождаться письменными комментариями учителей, специалистов службы психолого-педагогического сопровождения обучающихся. Портфолио – это не только копилка достижений ребенка с ОВЗ. Это диагностический инструмент. Такой подход позволит составить достоверный портрет обучающегося для определения индивидуальной траектории его развития, для оказания школьнику своевременной коррекционной помощи и психолого-педагогической поддержки. Материалы портфолио, отражающие объективную картину развития ребенка, образовательная организация может использовать на заседаниях психолого- педагогического консилиума, на педагогических и методических советах. Такое портфолио может оказать помощь в консультировании родителей по вопросам обучения, воспитания и развития ребенка с нарушениями в развитии . В некоторых случаях материалы портфолио могут быть представлены в психолого-медико-педагогическую комиссию для решения вопроса о подтверждении или смене варианта АООП.
Слайд 23. Порядок формирования портфолио
Портфолио обучающегося начальных классов является одной из составляющих системы оценки достижения планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы НОО и играет важную роль при переходе ребенка в 5 класс средней школы для определения вектора его дальнейшего развития и обучения.
Период составления портфолио – 1-5 года (1-4 дополнительный классы начальной школы). Портфолио оформляется в папке-накопителе с файлами на бумажных носителях.
Ответственность за организацию формирования Портфолио и систематическое заполнение и знакомство родителей (законных представителей), администрации школы с его содержанием возлагается на воспитателя (в условиях школы – интерната) или классного руководителя.
Портфолио хранится в образовательном учреждении в течение всего времени пребывания ребенка в нем. При переводе ребенка в другое образовательное учреждение портфолио выдается на руки родителям (законным представителям) вместе с личным делом ребенка.
Слайд 24. В формировании Портфолио ребенка с ОВЗ участвуют: обучающиеся, воспитатели, классные руководители, учителя - предметники, педагог-психолог, дефектологи, администрация школы, родители (законные представители). Таким образом, портфолио может стать помощником в решении проблемы межведомственной кооперации. Желательно, чтобы этот инструмент стал неким отражением успешности и творческого потенциала личности с самого раннего возраста ребёнка. При формировании портфолио ребенка с нарушениями зрения существенно возрастает роль родителей. Зрительная депривация может помешать ребенку. Именно родители должны помочь обучающемуся в овладении навыками: систематичность и регулярность ведения Портфолио, достоверность сведений, предоставленных в Порфолио, аккуратность и эстетичность оформления, разборчивость при ведении записей, целостность представленных материалов, наглядность. Для осуществления такого взаимодействия воспитателем оказывается поддержка семьям школьников в отборе и оформлении материалов для портфолио. Она может быть организована в виде консультаций, мастер-классов, сообщений на родительских собраниях, в виде информационного блока на сайте образовательной организации.
Слайд 25. В разговоре о технологии «Портфолио» нельзя не отметить некоторые характерные психологические особенности детей со зрительной депривацией. Это прежде всего нарушенное формирование самооценки. Тифлопедагоги отмечают неадекватность представлений о себе у детей с нарушением зрения, причем часто степень нарушения дефекта часто прямо пропорциональна нарушению самооценки. Именно поэтому при формировании портфолио акцент переносится с оценки обучения на самооценку. Анализ и обобщение моего практического опыта показывают, что обучающиеся с нарушениями зрения активно включаются в сбор материалов для своего «портфеля достижений»: собирают грамоты, дипломы, фотографии, рисунки, аппликации и др. Следует отметить, что некоторые школьники переживают, если в портфолио попадают контрольные работы, диктанты, тесты с низкими оценками. Таким образом, формат портфолио способствует формированию адекватной самооценки школьника, позволяя наглядно продемонстрировать обучающемуся его индивидуальные результаты в самых разных областях.
В заключение хочется еще раз отметить, что Портфолио – это не просто папка с грамотами, оно должно представлять собой и форму, и процесс организации, и технологию работы учащихся с ОВЗ с продуктами их собственной творческой, исследовательской, проектной или познавательной деятельности, предназначенными для демонстрации, анализа и оценки, для развития рефлексии, для осознания и оценки ими результатов своей деятельности.